СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС"»

ДОКЛАД




Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС




Автор работы: Чеглакова О.В.





















Северобайкальск

2020





Введение новых стандартов требует от учителя совершенствования своих методов работы, в том числе и совершенствования контроля и оценки учебно-познавательной деятельности обучающихся. В своей практике использую следующие виды оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, мониторинг универсальных учебных действий. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения.

В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования: предметные, метапредметные, личностные.

В 1-2 классах МАОУ «Гимназия № 5» обучение безотметочное. Поэтому систему контроля и оценки строю на содержательно-оценочной основе без использования отметок. Содержательный контроль и оценка отражает качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний по предметам, но и уровнем его развития.

Для оценивания деятельности учащихся на уроках использую следующие приемы: «Лесенка», «Волшебная линеечка», «Светофор», «Символы», словесное оценивание. Применяю также невербальные виды поощрения: похвала, улыбка, ободряющий жест. Такая атмосфера создаёт ситуацию успеха и здоровый психологический климат.


В 3-4 классах вводится 5-балльная шкала отметок.

На протяжении всего периода обучения по окончании каждого содержательного модуля программы провожу тематическую диагностику, а в конце каждого учебного периода - периодическую диагностику качества подготовки учащихся. Диагностические работы содержат разноуровневые учебные задания, которые предъявляются учащимся в тестовой форме, в виде упражнений, практических задач, проектов. На основе анализа и обобщения результатов диагностических работ определяю уровни учебных достижений учеников (высокий, средний, низкий), выстраиваю направление корректировки в дальнейшей работе и осуществляю планирование изучения следующего содержательного модуля.

Результаты диагностических работ фиксирую в "Индивидуальной карте развития ребёнка".

Для достижения планируемых результатов я использую в работе следующие пособия для учителя:

  • «Планируемые результаты начального общего образования» под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой;

  • «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» Система заданий: в 2 ч. под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой

Для отслеживания предметных результатов я использую следующие контрольно-измерительные материалы:

  1. Русский язык, 3 класс, Контрольно-измерительные материалы, Крылова О.Н. Экзамен, 2020.

  2. Математика. Проверочные работы. 3 класс Волкова С. И.  Просвещение, 2020.

  3. Окружающий мир. Тесты. 3 класс. Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.  Просвещение, 2020.

В конце учебного года в каждом классе провожу комплексные работы для оценивания динамики процесса формирования метапредметных результатов.

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Отслеживание и оценку формирование метапредметных универсальных учебных действий провожу на материалах итоговых комплексных работ для 1-4 класса « Мои достижения. Итоговые комплексные работы» автор О.Б. Логинова. Здесь даны четыре варианта итоговых комплексных работ для всего класса. В каждый комплект входят и методические рекомендации для учителя.

Оценку личностных результатов осуществляю:

  • в ходе мониторинговых исследований готовности ученика к обучению в школе;

  • в рамках системы внутренней оценки по методикам психолого-педагогических диагностик (Тест на определение самооценки «Лесенка», анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова) и др.) в сотрудничестве со школьным психологом.


Оценка метапредметных, личностных и предметных результатов учащихся проводится в ходе внутренней накопительной оценки достижений учащихся (портфолио). Главная функция использования портфолио для ученика – осознание самого себя; для учителя – условие формирования рефлексивного отношения школьника к учебной деятельности, своеобразная методическая копилка, наглядность процесса обучения; для родителей – возможность для совместной деятельности, творчества, прикосновение к процессу становления школьника «от новичка – к ученику».

Дети накапливают материалы своих работ. Важно, что ребенок всегда может сравнить свои первые работы с последними: последние работы более аккуратно оформленные, большие по объему, с меньшим количеством недочетов, отметить положительную динамику в результатах мониторинга. Ребенок может сам оценить свой рост, либо это помогает ему сделать педагог или родитель.

Ребенок, пришедший в школу, помимо оценки учителя испытывает потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, с первых дней обучения начинаю формировать у школьников оценочную самостоятельность. Я учу своих детей самостоятельно оценивать результаты своей деятельности и деятельности своих одноклассников.

Считаю, что технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье, что для меня, как педагога, очень важно.



Формирование самоконтроля и самооценки

в условиях безотметочного оценивания

В 1-м классе дети применяли для оценивания своих достижений цветные сигналы:
зеленый цвет – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой;
желтый цвет – в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен; 
красный цвет – допущено много ошибок, работой не доволен.

Выполнив задание, ребёнок оценивает правильность выполненной работы.

Эти сигналы использовались и для рефлексии учебной деятельности:
зеленый цвет – работа понравилась, хочу выполнить еще;
желтый цвет – работа понравилась;
красный цвет – работа не понравилась.

Для рефлексии используются не только сигналы, но и обязательное устное обоснование желающих высказаться ребят:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
Наиболее трудным мне показалось…
Я думаю, это потому, что…
Самым интересным было…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее…

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
Я бы хотел попросить своего учителя…

Со второго класса в диалогах “учитель – ученик” использовались следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:

– В начале урока сообщается детям, какие важные дела предстоит выполнить;
– При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:

  • Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок?

  • Насколько он увлек вас?

  • Какие задания вам понравились, а какие – нет?

  • Что вы хотите посоветовать учителю?

  • К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?

  • Насколько успешно мы выполнили намеченный план?

  • Какие возникли проблемы?

Для повышения уровня каллиграфии в тетрадях по русскому языку применяю следующий прием: на листочек ребенок списывает небольшой текст из тетради по чистописанию под заголовком “Я умею писать красиво”. Этот листочек прикрепили на обложку тетради. В начале урока обязательно обращается внимание учащихся на этот эталон, написанный каждым из них. Выполняя классную или домашнюю работу, в конце ребенок сравнивает написанное со своим же образцом, на полях чертит вертикальную шкалу, на которой отмечает крестиком уровень каллиграфии. При проверке тетради, если я согласна, крестик обвожу, если нет – ставлю свой или выше, или ниже отметки ученика. В результате такой работы каллиграфия улучшилась у 18 % учащихся.

Самооценка ученика своей работы должна предшествовать учительской оценке. Для оценивания я выбираю только те задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (т.е. ребёнок знает, как это делать, например: посчитать кол-во звуков в слове).

Устное самооценивание и взаимооценивание.

Вид работы

Критерии (выбираются совместно с учащимися)

Пересказа у доски перед всем классом или в паре

Громкость, последовательность, выразительность, темп.

Чтение наизусть

Точность, громкость, темп, интонация, обязательное называние автора и заголовка

Чтение художественного текста к предыдущим критериям добавляется


Точность, громкость, темп, интонация, умение читать целыми словами, соблюдение знаков препинания, умение читать без ошибок.


Для самоконтроля и самооценки на уроках чтения использую “Лист – список стихов, обязательных для заучивания”. Этот список составляется на полугодие, прикрепляется к внутренней обложке дневника. При получении отметки за стихотворение ученик закрашивает строчку с названием, часть ребят использует цвета: зеленый, желтый, красный, часть просто закрашивает одним цветом. В этой же строке ставят отметку, полученную за данное стихотворение.

Ребята с большим вниманием следят за пересказом, чтением своих одноклассников. Большая часть ребят оценивает себя адекватно. Только 2 ученика, у которых низкая учебная мотивация, не умеют, не пытаются и не испытывают потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни по просьбе учителя.

На уроках математики использую “Тематический оценочный лист”.

В него внесены основные требования программы. Ребенок берет карточку по определенной теме, выполняет ее и цветом обозначает уровень выполненного задания. Если сделано без ошибок – ставится зеленый, если с ошибками – желтый. Есть возможность исправить, поработав над данной темой, и снова выполнить контрольную карточку.

Также даю возможность детям эмоционально оценить прошедший урок, используя различные приемы. Например: на полях тетради дети обозначают свое настроение («доволен», «было трудно», «не усвоил») в виде понятных им символов: смайлики, кружки с цветами светофора и др.

Принципы безотметочного оценивания (по Г.А. Цукерман)

  1. Внутренняя рефлексивная самооценка ученика должна предшествовать внешней эталонной оценке учителя.

  2. Самооценка ученика должна постепенно дифференцироваться (складываться из многих знаний, умений, навыков).

  3. Критерии оценки (четкие, однозначные) должны приниматься в сотворчестве с учащимися.

  4. Оцениваться должна динамика учебной успешности учащихся относительно их самих (действует правило «добавлять, а не вычитать»).

  5. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется особым образом (вводятся специальные знаки: V, +, - , ! и др.)

  6. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.

  7. Учитель должен отказаться от любых эрзацев отметки (заменителей отметочной системы).



В 3-ем классе была проведена анкета по самооценке и взаимооценке. В ней было 2 вопроса: умение оценить себя и умение оценить одноклассника.

Анкета по выявлению отношения обучающихся

к самооценке и взаимооценке

Когда учитель предлагает самостоятельно оценить свой ответ, мне…

Когда учитель предлагает оценить ответ одноклассника, мне…

а) легко – 19%; 
б) трудно –38%; 
в) интересно – 23%; 
г) неинтересно – 4%; 
д) хочу продолжать этому учиться – 14%; 
е) не хочу этим заниматься – 2%.

а) легко – 43%; 
б) трудно – 4%; 
в) интересно – 42%; 
г) неинтересно – 7%; 
д) хочу продолжать этому учиться – 4%; 
е) не хочу этим заниматься – 0%.


Анализ анкеты показал, что детям нравится оценивать результаты деятельности своих одноклассников, но при этом они затрудняются дать оценку результатам своей деятельности. Если у младшего школьника не сформирована адекватная самооценка, это отражается на учебном процессе. По моим наблюдениям, ученики, чья самооценка сильно занижена,   часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, убеждены в безошибочности своей работы и зачастую так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать её на проверку. Также хотелось бы отметить, что большинство детей адекватно оценивают свои трудовые навыки и способности, но не могут дать обоснования своей оценки. Поэтому считаю, что в 4 классе необходимо продолжить работу по развитию оценочной и учебной самостоятельности у младших школьников направленной на самооценку. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Кроме индивидуального самооценивания и взаимооценивания на уроках пытаюсь формировать у детей умение оценивать собственную работу и работу одноклассников в рамках групповой деятельности.

По результатам работы поняла, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.



В начальной школе мы используем три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание.


Стартовая диагностика (входная)

Текущее оценивание

Итоговое оценивание

В начале учебного года.

Используются субъективные, или экс­пертные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Предметом оценки выступают как достигаемые образова­тельные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственно­го процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например, сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать во­прос, выдвигать предположение и т. д.), а также самоанализ и са­мооценка обучающихся. Выбор формы текущего оценивания определяется этапом об­учения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

Происходит в конце обучения в началь­ной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оце­нок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в т.ч. с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельнос­ти. Возможна также любая комбинация этих форм.

Итоговое оценивание строится на раздельной оценке достижения базового уровня («Выпускник научится»), который необходим для последующего обучения, и поэтому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников. А также повышенный уровень («Выпускник получит возможность научиться»), который отражает результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему знаний или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Итоговое оценивание строится с учётом следующих принципов:

-  оценивания методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превыше­ние (при этом за превышение опорного уровня добавляются допол­нительные баллы);

-  кумулятивной (накопительной) оценки;

-  открытости и реалистичности норм и критериев;

-  признания права учащегося на ошибку, реализуемого в ито­говом оценивании через систему норм оценивания;

-  признания права учащегося на досдачу имеющихся пробе­лов в части базовых требований и при желании на пересдачу итого­вой работы с целью подтверждения выпускником начальной шко­лы более высокого уровня учебных достижений.


Стартовая диагностика проводится в сентябре:

  • в 1 классе для выявления исходного уровня обученности детей, для определения «зоны ближайшего развития». Основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их к изучении данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

  • во 2-4 классах для определения уровня остаточных знаний, для определения сформированных УУД, для организации коррекционной работы в зоне «актуального развития».

Стартовый контроль позволяет оценить уровень личностных, предметных и метапредметных достижений учеников на момент поступления в школу, помогает установить уровень развития каждого, выявить основные проблемы характерные для большинства, а также спланировать систему работы по обеспечению предметных, метапредметных и личностных результатов, которые заложены в основной образовательной программе начального общего образования школы.

Текущее оценивание можно проводить в следующих формах:

  1. По алгоритму самооценки:

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или с ошибкой?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую сам себе выставляешь отметку?

  1. Самооценка в «Листке новых знаний», «Листке открытий» и т.д.

  2. Самооценка при работе в тетрадях на печатной основе.

При этом, на мой взгляд, во всех видах контроля необходимо  придерживаться двух правил:

Не следует торопиться выставить ученику низкую отметку или зафиксировать, что этими возможностями он еще не овладел. В случае если ученик выполнил задание неуспешно, лучше дать ему возможность выполнить работу над ошибками и выставлять отметку уже после выполнения этой работы.

Ученик должен иметь возможность пересдать, исправить отметку, которая его не устраивает.

Таким образом, для формирующейся личности младшего школьника важно терпеливое объяснение учителем его успехов и неудач. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя, свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к ребенку. Важно не наказы­вать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.    Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.



Библиографический список:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия – М.: Просвещение, 2008.- 101 с.

  2. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплектные работы. - М.: Просвещение, 2010. – 84 с.

  3. Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф,2013. – 58с.

  4. Логинова О.Б., М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения). –106с.