ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА Г. ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 175 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ТЕМА ДОКЛАДА:
«СЕНСОРНАЯ КОМНАТА как средство развития детей с ОВЗ»
Подготовила: Учитель-логопед
Дикуха А.В
06.02.2023
г. Донецк
Сенсорная комната - инструмент для сенсорного и познавательного развития детей, а также для нормализации состояния детей с ограниченными возможностями здоровья. Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессию. Такие комнаты бывают разных типов, но все они имеют одну единственную цель – помочь обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему.
Занятия в сенсорной комнате подходят для всех возрастов. В первую очередь в посещении сенсорной комнаты нуждаются очень замкнутые в себе дети, которые сложно идут на контакт со сверстниками. Такая комната позволяет провести коррекцию поведения молчаливого или гиперактивного ребенка, помогает многим ученикам легко пройти адаптационный период. Там особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития. С помощью различных стимуляторов можно воздействовать на все органы чувств. Занятия в сенсорной комнате являются не только отличным проведением времени, а необходимой частью полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проведение работы в сенсорной комнате основано на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
- развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнений, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);
- коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции, тренирующих дыхание).
Занятия в сенсорной комнате:
уменьшают избыточную активность и снимают стресс;
помогают достичь состояния релаксации и душевного равновесия;
уменьшают тревожность, помогают обрести уверенность и спокойствие;
снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;
помогают справиться с навязчивыми детскими страхами;
стимулируют ослабленные сенсорные функции (зрение, осязание, слух;
активируют различные функции нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
помогают развить двигательные функции, мелкую и крупную моторику;
создают хороший эмоциональный фон, понижают утомляемость;
повышают мотивацию к проведению других лечебных процедур.
снижают агрессию и конфликтность;
адаптируют ребенка к детскому коллективу;
активизируют творческий потенциал, развивают воображение, побуждают к познанию окружающего мира.
Основными целями занятий в сенсорной комнате являются:
- стимулирование сенсорного развития детей;
- компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.
- развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей: снятие психоэмоционального напряжения, саморегуляция и самоконтроль, умение управлять своим телом, дыханием, умение передавать свои ощущения в речи, умение расслабляться, освобождаться от напряжения, формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; - уверенность в себе;
Основными задачами в сенсорной комнате являются:
- снимает нервное возбуждение и тревожность;
- активизирует мозговую деятельность;
- развитие коммуникативной сферы детей: эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
- развитие психических процессов и моторики детей: произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость; память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности; развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих формах: релаксация для детей, которая уменьшает тревожное состояние, снижает агрессию, обучает саморегуляции; использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия; непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.
Структура занятия: ритуал начала занятия; упражнения на развитие двигательных навыков; релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение; этап активного взаимодействия с интерактивной средой; ритуал окончания занятия.
Основными показаниями к включению занятий в интерактивной среде сенсорной комнаты в реабилитационный курс могут являться различные психоневрологичекие проблемы: неврозы и неврозоподобные состояния; задержки психомоторного и речевого развития; аутизм; адаптационные расстройства.
Занятия в сенсорной комнате проводятся в индивидуальной и групповой формах. Продолжительность занятия составляет 20-30 минут. Кратность посещения-4-8 раз за курс реабилитации.
Противопоказаниями к посещению сенсорной комнаты являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями является наличие у детей судорожной готовности эписиндрома. При работе с возбудимыми детьми время пребывания сокращается, минимизируется нагрузка на анализаторы. При работе с тревожными детьми исключаются резкие переходы от одного стимула к другому.
В сенсорной комнате есть возможности для развития мелкой моторики. Так, тактильные панели способствуют развитию у детей тактильного, визуального, звукового восприятия; формируют осязательные навыки, мелкую моторику.
Рисование песком (песочная анимация), рисование по воде способствует сенсомоторному развитию, интеграции движений рук и глаз, развитию обоих полушарий головного мозга, воображению, а также снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя.
Методика проведения коррекционной работы основана:
на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.
Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи. Кроме специального оборудования, создающего особую среду, для сенсорного и моторного развития дошкольников важным элементом в ходе занятий выступают разного рода игровые задания и упражнения с использованием волшебного мешочка, сенсорных ковриков, шнуровок, использование материалов М. Монтессори
В ходе специально организованных игр и упражнений у детей развиваются умения находить сходства, различия, устанавливать связи между явлениями, сравнивать, сосредоточенно рассматривать, выполнять задания. Также приобретается больший объем представлений о различных свойствах предметов. Важную роль при этом играет обучение ребенка определению различных свойств предметов на ощупь. Для этого используются разнообразные игры с применением различных материалов и фактур.
Сенсорная комната – волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование – или специальное, или сделанное собственными руками – позволяющее педагогу проводить профилактику и даже лечение нервной системы и органов чувств.
Список используемой литературы:
Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2002.
Брадуо Т.Е., Кириченко Ю.А «Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты» 2010.
Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: прак. рекомендации;
Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007 – ч. 1: Темная сенсорная комната.
http://ticca.ru и др. интернет ресурсы.