Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
Доклад
Тема: «Современные технологии организации и планирования воспитательного процесса в коррекционной школе-интернате»
Иванова Софья Сергеевна
воспитатель
НОВАЯ БРЯНЬ
2019
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Технология воспитания направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов.
Описание и анализ конкретных воспитательных технологий показывает очевидную их близость к тому, что традиционно называлось методикой воспитательной работы прикладной отраслью теории воспитания, которая изучает «направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы. Сегодня часто можно видеть слово «технология» там, где раньше стояло «методика». Методика учит, рекомендует: есть такие- то приемы, правила и их можно использовать. Но технологический подход к воспитанию характеризуют отличительные черты, а именно:
- диагностичность целей и возможность измерить степень их достижения;
- пооперационное, алгоритмичное описание процесса, деятельности учителей и детей, всех участников воспитательной деятельности;
- воспроизводимость процедур, возможность повторить их в аналогичных условиях.
Воспитательный процесс на основе технологии предполагает профессионально компетентного педагога, владеющего комплексом профессиональных умений, педагогической техникой и технологией, которые и составляют основу педагогического мастерства.
В качестве инновационной технологии для организации воспитательного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы - интерната нами была выбрана технология, разработанная под руководством Е.Д. Худенко в соавторстве с Г.Ф. Гаврилычевой, Е.Ю. Селивановой, В.В. Титовой.
За научную основу предлагаемой технологии взяты: учение Л.С. Выготского «О двойственной роли органического недостатка в процессе развития и формирования личности», т.е. учение о компенсации дефекта.
Авторами предложено подробное планирование воспитательного процесса, широкий выбор занятий с той целью, чтобы у воспитателя была возможность отбора материала, самостоятельного моделирования. Очень важно, что предложен системный подход к планированию воспитательного процесса. В предлагаемой программе в основу отбора содержательных блоков воспитательного процесса положены два момента: мотивы и ведущие виды деятельности. На каждом этапе школьного обучения (начальном, среднем и старшем) воспитательная работа имеет определенные направления. Одни из них имеют сквозной характер, т.е. реализуются с начала до конца школьного обучения. Другие направления появляются по мере взросления ребенка.
При разработке программ, материалов и направлений руководствовались ещё некоторыми положениями личностно - ориентированной педагогики, предлагающей главное внимание в организации воспитательной работы уделять раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности.
Исходя из всего этого вся воспитательная работа в школе-интернате строится на основе общих и специальных задач, которые соответствуют основным направлениям воспитательного и коррекционного процесса, находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом.
Цель воспитательной работы в коррекционной школе: формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно - развивающего пространства.
Задачи:
- сохранить и укрепить здоровье, совершенствовать навыки здорового образа жизни, формировать негативное отношение к вредным привычкам;
- развивать механизм управления своим поведением в различных
ситуациях;
- формировать и развивать трудовые умения и навыки;
- формировать разносторонние интересы воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках, спортивных секциях;
- содействовать выработке готовности к самостоятельной жизни, подготовке к трудовой деятельности.
Реализация воспитательного процесса осуществляется посредством:
- воспитательных программ, реализуемых на группа по направлениям;
- внеурочной деятельности (кружки, спортивные секции, факультативы);
- связь с социумом (взаимодействие с КСК «Зенит», сельскими библиотеками, бассейн «Дельфин», музыкальной школой);
- работу с родителями;
- организация профилактической работы.
Воспитательные технологии:
- личностно-ориентированные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- технология КТД И. П. Иванова;
- шоу-технологии;
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
- коррекционно - развивающие технологии;
технология диагностики воспитанности.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
- диагностирование;
- целеполагание;
- проектирование;
- конструирование;
- организационно – деятельностный компонент;
- контрольно – управленческий компонент;
- содержательный компонент.
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностической целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии и технологии сотрудничества.
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела). Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.
Использование ИКТ в воспитательном процессе позволяет:
- развивать навыки исследовательской деятельности, творчество учащихся;
- усилить мотивацию деятельности;
- развивать коммуникативные способности, умения работать с информацией;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.
При проведении внеклассных занятий воспитатели используют компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.
Наибольший интерес представляют игровые технологии. В данной классификации игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
Здоровьесберегающие технологии:
- это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся;
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- создание благоприятного психологического климата на уроке и занятиях;
- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно - оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
«Шоу – технологии»
Мероприятия «Минута Славы», «КВН» и другие традиционные мероприятия относятся к типу шоу – технологий. Общим в их проведении являются три особенности: - деление участников на выступающих (сцена) и зрителей (зал), - соревновательность на сцене, - заготовленный организаторами сценарий.
Инновационная деятельность школы основана на внедрении технологии мониторинга. Под мониторингом воспитательного процесса мы понимаем процедуру отслеживания результатов воспитания через организацию системы контроля, сбора, обработки информации, представляющей собой совокупность показателей для анализа, прогноза и моделирования учебного процесса, направленного на достижение поставленных целей. Анализ данной работы показал её эффективность: воспитательная деятельность стала более содержательной. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной технологии. Сегодня это является основой для реального планирования воспитательного процесса педагога как для всего класса в целом, так и индивидуально для каждого. Особенно это актуально для обучения школьников с умеренной степенью нарушения интеллекта.
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.
Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».
В.П. Кащенко
Таким образом, рассмотренные теоретические положения технологии воспитания позволяют представить ее как целостное педагогическое явление, направленное на достижение главных целей воспитания. Это позволяет существенно повысить эффективность воспитательной деятельности, направить воспитание на более результативное решение задач по формированию личностной сферы человека современного общества.