Шокорова Светлана Петровна,
заведующая МБДОУ
«Детский сад № 7 «Теремок»
г. Майкоп Республика Адыгея
Создание условий для повышения профессионально-педагогической компетенции как одного из основных компонентов устойчивого самосознания участников образовательного процесса ДОУ
Человека нельзя ничему научить, можно лишь помочь ему обнаружить что-то внутри себя.
Г. Галилей
Обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь.
Во все времена настоящие педагоги, те, которые являются педагогами не только по образованию, но, прежде всего, по призванию, стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность.
В целом, взрослые, как и дети, активно познают неизвестное. Каким бы ни был их индивидуальный стиль познания, обучение взрослых более эффективно в том случае, когда оно:
- отвечает их текущим нуждам и глубоко мотивировано;
- связано с их прошлым и настоящим опытом;
- участники активно вовлечены в процесс обучения и сами управляют этим процессом;
- создана атмосфера взаимного уважения;
- есть возможность сразу применить полученные знания в реальной жизни и добиться успеха.
Одним из важнейших условий эффективности профессиональной деятельности, способствующей благоприятному эмоциональному состоянию, является достаточный уровень развития профессионального самосознания.
Самосознание педагогов включает систему представлений о сущности педагогической профессии и требованиях, предъявляемых к личности педагога, систему представлений о своем профессиональном «я».
Личностный компонент самосознания педагога обеспечивает его саморазвитие, потребность личности в самореализации, в раскрытии своих возможностей. Самореализация личностных возможностей, раскрытие внутреннего потенциала педагога – условие его успешной творческой деятельности в образовании.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)
Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Говоря сегодня о создании условий для развития самосознания педагогов, мы не можем не говорить о сознании и самосознании родителей как активных участников образовательного процесса в ДОУ.
Планируя работу по повышению педагогической компетенции родителей, следует иметь в виду целую систему определенных убеждений и установок:
- осознание себя, как первых педагогов своих детей;
- повышение уровня общей культуры;
- приобретение знаний, обеспечивающих формирование представлений о развитии детей дошкольного возраста;
- установок на позитивное принятие процесса воспитания и обучения в детском саду.
Развитие самосознания родителей является основным содержанием процесса повышения их педагогической компетенции и осуществляется через:
- включенность в совместную коллективную работу, в систему связей и отношений, существующих в рамках детского сада;
- развитие своих личностных целей, смыслов, принципов;
- переход в режим саморазвития, как «способности к росту» (по Юнгу).
В настоящее время мы отмечаем существенные противоречия между потребностью образовательных учреждений в педагогически грамотных и творчески мыслящих родителях и неразработанностью организационно-педагогических условий повышения их квалификации в области образования.
Над решением проблемы повышения педагогической компетенции родителей наших воспитанников коллектив нашего детского сада работает на протяжении нескольких лет. Повышение компетенции педагогов и родителей – комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление всех участников образовательного процесса с технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а также с различными нетрадиционными подходами и инновационными разработками в области образования.
Сегодня необходимы качественно новые подходы к организации методической работы в ДОУ по повышению уровня педагогической компетенции педагогов и родителей. Прежде всего, следует говорить о создании условий для повышения активности участников образовательного процесса, для пробуждения и поощрения их творческих поисков.
В нашем ДОУ практикуются различные формы работы с педагогами и родителями, способствующие повышению их компетенции. Совместные открытые педагогические советы – коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности ДОУ. Непременным его компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов и родителей.
На педагогических советах мы на равных ведем разговор о самых насущных проблемах в воспитании и обучении наших детей, затрагиваем важнейшие и актуальные для нас темы такие как «Социализация детей дошкольного возраста», «Использование инновационных разработок по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста», «Создание условий по формированию морально-этических качеств у дошкольников» и др.
Обучающие семинары – являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения педагогической компетенции педагогов и родителей. На них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием обучающих семинаров должно быть посильное участие в нем всего коллектива педагогов и родителей.
На обучающих семинарах мы говорим на темы: «Этика профессионально-делового общения», «Синдром профессионального выгорания – что это?», учимся владеть собой в конфликтных ситуациях, выстраивать свой индивидуальный профессиональный маршрут.
Консультации (индивидуальные и групповые) – напрямую связаны с познавательными интересами педагогов, родителей и планируются с учетом запросов на определенные темы и исследования. Предварительная подготовка к консультации включает в себя анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, а также изучение информационного материала о наших детях и их семьях.
Так, например, психологической службой детского сада проведен ряд консультаций на тему: «Проблемный ребенок», где рассматривались особенности развития детей медлительных и гиперактивных, застенчивых и агрессивных, леворуких, мальчиков и девочек и др.
Открытые просмотры различных мероприятий – позволяют всем увидеть, как работают все специалисты детского сада, использовать их позитивный опыт, осознать недочеты, скорректировать дальнейшую работу.
В нашем ДОУ стало доброй традицией проведение недели открытых дверей ко дню рождения детского сада и отчетных мероприятий специалистов. Кроме того, и педагоги, и родители учатся анализировать особенности воспитательно-образовательного процесса в целом, а также непосредственно образовательную деятельность, в частности.
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
Воспитатель 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.