Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе
Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Критерии, составляющие сущность педагогической технологии:
однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как);
методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Образовательная технология:
позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
Технологии:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое (многоуровневое) обучение;
-проектные методы обучения;
-технология модульного и блочно-модульного обучения;
-лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
-технология развития «критического мышления»;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-информационно – коммуникационные технологии (ИКТ);
-здоровьесберегающие технологии;
- систему инновационной оценки « портфолио»;
- технологию дистанционного обучения;
-групповое обучение и др.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Опыт применения ИКТ в школах показал, что:
а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
Технология развивающего обучения:
развитие личности, создание основы для всестороннего гармонического развития;
формирование теоретического сознания и мышления, усвоение учебного знания на уровне научных понятий;
акцент на формирование способов умственных действий;
умение делать содержательные обобщения;
прямое развитие врожденных и приобретаемых способностей и их включение в учебный процесс;
развитие и формирование навыков самостоятельной и групповой работы с большим объемом информации, поиска, переработки и практического применения этой информации в рамках творческого задания;
развитие культуры эмоций и чувств как проявления развитого эмоционального интеллекта;
учет и развитие творческих способностей с выходом на конкретный продукт;
ознакомление с приемами творческого воображения;
воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
Технология модульного обучения
Цельность, логичность и завершенность построения единиц учебного материала в виде блоков модулей, внутри которых материал структурируется в виде системы учебных элементов. Процесс обучения строится на осознанности целеполагания и само целеполагание с иерархией ближних (ЗУН), средних (общеучебные знания и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей.
Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
Принципы:
1) модульности;
2) структуризации содержания обучения на обособленные элементы;
3) динамичности;
4) деятельности;
5) гибкости;
6) осознанной перспективы;
7)разносторонности методического консультирования и паритетности.
Сущность модульного обучения – учащийся, работая самостоятельно, учится самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Технология группового обучения
Цель – сделать каждого учащегося индивидуально сильнее в его собственной позиции, развить определенные коммуникативные качества личности.
Основа группового обучения:
Теория социальной взаимозависимости (суть группы - взаимозависимость ее членов, которая может варьироваться- положительная, отрицательная, не существующая;
Когнитивно-развивающая теория (работа в группе стимулирует мышление и когнитивное развитие);
Бихевиористская теория обучения (групповое обучение предусматривает предоставление членам группы стимулов (наград) для участия в работе группы).
Организация групповой работы включает:
позитивную взаимосвязь;
индивидуальную ответственность;
стимулирующее взаимодействие;
социальные навыки;
процесс групповой работы.
Примеры организации групповой работы:
1. Интервью.
2. Банк информации (обмен актуальной информацией).
3. Поиск пары (н-р, поиск союзника в споре при помощи вопросов).
4. Метод «Пустой стул».
5. Координация действий (обмен предметами).
Технология разноуровнего (многоуровнего) обучения
Многоуровневое обучение - «такая организация учебного процесса, при которой каждый учащийся имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового (выд. Е.С. Полат), в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом и творческому его применению» (Е.С. Полат).
Условия организации многоуровнего обучения:
Избыточность упражнений.
Использование разных вариантов однотипных упражнений.
Возможность осуществления как индивидуальной, так и групповой фронтальной работы.
Технология развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Критическое мышление:
Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
Облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
Позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Технология развития критического мышления:
формирует интеллектуальные качества личности;
вооружает обучающегося способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования;
развивает умение принимать решения, критически мыслить, анализировать различные стороны явлений;
развивает рефлексию;
приемы: «мозговая атака», «Кластер», «Концептуальное колесо», «Инсерт», «Тонкие и толстые» вопросы, «Идеал», «Фишбоун», «Синквейн», «Ассоциации», «Написание творческих работ», «Чтение с остановками».
Технология проблемного обучения
самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;
развитие продуктивного мышления;
развитие активности обучающихся;
побуждение к сравнениям, обобщениям, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
актуальность проблемы, связь с жизненным опытом обучающегося;
урок-размышление, урок-дискуссия, урок-круглый стол, урок-анализ, урок-исследование.
Технология развития учебной автономности
выяснение - подтверждение (обучаемый просит дать пример использования слова или выражения; повторяет слова, чтобы подтвердить понятое);
мониторинг (исправляет у самого себя или у других ошибки в
произношении, употреблении слов, написании, грамматике, стиле);
заучивание (произносит вслух; находит средства запоминания; многократно записывает слова);
догадка или индуктивное выведение (догадывается о значении с опорой на ключевые слова, структуры, картинки, контекст и т.д.);
дедуктивное рассуждение (сравнивает явления Я1 с Я2, ЯЗ и др.; группирует слова; ищет правила совместной встречаемости);
практика (экспериментирует с новыми звуками; повторяет предложения до тех пор, пока не произнесет их правильно; внимательно слушает и пытается имитировать);
использование «трюков продуцирования» (применяет описания, синонимы и т.п.; пользуется речевыми клише; поясняет значение контекстом).