Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1
«Образовательный центр» п.г.т.Стройкрамика
муниципального района Волжский Самарской области
Доклад
Сохранение и укрепление здоровья –
актуальная проблема нашей школы
Учитель начальных классов
Волгушева Л.В.
2015г.
Сохранение и укрепление здоровья – актуальная проблема нашей школы
Жизнь предъявляет нам все новые и новые требования.
В настоящее время все национальные проекты направлены на оздоровление общества.
Всемирная организация здравоохранения подчеркивает, что
Здоровье – это состояние полного физического, кадр №2
психического и социального благополучия,
а не просто отсутствие болезней или
физических дефектов. кадр №3
По мнению медиков, 75 процентов всех болезней человека заложено в детские годы. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т.д.
Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. Это продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые — это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.
Все выше перечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи. У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость — это немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной, полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость?
Работая в школе учителем начальных классов на протяжении 22 лет, вижу, что дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучению, поэтому именно учителю начальных классов необходимо направить свою работу на обучение детей основам здорового образа жизни.
Цель моей работы: кадр №4
- Создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника, через использование педагогических технологий и методических приемов.
Задачи: кадр №5
1.Укрепление и сохранение физического здоровья учащихся.
2.Формирование потребности в здоровом образе жизни.
3.Учитывать индивидуальные особенности учащихсяся в ходе учебного процесса.
4.Осуществлять просветительскую деятельность среди родителей по вопросам
здоровья учащихся, здорового образа жизни.
Предполагаемый результат: кадр № 6
- Использование опыта работы педагогов по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
- Систематизация методов и приемов по формированию здорового образа жизни обучающихся.
- Эффективное внедрение здоровьесберегающих технологий .
Хочу остановиться на здоровьесберегающих технологиях, используемых а своей работе.
Основными вопросами по здоровьесберегающим направлениям считаю: кадр №7
1 Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
2. Игровые оздоровительные технологии.
3. Веселые физминутки на уроках .
4. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
5. Формирование навыков здорового образа жизни.
6. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
7. Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.
8.Охват горячим питанием не менее 98% учащихся.
В своей работе я могу выделить следующие направления:
- работа над физическим здоровьем;
- работа над нравственным и психологическим здоровьем детей;
- внеклассные мероприятия и работа с родителями.
А сейчас более подробно я остановлюсь на некоторых вопросах по здоровьесберегающим направления, которые я использую в своей работе.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Особое внимание уделяю работе со зрением, так как зрительная информация играет большую роль в развитии познавательной сферы и личности в целом. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе.
Чтобы помочь детям сохранить зрение и не дать прогрессировать, необходимо регулярно выполнять элементы зрительной гимнастики.
Любое дело, начинание, конечно же, опирается на сотрудничество с родителями. И педагог, и родители заинтересованы в сохранении здоровья ребенка. Поэтому мне хочется отметить понимание и поддержку родителей. Часто родители были инициаторами совместных спортивных мероприятий, активными их участниками. Особое место в работе с родителями занимают родительские собрания («Режим дня», «Питание и здоровье», «В здоровом теле здоровый дух», круглый стол «Здоровый образ жизни. Из опыта родителей»).
В первом классе, на первом же собрании все родители получают памятки: Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка? и Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассником?, провожу анкетирование.
Были даны рекомендации отдельным родителям по поводу здоровья их ребенка. Так мной были подобраны упражнения для детей с ослабленным зрением и рекомендованы родителям
В классе мы с ребятами проводим беседы и классные часы на различные темы, связанные со здоровьем: «Школа Мойдодыра», «Путешествие по стране здоровячков» и др., участвуем в конкурсах «Здоровый образ жизни», «Я и спорт», «Полезное питание» и проводим внеклассные мероприятия. «Марафон здоровья», «Путешествие на поезде здоровья», игры, конкурсы. Некоторые из используемых мной продуктов я предлагаю вашему вниманию.
Свое выступление хочу закончить пословицей:
Здоровью цены нет.