"Роль школьного музея в системе гражданско-патриотического воспитания в школе"
(работа старшей вожатой МБОУ СОШ №3 станицы Абадзехской Майкопского района, Республики Адыгея Купиной Елены Алексеевны).
НА КОНФЕРЕНЦИЮ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Патриотическое воспитание – важнейшая составляющая в процессе воспитания и обучения школьников, в формировании нравственной оседлости и чувства Родины.
Патриотическое мировосприятие основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего Отечества. Это не случайный набор фактов, а события, которые люди не без основания выстраивают в один ряд.
Патриотические традиции в нашей стране были значительным фактором общественного сознания уже с давних времен. В лихие времена всегда обращались к подвигам предыдущих поколений. И хотя звучные слова «патриот, патриотизм» вошли в русский язык довольно поздно (не ранее XVIII), но то, что составляет это понятие, было присуще жителям нашей страны издревле. Народ всегда помнит своих героев и как память о них, как символ служения Отечеству строят в городах и селах церкви, посвященные героям давних битв, памятники, обелиски.
В нынешний век прививать патриотические чувства подрастающему поколению становится более актуальной темой. Каждый педагог пытается в своих учениках пробудить интерес к своему городу, поселку; сформировать у них осознанное отношение к истории, вселить в них гордость за свой народ и уверенность в прекрасное будущее нашей страны. Школьный музей может сыграть огромную роль в духовном развитии школьников.
Музей – это хранитель традиций, которые накапливаются и обновляются. Музей обеспечивает учащимся создание среды, благоприятной для творческого развития. Его воспитательные и образовательные возможности огромны:
он может быть органом ученического самоуправления;
средством воспитания общественной активности;
серьезным подспорьем в обучении;
средством, повышающим общую культуру учащихся.
Каждый учитель и классный руководитель может использовать воспитательные возможности школьного музея, начиная с обзорной экскурсии, для своего класса, проводя различные мероприятия, уроки в рамках работы и в условиях музея, занимаясь поисковой деятельностью.
Патриотическое воспитание в МБОУ СОШ №3 ст.Абадзехской занимает главное место в системе образовательного процесса. Центром воспитательной работы школы является иторико-краевдческий музей «Память». Музей является источником обогащения учащихся знаниями о родной станице, районе, Республике Адыгея, всей России. Он создан учащимися и учителями и помогает воспитывать интерес к прошлому, любовь к своей Родине, к людям труда, знакомит с героической борьбой земляков с захватчиками, показывает примеры и факты героизма и патриотизма. Материалы музея позволяют находить в событиях, поступках, предметах, на первый взгляд, не имеющих ничего общего с героикой и патриотизмом, кропотливый труд, беззаветную преданность делу, которое выполняешь, нравственные идеалы, лежащие в основе многих поступков, любовь к своей малой Родине, уважение к людям, что по большому счёту и есть патриотизм.
В музее есть два отдела:
- зал, посвященный участию жителей станицы в борьбе с фашизмом в тылу и на фронте;
- зал, посвященный казачьей этнокультуре.
Исходя из целей воспитания и имеющихся фондов музея, его программа имеет следующие направления работы:
- военно-патриотическое;
- этнографическое;
- поисковое.

Работа музея направлена на то, чтобы заложить в сознание школьников глубокие патриотические традиции.
Поисково-краеведческая работа музея осуществляется членами кружка «Активисты школьного музея». Кроме того, большую помощь оказывают классы, в которых созданы поисковые отряды. Неоценимую помощь в пополнении фондов оказывают жители станицы, ветераны Великой Отечественной войны, которые являются частыми гостями музея. Собранный материал систематизируется в музее и оформляется по разделам.
С целью сбора материалов проводятся встречи с героями и очевидцами событий, ведется переписка с другими музеями, военкоматами, совершаются экскурсии и экспедиции.
На основе собранных во время экспедиций и экскурсий материалов в музее созданы следующие экспозиции:
- «Наш район в годы Великой Отечественной войны»;
- «Золотые звезды Адыгеи»;
- «По городам-героям»;
- «Их имена помнит Россия»;
- «Они сражались за Родину»;
- «Они погибли за Родину»;
- «Казачьи символы и знаки»;
- «Казаками земля русская множилась»;
- «Из истории станицы Абадзехской» и другие.

Музей работает на основе самоуправления школьников. Во главе его стоит Совет музея, в состав которого входит 4 человека. Совет музея руководит экскурсионной и архивной секциями.
Экскурсоводы проводят тематические и обзорные экскурсии для учащихся, гостей школы. Музейные документы военных лет – фронтовые письма, фотографии, военные книжки, справки из госпиталей, удостоверения и другие не только дают образное представление о быте, санитарно-гигиенических условиях, в которых жили, о состояниях экономики страны, о нравственных ценностях, которые определяли всю деятельность страны, состояние общества в годы Великой Отечественной войны. Музейные документы действуют на чувства подростков и их знания о войне из абстрактных превращаются в конкретные. Формируется негативное отношение к войне. Сами документы, бережно сохраненные на протяжении уже более 60 лет, говорят об их значимости для простых людей. Пожелтевшие, истрепанные от времени они напоминают о тех, кто совершил свой подвиг во имя Родины, во имя жизни. На одном из фронтовых писем, написанном семнадцатилетним юношей, погибшем на войне, химическим карандашом нарисован автомат, а рядом надпись: «За Родину!» Без сомненья можно сказать, что молодой воин ровесник старшеклассников горячо любил свою Родину, был патриотом. В письме другого – курсанта военного училища, встречаем слова: « Наша героическая Красная армия гонит врага на запад…» В этой короткой фразе и отношение к Родине и к армии. Ни один школьник не останется равнодушным к проблемам страны, а особенно нашей современной армии.

Материал экспозиции, рассказывающий о партизанском движении на территории Майкопского района и в окрестностях станицы Абадзехской, включает материалы партизанского отряда под командованием Ф.Г.Рудакова и участника партизанского движения, погибшего от рук фашистов ученика нашей школы Феди Токарева, материал о пионерах-героях нашего района Коле Токареве, Нине Каменевой, Юре Сазонове, Наде Гнездиловой и других, большая работа проделана по сбору сведений о пребывании фашистов на территории станицы с августа 1942 – по январь 1943 года, о тяготах, которые выпали на долю мирного населения. С использованием материалов этой экспозиции музея ежегодно проводятся героические поверки, линейки-памяти. Материал широко используется при проведении классных часов, при написании сочинений. Старшеклассники используют материалы музея, готовя рефераты и доклады о Великой Отечественной войне.
Патриотические традиции всегда широко отражались в народной среде: в песнях и сказаниях, легендах и преданиях. В зале, где представлены материалы по казачьей этнокультуре, находим тому подтверждение. Фотографии и надписи на них показывают истоки патриотизма у наших станичников. Один из казаков, посылая свою фотографию домой, пишет: «Дорогая моя родительница Богоданная! Посылаю Вам свою карточку со службы Ширванском полку Его Императорского Величества.» Яркий пример уважительного отношения к власти, к армии, выполнения своего долга как представителя казачьего сословия и, наконец, отношение к женщине, матери.
Таким образом, в нашем образовательном учреждении ведется целенаправленная работа по патриотическому воспитанию учащихся. Определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности. Предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе патриотизма.
Список литературы:
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы - http: //mon.gov.ru/press/ news/8286
Альманах «Отечество», выпуск 7, 2001 г.
Журналы «Патриот Отечества», №2, 2004 г., №8, 2009 г.
Журналы «Воспитание школьников», 2000 -2008 гг.
Музееведение. – М., 1998г.
Интернет-ресурсы.
6