СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад « Роль семьи в воспитании нравственного поведения, этических норм и личностных качеств детей с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для педагогов, работающих с воспитанниками с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Доклад « Роль семьи в воспитании нравственного поведения, этических норм и личностных качеств детей с ОВЗ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Коробчеевская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Городского округа Коломна Московской области»

140490, Московская обл., Коломенский р-он, факс, тел.: 8 (496) – 61 7 – 63 – 03

с. Коробчеево, ул. Школьная, д. 1«Б», e-mail:Korobcheevomsk@mail.ru











Доклад на школьном методическом объединении воспитателей

« Роль семьи в воспитании нравственного поведения, этических норм и личностных качеств детей с ОВЗ»









Составитель:

Стрельникова Наталья Николаевна,







Февраль 2022-2023 учебный год






Доклад « Роль семьи в воспитании нравственного поведения, этических норм и личностных качеств детей с ОВЗ»

Доброго времени суток уважаемые родители. Сегодня снова хочу поговорить с вами о роли семьи в воспитании нравственного поведения, этических норм и личностных качеств детей с ОВЗ.

Дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. На латыни нравы звучат как moralis - мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравственность, этичность – это личностные характеристики, которые объединяют качества такие как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. Сутью нравственного воспитания являются: гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.

Нравственное, этическое и личностное воспитание начинается в семье. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг. Полноценная семья, включая мать, отца, детей, бабушку и дедушку, на основе родственных взаимосвязей развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит мостиком в будущее. Как воспитывать в детях нравственность, этичность? Многие родители задаются этим вопросом. Антон Семенович Макаренко, известный педагог по этому поводу сказал: «Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение». Нам, родителям стоит особое внимание обратить на себя. Давайте оглянемся на то, как мы себя ведем, на наши поступки, слова, отношение к людям, детям, престарелым членам семьи, животным, семейным ценностям и традициям. Дети копируют нашу модель поведения, так как считают ее заведомо правильной, именно мы представляем для ребенка «живой» пример взаимоотношений внутри семьи. Иногда, в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно наблюдать формы поведения родителей, которые нарушают адекватный ход социализации детей. Примером подобного является подсознательное «отвержение» ребенка. «Отвержение» выражается в отсутствии интереса к ребенку, недостаточности взаимодействия с ним, грубом обращении, физическом наказании. Особое внимание нужно уделить психологическому отвержению, которое заставляет ребенка думать, что он «плохой», «недостоин родительской любви и внимания». В результате у детей формируется заниженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность.

Негативное влияние на развитие психики ребенка с ОВЗ оказывает и чрезмерная опека его родителей. Большинство родителей испытывают неосознанное чувство вины перед ребенком, жалеют его, стараются все сделать за него, выполняют каждое желание. В этих случаях дети растут не самостоятельными, неуверенными в себе, в такой ситуации тяжело формировать у ребенка нравственные, этические и личностные качества. Для них характерна психическая и социальная незрелость, которая препятствует социальной адаптации. Сегодня тревожит тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками эффективного взаимодействия с ними. Родители фактически не знакомы с детьми, потому что не хотят или не могут (в силу занятости) потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить детям быть такими, каковы они на самом деле. Взрослые настолько заняты повседневной суетой, что им некогда общаться и играть со своими детьми. Я рекомендую Вам как можно чаще проводить время вместе со своими детьми: играть, искренне интересоваться ими, беседовать, читать книги и просто любить. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Обратите внимание на то, что, поощряя ребёнка, подчёркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, вы вызываете положительные эмоции у ребёнка, укрепляете его веру в свои силы, пробуждая социально необходимые качества личности.

Ценности семьи, которые усваивает ребёнок с первых лет жизни, имеют огромное значение для становления его нравственных, этических взглядов, которые формируют понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи. Вследствие этого считаю необходимым дать ряд рекомендаций родителям: Станьте другом для вашего ребенка.

К главным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, духовной преемственности поколений. Пожалуйста, познакомьте ваших детей с этими семейными реликвиями, если они имеются в вашем доме.

Традиционными источниками нравственности являются: — патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству, долг перед Отечеством) расскажите детям об их малой родине, познакомьте с главными государственными символами России( флагом, гербом, гимном) нарисуйте их совместно, выучите слова гимна ,объясните , как должен вести себя ребенок во время исполнения гимна.

Важной духовной семейной традицией было, да и сейчас все чаще к этому возвращаются, обязательное приобщение ребенка к религии, которую исповедует семья. Соблюдение религиозных традиций, праздников, обрядов и обычаев. Научите уважать людей другой веры.

Одна из главных духовных семейных традиций - уважительное отношение к старшему поколению (к дедушкам и бабушкам). Именно они являются хранителями духовного наследия семьи и прививают уважительное отношение к семейным традициям, любовь к родному краю, Родине, через народные песни, сказки, поговорки и просто через непосредственное общение. Пройдут годы, а дети с такой любовью и ностальгией вспоминают бабушку и дедушку. Ведь это и есть семейные ценности, которые передаются от старшего поколения к младшему. Дети должны знать, при каких условиях выросли их бабушки и дедушки, через какие испытания они прошли. Пожалуйста, поговорите с детьми, расскажите о старшем поколении вашей семьи, необходимо, чтобы дети уважали старших, гордились своими предками.

Я хотела бы еще порекомендовать применять методы упражнений и убеждений для формирования и развития личностных качеств ваших детей:

• «методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, внушение, пример);

• методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

• методы стимулирования (поощрение, наказание). Действенным методом нравственного воспитания является личный пример родителей, который оказывает большое влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика. Преобладание духовных ценностей над материальными.

1) для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители и воспитатели должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;

2) воспитание трудолюбия также накладывает отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны;

3) в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Читайте как можно больше сказок, рассказов, которые несут в себе воспитательный и поучительные смыслы;

4) чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо: — активно «слушать» его переживания и потребности, — безусловно принимать ребёнка, — проводить время вместе (читать, играть, заниматься), — не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется, — помогать, когда просит, — поддерживать успехи, — делиться своими чувствами (значит доверять), — конструктивно разрешать конфликты, — использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший…», — обнимать ребёнка как можно чаще;

5) немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи.

Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности. Отсюда очевидна возрастающая роль семьи в формировании духовно-нравственных основ подрастающего поколения. Укрепление воспитательных возможностей семьи — одно из важнейших направлений оздоровления духовно-нравственного климата в стране.

Дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Для освоения нравственного опыта, они нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт подростков ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Результатом нравственного воспитания является нравственная и этическая воспитанность, духовность, которая выражается в ценных для общества свойствах и качествах личности. Нравственная воспитанность, этичность – это устойчивость положительных привычек и норм поведения, культура отношений и общения в условиях семьи. Она видна в жизненной позиции конкретной семьи, в единстве слова и дела, в этических убеждениях и гражданском мужестве, отношению к семье. Общество заинтересовано в воспитании высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

Выводы: Таким образом, нравственное воспитание, осуществляемое в школе и семье способствует формированию нравственно - этических и личностных качеств ребенка. Семья, являясь важным фактором социализации ребенка, может как способствовать социальной интеграции индивида, так и препятствовать ей. От того, насколько правильны и гармоничны будут взаимоотношения в семье, зависит успешность социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В заключение, хочу отметить, если в наших семьях в приоритете будут семейные ценности и здоровые традиции, любовь к ближнему, взаимопомощь, уважение к старшим, положительное отношение к физическому труду; то и в школе и со сверстниками дети будут вести себя как подобает воспитанным людям. Каждый ребенок должен гордиться своей семьёй, где бережно чтут традиции, обычаи и стараются быть похожим на своего отца, быть таким же смелым и достойно носить звание «настоящего мужчины», где чтут память о героях своих семей. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый обучающийся мог сказать, «У меня самая лучшая семья! Я люблю свою семью! Закончу словами известного педагога Антона Семеновича Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни». Уважаемые родители, помните, что все хорошее и плохое закладывается человеку с детства! Семья — это самое важное в жизни. Берегите себя и своих близких.