СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Скоростные способности: основы тестирования и методики развития»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

Различают следующие виды скоростных способностей: быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Их принято считать элементарными видами (формами) проявления скоростных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Скоростные способности: основы тестирования и методики развития»»

Доклад

«Скоростные способности: основы тестирования и методики развития»

Мустеев Р. Т. – учитель МОУ Ахметлейская ОШ


Определение понятия, виды скоростных способностей.

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

Различают следующие виды скоростных способностей: быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Их принято считать элементарными видами (формами) проявления скоростных способностей.

К скоростным способностям относят также быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно ее поддерживать. Это комплексные виды скоростных способностей.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком делятся на две группы: простые и сложные.

Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 сек.

Сложные реакции (например, выбор движения и реакции на движущийся объект) традиционно рассматривают как вид скоростных способностей.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет быстрота выполнения целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д. Однако надо иметь в виду, что скорость в целостных сложнокоординационных двигательных актах зависит не только от уровня быстроты, но и от техники владения действием, координационных способностей, мотивации, волевых качеств. Поэтому при оценке скоростных способностей на основе комплексных форм движений эти слагаемые стараются максимально нивелировать или уравнять.

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет от 4 до 6 сек. Способность, как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Например, улучшение результата в прыжках в длину скажется положительно на скорости спринтерского бега и других упражнениях, где скорость разгибания ног имеет большое значение.

Можно иметь высокий показатель простой двигательной реакции, но низкую скоростную выносливость, хороший стартовый разгон и низкую скоростную выносливость. Лишь у физически слабо подготовленных детей на начальном этапе тренировки можно ожидать значительный положительный перенос быстроты.

Учитель должен иметь в виду, что перечисленные элементарные и комплексные формы скоростных способностей можно и нужно развивать на основе всех основных видов физических упражнений, включенных в содержание программного материала для учащихся начальной, основной и средней школы.



КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Для оценки быстроты простой реакции, для оценки скорости одиночного движения, для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах, для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

Время реакции на свет, звук, прикосновение и другие факторы определяют с помощью различных реакциомеров, измеряющих время реакции с точностью до 0,01 или 0, 001 сек.

Бег на 30, 50, 60, 100 м. на скорость преодоления дистанции (с низкого или высокого старта) проводят по правилам легкой атлетики. Бег на 60 – 100 м рекомендуется с 11 лет. Разработаны нормативы для всех беговых тестов. Нормативы уровней развития скоростных способностей детей 7 – 17 лет с помощью теста «Бег на 30 м с высокого старта) приведены в комплексной программе физического воспитания учащихся I – XI классов.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Уровень и качество скоростных способностей человека определяют разными факторами. В первую очередь назовем нервно-мышечные и центрально – нервные влияния и биохимические факторы.

Возрастно – половые и индивидуальные особенности развития скоростных способностей в школьном возрасте.

Основанием для вычисления процентных отношений явились результаты начального класса в каждой возрастной группе: в младшей: - результаты первоклассников (7 лет), в средней – результаты пятиклассников (11 лет), в старшей – десятиклассников ( 16 лет). Наиболее ускоренными темпами как у мальчиков, так и у девочек улучшаются результаты в возрасте от 7 до 10 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14 – 15 лет. Скорость бега на короткие дистанции у юношей продолжает улучшаться с 15 вплоть до 17 – 18 лет.

Задачи развития скоростных способностей.

Первая – главная задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных движений) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков.

Вторая задача вытекает из необходимости высокого и даже максимального развития быстроты при специализации детей, подростков и юношей в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действий играют большую роль (бег на спринтерские дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт, бобслей.

Задачи развития скоростных способностей решают в тесной связи с задачами развития координационных и скоростно – силовых способностей (особенно в младшем и среднем школьном возрасте), а также с задачами развития силовой и координационной выносливости ( в старшем школьно возрасте).

Средства и методики развития скоростных способностей.

Средствами развития быстроты как двигательного качества являются скоростные упражнения. Их можно разделить на три основные группы.

Первую, наиболее широко применяемую учителями физической культуры, составляют упражнения, комплексного (разностороннего_ воздействия на все основные компоненты скоростных способностей. Это прежде всего спортивные и подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий, единоборства. Например, в процессе занятий баскетболом, учитель может использовать баскетбольные упражнения с акцентом на отдельный компонент – на быстроту реагирования (с мячом и без мяча), на улучшение частоты движений (при ведении или во время передач и ловли мяча).

Во вторую группу входят скоростные упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:

а). на быстроту реакции

б). на скорость выполнения отдельных движений

в). на улучшение частоты движений

г). на улучшение стартовой скорости

д). на скоростную выносливость

е). на быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).

Подобранные таким образом упражнения содействуют развитию отдельных сторон быстроты ребенка (например, частоты движений ног или быстроты реакции), которые являются отстающими, но требуют развития в связи с изучением осваиваемых двигательных действий, имеют важное значение как компонент общей или специальной физической подготовленности ученика или как способность, от которой зависит успех в спорте.

Особенности развития быстроты простой двигательной реакции.

Улучшить быстроту простой реакции можно, используя только разнообразные подвижные и спортивные игры, единоборства, эстафеты и другие скоростные упражнения.

Основной метод при развитии быстроты реакции – метод повторного упражнения.

Особенности развития быстроты движения.

Упражнения для развития быстроты движения лучше подбирать, ориентируясь на совершенствуемые на уроке двигательные действия. Например, при совершенствовании техники бега и для одновременного развития быстроты движений можно применять бег с высоким подниманием бедра, из различных исходных положений, приставными и скрестными шагами, по малому кругу, на месте в упоре в течение 5 – 15 сек., семенящий, с ускорением, по отметкам, прыжками, эстафетный, по наклонной дорожке, за лидером, с расслабленными руками.

Для развития быстроты используют также повторно – прогрессирующий и переменный темп выполнения упражнений, ускорения, игровой и соревновательный методы.

2