Использование современных обучающих технологий в преподавании предмета «Биология».
Введение.
В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. И приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения. Только в этом случае современное образование становится качественным. Конечно, биологическое образование не является исключением и должно соответствовать ожиданиям общества, развиваться в свете современных тенденций.
Понятие обучающей педагогической технологии включает в себя систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, направленную на достижение образовательного результата, в соответствии с педагогическими принципами и взаимосвязью цель – содержание – методы .
В своей образовательной практике, я применяю шесть основных групп эффективных педагогических технологий.
Структурно-логические технологии
Использование современных структурно-логических технологий является одним из важнейших ресурсов повышения качества урока как базовой единицы деятельности учителя.»
В качестве основной структурно-логической технологии я использую системный подход как эффективную технологию развивающего обучения. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала .
В соответствии с технологией системного подхода любой изучаемый биологический объект рассматривается через понятие «системы». При этом каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. Понятие «биологическая система» – основа биологического образования, которая дает возможность обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения. Уже при изучении биологии в среднем звене частные понятия могут быть сконцентрированы вокруг общих биологических закономерностей, отражающих суть жизни в целом.
Особенность системного подхода в школьном курсе биологии состоит в том, что материал 6-11 классов рассматривается как единый образовательный курс, что накладывает определенные требования и на содержание учебного материала, и его методическое сопровождение .
Учащимся среднего звена я объясняю понятие «система». Система (греч. – составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Затем учащиеся знакомятся с классификацией систем. Они выделяют живые и неживые системы, естественные (природные) и искусственные (созданные человеком).
Элемент системы – это часть или структурная единица, из множества которых построен изучаемый объект и которая выполняют в данной системе определенную функцию. При этом каждый элемент системы является подсистемой. Биологическая система любого уровня организации – это целое, состоящее из взаимосвязанных частей:

Далее учащиеся знакомятся с отличительными особенностями живых систем. Для биологических систем, в отличие от всех прочих, характерны следующие свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.
Развитие системного мышления учащихся – процесс постепенный. В полной мере системный подход реализуется в старших классах в курсе общей биологии, т.к. наиболее эффективно применим при изучении понятия «Уровни организации жизни». Главный итог подобного подхода к обучению: опора на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и, следовательно, к более высоким результатам в обучении.
Работу над системой общебиологических понятий необходимо планировать на весь курс биологии с 6 по 11 класс. При этом важно выделить ведущие, основные биологические понятия. Не все биологические понятия, предусмотренные программой, несут общеразвивающую нагрузку, не все используются в дальнейших темах. Необходимо выделять те из них, которые работают на систему биологических понятий, а не на сумму разрозненных знаний .

Рисунок 1.

Рисунок 2. Элементы системного подхода в образовательной практике (схема).
Урок биологии в 7 классе «Опорно - двигательная система млекопитающих» учащиеся получают раздаточный материал по скелету млекопитающих и им нужно с помощью учебника заполнить таблицу.
Скелет млекопитающего
№ п/п | Отдел скелета млекопитающего | Чем представлен? |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
Скелет млекопитающего
№ п/п | Отдел скелета млекопитающего | Чем представлен? |
1. | Скелет головы | Нижняя, верхняя челюсти, череп. |
2. | Скелет туловища | Позвоночника, грудная клетка (ребра, грудина, грудной отдел позвоночника). |
3. | Скелет конечностей | Передняя конечность (плечо, предплечье, кисть). Пояс передних конечностей (лопатки и ключицы). Задняя конечность (бедро, голень, стопа) Пояс задних конечностей (тазовый пояс). |
Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализацию имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого биологического содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами. Работу в данном направлении необходимо строить по алгоритму:
1. Прочитайте текст параграфа.
2. Ответьте на два основных вопроса: «О чем говорится в тексте?», «Что говорится в тексте об этом?»
3. Выделите основные мысли текста.
4. Выделите предложения, подтверждающие основные мысли.
5. Сформулируйте вопросы к тексту по схеме: 1-й уровень – знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.); 2-й уровень – знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.); выделить основные мысли, построить план и др. 3-й уровень – умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.)
Информационно-коммуникационные технологии
Информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса.
Информационными технологиями в практике обучения называют все технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств. При этом я в процессе преподавания биологии в школе использую следующие формы работы:
работа с ЦОР и ЭОР;
лекции с мультимедийным сопровождением;
создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов;
поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник;
Кроме того, информационные технологии и Интернет обеспечивают возможность дистанционного образования, без которого современное общество существовать уже не может. Преимущества дистанционного обучения настолько очевидны, что именно в этом направлении возможно дальнейшее развитие ИКТ в образовании.
Однако, работа учителя с теми или иными программами и сервисами не обязательно должна ограничиваться подготовкой материалов к урокам и созданием мультимедиа-продуктов и пособий. За последние годы широкое распространение получили интернет-сервисы, которые позволяют не только разрабатывать объекты мультимедиа, например, презентации, слайд-шоу, интерактивные плакаты, но и размещать их в сети для совместного доступа и последующей работы с ними. Более того, появилось множество социальных сетей, которые делают удобным и доступным не только процесс общения, но и обеспечивают передачу документов, изображений, видеоматериалов и приложений между пользователями, что крайне важно для тех, кто использует данные сети в образовательных целях.
Однако, использование популярных социальных сетей не только для общения, но и для обучения не всегда оправдано. Как правило, существует множество отвлекающих факторов, не позволяющих сосредоточиться на решении учебных вопросов, поэтому для успешного обучения и совместной работы необходимо обратить внимание и на другие сетевые сервисы, которые предоставляют те же возможности, но не содержат рекламы и информации развлекательного характера. В качестве примера можно привести следующие:
RealtimeBoard, с помощью которого можно без труда организовать совместную работу в сети для создания различных презентаций, ментальных карт, заметок и много другого;
Symbaloo, позволяющий создавать виртуальные рабочие столы и сохранять в них ссылки на полезные сайты;
MindMeister - сервис для создания ментальных карт с возможность совместного доступа и т.д.
Их возможности очень разнообразны, но нужно отметить, что данные сервисы больше подходят для решения конкретных задач и создания определенных типов продуктов. По этой причине они не смогут обеспечить полноценное взаимодействие учителя с учащимися. Некоторые из них являются англоязычными, либо имеют частичную русификацию, что вызывает определенные затруднения при их использовании, особенно если уровень владения английским языком довольно низкий.
Одними из самых удобных, понятных и доступных в использовании являются сервисы Google с большим количеством инструментов для коллективной и индивидуальной работы. С помощью данных сервисов можно создавать:
документы, таблицы, презентации с возможностью совместного редактирования и обсуждения на персональных и коллективных сайтах и блогах;
системы Google-поиска;
календари и заметки, позволяющие вести планирование, добавлять в них важные события;
альбомы Picasa с иллюстрациями и фотографиями;
различные обучающие видео, используя сервис YouTube, а также находить интересные видеоматериалы, добавлять видеофрагменты на свой сайт или блог, делиться ссылками с учащимися;
персональные веб-сайты, размещать на них учебные материалы, задания и вести обсуждения;
карты и маршруты, размещать их на своем сайте, делать отметки и прикреплять фотографии различных объектов.
Очевидно, что данные сервисы имеют широкие возможности для ведения успешной коллективной деятельности в сети, однако, не всегда есть необходимость использования абсолютно всех инструментов, и если говорить об основных сервисах, позволяющих учителю создать свое пространство в сети и приступить к организации совместной деятельности, то следует обратить внимание на сервисы Google Docs, Google Drive и Google Sites. Их использование совместно с подключаемыми приложениями предоставляет возможность для успешной коллективной и индивидуальной работы.
Google Docs (Документы Google) позволяют создавать текстовые документы, таблицы, презентации, рисунки и многое другое. По функционалу Документы Google уступают таким программным продуктам, как Microsoft Office и Open Office, но, несмотря на это, они поддерживают множество необходимых функций, не требуют установки на компьютер, так как открываются через браузер и идеально подходят для работы в сети. Все файлы создаются на Диске Google и сохраняются автоматически в процессе их редактирования. К созданным файлам можно применить различные параметры приватности: сделать их открытыми для всех пользователей, либо предоставить доступ отдельным лицам. Например, учитель может предоставить доступ к документу только учащимся своего класса, а все остальные не смогут просматривать созданный документ. Кроме того, созданные документы можно скачать на свой компьютер и открывать с помощью программ Microsoft Office.
Google Drive (Диск Google) – виртуальное хранилище объемом 15 гигабайт. На данном виртуальном диске можно сохранять файлы, найденные в сети или закачивать файлы с компьютера, а также делиться ими с другими пользователями. Для разрешения доступа к файлам существуют специальные настройки приватности, с помощью которых можно изменять параметры доступа. На диске также создаются и сохраняются документы, но их функционала не всегда бывает достаточно для создания сложных медиа-продуктов, например, ментальных карт, интерактивных плакатов или виртуальных выставок. Для решения этой задачи есть возможность подключить к диску различные сетевые сервисы для создания веб-приложений и удобного доступа к ним в дальнейшем.
Google Sites (Сайты Google) – сервис для создания персональных сайтов, не требующий специальных знаний об основах сайтостроения, поэтому он будет доступным и понятным практически любому пользователю. Для проведения совместной работы учитель может создать свой сайт, который будет содержать разнообразные материалы по изучаемым темам, интересные факты, ссылки, медиа-продукты, тесты и задания для учащихся, выполнять которые они могут при помощи Документов Google и отправлять результаты своей работы прямо на сайт учителя, например, размещать ссылки на выполненные задания в комментариях или прикреплять их к указанной странице сайта. На страницах сайта учитель может также размещать Google-карты, особенно эта функция может пригодиться при изучении географии. Например, ученикам дается задание отметить на карте какие-либо географические объекты, и они могут сделать это прямо на странице сайта, где расположена карта. Более того, Сайты Google позволяют размещать на страницах flash-приложения: виртуальные экскурсии, лаборатории, интерактивные плакаты по биологии и географии. У учителя также есть возможность размещать задания и создавать свои обучающие приложения, например, с помощью сервиса LearningApps и также встраивать их на сайт. Это могут быть викторины, кроссворды, тесты по биологии и географии, творческие задания, к примеру, на сопоставление названий растений и их фотографий или названий стран с материками, на которых они расположены. В комментариях учитель и учащиеся могут вести диалог, вместе решать вопросы, возникающие в процессе выполнения заданий. Также есть возможность создания и размещения на сайте коллекций полезных ссылок, например, на сайты музеев, заповедников, экологических организаций. Для создания таких коллекций можно воспользоваться сервисом Symbaloo.
Тренинговые технологии.
Тренинг1 (англ. «Training» – тренировка, выработка навыков) один из видов интерактивного (т.е. с активным включением в работу участников) обучения. По статистике, при восприятии информации на слух (лекция), запоминается около 10%, если же информация подкреплена визуальными образами, то может усвоиться до 40%. И только при возможности слышать, видеть и самое главное действовать, эффективность восприятия повышается до 60-70%. Если при проведении обучающего занятия более 70% времени отведено отработке специальных навыков, ролевым играм, моделирующим рабочие ситуации, обсуждению и анализу – то это обучение можно назвать тренингом.
Тренинг – один из самых актуальных сегодня видов обучения. Это путь от осознания нехватки информации к новым устойчивым навыкам. Тренинг дает возможность узнать много нового о себе и окружающих людях. По мнению социологов, это самая лучшая форма приобретения навыков, обмена практическими наработками. Это возможность взглянуть на себя «со стороны» (некоторые, увидев себя в видеозаписи на экране говорят что-то вроде: «Я так никогда так не говорю, так не делаю, я не мог так махать руками»). В ходе тренинга учащиеся имеют возможность не только получить новую информацию и навыки, но и применить их на практике межличностного общения в группе.
Тренинг – специально организованный учебный процесс, во время которого участники команды, включая тренера, обмениваются знаниями и умениями для достижения цели тренинга, это форма обучения, которая построена на взаимодействии слушателей. Тренинги относят к деятельному типу обучения.
Современная педагогика обогащается всевозможными тренингами, деловыми играми, различными видами групповой работы со слушателями. Тренинги эффективны, так как способствуют лучшему усвоению пройденного материала, отработкой соответствующих навыков у участников, тесному общению, как с преподавателем, так и с другими участниками тренинга.
Для формирования различных УУД больше подходит применение обучающих, навыковых тренингов и социально-психологических.
Обучающий тренинг направлен на поиск и усвоение составляющих звеньев объекта или процесса.
Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков).
Варианты тренингов и их оценка
Вид тренинга | Способы оценки эффективности |
Навыковый тренинг | Метод включенного визуального наблюдения |
«Немой зачет» |
Социально-психологический | Диалоги |
Метод включенного визуального наблюдения |
Опросники и анкеты |
Дискуссии |
Обучающий | Конференции, мини-конференции |
Дискуссии |
Тесты |
Творческие зачеты |
Интеллект-карты |
Таким образом, применение тренинговых упражнений в ходе обучения биологии наиболее эффективно при изучении:
Биологические процессы (навыковый тренинг - имитация биохимических и физиологических процессов: фотосинтез, дыхание, биосинтез белка, испарение и др., моделирование последовательности эволюционных процессов). Занятия с моделированием ситуаций проходят очень живо, прекрасно усваиваются последовательность этапов процессов и их содержание. Возможно применение элементов дискуссионного общения, особенно в разделах «Антропогенез», «Селекция и биотехнология» и др.
Отработка навыков (навыковый тренинг, моделирование последовательности действий при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием, расчёт пищевого рациона.)
Жизненные ситуации (социально-психологический тренинг – формирование и анализ отношений к, например, людям с заболеванием или к жизни с болезнью, формирование гражданской позиции к вредным привычкам, тренировка умения отказа и согласия и т.д.)
Технология проблемного обучения.
Согласно мнению психологов, проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация к обучению возникает у обучающихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Желание разрешить проблему приводит к рождению потребности в новом знании.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями и предъявляемым требованием.
Алгоритм постановки и решения проблемных ситуаций
1.Формулирование проблемы и вопросов к учащимся
2.Самостоятельное совершение мыслительных действий и операций учащимися, направленное на поиск решения данной проблемы
3. Поиск необходимой дополнительной информации
4.Коллективное или групповое обсуждение найденных способов решения, оценивание их рациональности
5. Самостоятельное или совместное с учителем подведение итогов решения задачи; обоснование выбора лучшего решения; проверка его правильности.
В 6 кл. по теме “Транспорт веществ в растении” учащиеся впервые должны усвоить такие понятия как диффузия, осмос, концентрация веществ, транспирация, корневое давление и прочие. Для этого им необходимо знать особенности строения молекулы воды как диполя, что разноименно заряженные частицы притягиваются, как происходит испарение, и они движутся, как вещества растворяются и что такое концентрация веществ. Здесь требуются знания из физики, химии, чтобы суметь представить как молекулы воды “карабкаются” по тоненьким трубочкам – сосудам корней, стеблей, листьев, проникают в каждую клеточку.
В 7 классах в разделе “Животные” по теме “Тип Простейшие” необходимо решить вопрос взаимосвязи функции и строения органа (организма) и средой обитания. Этому способствует решение следующих задач:
1. Почему у морских простейших сократительные вакуоли очень редко сокращаются или отсутствуют вообще?
2. Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?
Игровые технологии.
Игровые образовательные технологии в школе включают в себя любое взаимодействие педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета. Основная особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель трансформируется в игровую задачу. Основным преимуществом игровых технологий является возможность применения предметных знаний в практической деятельности посредством создания соответствующей сюжетной ситуации. Игровые технологии весьма сложны в реализации и эффективны только при условии грамотной реализации.
Игровые технологии эффективны не только на первой и второй ступенях обучения, но также показывают высокие результаты в старших классах. На уроках биологии я чаще использую игровые технологии не как самодостаточную форму работы, а в качестве элемента более обширной технологии. Например, на этапе закрепления материала предлагаю учащимся выполнить имитационное упражнение, позволяющее закрепить полученные знания и навыки в непринужденной творческой обстановке.
В частности, учащиеся 9 класса имитируют процесс биосинтеза белка у доски, исполняя роли субъединиц рибосомы, транспортных РНК, информационной РНК. Такое «представление» помогает лучше представить все этапы сложного процесса матричного синтеза. Аналогично в форме игры можно рассмотреть процессы митоза и мейоза. Также учащиеся с большим интересом изучают биографию выдающегося ученого, если вместо рассказа о нем в третьем лице, предстоит отвечать на вопросы «интервью», в котором учащийся предстает перед классом в образе данного ученого и отвечает на вопросы в первом лице.
Диалоговые технологии.
Диалоговая технология включает в себя поисково-исследовательские и проектные методы, групповые и индивидуальные формы деятельности и её рефлексию, разные виды межсубъектного общения и сотворчества, их оценку. Диалоговая технология может включать и элементы других технологий, их использование в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.
Диалоговые технологии в школе связаны с созданием современной коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества учащихся и педагогов. Создание в рамках образовательного пространства ситуаций, в которых учащиеся могут применить и актуализировать предметные знания, обсудить интересующие их вопросы, встретить единомышленников или непосредственно обратиться к авторитетному деятелю создают условия для существенного роста мотивации к изучению учебных предметов у школьников.
Для организации диалога в процессе обучения необходимо найти противоречия и проблемы в учебном материале, сформулировать основные требования к ведению диалога, подобрать специальные задания, выбрать форму и структуру диалога.
Большое значение в диалоге имеет равноправное общение.
В ходе диалога формируется речевая культура, подразумевающая культуру общения; навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, .анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения.
При использовании диалоговой технологии особое значение приобретают диалогическая позиция учителя — терпимое отношение к различным взглядам учащихся, готовность принять взаимоисключающие точки зрения на проблему и найти коллегиальное решение с учётом доказательности и аргументированности позиций участников диалога, а также жизненный опыт учащихся как источник проблем для обсуждения. Целесообразно применять диалогические задания, выполнение которых зависит от создания позитивной эмоциональной среды: свободного обмена мнениями, идеями в обстановке живого обсуждения.
Одна из целей обучения в диалоге состоит в создании комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс овладения знаниями. Все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.
Активное использование диалоговых форм требует серьёзной методической подготовки учителя и обучения школьников приёмам ведения дискуссий и диспутов, умениям сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения.
На этапе подготовки учителя и учащихся к диалогу мы обращаем особое внимание на выбор темы и проблем, форм проведения диалога. На этапе проведения диалога важны чёткая организация и вовлечение каждого учащегося в диалог, управление процессом. При подведении итогов необходимо проанализировать и оценить усвоение знаний и умений в рамках изучаемой темы, уровень сформированное коммуникативной компетентности и культуры учащихся, достижение целей занятия.
Приведём несколько положений, характеризующих культуру ведения диалога.
• Критиковать идеи, а не человека.
• Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы.
• Побуждать каждого участвовать в обсуждении и усваивать нужную информацию.
• Выслушивать соображения каждого, даже если с ним не согласен.
• Пытаться разобраться в том, что непонятно.
• Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так, чтобы это способствовало пониманию проблемы.
• Стремиться осмыслить и понять разные взгляды на проблему.
• Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов.
Практика показывает, что внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию учащимися предметного содержания, усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у учащихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.
Практически неограниченные возможности для расширения коммуникативного пространства дает Internet . Учащиеся с интересом участвуют в дистанционных конкурсах, вступают в профильные сообщества (сайт Инфоурок - олимпиады, сайт Задачка.ру- олимпиады).
В настоящее время активный интерес многих педагогов привлечен к развивающим технологиям, одной из которых является технология педагогических мастерских.
Это один из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний. Технология представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. В ней используются педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.
Педагогическая мастерская отражает умение педагога проектировать успешную деятельность обучающихся, создаёт условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта. Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной деятельности учителя и ученика по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий и предполагающая реализацию идеи полной управляемости образовательным процессом через классно-урочную систему.
Заключение.
Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу, воспитательной и развивающей подвижностью личности, возникшей в ходе урока.
Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету.
Позвольте закончить мне своё выступление известным анекдотическим диалогом, слегка перефразированный и как нельзя, кстати, подходящий к теме нашего разговора. «Умеете ли Вы играть на флейте?» - спрашивает один приятель другого. «Не знаю, не пробовал», - слышит он в ответ. Действительно, ещё Сократ говорил, что научиться играть на флейте можно, только играя на ней. Точно также научиться основным видам деятельности можно, лишь систематически выполняя их в процессе обучения.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бюргановская СОШ Буинского муниципального района РТ»
Открытый урок по биологии в 10 классе
на тему:
«Развитие половых клеток»
Выполнила учитель
биологии Архипова А.Н.
Бюрганы 2016г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бюргановская СОШ Буинского муниципального района РТ»
Доклад
на тему:
«Использование современных обучающих технологий в
преподавании предмета «Биология».
Выполнила учитель
биологии Архипова А.Н.
Бюрганы 2016г.
1