Тема: Система эмоционально-волевой подготовки спортсменов.
Кнутас Валентина Ивановна,
преподаватель физической культуры
высшей квалификационной категории
План
Введение
Эмоционально-волевые особенности спортсменов.
Система эмоционально-волевой подготовки спортсменов.
3. Способы и методы регуляция психических состояний спортсменов.
Список литературы
Введение
Одни из ведущих мотивов выбора спортивной деятельности – это развитие индивидуальных физических качеств, укрепление здоровья, а так же развитие личных психологических качеств. Особенность спортивной деятельности - изучение своеобразных основ двигательных действий, в которых реализуются как индивидуальные, так и адаптивные возможности индивида, где скорость реализации зависит от личностных особенностей человека. Для того, чтобы выполняемые занимающимся действия, как в тренировочном процессе, так и в соревновательный период, стали устойчивыми образованиями они должны сформироваться в систему навыков. Действия, выполняемые под контролем сознания, в большинстве случаев, в последующем, в процессе совершенствования навыка, доходят до стадии автоматизма. На качество выполнение таких действий, состоящих из комплекса двигательных актов, могут влиять психические состояния, зависящие от личных качеств занимающихся.
Эмоционально-волевые особенности спортсменов.
Эмоции — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву, являются одним из главных регуляторов деятельности. Если деятельность успешна, относительно мотива деятельности, образуются положительные эмоции. Соответственно, когда деятельность неуспешна — отрицательные эмоции. Как и в любом виде деятельности, в спортивной работе присутствуют положительные эмоций, так и отрицательные, деструктивные эмоции. Систематические занятия избранным видом спорта предполагают влияние на эмоциональную составляющую занимающегося:
эмоциональную устойчивость,
волевые качества,
личную агрессивность.
Показателем эмоциональной устойчивости служит оценка адекватности восприятие окружающей обстановки: характер анализа, оценки, принятие решений, в той или иной ситуации, для достижения поставленной цели, в создавшейся ситуации конкретным индивидом. Выраженностью степени эмоциональной устойчивости являются эмоции и эмоциональные реакции.
Эмоциональная устойчивость - способность к сохранению устойчивости психических и психомоторных процессов, к поддержанию эффективной деятельности в условиях воздействий внешней и внутренней среды, обусловленных эмоциогенными факторами. Эмоциональная устойчивость – это личное качество, обусловленное ценностными ориентациями, выражающееся в способности противостоять эмоциональной напряженности, посредствам мотивации к преодолению последствий психогенных воздействий.
Эмоциональная напряженность характеризуется состоянием резкого понижения устойчивости психических и психомоторных процессов. При этом происходят сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения деятельности. Эмоциональная напряженность приводит к сенсорным нарушениям, отличающимся снижением внимания, точности восприятия и двигательных возможностей.
Эмоционально-интеллектуальные нарушения приводят к утрате способностей обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с условиями реальности. Ослабление контроля над интеллектуальными процессами приводит к снижению критичности оценки своих действий, затрудняют мыслительные операций. В таком состоянии спортсмен склонен к неадекватным решениям, примитивным мыслительным актам.
Эмоциональная напряженность – величина не постоянная. Она изменяется в зависимости от качества взаимодействия с внешней и внутренней средой. Достаточная профессиональная и специальная психологическая подготовка, приспособление к вероятным эмоциогенными факторам, чувство уверенности в своих силах при хорошей подготовленности и адекватной, соразмерной возможностям занимающегося, мотивации ведет развитию эмоционального интеллекта, следственно, к снижению эмоционального напряжения.
Слабая эмоциональная устойчивость отдельных спортсменов может быть компенсирована твердостью характера, потребностью в достижениях, хорошими мотивационными воздействиями тренера или психолога команды, что обеспечивает необходимое оптимальное психическое поведение во время соревновательного цикла. К показателям соревновательной эмоциональной устойчивости относят: характер, интенсивность предсоревновательного и соревновательного эмоционального возбуждения и его изменения, величина его влияния на характер выступления.
Показатели стабильности – помехоустойчивость, устойчивость внутренних функциональных двигательных навыков, спортивной техники, воздействию разного рода помех . Показатели соревновательной мотивации содержат: любовь к спорту в широком смысле понятия, к избранному виду спортивной деятельности, стремление к любой соревновательной борьбе, максимальная работа на тренировках и соревнованиях.
Показатели само регуляции включают: умение правильно осознавать и оценивать свои эмоциональные состояния, правильное воздействие на них (например: словесные само приказы), развитие функции самоконтроля. Оптимальный уровень интенсивности эмоциональных переживаний и состояний в течение спортивной борьбы не остается величиной постоянной. Она изменяется соответственно ситуации спортивных действий, их задачам.
Воля – стадия овладения собственными процессами поведения. Всякий процесс поведения становится волевым тогда, когда он вступает в связь с личностью и когда личность овладевает им. Самое развитие воли становится возможным не иначе, как на основе социального развития личности.
Воля – в обобщенном понимании, трактуется, как способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия. Такая способность основывается на сложном психологическом механизме. Он включает в себя специфические и общие для любой волевой деятельности составляющие. Общими являются опосредствованные поведения (в отличие от импульсивного, ситуативного). Опосредованные поведения определяются внутренним интеллектуальным планом, выполняющим функцию сознательной регуляции деятельности. Интеллектуальный план направлен на решение таких задач, которые при данных условиях приводят к достижению поставленной цели. Поставленная цель сознательно становится ведущим мотивом деятельности.
Волевые усилия в спортивной деятельности - сознательно совершаемое усилие, являющееся толчком (импульсом) к выбору цели, к концентрации внимания на объекте, исполнению принятого решения, к началу или остановке активных учебно-тренировочных действий.
Учебно – тренировочный процесс в физкультурно-спортивной деятельности, чаще всего, связан с объективными волевыми усилиями. В процессе тренировок занимающийся испытывает мышечные напряжения, выполняемые в заданном темпе и объеме в специфических условиях, что требует сосредоточенности внимания. Концентрация внимания спортсмена должна быть направлена на выполнение сложно координационных действий. В этом случае, волевые усилия должны быть направлены на преодоление внешних (звук, свет, выполнения упражнения в измененных условиях при совершенствовании навыка и тд.) и внутренних раздражителей (эмоциональный настрой, конкурирующие мотивы).
Спортивная тренировка является продуктивной, когда занимающийся заканчивает занятия в средней степени утомляемости. В этом случае волевые усилия направляются на преодоление мышечной инертности, заторможенности, иногда, несмотря на своеобразное ощущение боли в мышцах и чувства усталости. При этом нагрузки должны быть адекватны и соразмерны возрасту и физической форме спортсмена. Соблюдение спортивного режима требует от занимающегося постоянного волевого усилия. Спортивные тренировки, состоящие из недельного, месячного, годичного циклов требуют от спортсмена, желающего достичь максимального спортивного результата, постоянной вовлеченности в тренировочный процесс, не смотря на внешние и внутренние детерминанты.
Субъективные волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха в спортивной деятельности направлены на борьбу с опасностями и риском специфичными в избранном виде спортивной деятельности. Их особенность - сильная эмоциональная насыщенность, поскольку они направляются на борьбу с отрицательными эмоциональными состояниями: страхом, робостью, растерянностью, смущением и др. Воля и волевые качества как относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые свидетельствуют о достигнутом личностью уровнем сознательной само регуляции поведения, является неотъемлемой составляющей личности спортсмена.
Агрессия – это поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при наличии положительного подкрепления. Агрессию рассматривают, как попытку преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей. Агрессия возникает в результате ответной реакции индивида на ситуации внешнего воздействия, интерпретируемые как угрожающие или провокационные. Выделяют:
Доброкачественная агрессия направлена жизненно важные процессы и является адаптивной. К такому виду агрессии относят самооборону и псевдо агрессию. К псевдо агрессии относят игровую агрессию (игровые фолы в спортивных играх, единоборства), причинения вреда из-за несчастных случаев и агрессию как самоутверждение в условиях конкуренции. Доброкачественная агрессия, в основном, используется для самореализации и самоутверждения. доброкачественная агрессия – двигатель личного, социального и научного развития.
Враждебная агрессия построена на негативной мотивации, желании причинять страдания жертве. Сюда относят поведение радикальных групп болельщиков, неспортивные действия участников соревновательного процесса, жестко наказуемые регламентами соревнований и порицаемые общественным мнением и социальными институтами.
Цели инструментальной агрессии не связаны нанесением ущерба. Желание причинять страдания жертве отсутствует, да и как таковая, жертва не присутствует на внимании. Командные виды спорта, особенно спортивные игры, нельзя представить без инструментальной агрессии. Она, основываясь на использовании технико-тактических действий игроками, агрессия является эффективным средством получения стратегического преимущества в игре.
Максимальные нагрузки в тренировочном процессе, выполнение режима для, многократно повторяющихся однообразных движений при изучении и совершенствовании сложно координационных двигательных актов не возможно без аутоагрессии, то есть агрессии направленной на самого себя. Только в условиях почти фанатичного занятия избранным видом спорта, в условиях жесточайшей конкуренции на грани здоровой аутогрессивности можно получить максимально возможный спортивный результат.
Спорт, особенно профессиональный, сопровождают все виды агрессии.
Система эмоционально-волевой подготовки спортсменов.
На основании опыта работы со спортсменами высокой квалификации А.В. Алексеевым была разработана система эмоционально - волевой подготовки, предусматривающая применение приемов ауто и гетеро психического воздействия.
Система включает в себя десять этапов:
Первый этап - диагностический - изучение личностных особенностей спортсмена. Встрече психолога со спортсменами предшествует его беседа с тренерами, в которой психолог излагает основы и возможности психогигиенической и психологической работы, приводит примеры из своего опыта работы и из опыта работы других психологов.
Начало работы может быть иным: психолог начинает работать с отдельными спортсменами по рекомендации тренера. Почти всегда занятия психолога помогают спортсмену добиваться более высоких результатов. Это является самым лучшим доказательством эффективности эмоционально - волевой подготовки для остальных спортсменов, с которыми в этих случаях проводить занятия будет гораздо легче. Главное добиться, чтобы спортсмены приходили на занятия, убежденные в необходимости такого обучения.
Второй этап - эмоционально - волевой подготовки. Эмоционально - волевая подготовка начинается с обучения упражнениям успокаивающей части AT (аутогенной тренировки), и после того как спортсмены усвоят их, переходят к упражнениям мобилизующим. После усвоения спортсмен самостоятельно продолжает занятия. Во время первых занятий спортсмену для того, чтобы научиться расслабляться, желательно принимать положение лежа на спине. Максимально расслабив все мышцы, закрыв глаза, он должен чувствовать себя непринужденно.
Необходимо подчеркнуть, что вызывать спокойствие можно только при полной релаксации мышц. Во время последующих занятий спортсменов учат отвлекаться от ненужных раздражителей с тем, чтобы они полностью сосредоточились на отрабатываемых ощущениях.
В дальнейшем спортсмен переходит к отработке способности вызывать у себя ощущения тяжести и тепла. Если же спортсмену надо успокоить себя утром, то после релаксации мышц внушается ощущение тепла и спокойствия во всем теле. Умение руководить собой будет полным, а следовательно, высокоэффективным, если оно будет распространяться на деятельность сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем. Поэтому обучаться само воздействию, способности успокаивать или активизировать себя нужно именно с этих упражнений. Спортсмен должен убедиться в том, что овладение упражнениями само воздействия способствует появлению уверенности в себе, уверенности в способности руководить собой.
Третий этап – мобилизующий. Обучение мобилизующей части ЭВП следует вести параллельно с отработкой ее успокаивающей части. Каждое занятие с психологом состоит из двух частей: успокаивающей и мобилизующей. Порядок проведения занятий: мышечная расслабленность, «маска релаксации», самовнушение: «Я совершенно спокоен».
Мобилизующее самовнушение предлагаем разделить на четыре подраздела в зависимости от воздействия на ту или иную рецепцию:
1) кожную терморецепцию;
2) проприорецепцию;
3) висцерорецепцию;
4) психологическое состояние.
Воздействие на кожную терморецепцию заключается в тренировке способности вызывать ощущение прохлады, например «Мой лоб слегка прохладен, прохлада начинает распространяться по лицу» и т.д. Ощущение прохлады и свежести придает чувство бодрости. Это чувство бодрости сочетается с непоколебимой уверенностью в себе.
Воздействие на проприорецепцию заключается в тренировке чувства легкости. Спортсмен под руководством психолога внушает чувство легкости в правой руке (левша в левой), мысленно повторяя вслед за психологом: «Я очень хочу, чтобы моя правая рука стала легкой, правая рука становится все легче, становится легче левой» и т.д..
Врач убеждает спортсмена в том, что он обладает хорошими способностями к самовнушению, что внушаемые фразы оказывают положительное воздействие.
Изменение висцерорецепции заключается в обучении спортсмена мобилизующему действию на сердечнососудистую и дыхательную систему. Спортсмен повторяет вслед за психологом следующие самовнушения: «Воздух приятно холодит мои ноздри», «Мое дыхание частое», «Сердце бьется мощно», «Холодеют ладони».
Мобилизация психических функций направлена на потенцирование волевых качеств личности с помощью следующих самовнушений: «Чувствую бодрость во всем теле. Чувствую себя исключительно уверенным». и т.д. Я сама уверенность.
Четвертый этап - психологическое воздействие во время усвоения и совершенствования спортивных навыков. В этот период самовнушение способствует более быстрой выработке и значительному совершенствованию навыков. Само воздействие содержит ряд этапов:
1) предварительное представление упражнения с его мысленным проговариванием вместе с мысленными представлениями сокращений определенных групп мышц, с применением слов само приказов;
2) выполнение упражнения с использованием само приказов;
3) проведение отчета самооценки тренировки.
Отрабатывая указанные приемы, спортсмен должен применять их при усвоении спортивных навыков на тренировках, психологически готовить себя перед каждым упражнением (подходом к снаряду, прыжком и др.) чтобы чувствовать себя все увереннее и увереннее. За несколько секунд до начала упражнения, чтобы мобилизовать себя, спортсмен представляет следующие ощущения:
Ощущение прохлады во всем теле, как после прохладного душа.
Ощущение, что по спине пробежали мурашки.
Ощущение, что кожа становится гусиной.
Вдыхаемый воздух приятно холодит ноздри.
Чувство уверенности возрастает.
Появляется желание дерзкого поведения.
Возрастает инициатива.
Психолог должен убедить спортсмена в необходимости ежедневной тренировки, показать на примерах других спортсменов, что результативность подобных тренировок возрастает.
Пятый этап - психологическое воздействие во время тренировок в подготовительном периоде. Чтобы система само воздействий стала привычной и спортсмен мог руководить собой в любой ситуации, он должен перед каждой тренировкой проводить индивидуальную настройку. Тогда упражнения самовнушения обеспечат необходимое эмоциональное состояние. Перед каждой попыткой спортсмен продумывает, представляет, проговаривает задание тренера в сочетании с самовнушениями мобилизующего характера.
Шестой этап - развитие волевых качеств. С помощью психолога тренера спортсмен должен составить план воспитания черт характера, необходимых ему. Одна из них уверенность.
Вначале психолог убеждает спортсмена в том, что уверенность можно натренировать; с помощью представлений можно почувствовать уверенность в себе; есть все основания для воспитания у себя непоколебимой уверенности. Поэтому во время занятий после расслабления мышц и внушения чувства спокойствия спортсмен мысленно повторяет вслед за психологом: «Я могу быть непоколебимо уверенным в себе, у меня всегда уверенный взгляд. Мой девиз быть всегда непоколебимо уверенным в себе» и т.д. Чтобы уверенность была постоянной, ее необходимо воспитывать не только в спортивной деятельности, но и в общем поведении.
Затем спортсмен моделирует состояние уверенности в индифферентных ситуациях, а в последующем представляет себя уверенным в той обстановке, которая ранее волновала его. Настойчивость в тренировке способствует усилению волевых черт характера. С помощью сюжетных представлений, постоянно убеждая себя, спортсмен вырабатывает и другие волевые качества. При совершенствовании спортивных навыков используются сюжетные представления с внушением уверенности, настойчивости в выполнении упражнения. (Например, боксер представляет ситуацию боя с определенным соперником, умственно моделируя тактику своего поведения).
После усвоения первых упражнений мобилизации отрабатывают способность активизировать себя во время выступления. Психолог предлагает представить занимающемуся, что он находится на спортивной арене. Спортсмен принимает «позу кучера». Последовательность выполнения данного упражнения прежняя: мышечное расслабление, «маска релаксации», самовнушение: «Я совершенно спокоен». Затем спортсмен представляет себе какой либо этап, элемент выступления, во время которого необходима мобилизация.
Первые занятия целесообразно провести в форме суггестий, производимых врачом, чтобы спортсмен запомнил содержание внушения и использовал для аутосуггестии в последующем.
Седьмой этап – эмоциональное восстановление перед соревнованиями (на сборах). Он состоит из психологической адаптации с помощью сюжетных представлений к той спортивной арене (трассе, рингу, треку и др.), на которой будут проводить соревнования. Проводятся самовнушения для подготовки к состязанию с предполагаемыми соперниками. При этом анализируются положительные и отрицательные качества соперников, проводится самовнушение уверенности, воли к победе, находчивости при выборе тактики спортивного поединка, самовнушение способности быстро реагировать на неожиданные отрицательные факторы (негативные реакции зрителей, фоторепортеров и др.), самовнушение успокоения после тренировки и перед сном. Особое внимание необходимо уделить внушению глубокого крепкого сна в период, предшествующий соревнованиям.
На сборах перед соревнованиями подводят итог предшествующей психопрофилактической работы, которая в этом периоде должна быть разноплановой. Гетеро и аутосуггестии направлены на:
1) адаптацию к незнакомому городу, гостинице, спортивной арене;
2) потенцирование чувства спокойствия и уверенности, наступление спокойного ночного сна до выступления;
3) повышение способности отключаться, успокаиваться и отдыхать между выступлениями;
4) повышение способности вызывать у себя за несколько минут чувство легкости, бодрости, приятной прохлады, непоколебимой уверенности, спортивной злости;
5) способность вызвать у себя ощущения тепла и тяжести, повышенного кровенаполнения мышц для восстановления и подготовки спортсмена к выступлению на следующий день.
В период сборов спортсмен продолжает совершенствовать свое умение мобилизоваться. Наряду с самостоятельной работой желательно, чтобы психолог проводил занятия со спортсменами. Характер занятий зависит от времени их проведения, перед тренировкой повторение самовнушения типа успокоения (внушается чувство тепла), а затем самовнушение мобилизации; после тренировки использование само воздействия типа успокоения (можно внушать и ощущение тяжести).
Восьмой этап – эмоциональное восстановление в период соревнований. Во время соревнований, продолжающихся несколько дней, быстрое восстановление сил спортсменов необходимо для того, чтобы на следующий день он снова мог успешно выступать. Непосредственно перед соревнованиями, когда спортсмены получают больше сведений (о месте, времени, условиях проведения состязаний, составе команд соперников), внушение и убеждение психолога, тренера и самовнушение и само убеждение спортсменов может носить более конкретный характер. Во время самостоятельных занятий спортсмен вызывает зрительные представления, отражающие те или иные особенности спортивной арены, сочетая их с мобилизующими самовнушениями. Одновременно он настраивается на ведение состязания с конкретными соперниками, мысленно представляя себе этапы и моменты соревнования, внушая себе при этом состояние уверенности и мобилизации, чувство «спортивной злости», моделируя свое поведение с помощью представлений в соответствии с рекомендациями тренера. Если спортсмен полагает, что он не должен реагировать на отрицательно действующие факторы (грубость соперников и т.д.), то он внушает себе безразличие к ним. Чтобы ускорить восстановление и подготовиться к новому выступлению, спортсмен может провести самовнушение типа успокоения.
Наряду с известными методами восстановления (специальное питание, массаж и др.) немаловажную роль играет психическое воздействие.
Помимо вышеописанной формы самовнушения может быть применен предложенный нами прием гипносуггестии психический массаж.
«Вы заняли удобное положение, расслабились. Отключаетесь от всего окружающего. Дыхание ровное, ритмичное. Сердце сокращается спокойно, ритмично. Вас покидают заботы, волнения. И т.д.
Девятый этап - эмоциональное успокоение спортсменов после соревнований. В последнее время уделяется внимание успокоению нервной системы спортсмена после физической нагрузки. С этой целью в спорте введена заминка.
Спортсмену необходимо обучиться психической заминке, чтобы самостоятельно проводить ее после соревнований.
Первые занятия целесообразно построить в форме суггестии, чтобы занимающийся запомнил содержание внушения.
Суггестия состоит из следующих этапов: 1) успокоения; 2) отключения от волнений; 3) суггестии чувства удовлетворенности; 4) суггестии приобретения спортивного опыта.
Приводим содержание суггестии: «Чувствуете себя совершенно спокойно. Расслабились все мышцы. Успокоение и расслабление передается нервной системе. И т.д.».
Десятый этап - совершенствование личностных качеств спортсмена. Само воздействие не должно ограничиваться успокоением и мобилизацией. Умение руководить своим психическим состоянием спортсмен совершенствует все время. С каждым этапом само воздействия усложняются. Одним из них является самовоспитание, направленное на потенцирование волевых качеств, необходимых для достижения высоких результатов в избранном виде спорта. С другой стороны, самовоспитание направлено на устранение отрицательных черт характера. Вариантом указанной работы может быть разработка оптимальной психологической модели и вхождение в нее. Оптимальную психологическую модель можно составить при обобщении мнения самих спортсменов, тренеров, спортивных психологов о том, какими же качествами должен обладать спортсмен для достижения высоких результатов.
Способы и методики регуляция психических состояний спортсменов.
При всей многогранности динамики психических состояний в спортивной деятельности специфика предмета психогигиены спорта позволяет определить три основных типа ситуаций, в которых используется
Психорегуляция:
коррекция динамики усталости,
снятие избыточного психического напряжения,
преодоление состояния фрустрации.
Психологи спорта разработали широкий спектр методик, средства успешного решения вопросов психогигиены в перечисленных выше типичных ситуациях, включающих как вмешательство извне (гетеро регуляцию), так и само регуляцию.
Коррекция динамики усталости. Коррекция динамики усталости в самом общем виде сводится к назначению щадящего режима нагрузок, поскольку нарастание утомления сопровождается повышенной чувствительностью, болезненным восприятием воздействий, ранее воспринимавшихся как нормальные или малозначимые.
В качестве дополнительных средств психогигиены усталости могут быть использованы: смена деятельности, строгое соблюдение режима нагрузок и отдыха внушение и самовнушение сна и сноподобных состояний, обучение спортсменов рациональным приемам отдыха при кратковременных паузах, предусмотренных регламентом соревнований, а также электроанальгезия, электронаркоз, специальные аудио- и видеозаписи картин природы.
Снятие избыточного психического напряжения. Снятие избыточного психического напряжения сопряжено со стратегией десенсибилизации, то есть снижения чувствительности, вызвавшим неадекватное психическое напряжение, а также с устранением объективных причин стрессового состояния. Существует две принципиально различные ситуации, в которых необходимо снятие избыточного психического напряжения: ситуация перед стартом и возникновение избыточного волнения по ходу соревнования. В первом случае: спортсмен может рассчитывать на помощь извне, а во втором чаше всего он должен полагаться на собственные возможности.
Средства которые используются для снятия предстартового избыточного психического напряжения, носят прежде всего успокаивающий характер. Наибольшей эффективности обладает сочетание гипносуггестивных воздействий и электроанальгезия, которая чаще всего играет роль отвлекающего фактора. Крайнее безразличие, "предстартовая апатия" после избыточного возбуждения встречается редко, хотя и не исключены полностью. При возникновении избыточного психического напряжения в процессе соревнования основное место отводится средствам само регуляции; эффект само регуляции зависит от владения арсеналом ее приемов, адаптированных к условиям соревнований конкретном виде спорта.
Преодоление состояния фрустрации (регуляция психических состояний). Стратегия преодоления фрустрации характеризуется быстрым переходом от состояния спокойного рационального анализа ситуации к энергичным действиям по достижению цели. Успешному разрешению ситуации способствует устранение избыточной реакции на неудачи и внушение уверенности в своих силах. Для этих целей используется самовнушение и само убеждение. Особое место в регуляции психических состояний спортсменов занимают средства само регуляции.
Само регуляция - предполагает воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных представлений и их сочетание. Различают само убеждение и самовнушение.
Само убеждение - воздействие на самого себя с помощью логически обоснованных доводов, на основе познания законов природы и общества.
Самовнушение - способ воздействия, основанный на вере, на доверии к источнику, когда истина принимается в готовом виде, без доказательств, но от этого она не становится менее значимой, чем познанная истина. С помощью средств само регуляции можно управлять процессами, которые в обычных условиях регуляции не поддаются.
Релаксация - это расслабление. Релаксация помогает справиться со стрессом. Стресс - это напряжение (как физиологическое, так и психологическое). Расслабление, или релаксация, - состояние, противоположное напряжению. Поэтому навыки быстрого расслабления позволяют эффективно снижать уровень стресса.
Релаксация лучше, чем транквилизаторы.
Во-первых, релаксация действует быстрее, можно эффективно расслабиться за полминуты, в то время как таблетки начинают действовать через 20-30 минут после их приёма.
Во-вторых, релаксация не вызывает побочных эффектов, свойственных транквилизаторам - заторможенности, рассеянности, ухудшения концентрации внимания, снижения работоспособности и т.д. Наоборот, релаксация улучшает эти показатели.
В-третьих, релаксация, в отличие от транквилизаторов, не вызывает зависимости.
Обучение релаксации проводится в три этапа.
На первом (базовом) этапе учатся целенаправленно расслаблять ВСЕ мышцы в максимально удобных, комфортных условиях, при отсутствии помех.
Второй этап - обучение дифференцированной релаксации во время занятия какой-либо деятельностью: при письме, чтении, разговоре и т.п. Учатся устранять избыточное, ненужное напряжение в мышцах в обычных, повседневных условиях.
На третьем этапе нужно будет, внимательно наблюдая за собой, замечать, какие мышцы напрягаются при волнении, страхе, тревоге, смущении, и затем мысленной командой, незаметно для окружающих, расслаблять напрягающиеся мышцы. Когда спортсмен научится это делать, он сможет сознательно и произвольно управлять своим эмоциональным состоянием.
Аутогенная тренировка (АТ) - один из методов психотерапии, метод самовнушения, предложенный Шульцем в 1932 году. АТ способствует снижению нервно-эмоционального напряжения, чувства тревоги, эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные физиологические функции. Под влиянием АТ улучшается настроение, нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной регуляции различных систем организма, происходит активизация личности.
С помощью АТ можно целенаправленно вызывать у себя:
способность концентрировать внимание и повышения эмоциональной устойчивости, стабилизации настроения и поведенческих реакций, нормализацию сна, снижению тревожности, внутренней напряженности, развития уверенности в себе, улучшения социальной адаптации и общительности.
к психофизиологической мобилизации резервных возможностей личности и организма человека.
к быстрому восстановлению сил и снижает развитие утомления при значительных физических нагрузках.
Классическая методика И. Шульца. Перед началом упражнений тренирующемуся в доступной форме объясняют физиологические основы метода и ожидаемый эффект. Тренировку можно проводить в любое время дня.
Первые сеансы проводят в теплом тихом помещении, при неярком свете, в дальнейшем занимающийся в состоянии не обращать внимания на эти факторы и может проводить сеансы даже в автобусе хорошо владея методикой. Важно принять удобное положение, исключить мышечное напряжение. Тренировку проводят либо сидя, либо полусидя, либо лежа. Для большей сосредоточенности следует закрыть глаза.
Классическая методика Шульца включает следующие упражнения:
1. упражнение на вызывание ощущения тяжести.
2. упражнение на вызывание ощущения тепла.
3. управление ритмом сердечной деятельности.
4. овладение регуляцией ритма дыхания.
5. Упражнение на вызывание тепла в эпигастральной области.
6. Упражнение, направленное на вызывание ощущения прохлады в области лба.
В конце сеанса - руки сгибают и разгибают в локтевом суставе 3 раза, сопровождая это глубоким вздохом- выдохом, следует широко открыть глаза.
Каждое новое упражнение тренинга повторяют для усвоения в течение 2 недель по 3-4 раза ежедневно. На освоение всей методики требуется 12 недель.
Психомышечная тренировка (регуляция психических состояний) (ПМТ) направлена на совершенствование двигательных представлений главным образом за счет сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движений. Методика более проста в сравнении с АТ и ПРТ, доступна юным спортсменам. В ней используются разработки различных школ психотренинга, в частности, дыхательные упражнения, максимальное изометрическое напряжение мышц и покой после него, а также закрывание глаз. В ПМТ выделяют четыре ступени перехода расслаблению и от него к активизации: общая перестройка и гармонизация состояния, целенаправленная психомышечная регуляция, общее расслабление мышц тела и активизация, обусловленная характером деятельности.
Идеомоторная тренировка. Во многих работах указывается, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт.
Идеомоторный метод при правильной организации в каждом виде спорта может существенно повысить "мышечную выносливость".
Когда человек, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление о движении, становится легче "связываться" с исполняющим аппаратом - опорно-двигательным. Другими словами, у человека появляется возможность более осознанно отрабатывать необходимый технический элемент.
Идеомоторная тренировка (регуляция психических состояний). Идеомоторная тренировка (ИТ) состоит в сознательном представлении техники движений.
В идеомоторной тренировке принято выделять три основных функции представлений: программирующую, тренирующую и регуляторную.
Первая из них базируется на представлении идеального движения, вторая - на представлениях, облегающих освоение навыка, третья - на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов.
Идеомоторная тренировка более всего эффектна для повышения скорости движений (до 34%), точности (6-18%). В спортивной деятельности с психогигиеническими целями используется и ряд других методик: "наивная психорегуляция" (талисманы, ритуалы, разминки и т.п.), музыкальное сопровождение и функциональная музыка, контроль состояния голоса, дыхательные упражнения, специальные психорегулирующие комплексы физических упражнений.
Список литература:
Анисимова Ю.Н, Каменева Г.Н. Психологические особенности волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта // Вестник СГТУ. Серия: психолого-педагогические науки. 2018.
Высочена Н.Л., Безмылов Н.Н. Особенности психологического обеспечения подготовки спортсменов в игровых видах спорта.// Наука в олимпийском спорте. 2015.
Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта - М.: Академия, 2009.
Есаулов М.Н., Ломакина Н.М. Абдулова Л.Л. Формирование психологии победителя при подготовке юных спортсменов к соревнованиям в различных видах спорта. // Вестник Адыгейского Государственного университета. Серия:3 Педагогика и психология, 2017.
Ильин Е.П. Психология спорта – СПб.: Питер, 2018.
Кутергин Н.Б. Формирование оптимальной агрессивности у спортсменов-борцов: автореф. дис. канд. пед. наук: - СПб, 2007.
Ляпин А.Ю., Бабичев И.В. Прогнозирование спортивных результатов на основе психологических особенностей спортсменов. // Вестник спортивной науки.- 2016.
Маркелов И.П. Проблема агрессивного поведения в спорте. // Физическая культура, спорт, туризм, 2017.
Мильман В.Э. Структура и методика составления модельных психологических характеристик, относящихся к психической надёжности спортсменов. - М.: ФиС, 1976.
Яховых Ю.В. Формирование помехоустойчивости у юных баскетболистов на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. канд. пед. наук. – Сургут, 2008.
8