СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: "Семь образных приёмов рефлексии в конце урока".

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о рефлексии на уроке будет полезен учителям.

Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Семь образных приёмов рефлексии в конце урока".»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Серафимовичская школа – интернат»









Доклад

Семь образных приёмов рефлексии в конце урока.



































Разработчик: Охрименко Н.И.,

учитель штукатурно-малярного дела

высшей квалификационной категории





2021



Образные приёмы рефлексии в конце урока отлично подходят для учеников начальной школы, они просты и понятны для детей. Также их можно использовать и в работе с более взрослыми ребятами.


Начало формы

Конец формы

Букет настроения.

В начале урока учитель раздаёт детям бумажные цветы разных цветов, в самом простом варианте красные и голубые. На доске/листе бумаги изображена ваза. В конце урока педагог просит детей прикрепить к вазе красный цветок, если им понравился урок и они узнали что-то новое, или голубой цветок, если урок не понравился. Можно предложить ребятам и более разнообразный спектр цветов: жёлтый, синий, зелёный. В конце урока цветы собираются в корзину или вазочку.

Цветик – многоцветик.

В целом очень похожий на «Букет настроения» приём. Из цветных лепестков дети выбирают тот, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.

Дерево чувств/дерево настроения.

Ещё одна вариация рефлексии с использованием цвета. Ученики вешают на дерево яблоки красного цвета, если чувствуют себя хорошо и комфортно, если некомфортно – зелёного.

Лучики солнца.

Предлагаем детям представить себя лучиками солнца. На доске/листе бумаги изображено несколько солнышек без лучиков с разными эмоциями (минимум два: радостное и грустное). В конце урока учитель просит прикрепить свой лучик на солнце согласно своему настроению.

Перечисленные техники обычно используются для рефлексии эмоций. Вместо цветов, лепестков или яблок можно использовать и обычные разноцветные карточки.

Далее представлены приёмы для рефлексии состоявшейся деятельности.

Светофор.

«Светофор» поможет ученикам оценить свою деятельность на уроке. Преимущество этой техники в том, что со светофором и значениями его цветов знакомы все: зелёный цвет – всё понятно, жёлтый – есть затруднения, красный – много непонятного. Можно раздать в начале урока каждому ученику набор карточек трёх цветов, а в конце урока попросить поднять карточку выбранного цвета. Или же изобразить светофор на доске/листе бумаги и попросить учеников прикрепить стикер (можно именной) на соответствующий их ощущениям сигнал светофора.

Млечный путь.

Педагог просит детей оценить свой вклад в урок. На плакате изображено звёздное небо. Каждый ученик оценивает свой вклад в работу группы, прикрепляя звезду определённого цвета:

  • красный цвет – не доволен, мог сделать гораздо больше,

  • жёлтый – мог бы работать лучше,

  • зелёный – сделал всё возможное для успеха группы.

Звёздочки наклеиваются на плакат, затем можно организовать обсуждение.

Советы и рекомендации.

Есть очень важное примечание для использования перечисленных техник. Если несколько учителей в одной школе используют один и тот же приём рефлексии, стоит договориться о едином значении цветов, символов и образов, чтобы дети не путались, и им не приходилось каждый раз запоминать новую расшифровку.

Вот примеры, какому настроению какой цвет может соответствовать (конечно, можно придумать и свою систему цветов):

  • красный – восторженное,

  • оранжевый – радостное, тёплое,

  • жёлтый – светлое, приятное,

  • зелёный – спокойное;

  • синий – неудовлетворённое, грустное,

  • фиолетовый – тревожное, напряжённое,

  • чёрный – упадок, уныние.

Есть и более сложный вариант: учитель может попросить детей выбрать цветную карточку, звёздочку и т.п. и самостоятельно объяснить значение своего цвета.

Образные способы рефлексии имеют бесспорные преимущества: они легко готовятся, быстро проводятся и наглядно отражают итог урока: преобладающее настроение, отношение к уроку и т.д. Из перечисленных приёмов можно выбрать один наиболее близкий для класса или использовать разные техники в зависимости от тематики и содержания занятия.

Эти приёмы можно использовать для любого вида рефлексии: эмоциональной, рефлексии деятельности и содержания материала, стоит лишь изменить расшифровку цветов или образов.