Доклад
Современные технологии обучения на уроках ОБЖ
Поиск путей совершенствования системы образования в Российской Федерации заставляет пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса и пути повышения интереса к урокам ОБЖ.. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывает возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения. Традиционные методы образовательного процесса, ориентированные на подачу готовых знаний, конечно, значимы, но не позволяют школьникам ориентироваться в больших потоках информации. Они способствуют, как правило, выработке стереотипного поведения и главным образом ориентированы на запоминание и сохранение материала в памяти. Безусловно, они уже мало удовлетворяют современным требованиям, поэтому постепенно уходят в прошлое.
Наилучшие результаты для решения этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе. В этой связи в учебной деятельности актуальным становится применение новых подходов к организации учебного процесса и современных технологий как методов обучения. Урок, построенный на современных технологиях, в том числе на уроках ОБЖ, позволит сформировать у школьников не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у учащихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические умения. Современные технологии рассматриваются сегодня, как педагогическая деятельность учителя по созданию оптимальных условий на уроках ОБЖ для развития и самореализации потенциальных возможностей, способности к самообразованию и саморазвитию обучающихся, формированию безопасного типа поведения и отношения к здоровому образу жизни. Современный учитель, приходя сегодня в класс, наверняка задает сегодня такие вопросы: «Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке?»
В своей работе предпочтение отдаю следующим технологиям:
Технологии проблемного обучения ;
Технологии дифференцированного обучения;
Игровой технологии;
Проектная и поисково-исследовательская деятельность;
-Информационные и коммуникационные технологии.
Проблемное обучение на уроках ОБЖ является мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирующим и направляющим их мышление, является создание проблемных ситуаций в обучении , обеспечивающих творческое усвоение знаний. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-нибудь понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Мы можем определить проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем
Важно осуществлять дифференциацию в подаче учебного материал по ОБЖ. Не секрет, что подгонка знаний учащихся к формальным одинаковым требованиям тормозит умственное развитие школьников, снижает их учебную активность. Как сделать процесс обучения более гибким,интересным, более приспособленным к каждому ученику? Дифференцированная форма обучения позволяет дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала, уроки закрепления. Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить образовательные потребности всех учащихся, право выбора уровня задания, обеспечивает стремление к росту, формирует ощущение успешности, высокую самооценку. Для одаренных детей проводятся консультации, оказывается помощь в подготовке к олимпиадам школьного, городского уровня. В процессе изучения курса ОБЖ, начиная с 5 класса, формируются навыки работы с тестовыми заданиями, которые тоже могут быть разноуровневыми. Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося.
Технология проектной и исследовательской деятельности. Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель и задачи проектной деятельности учащихся.
Видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности.
Корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.
Проектно-исследовательская технология – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения. Используя данную технологию на уроках ОБЖ, учащиеся сами ставят цели и задачи проекта, разыскивают необходимую информацию в разных источниках. Продуктом проектной деятельности могут являться: ситуационные задачи, плакаты с призывами к ЗОЖ, буклеты по профилактике вредных привычек, видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни; видеоролики о вреде курения, алкоголя; презентация о правильном питании и о вреде пагубных привычек; инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени.
Информационные и коммуникационные технологии. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ:
Улучшение качества обучения.
Изменения в методах и организационных формах работы учащихся.
Готовность и способность учащихся эффективно работать в новой информационной среде. Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий .
Думаю, все согласятся, что это одна из важнейших проблем современной школы. Многие учащиеся теряют интерес к учению, и происходит это по различным причинам. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.
Для осмысления усвоения знаний и умений учащимися необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя.
Я считаю, что различные способы организации познавательной деятельности учащихся на уроках активизируют процесс овладения учащимися культуры безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения.
Опыт использования в процессе обучения деловых игр, практикумов, тестов, заданий, конкурсов, показал успешность усвоения и реализации программы по основам безопасности жизнедеятельности с 5 по 9 класс.
При изучении программы ОБЖ рекомендуется примерно 60-70% учебного времени отводить активным формам деятельности. Доказано, что проведение практикумов, конкурсных программ, тренинговых занятий в значительной степени повышают заинтересованность учащихся, служит дополнительным стимулом в овладении навыками безопасности жизнедеятельности.
Как же добиться того, чтобы ученики с интересом изучали основы безопасности жизнедеятельности?
Нужно искать дополнительные занимательные средства, которые побуждают мысль работать. Занимательная наука делает труд интересным, потому и приятным.
Какие же элементы занимательности вызывают чувство удивления? Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности, составляющие сущность занимательности, — сильнейшие побудители познавательного интереса, обостряющие эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.
Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание учащимися тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным открытиям.
При неправильном поиске ответа учитель должен дать ученику правильное направление решения, контролировать ход решения, но не говорить сразу же правильный ответ;
— после решений занимательных заданий полезен разбор правильных ответов.
При подготовке занятий необходимо учитывать несколько факторов:
—возраст детей, актуальность и доступность темы;
—условия жизни конкретных школьников.
Использование игровых методов обучения, т.е. игры..не ново для педагогов .НО важно усчитывать что, при организации игровых уроков их главная цель – самостоятельная деятельность учащихся по повторению старых знаний и добыванию новых. Порой, организуя подобные уроки, учитель все внимание обращает на внешнюю сторону: красивое оформление, костюмы, призы . и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, «не заиграться».
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы урока. Самым оптимальным вариантом является использование разных технологий, в различных вариантах. Современные педагогические технологии дали положительный результат в моей педагогической деятельности. Применяемые мною элементы данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, повысилась результативность обучения, а также, в максимальной степени учесть личностно – ориентированные потребности и особенности учащихся. Использование педагогических технологий дало мне, как учителю продуктивно использовать учебное время и добиться высоких результатов. Подтверждение всему выше сказанному – рост обученности учащихся по ОБЖ. Участие в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях разных уровней и их результативность.
Занятия по основам безопасности жизнедеятельности проводятся один раз в неделю, поэтому очень важно постоянно поддерживать у детей интерес к данному предмету