КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Доклад на районный семинар
Педагогов дополнительного образования
подготовили
педагоги дополнительного образования
Журавлева Ирина Борисовна
Сорокина Юлия Валерьевна
предмет изобразительное искусство
г. Шемонаиха
сентябрь 2017
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего такие дети вырастают в определенных условиях. Большое значение имеет атмосфера, система ценностей той среды, в которой растет и обучается одаренный ребенок.
В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно; во внеурочное время, в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя тесты О.И.Мотков, Айзенка, Беннета, Амтхауэра.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Система работы с одаренными детьми применяемая на уроках изобразительного искусства в школе искусств включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках живописи;
- развитие способностей во внеурочной деятельности ( конкурсы, исследовательская работа);
- Развитие разносторонних способностей путем участия в общешкольных мероприятиях;
- развитие способностей у учащихся во внеурочной деятельности экскурсии на выставки;
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предметам.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности (работа все возможными техникамии материалами по живописи: гуашь, акрил, акварель, масло);
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения (у каждого учащегося свой образец);
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские (КСО);
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися (АСО) ;
- конкурсы;
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Метапредметное обучение предполагает новые формы работы с детьми:
- Турниры способностей,
- Организационно – деятельностные игры,
- занятия исследовательской деятельностью – проекты.
Методы работы с одаренными учащимися:
Пояснение– это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока и что должны получить в результате. Пояснение делается в простой, доступной форме одновременно всему классу или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.
Совет– используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Но не следует спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по данному вопросу найти решение, часто не нуждаются в советах. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.
Напоминание в виде кратких указаний – важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данные прием помогает детям вовремя начать рисунок , спланировать и организовать деятельность.
Поощрение– методический прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнять работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха.
Художественное слово широко применяется на занятиях живописи. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.
Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и игровых.
В нашей школе систематически проводятся уроки с практической направленностью, включающие в себя разбор техник и приемов живописи маслеными красками, практикумы учащихся, практические работы, проектные работы, уроки-экскурсии в музей. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Проводятся интегрированные уроки: живопись и композиция, дпи и рисунок, скульптура и дпи. Как использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного? Есть несколько путей: 1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее время, 2) обогащение обучения. В своей практике работы мы используем «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета (его иногда называют ускорением).
Невозможно привить интерес к изобразительному искусству учащимся, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому мы постоянно учимся, совершенствуем свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, края. Пишим картины, участвуем в выставках, конкурсах не только как педагоги, но и как художники.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Вопрос одарённости детей на всех уровнях поднимается регулярно: совещания при директоре, заседание МО, заседание метод совета, педсоветы, семинары, круглые столы. Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу. Регулярно в нашей школе проводятся «месяц открытых дверей» на которой учащиеся могут проявить себя в различных в различных мероприятиях, это и мастер – классы, и открытые мероприятия, участие в конкурсах и выставках.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике нашей работы являются конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовке учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
Работу по подготовке к конкурсам школьного, районного, республиканского, международного уровней мы проводим в течение всего учебного года. С талантливыми детьми занимаемсяво время, и после уроков, создавая творческие работы учащихся. Учащиеся профессиональной группы участвуют в исследовательской работе, представляя свои проекты на разных уровнях.
Главные задачи преподавателя:
- Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.
- Вести детей по дороге счастья и добра.
- Находить оптимальную нагрузку для уч-ся и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста.
- Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.
- Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень уч-ся, помогать развиться воле ребёнка.
Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем явной. Поэтому стараясьвыявить одаренных детей, важно помочь развить эту одаренность, дать возможность проявить себя, показать свои способности.
Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, наши учащиеся являются победителями школьных, районных, республиканских и международных конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗы РК и за его пределами.
Таблица 1 – Этапы и формы работы с одаренными детьми.
Этапы | Формы работы |
1 этап – аналитический: - раннее выявление талантливых и одаренных учащихся - раскрытие творческого потенциала в разных видах деятельности | наблюдение, изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, успехи в какой-либо деятельности |
2 этап – диагностический - диагностика потенциальных возможностей учащихся | индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей учащихся |
3 этап – этап формирования и развития способностей, учащихся: - создание условий для оптимального развития талантливых и одаренных учащихся и укрепления их здоровья; - развитие и выработка социально ценностных компетенций у учащихся; - организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых учащихся; | -различные формы работы с талантливыми и одаренными учащимися (групповые занятия, конкурсы различного значения, организация исследовательской и проектной деятельности); - совместная практическая деятельность талантливого учащегося и родителей; - повышение профессионального мастерства учителя |
4 этап – поощрение талантливых учащихся и их родителей: - освещение успехов на общешкольных линейках, информационных стендах; - благодарственные письма родителям; - поощрение родителей за успехи в воспитании талантливых детей на родительских собраниях | стимулирование дальнейшей творческой деятельности учащихся |
5 этап – создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала, учет индивидуальных достижений | -работа по индивидуальным программам; -портфолио учащегося |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.
2. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосибгос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.
3. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., Педагогика, 1991.- 52-73.
4. Электронный ресурс: - https://sites.google.com/a/labore.ru/, - http://veniedruzaj. ucoz.ru/load/.