СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ на уроках литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе приведено научное обоснование технологии, методические рекомендации по использованию технологии.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ на уроках литературного чтения"»

Технология модульного обучения

на уроках литературного чтения в начальных классах

Теоретическое обоснование модульной системы образования.

Проблемы обучения и воспитания относятся к числу тех, разработка которых требует системного подхода.

Обучение и воспитание – целенаправленное воздействие, обеспечивающее усвоение человеком общественного опыта, организатором усвоения которого является прежде всего учитель. Процесс обучения и воспитания можно представить как способ функционирования педагогических систем, содержанием которого является управление развитием человека.

Цели педагогических систем: превращение человека из объекта управления в субъект управления, формирование у него самостоятельности и способности к самоуправлению (самообразованию, самовоспитанию, самореализации). Активные позиции педагога и учащегося состоят в том, что каждый из них в большей или меньшей степени выступает как в качестве субъекта управления своей собственной деятельностью и поведением, так и поведением и деятельностью других. Одной из задач современного управления учебно-воспитательным процессом является оптимальная интенсификация учебного труда. К ее составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной емкости содержания образования, применение прогрессивных форм и методов обучения, активизация темпов учебных действий, развитие рефлексивных навыков учебного труда, использование информационных технических средств.

К основным способам оптимизации процесса преподавания относятся:

- комплексное планирование задач,

- конкретизация их с учетом особенностей учащихся,

- генерализация учебного материала и концентрация на нем внимания учащихся,

- выбор оптимальной последовательности этапов урока,

- обоснованный выбор методов, форм и средств обучения,

- дифференцированный уровневый подход,

- определение оптимального объема и сложности классного и домашнего задания,

- комплексный анализ результатов учебно-воспитательного процесса.

Современный педагогический подход нацеливает на предварительное проектирование образовательного процесса, в центр внимания ставит учебно-познавательную деятельность самого ученика, диагностичность целеобразования и объективного контроля (самоконтроля) результатов, целостность всего образовательного процесса. Показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности ученика является ее самоорганизация, когда деятельность становится предметом его сознания и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Такая деятельность наилучшим образом реализуется через технологию модульного обучения.


Особенности проектирования и реализации модульной технологии на уроках.

Сама организация процесса обучения посредством организации учебной деятельности по определенным модулям представляет большие возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности за счет планомерной деятельности самообразования и саморазвития. Внедрение модульной технологии в практику требует от учителя четкого понимания принципов модульного обучения:

1 принцип модульности предполагает:

а/ конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено достижение каждой поставленной перед учеником цели,

б/ представление учебного материала законченным блоком,

в/ интегрирование различных видов и форм обучения;

2 принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов и осознанных перспектив, а так же предполагает разработку разноуровневых дидактических целей - комплексных, интегрированных, частных – на курс, класс – на основе структурирования содержания образования;

3 принцип динамичности включает идею открытости, которая понимается как возможность видоизменить информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, сделать анализ каждого этапа урока с позиции адаптивности, комфортности ученика;

4 принцип системности, действенности, оперативности знаний сочетается с вариативностью обучения, означающей разнообразие его содержания, форм и методов, смену учебной деятельности, формирование общеучебных и специальных умений и навыков;

5 принцип гибкости предполагает направленность обучения на развитие личности ученика через создание условий по формированию индивидуального стиля учебной деятельности;

6 принцип успешности каждого ученика, использование стимулирующего поощрения активной деятельности ученика при работе оценочной системы означает индивидуализацию обучения на основе результатов мониторинга по определению зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;

7 принцип разносторонности методического консультирования заключается в том, что модульная программа содержит рекомендации учителя, облегчающие усвоение информации (алгоритмы, системы вопросов и т.д.).

Приступая к проектированию модульной программы, учитель должен осознать и определить свои новые функции. Их новизна в том, что учитель:

- управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности учащихся;

- мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания, и добивается положительного отношения к предмету;

- организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с информационными материалами;

- использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;

- создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику, создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;

- организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.

Таким образом, сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.

Состав модуля:

  • целевой план действий,

  • банк информации,

  • методическое руководство по достижению дидактических целей.

Т.И.Шамова выделяет следующие отличия модульного обучения от других систем обучения:

1/ Содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение его должно происходить с целью обучения. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Каждый ученик получает от учителя рекомендации в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.

2/ Общение между учителем и учащимися проходит как в индивидуальном порядке, так и посредством модулей. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект - субъектную основу.

3/ Каждый ученик работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.

4/ Учитель может управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся как через модули, так и непосредственно, но это более мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление.

5/ Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу путем консультирования каждого из учащихся, дозирования персональной помощи.

Самое важное в построении модулей – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация и.т.д.


3. Модульное чтение.

В свете современных требований к урокам литературного чтения от учителя требуется приобщение младших школьников к чтению и пониманию литературы как вида искусства, постижению идейно-художественного смысла произведения, его эстетической ценности, образного содержания. В отличие от традиционной системы обучения в основе построения урока модульного чтения лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями через алгоритм определенных разноуровневых модулей.

Вводить модули следует со второго класса, или с того времени, когда ученики могут самостоятельно прочитать задание модулей. Пока дается упрощенный вариант модульной таблицы (алгоритма уроков чтения).


Алгоритм уроков чтения

Модуль 1

Подготовка к проверке домашнего задания

  1. Открой учебник на странице... (если это стихотворение, повтори его).

  2. Прочитай 1/3, страницы (стихотворение расскажи соседу по парте).

  3. Расскажи, о чем говорится в отрывке, что особенно запомнилось и почему.

  4. Оцени себя, выслушай оценку товарища.

Модуль 2

Разминка

1. Упражнение на дыхание: «надуй шарик», «остуди чай», «одуванчик», «сдуй пылинку», « задуй свечу».

2. Звуковая разминка: артикуляция звуков, скороговорки, мини-стихотворения, их чтение: тихо, громко, медленно, быстро, про себя, с ударением на каждом слове, хором (орфографическое чтение), с поучительной интонацией, на память (по желанию).

Модуль 3

Чтение-спринт. Начни по команде учителя «Начали»

  1. Плотно сожми губы.

  2. Читай только глазами.

  3. Читай как можно быстрее, подчеркивай непонятные слова.

  4. Ответь на вопросы к тексту.

  5. Обсуди свой ответ с товарищем, посоветуйся.

  6. Прими участие в общем обсуждении.

Модуль 4

  1. Интенсивные упражнения в навыках беглого чтения

  2. Чтение за диктором (вполголоса).

  3. Чтение под ритмичный стук.

  4. Чтение с отрывом взгляда от текста.

  5. Чтение с убыстрением.

  6. Чтение в парах.

  7. Чтение в темпе скороговорки.

  8. Жужжащее чтение.

  9. Чтение про себя, только глазами.

  10. Чтение-спринт.

  11. Чтение-разведка.

  12. Чтение-буксир.

Модуль 5

Памятка

  1. Правильно ставь ударение.

  2. Соблюдай паузы.

  3. Выбери силу голоса (тихо, громко).

  4. Определи темп (быстро, медленно).

  5. Читай эмоционально.

  6. Покажи интонацией свое отношение к произведению.

Модуль 6

  1. Работа в творческих тетрадях (задания по выбору).

  2. Подведение итогов - научись высказывать свои мысли, вести
    диалог - используй эмоционально-оценочную лексику.


Памятка имеется у каждого ученика.

Развивать умение пользоваться алгоритмическими предписаниями следует постепенно, останавливаясь на каждом модуле основательно.

Упражнения Модуля 2 полезны для развития оперативной памяти, расширяют поле зрения.

После того, как ученики приобретут устойчивые навыки самостоятельной работы по предписаниям алгоритма, можно переходить к более сложному алгоритму, в котором уже четко определены цели каждого модуля.


Чтение (модульное обучение)



Номер модуля

Номер задания

Учебный материал с указанием задания

Указания

для учащихся



Цель урока: совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, вырази­тельного чтения; развивать монологическую речь, творчество и воображение; обогащать словарный запас; воспитывать положитель­ные качества в процессе работы в парах, группах.



Модуль 1


Цель - научиться четко произносить звуки, читать целыми словами. Освоение данного модуля поможет развить зрительную память, внимание, речь, расши­рить словарный запас.



1

Подготовься к звуковой разминке, к игре "Фотоглаз".

1. Звуковая разминка.

2. Упражнение на дыхание.

  1. Упражнение "Фотоглаз".

  2. Словарная работа (слова из коробочки).

Готовность покажи красным сигналом.

Смотри на доску


2

Подготовься к проверке домашнего задания.

Цель - проверить свои навыки: правильность; беглость; осознанность; выразительность.

  1. Открой учебник на странице... (Если это стихотворение, повтори его.)

  2. Прочитай 1/3 страницы. (Стихотворение расскажи соседу по парте.)

  3. Расскажи, о чем говорится в этом отрыв­ке, что особенно запомнилось и почему.

  4. Найди ответ на вопрос к тексту.

  5. Оцени себя.

  6. Выслушай оценку товарища.

Работай в паре

Смотри в верхний правый угол доски


3

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель — подвести итоги.

Как ты подготовился к уроку? (Улучшил ли ты свои навыки?)

Над чем еще чадо работать? Какие качества характера надо в себе вос­питывать? усидчивость; терпеливость; на­стойчивость; упорство и др.

Приготовь сигналы: красный — 3; зеленый — 2; желтый — 1.

Модуль 2


Цель — узнай, о чем говорится в новом произведении.

Освоение, данного модуля поможет осознать прочитанное.



1

Прослушай объяснение учителя, прими учас­тие в беседе.

Цель - научиться воспринимать и перера­батывать содержание материала.

Какие произведения этого автора ты чи­тал?

О чем он пишет?



2

Открой учебник на странице ...

  1. Чтение-спринт начни по команде учите­ля: "Начали!" Памятка.

  1. Плотно сожми губы и зубы.

  2. 2. Читай только глазами.

  3. Читай как можно быстрей, читай все.

  4. Ответь на вопросы к тексту. Ответь па вопросы после команды учите­ля: "Стоп!"

  1. Продолжи чтение текста шепотом. Непонятные слова подчеркни или выпиши на листок.

  2. Ответь на вопросы к тексту.

Обсуди свой ответ на вопросы с товарищем, посоветуйся.

Поделись своими чувствами о прочитанном. Спроси о значении непонятных слов.

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель - подвести итоги.

Что нового ты узнал из этого произведения? Все ли ты понял? Сделай вывод: необходимо ли еще раз прочи­тать произведение?

Смотри в верхний правый угол доски





Смотри на доску





Работай в паре

Модуль 3


Цель - научиться читать бегло.

Освоение данного модуля поможет тебе бо­лее быстро читать книги, газеты, журналы, титры в кино, по телевизору.





1

Подготовься к выполнению интенсивного уп­ражнения в навыках беглости.

1.Чтение за диктором (вполголоса).

2. Чтение под ритмический стук.

3. Чтение с отрывом взгляда от текста.

4. Чтение с убыстрением.

5. Чтение в парах.

6. Чтение с переходом на незнакомый текст.

7. Чтение в темпе скороговорки.

8. Жужжащее чтение.

9. Чтение текста, перекрытого полосками.

10. Чтение про себя (только глазами).

11. Замер скорости чтения.

Слушай команды учителя: "Начали!", "Стоп!"







Выслушай и оцени соседа по парте. Запиши резуль­тат в тетрадь


2

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель - подвести итоги.

1. Оцени свое чтение: выше нормы и без ошибок; по норме, 1-2 ошибки; ниже нормы, 3-5 ошибок.

2. Сделай вывод: прочитай цель модуля; подумай, достиг ли ты цели; если цели не достиг, вернись опять к ра­боте по данному модулю.



Смотри нормы в своей те­тради (па доске)


(Можно дома.) Сделай запись домашнего задания в дневнике

Модуль 4


Цель - научиться читать правильно, выразительно.

Освоение данного модуля поможет тебе в общении с людьми.



1

Выбери отрывок по своему желанию.

При подготовке пользуйся памяткой:

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

3. Выбери силу голоса (громко, тихо).

4. Определи темп (быстро, медленно).

5. Читай эмоционально.

6.Покажи интонацией свое отношение к произведению.



2

Прочитай подготовленный отрывок вполго­лоса соседу по парте. Выслушай его оценку.

Работа в паре


3

Прочитай отрывок еще раз с учетом замечаний.



4

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель - подвести итоги.

1. Оцени свое выразительное чтение. Все ли пункты памятки ты выполнил?

2. Прими участие в конкурсе дикторов. Оп­редели победителя с учетом всех пунктов памятки.

Покажи сигнал



3. Сделай вывод: достиг ли ты цели? Если цели не достиг, вернись опять к работе по данному модулю.


Модуль 5


Цель - научиться выделять мысли, пересказы­вать содержание прочитанного, вести диалог. Освоение данного модуля будет способство­вать развитию речи, памяти.



1

Прочитай соседу (партнеру) по парте один абзац.



2

Партнер задает тебе вопросы для того, чтобы ты понял значение слов, словосочета­ний, уловил смысл абзаца.



3

Обсуди с партнером возможные варианты заголовков, выбери наилучший. Учти: загла­вие выражает смысл абзаца.

Запиши заглавие в тетрадь


4

Перескажи содержание первого абзаца.



5

Работай с партнером по его заданию.



6

Работай над вторым абзацем и далее, как над первым.



7

Дай партнеру свою тетрадь для выставле­ния отметки. Поблагодари партнера за совместную работу.



8

По окончании работы над текстом подго­товься к выступлению в группе. Помни: тебе помогут передать содержание записанные в тетради заголовки.



9

После выступления в группе работа над пе­ресказом закончена.



10

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель - подвести итоги.

Прочитай цель модуля; подумай, достиг ли ты цели; если цели не достиг или достиг частично, вернись к работе по данному модулю дома.

Сделай запись в дневнике

Модуль 6

1

Проверь свои знания. Ответь на контрольные вопросы. Найди подходящее предложение для надписи над иллюстрацией. Нарисуй картинки (словесно) к диафильму. Опиши герои, понра­вившийся эпизод, природу. Чтение отрывка по ролям. Оцени партнера. Дай свою тетрадь партнеру для записи отметки. Поблагодари партнера за совместную работу. Подведи ито­ги работы на уроке. Что нового узнал? Чему научился? Спасибо за работу на уроке!

Работа в группе


Хорошо известно, что только целенаправленная самостоятельная деятельность приведет к устойчивым знаниям и учебным навыкам.

Кроме предписаний модулей ученики имеют на партах папки с памятками по организации работы. Так в основе заданий, рассчитанных на самостоятельное выполнение сразу после первичного чтения текста, лежит работа по анализу прочитанного или ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Для глубокого восприятия содержания можно использовать памятки:

Методическая модель изучения рассказа повествовательного характера в начальной школе


  1. Выяснение конкретного содержания.

  2. Выделение рассказчика (кто ведёт рассказ, присутствует ли он сам в рассказе).

  3. Выделение героя рассказа, его поступка и причины поступка.

  4. Определение характерных черт героя.

  5. Выявление чувств, состояния действующего лица и нахождение в тесте слов, называющих это состояние.

  6. Словесное описание героя по воображению.

  7. Выяснение авторского отношения к герою (нахождение слов в тексте).

  8. Определение личного отношения учащихся к герою.

  9. Выяснение основной мысли произведения.

  10. Работа над композицией рассказа.

Методическая модель изучения сказки в начальной школе


  1. Выяснение конкретных событий:

  • герои сказки;

  • разграничение их ролей (добро и зло и т.д.);

  • последовательность событий:

а) характер основного события;

б) последовательность событий;

  • мотивы поведения;

  • характерные черты героев и персонажей;

  • взаимоотношения героев и персонажей.

  1. Словесное описание учащимися героев или эпизодов сказки по воображению.

  2. Определение основной мысли сказки.

  3. Определение личного отношения учащихся к героям сказки и событиям в ней.

  4. Наблюдение над жанровыми особенностями сказки:

  • композиция;

  • место действия (реальный мир или вымышленный);

  • сказочные выражения.


Методическая модель изучения рассказа описательного характера в начальной школе


  1. Нахождение с помощью выборочного чтения

описания картин природы (животных, предметов и т.д.).

  1. Наблюдение над словами и выражениями, с помощью которых описываются картины природы.

  2. Воссоздание этих картин путём словесного рисования.

  3. Нахождение слов с общим оценочным значением.

  4. Определение авторского отношения к описанию.

  5. Определение личного отношения учащихся к прочитанному.


Методическая модель изучения пейзажной лирики в начальной школе

(стихотворение-описание)


Пейзажная лирика – стихотворения о мыслях, чувствах,

о переживаниях, вызванных картинами природы.


  1. Определение общего эмоционального настроения стихотворения.

  2. Нахождение описаний картин природы.

  3. Акцентное вычитывание ярких красочных деталей, образных слов и выражений.

  4. Воссоздание живописных картин путём словесного рисования.

  5. Наблюдение за чувствами, переживаниями, настроением поэта.

  6. Акцентное вычитывание слов, называющих чувства, состояния, настроения и отношение автора.

  7. Определение основной мысли стихотворения.

  8. Высказывание личного отношения читателя к изображённому.

  9. Выявление «лица» говорящего.


Методическая модель изучения басни в начальной школе


  1. Раскрытие конкретного содержания басни.

  2. Выяснение характерных черт персонажей басни, мотивов их поведения.

  3. Словесное описание по воображению персонажей басни либо ситуаций.

  4. Раскрытие иносказательного смысла басни.

  5. Определение основной мысли басни (в морали).

  6. Наблюдение над языком басни.

  7. Наблюдение над жанровыми особенностями басни.

  8. Определение личного отношения учащихся к басне.


Вопросы для анализа художественного образа литературного произведения на уроке чтения


  1. Хотелось бы дружить с героем?

  2. Как бы ты поступил, если бы оказался бы на его месте?

  3. Как ты думаешь, правильно ли вел себя герой и почему он поступил именно так, а не иначе?

  4. Что заставило героя прийти именно к такому решению, выбрать именно такой вариант поведения?

  5. Что тебя привлекает, что тебе нравится или, наоборот, не нравиться, отталкивает в герое (в манерах, в особенностях его поведения)?

  6. Нравиться ли тебе его отношение к людям?

  7. Чтобы ты мог посоветовать герою?

  8. Хотел бы ты включиться в события, развертывающиеся в произведении?

  9. В качестве кого ты хотел бы участвовать в действии, происходящем в произведении?

  10. Чтобы ты предпринял, если бы оказался в такой же ситуации?

  11. Как бы ты вел себя в такой ситуации?

  12. Что могло бы изменить в жизни твоего класса, если бы герои произведения учились вместе с вами?


Вопросы для беседы по содержанию текста.


  1. Что возникает перед твоими глазами, когда ты читаешь эти строки? Что ты чувствуешь читая их?

  2. Слышится ли музыка, когда ты читаешь эти строки?

  3. Какая музыка: грустная, веселая, танец или марш?

  4. Какие словосочетания больше всего нравятся тебе в стихотворении?

  5. Какие это стихи: веселые, грустные, задорные, бравурные, стихи-раздумье, размышление? С каким настроением они написаны?

  6. Какое состояние природы нарисовано поэтом? Как относиться он к изображенному?

  7. Какие стихотворения говорят о смятении чувств, нарастающем напряжении,
    волнении в природе или состоянии покоя, безмятежности, дремоты или же каком либо другом состоянии?

  8. Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое поэтом состояние природы? Каким человеческим чувствам оно соответствует?

  9. Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки? В каком настроении он пребывал, о чем он думал или мечтал?

  10. О чем, по-твоему, мог бы думать, размышлять, что вспоминать, какие воспоминания перебирать в памяти человек, написавший эти строки?

  11. Знакомо ли тебе это состояние природы? Сталкивался ли ты с ним в жизни? Если да, то когда, при каких обстоятельствах?

  12. Когда бы ты мог захотеть перечитать эти строки вновь? В каком случае? В какой обстановке? В какой ситуации? В каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание услышать их еще раз в чтении взрослых или друзей?


Эмоцианально-оценочная лексика при анализе художественного произведения.


1.Оцени художественное произведение

• самый яркий момент

• незабываемый эпизод

• читая его, я испытал

• особенно меня тронуло

2.Вырази свое удивление

• меня особенно удивило

• меня взволновало

• Никогда не забуду как...

3.Вырази своё мнение

• мое отношение к..

• мне кажется, что...

• я порадовался тому, что..

• я испытываю особые симпатии к...

4.Мне показалось, что..


ЧУВСТВА

УМИЛЕНИЕ

РАДОСТЬ

ПЕЧАЛЬ

ДОСАДА

ЛЮБОВЬ

ЗАБОТА

НЕЖНОСТЬ

ТЕПЛОТА

РАДУШИЕ

ЕХИДСТВО

ТОСКА

НЕИСКРЕННОСТЬ

НЕТЕРПЕНИЕ

ТРЕВОГА

ВОЛНЕНИЕ

УДИВЛЕНИЕ

РАСТЕРЯННОСТЬ

ГОРЕЧЬ

СПОКОЙСТВИЕ

СТРАХ

ВОСТОРГ


КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА

ЧУТКИЙ

РАДУШНЫЙ

ЕХИДНЫЙ

НЕИСКРЕННИЙ

УМНЫЙ

ЛОВКИЙ

ХИТРЫЙ

ДОВЕРЧИВЫЙ

НЕДОГАДЛИВЫЙ

ГЛУПЫЙ

БЛАГОРОДНЫЙ

ХРАБРЫЙ

СПРАВЕДЛИВЫЙ

ТАКТИЧНЫЙ

МУДРЫЙ

РАВНОДУШНЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ

ЖАДНЫЙ

СМЕЛЫЙ

ДОБРЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

ЛОДЫРЬ

ЛЕНИВЕЦ

НЕРЯХА



Так же для организации индивидуальной или групповой работы учитель может использовать памятку по видам работ, указав ученикам номера заданий.

Виды работ на уроке чтения


  1. Чтение всего текста (по заданию учителя)

  2. Деление текста на части.

  3. Чтение по готовому плану.

  4. Пересказывание текста после чтения.

  5. Чтение текста заранее подготовленными учениками.

  6. Чтение с сокращением текста.

  7. Чтение «цепочкой».

  8. Чтение по абзацам.

  9. Чтение вполголоса.

  10. Чтение отрывка к рисунку.

  11. Чтение ответов из текста к вопросам учителя.

  12. Выборочное чтение.

  13. Чтение самого красивого отрывка из текста.

  14. Нахождение всего предложения по его началу или концу.

  15. Чтение в «темпе выше нормы».

  16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

  17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить ошибку.

  18. Нахождение предложения или отрывка, выражающего главную мысль.

  19. Беседа на тему «Что реально, а что вымышлено?» при изучении сказки, басни.

  20. Составление сценария к диафильму.

  21. Нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

  22. Подбор звукового оформления фильма.

  23. Беседа с сопровождением выбранного текста.

  24. Нахождение в тексте выводов.

  25. Высказывание своих суждений после прослушивания.

  26. Беседа на тему «Что понравилось в произведении?»

  27. Установление путем чтения причинно-следственных связей.

  28. Подбор своего названия к тексту.

  29. Чтение по ролям.

  30. Чтение диалога, исключая слова автора.

  31. Чтение и пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов, поз.

  32. Игра «Живые картинки», когда 1 читает, 2 реагирует мимикой на услышанное.

  33. Нахождение отрывка, предложения, в соответствии с маской настроения (грустно, весело, …)

  34. Нахождение отрывков, которые можно прочитать строго, …

  35. Нахождение и чтение восклицательных, вопросительных предложений.

  36. Конкурсное чтение стихов.

  37. Нахождение образных слов и описаний.

  38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

  39. Нахождение слов и предложений, которые читаются тихо, быстро, громко.

  40. Расстановка пауз.

  41. Чтение стихов по строчкам, заканчивая паузами.

  42. Выразительное чтение отрывка стихотворения по выбору.

  43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.

  44. Выделение слова, из рассказа по предложенной схеме: __чк__, __жи__.

  45. Кто быстрее найдет слово на заданное правило.

  46. Найди самое длинное слово.

  47. Нахождение в тексте 2-х, 3-х, 4-хсложных слов.

  48. Нахождение в тексте сочетаний: сущ. + прилаг., сущ. + глаг.,…

  49. Чтение с пометкой непонятных слов.

  50. Нахождение в тексте слов и выражений для устного портрета.

  51. Найди слова близкие по значению к данным (слова записаны на доске).

  52. Чтение слов, к которым даны сноски.

  53. Нахождение слов и предложений, которые можно использовать в сочинении.

  54. Комбинированное чтение.

  55. Чтение с замером времени.

  56. Чтение скороговоркой.

  57. Выразительное чтение подготовленного отрывка с переходом на новый отрывок.

  58. Словесное иллюстрирование.

  59. Творческий пересказ:

  • от главного лица,

  • изменить лицо,

  • изменить время,

  • ввести в рассказ сообщение, что было до начала действия, что было дальше,

  • включить описание внешности.

  1. Пересказ с цитатами из текста.

  1. Вопросы для характеристики главного героя: Кто он? Внешний вид. Отношение к людям, порученному делу. Твое отношение к герою.

  1. Работа с планом: исправь пункты плана, измени цифры последовательности, измени смысл предложений.

  2. Выбери из предложений (на доске) правильный ответ, идею, тему произведения.

  3. Договори пословицу.

  4. Добавь наибольшее количество слов, обозначающих действие к предмету (ветер – дует, рвет, …)

  5. Определить по названию тему рассказа (прогноз).

  6. Составь рассказ по картинке.

  7. Составить рассказ на тему … от какого-нибудь героя.

  8. Разгадать секрет стихов (составить по аналогии).


Большое значение для формирования читательской культуры и эстетического развития учащихся имеет эмоциональное восприятие, которое зависит в первую очередь от навыков выразительного чтения. Кроме эмоционального восприятия следует больше внимания уделять технической стороне речи. Решению этой задачи способствует работа по Модулю 4 и использование следующих памяток:

Как подготовиться к выразительному чтению текста


1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нем говорится.

2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.

3. Подумайте, с какой целью вы будите читать этот текст, в чем будете убеждать своих слушателей.

4. Подчеркнете наиболее важные по смыслу слова, т.е. слова, на которые падает логическое ударение.

5. Обозначьте паузы.

6. Продумайте, как вы можете использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса.


Составление партитуры.


Партитура - это разметка текста определенными знаками.

1. Проставить логические паузы:

I - непродолжительная пауза: в конце стихотворной строки, после двоеточия, запятой, тире.

II - более продолжительная пауза: после точки и после многоточия.

2. Подчеркнуть слова, на которые падает логическое ударение.

Логическое ударение падает на слово, которое автор хотел выделить, которое несет основной смысл в данном предложении.

3. Степень громкости.

- повышение голоса (над словами, на которые падает логическое ударение, в конце восклицательного предложения)

- понижение голоса (в конце предложения, после многоточия).


При подведении итогов работы по Модулю 4 ученики с удовольствием принимают участие в конкурсах «Дикторов», «Лучших чтецов», «Артистов» и др.

Развитию памяти, речи, мышления способствует работа по Модулю 5. Разнообразить и упорядочить работу помогут памятки:


Как составлять план текста.


1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

5. Проверьте можно ли, пользуясь этим планом пересказать текст.

6. Аккуратно перепишите план.


Составление плана рассказа.


1.Прочитай весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?

2.Прочитай первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.

3.Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план. Прочти. Подумай. Убедись, отражает ли он главное, не упущено ли основное.

4.Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.


Составление краткого пересказа.


1. Составь план рассказа. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2-3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль. Прочитай текст без этих предложений..

2. То же самое сделай и с другими частями.

3. Глядя на план, перескажи рассказ кратко.

4. Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, не упуская главного.


Характеристика героя.

План

1. Какие поступки совершил персонаж? Прочитайте эпизоды с его участием, расскажи о событиях, в которых как-то проявляются черты его характера.

2. Как выглядит персонаж? Найди описание его внешности и дополни его своими деталями.

3. Как говорит персонаж? Найди и прочитай его реплики и авторское описание речи.

4. Как автор относится к своему герою? Найди и прочитай отрывки, в которых есть авторская оценка.

5. Как ты относишься к герою?


Виды работы в творческих тетрадях


1. Научиться читать «выше нормы».

2. Описать место действия. Нарисовать иллюстрацию.

3. Если бы вы были автором, как бы вы изменили рассказ.

4. Придумайте рекламу.

5. Найдите предложение, которое мог бы прочитать вот этот человечек.

6. Поделить текст на части. Составить план.

7. Подготовить краткий пересказ.

8. Найти предложения с образными сравнениями, выражениями.

9. Составить диафильм.

10. Поставить вопросы к прочитанному тексту.

11. Подготовить чтение по ролям.

12. Подобрать пословицы, загадки к прочитанному.

13. Выписать словосочетания, предложения, которые можно использовать для написания сочинений по заданным темам, например «Осень», «Зима» и т.д.

14. Найти и выписать предложение или отрывок, которые выражают главную мысль текста

15. Подготовить выразительное чтение текста, которое будет изучаться на следующем уроке.

16. Выучить отрывок наизусть из рассказа, который вам больше понравился.

17. Выписать образные выражения, фразеологизмы из прочитанного текста

18. Нарисуйте иллюстрацию к прочитанному тексту.

Работа по Модулю 6 предполагает широкое использование тестовых заданий, приобщающих учащихся к современной форме учета и проверки знаний, уровневой дифференциации, работы в группах по разным модулям в соответствии с целевой установкой каждому, ориентируясь на зону ближайшего развития.

Модульное чтение дает возможность учителю чередовать индивидуальную и коллективную деятельность учеников, менять состав групп в зависимости от категории задания и цеполагания. Это создает атмосферу сотрудничества, ответственности каждого ученика за свой вклад в решение задач урока.

Положительным является и то, что упрощается и конкретизируется труд учителя при подготовке к уроку. Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей навыки самостоятельной деятельности через:

- самоанализ, самоцелеполагание,

- самопланирование, самоорганизацию,

- самоконтроль, саморегулирование.

Имея предложенный алгоритм, учителю необходимо проявить творчество при выборе модулей или заданий из модулей, целесообразности и оптимальности их применения на определенных этапах образовательного процесса.


Разработки уроков литературного чтения

с использованием конкретных модулей.


Литературное чтение (1 класс)


Тема: Словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».

Цели: Продолжить работу по формированию навыков правильного и выразительного чтения.

Закреплять умение анализировать, работать над деформированным текстом, расширять лексический запас слов.

Воспитывать положительные качества личности.

 

Ход урока.

Девиз урока: Стало быть так и выходит:

Все, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться,

Честно, усердно и дружно!

 

1. Модуль 1.

Проверка домашнего задания.

 

2. Модуль 2.

Разминка.

Учитель: Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.

1) Дыхательные упражнения:

«Остуди чай»

«Понюхай цветок»

«Одуванчик»

«Сдуй пылинку».

2) Звуковая разминка: артикуляция звуков а, о, у, э, ы.

- Это стихотворение поможет вам узнать, с какой сказкой мы будем сегодня знакомиться:

Где живет солнышко.

В. Шуграева.

(в сокращении)

Каждый где-нибудь живет. Виды чтения:

Ну, а солнце где живет? - вместе

Днем и утром, это ясно, - только глаза

В небе жить ему прекрасно. -шепотом

Ну, а вечером и ночью, - медленно

Когда все темным-темно, - громко и быстро

Где тогда гуляет солнце? - скороговоркой

Где тогда живет оно? - с выражением недоумения

Дети: - О солнышке сказка.


Посмотрите на наш Сканер и найдите название сказки. Главных героев сказки.

у

ы

с

о

л

н

ы

ш

к

а

в

ф

г

о

с

т

я

х

ь

к

н

п

т

и

и

я

у

м

ы

ф

у

л

и

т

к

а

ц

к

б

в

т

о

з

а

я

ц

з

е

е

т

о

м

С

о

р

о

к

а

ю

и

ч

ф

Е

ж

и

к

я

ф

т

ю

к

х

ц

ы

п

л

я

т

а

р

а

э

О

ф

х

в

г

ю

м

с

з

м

н

т

и

ы

у

н

р

д

 

- У солнышка в гостях. Улитка, уточка, заяц, ежик, сорока, цыплята.

 

Модуль 3.

Составление прогноза по опорным словам, словосочетаниям.

На доске:

туча завесила небо,

солнце исчезло,

цыплята заволновались,

ушли искать,

встретили улитку, сороку, зайца, утку, ежа,

облако и месяц привели

всех к солнышку,

разбудили, умыли,

солнце выглянуло,

стало светло и тепло.

Ребенок пробует составить свой вариант сказки по этим словам и словосочетаниям.

- Давайте сейчас послушаем сказку автора, так ли происходили события.

В сказке встретятся незнакомые слова, с которыми я хочу вас познакомить.

На доске: занавесила – закрыла

плетень – забор

челнок – лодка

нахлобучил – небрежно надел

бук – лиственное дерево, плоды – орешки, живет до 500 лет.

«Могуч, как дуб»- говорим мы.

«Здоров, как бук»- говорят словаки. (Детская энциклопедия).

 

Модуль 4.

Чтение сказки и сравнение с прогнозом.

- Оправдался ли прогноз? (высказывания детей).

- Сказки богаты образными выражениями и фразеологизмами. Вот некоторые из них. Пока я вывешиваю их на доску, вы читайте и думайте, как сказать по-другому.

Бить тревогу – беспокоиться.

Дело в шляпе – все в порядке.

В два счета – быстро.

В поте лица – добросовестно.

На краю земли – далеко.

В добрый час – пожелание счастливого пути.

В конце концов – наконец.

Только держись – выражение активного проявления чего-либо.

Рука об руку – вместе.

(Словарь фразеологизмов).

 

Модуль 5.

Самостоятельное чтение.

Прием: начинает учитель вслух вместе с учениками (дети читают только глазами), учитель замолкает, продолжая читать «про себя», а дети – вслух, затем вновь учитель читает громко и так до конца сказки. (Чтение – буксир).

Задание перед чтением: переставьте фразеологизмы, записанные на доске в нужной последовательности в соответствии со сказкой:

1.     Бить тревогу.

2.     В два счета.

3.     В добрый час.

4.     Рука об руку.

5.     На краю земли.

6.     В поте лица.

7.     Только держись.

8.     Дело в шляпе.

9.     В конце концов.

 

Модуль 6.

Анализ текста по вопросам.

- В какой последовательности появляются герои сказки?

- О ком написано: большая, рогатая (улитка);

подлетела, затараторила, затрещала (сорока).

- Кто из героев сказки знал, где живет солнышко? (еж)

- Каким образом удалось разбудить солнце?

- Что они делали дальше?

- Каким стало солнышко?

- Какая из предложенных пословиц наиболее ярко отражает главную мысль сказки, ее поучительный смысл?

1.     Уверенность приносит победу.

2.     Смелость города берет.

3.     Победа любит старание.

4.     Смелые и решительные побеждают в любом деле.

(Цыплята в сказке показаны смелыми и решительными и поэтому им удалось найти и разбудить солнышко).

Работа в центрах.

Класс делится на группы по 5-7 человек на аналитиков, читателей, языковедов, мыслителей (могут быть и другие) и работают в центрах.

Центр чтения: «мир книг».

1 группа – читатели.

Задание: Прочитать отрывки из сказки и восстановить ее. (Сказка отксерокопирована, разрезана на 7 частей, каждая часть наклеена на цветную бумагу – по цветам радуги. Восстановив деформированный текст, получаем радугу, что и является верным ответом).

2 группа – аналитики.

Задание: работа в творческой тетради (поставить вопросы к тексту)

Центр письма: «буковка».

У каждого ученика на листе бумаги записаны характерные черты героев сказки: медлительная, спокойная; непоседливая, болтливая, шустрая, крикливая; гостеприимный, аккуратный; предусмотрительная; мудрый, осведомленный, добрый, отзывчивый.

Задание: прочитать характерные черты героев, определить к кому они относятся. Про кого не сказано? (про цыплят) Надо подобрать самим.

Научно-исследовательский центр.

Задание: выписать из сказки сведения о героях, кто где из них живет.

В итоге получается таблица:

Улитка – в огороде.

Сорока – на плетне.

Заяц – за межой.

Утка – около ручья.

Ежик – под буком.

Презентация.

От каждого центра представитель у доски рассказывает об итогах работы центров.

Учитель: Появилась радуга

На доске сейчас.

Веселее стало

На душе у нас!

Домашнее задание.

Группа №1 задает вопросы, подготовленные в центре, на следующем уроке при проверке домашнего задания.

Чтение, по выбору выполнить задания в творческой тетради:

Группа №2 – составить диафильм;

Группа №3–выписать предложение или отрывок, выражающий главную мысль;

Группа №4- выписать фразеологизмы и образные выражения из текста;

Группа №5- нарисовать иллюстрацию к прочитанному.

Подведение итогов урока.

- Что узнали нового, полезного? Что понравилось? Что не получилось, что бы хотели исправить?

   


Литературное чтение (1 класс)



Тема: Ю. Мориц «Дом гнома, гном - дома»

Цели: познакомить с произведением, используя методику модульного чтения добиваться полного понимания содержания прочитанного;

развивать умение оценивать себя и других;

воспитывать доброжелательные отношения.

Оборудование: сигналы готовности, таблицы – модули, музыкальные записи, сканер, рисунки, карточки с опорными словами, энциклопедии.

Ход урока


  1. Оргмомент

Модуль 1, задание1

1) Психологическая настройка

Хотя солнышко ещё не часто балует нас своим теплом, но уже во всём чувствуется весна. И настроение у нас весеннее, бодрое, весёлое. Давайте же вместе поработаем так, чтобы сохранить такое настроение до конца урока.

2)Развитие чёткости произношения и правильного дыхания при чтении

- дыхательная гимнастика (упражнения: «паровоз», «греем ладоши», «надуваем воздушный шар», «сдуваем пылинку»)

  • артикуляционная разминка (упражнения: «круги», «шпага», «рыбка», «обезьянка»)

  • речевая разминка (работа над скороговоркой, запись на доске)

У ежа ежата, у ужа ужата

- читаем с артикуляцией;

  • шёпотом;

  • громко, но медленно;

  • громко, быстро, чётко

  1. Работа над темой

Модуль 2, задание 1

1) Работа по сканеру. Шифрограмма.

  • Ю. Мориц написала для детей много интересных и весёлых произведений. С одним из них мы сегодня и познакомимся.

  • Найти и прочитать название произведения. (Дети на сканере находят название и читают его)

Прогноз

2) Прогноз

  • О ком пойдёт речь в произведении? Кто такой гном?

Слушание сказки. Читает учитель

  • Понравилась ли вам сказка?

  • Чей прогноз был верным?

Проводится словарная работа

Тесовый дом, кукушка-болтушка, кропотливый, смешливый, озябший, былины, сказки – побаски.

Зрительная гимнастика


Актуализация знаний по содержанию

Акцентное вычитывание

  • чтение с пометками: выделить названия зверей, птиц, их характеристики.

  • Каким был гном?

  • Где он встречается с птицами, зверями?

  • Кого угощал гном? Чем?

  • С кем садился за стол?

  • С кем делился? Чем?

  • Для кого звучали сказки?

  • Кого угостил орехами?

  • Кому приготовил яблоко?

  • Где стоит дом гнома?

  • Какой характер у гнома?

  • Что напоминает вам это стихотворение? (Сказку)

  • По каким признакам определили?

Игра: «Наведи порядок». На доске предметные картинки зверей и птиц и карточки с их названием. Необходимо соединить картинку с названием.

Музыкальная физпауза


Отработка беглости чтения

Модуль 3, задания 1, 3, 8, 9

  • чтение за диктором (вполголоса);

  • жужжащее чтение;

  • чтение текста, перекрытого полосками;

  • чтение с отрывом взгляда от текста.

Работа над выразительностью чтения

Модуль 4, задание 1-6

  • работа над постановкой ударения, логических пауз, выбором темпа, тембра, эмоциональной окраски.

Конкурс «Лучший диктор»

Звучит мелодия песни «Фабрика звёзд» и конкурс начинается. Победитель получает «звезду».

Аналитическая работа

Организация работы в группах. У детей набор карточек с качествами личности. Необходимо выбрать те, которые характеризуют гнома. Зачитать полученную характеристику.

  • Почему же гном имел столько друзей?

  • Прочитайте пословицы и выберите ту, которая подходит главному герою.

Лентяю, что ни день, то праздник

Крепкую дружбу топором не разрубишь

У доброй славы большие крылья

Как ты к людям, так и люди к тебе

За добрые дела всегда ждала похвала

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

  1. Рефлексия

Жёлтый, красный, оранжевый – цвета радости – урок прошёл интересно.

Синий, фиолетовый, коричневый – цвета грусти – урок был скучным.

Ребята делают свой выбор и украшают сюжетный рисунок лесной поляны цветами.


Литературное чтение (2 класс)



Форма проведения: урок исследование с элементами методики модульного чтения.

Тема: В.Сутеев «Под грибом»

Цели: познакомить с новым произведением, используя методику модульного чтения, добиваться полного понимания содержания прочитанного,

вырабатывать навык выразительного чтения по ролям;

воспитывать положительные качества характера: внимание к окружающим, взаимопомощь, взаимовыручку.

Оборудование: индивидуальные таблицы-модули, сигналы готовности, музыкальные записи, рисунки, сканер, выставка книг В.Сутеева, атрибуты для инсценировки.

Ход урока

  1. Оргмомент

Модуль 1, задание 1

1) Психогимнастика

Пусть каждый день и каждый час

Нам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

  • Эти слова будут девизом нашего урока.

2) Развитие чёткости произношения и правильного дыхания при чтении

  • дыхательная гимнастика (“нюхаем цветок”, “задуваем свечу”, “шарик”, “одуванчик”, “пушинка”)

  • артикуляционная разминка (упражнения «круги», «шпага», «обезьянка», «улыбка-трубочка»)

  • речевая разминка (работа над стихотворением, запись на доске)

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета-

Доброта ни пряник, ни конфета.

  • читаем глазами;

  • без голоса, но с артикуляцией;

  • шёпотом;

  • громко, быстро, чётко.


  1. Работа над темой

Модуль 2, задание 1,2

1) Презентация биографии и творчества автора

  • Найдите название произведения и фамилию автора. (Работа по сканеру)

Муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка, В.Сутеев.

  • Что вы знаете об этом авторе?

  • С какими его произведениями знакомы?

  • С новыми произведениями Сутеева вы сможете познакомиться в книгах, представленных на нашей выставке.

2) Прогностическая работа

  • О чём пойдёт речь в произведении? Работа в группах сменного состава. Задание: *Посовещайтесь и определите жанр произведения.

*Определите последовательность появления героев.

(На доске иллюстрации героев сказки, которые после прочтения нужно выстроить в логической последовательности)

Слушание сказки. Читает учитель
  • Понравилось ли произведение?

  • Чей прогноз оправдался?

  • Проводится лексическая работа.

Актуализация знаний по содержанию

(работа в парах по таблице модулей)

  • Нашлось ли всем место под грибом?

  • Почему?

  • Могло ли это произойти на самом деле?

  • Что могло происходить только в сказке?

  • Найти подписи к рисункам (на доске сюжетные рисунки)

  • Что обозначает пословица: В тесноте да не в обиде

  • Характеристика героев.

  • О чём задумался муравей?

  • Как животные спасли зайца?

  • Почему смеялась лягушка?

  • О чём догадались все персонажи?

Зрительная гимнастика (профилактика нарушения зрения по методу профессора Базарного «горизонтальная восьмёрка»)

Отработка беглости чтения

Модуль 3, задание 1

  • Обращаемся к таблице модулей. Выберите те задания, которые подходят для работы над сказкой.

  • Начинаем работу с 10 (про себя), 8 (жужжащее), 5 (в парах), 1 (чтение за диктором).

Мимические упражнения

(Релаксация. Учитель предлагает детям представить героев сказки)

Работа над выразительностью
  • Продолжим работу по таблице модулей (Работа в парах по памятке №1).

  • Пиктограмма настроений (выборочное чтение различных по цели высказывания предложений)

  • Выберите темп, тембр, эмоциональную окраску репликам каждого героя. Чтение по ролям.

Музыкальная релаксация

(Голоса леса. Учитель тихим, спокойным голосом настраивает на расслабление)

Работа в центрах

Центр чтения – чтение по ролям, написать вопросы, из списка качеств личности выписать те, которые характеризуют героев.

Центр драматизации – инсценировка сказки (используют маски, шапочки)

Исследовательский центр – составить карту «Кластера»


Польза для человека


Место произрастания

ГРИБЫ

Правила сбора


Виды грибов


Презентация центров
  1. Рефлексия

  • Какая из предложенных пословиц наиболее точно отражает содержание прочитанного?

Крепкую дружбу топором не разрубишь

Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет

Жизнь дана на добрые дела

Друзья познаются в беде

Не бросай друга в несчастье

Ребята делают свой выбор и комментируют его.

  • Если вы считаете, что урок был интересным, познавательным, поучительным, то на полянке вырастут съедобные грибы, если нет, то – ядовитые. (На доске картина с изображением лесной поляны и предметные картинки с грибами). Дети подходят к доске и делают свой выбор.

Учитель: Нужным быть кому-то в трудную минуту-

Вот что значит настоящий, верный друг.

  1. Домашнее задание (Работа в группах сменного состава)

Модуль 6, задание 1

Подготовить пересказ. Работа в творческой тетради: рисунок, вопросы к сказке.


Литературное чтение (2 класс)




Тема: Английские детские песенки.

Цели: познакомить с произведениями зарубежной детской литературы – английскими детскими песенками, используя методику модульного чтения, продолжить работу по совершенствованию умения пользоваться памяткой «Алгоритм уроков чтения» - 1-ый простой вариант;

развивать умение выразительного чтения;

воспитывать положительные качества характера: внимание к окружающим, взаимопомощь, взаимовыручку.

Оборудование: индивидуальные таблицы-модули, сигналы готовности, музыкальные записи, рисунки.



Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего задания

Конкурс чтецов с целью проверки выразительности и артистизма при чтении стихов наизусть.

  • Песни каких стран мы уже знаем? (БОЛГАРИЯ, ФРАНЦИЯ) В чем их особенности?

  1. Введение в тему урока

Какая страна является родиной сказочного героя Вини – Пуха? (АНГЛИЯ) Сегодня мы познакомимся с детскими английскими песенками. Прослушайте грамзапись песенки «Одинокий пастух», о пастухе и овцах. Определите по характеру музыки о чем она? (Прогноз содержания)

/Звучит грамзапись на английском языке/

Высказывания учеников, потом сама передаю содержание песни в целях подтверждения правильности или ошибочности прогноза.

  1. Знакомство с новым произведением.

а/ Чтение стихотворения «Кораблик» учителем. Отношение детей к услышанному. Мнение детей о содержании стихотворения.

б/ Модуль 2 «Алгоритма уроков чтения»

Кораблик на ладошке

/выдох, вдох, задержите дыхание (2 секунды)

вдох, на 1,2,3,4,5 – выдох/

в/ Памятка «Виды чтения» задание 8:

  • Кто был членом команды?

  • Какое еще название можно дать произведению?

  • Почему? (дружная команда)

  • Что помогла кораблику доплыть? (дружба)

Физминутка «Гребцы»

Мышата – 1,2,3

  • Мы дальше плывем по реке Знаний.

г/ Прогнозирование: О ком будем читать, определите по картинке (рис. Котята). Что могла произойти с котятами?

д/ Чтение стихотворения учителем.

  • Чей прогноз оправдался?

е/ Работа над содержанием текста Модуль 3 задания 4,5.

ответы зачитать:

  • Что случилось с котятами?

  • Как долго разбиралась хозяйка?

  • Как чувствовали себя котята?

  • Лексическая работа: синонимы сжалилась, пожалела

  • Как изменилось поведение котят?

ж/ Лексическая работа с пословицами, записанными на доске:

Старый друг лучше новых двух.

Верный друг познается в беде.

Жизнь без друзей грустна.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

з/ Работа над выразительностью чтения:

Модуль 5 «Алгоритма уроков чтения»

и/ Подготовка к инсценированию – работа в парах по Модулю 5.

Инсценирование /2 маски котят, метелка, фартук/

  1. Обобщение. Модуль 6 задание 2

  2. Самооценка своей деятельности на уроке.

  3. Домашнее задание дифференцированно: Памятка «Виды работы в творческих тетрадях»

1 группа – задания 1, 2,

2 группа – 11,12,

3 группа – 16.



Литературное чтение (3 класс)



Тема: Н. Носов «Как Незнайка стихи сочинял» /второй урок/.

Цели: Осмысление содержания произведения через призму чувств, эмоций; учить высказывать свое отношение к прочитанному; передавать чтением эмоциональное состояние героев,

развивать навыки чтения,

воспитывать читательскую культуру.


Ход урока

1. Введение в тему урока

Узнайте по фотографии детского писателя, произведения которого мы читали на прошлом уроке /Н.Носов/. Что можно сказать о его творчестве, особенностях его произведений?

Сегодня мы продолжим работу над рассказом «Как Незнайка сочинял стихи», и в конце урока вы ответите на вопросы /записан на доске/

Легко ли стать поэтом? Что для этого надо?

А начнем с проверки домашнего задания.


2. Проверка домашнего задания: Модуль 1 задание 2.

  • Почему Пудик стал называться Цветиком?

  • Чего не знал Незнайка?

  • Как вы можете определить понятие рифмы?

  • На вопрос «Удалось ли Незнайке справиться с подбором рифмы?» вы сможете ответить, работая в парах по стр. 125 и выполнив задание 22.

Проверка выполнения задания: чтение парами, оценка чтения классом.

Ответ на целевой вопрос: «Удалось ли Незнайке справиться с подбором рифмы?»

  • Какое еще правило при составлении стихов не соблюдал Незнайка?

  • Сделайте вывод: Что нужно, чтобы сочинять стихи? /рифма, ритм, смысл/

Многие пытаются сочинять стихи, но настоящими поэтами становятся только те, кто имеет способности, талант.

3. Работа по Модулю 2 задание 2.3 /Выборочное чтение по вопросам учителя/.

4. Работа по Модулю 4 дифференцированно:

1гр. – подготовить чтение по заданию 1.5, 1.6

2 гр. – задание 2

3 – индивидуальная работа по карточкам: сочинить по опорным словам свои стихи.

Презентация работ в группах. Оценка результатов деятельности в группах.

Вывод: Почему у Незнайки не получились стихи. Оцените их.

Чтение стихов от имени Незнайки.

Проверка индивидуальных работ.

Вывод: Легко ли писать стихи?

5. Обобщение. Итоги урока.

На этом приключения Незнайки закончились. Но вы сможете еще раз встретиться с Незнайкой прочитав книги Н.Носова, которые стоят на выставке. Читая их, вы научитесь лучше понимать себя и своих друзей, а может станете писателем или поэтом.

  1. Домашнее задание творческое по выбору учеников:

Модуль 4 задание 1,

Модуль 5 задание 10,

Сочини свое стихотворение.




Литературное чтение (4 класс)


Тема: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Цели: познакомить с произведением, используя методику модульного чтения добиваться полного понимания содержания прочитанного; относить прочитанное произведение к определённому жанру; видеть и понимать из каких составляющих складывается образ – персонаж; представлять картины, нарисованные автором, эмоционально переживать прочитанное;

продолжить работу по формированию навыка самооценки и взаимооценки;

воспитывать положительные черты характера.


Оборудование: сигналы готовности; таблицы – модули; музыкальные записи; сканер; рисунки; карточки с опорными словами, деформированным текстом; энциклопедии; выставка книг; портрет автора.

Ход урока


  1. Оргмомент

1) Психо-эмоциональная настройка (Ученикам предлагается цветовая гамма для определения настроения)

Модуль 1, задание1

2) Развитие чёткости произношения и правильного дыхания при чтении

  • дыхательная гимнастика («гудок парохода», «плакса», «одуванчик», «веер»)

  • артикуляционная разминка («рыбка», «улыбка-трубочка», «шарик»)

  • речевая разминка

* Посмотрите, как играем мы в лесное эхо.

Все слова мы повторяем чисто, без помехи.

Белка сушит сыроежки, * читаем глазами

Лапкой с ветки рвёт орешки, * без голоса, с артикуляцией

Все запасы в кладовой * шёпотом

Пригодятся ей зимой. * вслух, медленно

* громко, быстро, чётко



  1. Проверка домашнего задания. «Ворона и лисица» И.Крылов

Модуль1, задание 2

1 ) Актуализация содержания басни

  • Как вы думаете, почему Крылов, рассказывая историю про Ворону и Лисицу, употребляет в начале басни выражение: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна»

  • Какой представлена Ворона?

  • Какое слово в её описании говорит о том, что она неуклюжая?

  • Какая главная черта Лисицы?

  • При помощи каких слов и выражений Лисице удалось перехитрить Ворону?

Проверка домашнего задания по таблице модулей в парах (оценка, самооценка, заслушивание результатов – 1 пара, где совпали оценки, 1 пара, где не совпали)

Чтение басни по ролям. Инсценировка. Оценивание.



Зрительная гимнастика



  1. Работа над темой

Наше путешествие по стране Басен продолжается. Давайте вспомним:

  • Что такое басня?

  • Чем она отличается от стихотворения?

  • Что такое мораль?

  • Что такое аллегория?

Детям предлагается шифрограмма. Надо найти и прочитать название басни.



я

ч

с

м

и

т

ь

б

щ

а

п

е

к

у

в

а

к

п

ъ

с

т

р

е

к

о

з

а

и

й

ц

у

в

ы

ц

й

ч

л

о

р

т

ь

ь

а

к

с

ь

л

о

г

р

б

х

ж

э

ж

з

х

э

ъ

л

д

й

ф

а

ь

о

г

н

р

и

с

е

м

у

р

а

в

е

й

п

у

  1. Прогноз

  • О чём может идти речь в басне? (Версия от каждой группы)

  1. Чтение басни учителем

  • Чей прогноз оправдался?

  • Такими ли вы представляли героев басни?

  1. Чтение – разведка (нахождение трудных слов и образных выражений)

Модуль 2, задание 2

Работа со словарём

Попрыгунья зима катит в глаза

помертвело дней тех светлых боле

нужда в мягких муравах у нас

удручена голову вскружило

кум злой тоской удручена

голубчик

резвость

Музыкальная физпауза



  1. Анализ содержания басни

  • Как называет автор Стрекозу?

  • Какие времена года встречаются в басне?

  • Чем была Стрекоза занята летом? А муравей? (Зачитать)

  • Почему Стрекоза перестала петь? (Зачитать)

  • Какое у неё было настроение летом?

  • Каким стало с приходом осени?

  • К кому она обратилась за помощью? (Зачитать)

  • Что попросила? (Зачитать)

  • Почему муравей отказался помочь Стрекозе?

  • Как вы понимаете слова Муравья: «Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!»?

  • Это монолог или диалог?

  • Чему учит нас эта басня?

  • Какие черты характера высмеивает автор, используя аллегорию?

  1. Работа в группах сменного состава

Задание: выбрать из предложенных пословиц те, которые подходят для определения морали.

Лентяю что ни день, то праздник

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и своё наживай

Труд кормит, а лень портит

Делу время – потехе час

Кончил дело, гуляй смело

Лежебоке и солнце не в пору всходит

  1. Отработка навыка беглого чтения

Модуль 3, задание 1

  • Обращаемся к таблице модулей, выберите те задания, которые подходят для работы над данным жанром (10, 9, 8, 5, 3,1)

  • Работа в парах (5, 10). Чтение за диктором (1). «Петушок» (3, выборочно вопросы Стрекозы и Муравья). Чтение отрывка, перекрытого полосками (9). Жужжащее чтение (8).

  1. Отработка навыка выразительного чтения

Работа по памятке в таблице модулей (М.4, задание 1) (Работа в группах: оценка, взаимооценка, чтение с учётом замечаний)

  1. Характеристика героев

На доске таблица с именами героев. Задание: необходимо правильно распределить качества личности для каждого героя.

  1. Игра: «Шифровальщик»

1 вариант

«… … …, …, …?

… … … … …

, … … …,

, … … …»-

2 вариант

«…, … … …:

… … … … … …?» –

«… … …? … …:

… … …, …!»

10) Восстановление деформированного текста. Работа в группах.

Индивидуальная работа: подготовить научную справку про стрекозу и муравья, используя энциклопедии.

Работа в группах: Определить место в басне предложенного отрывка. При правильном выполнении работы каждой группы, на доске появляется выражение Гоголя о творчестве Крылова. Басни Крылова – опыт мудрости всего народа.

Презентация

  1. Рефлексия

  • Действительно, басни Крылова заключают в себе мудрые незыблемые истины, взятые автором из жизни. Его басни читают и взрослые и дети, потому что они понятны каждому. На нашей выставке книг басни Крылова, которые вы можете прочесть, обратившись в школьную библиотеку. Выводы и советы крыловских басен помогают человеку задуматься о своих делах, мыслях, поступках.

  1. Домашнее задание

Выучить басню наизусть.




Внеклассное чтение (4 класс)


Тема: Зимний день стучит в окно.

Цели: продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения, передачи чувств, настроения, своего отношения к событиям и картинам природы;

развивать у учащихся читательский интерес, культуру;

формировать экологическую и эстетическую культуру учащихся.



Ход урока

Введение в урок

Небо подернуто серой пеленой, сквозь которую слабо просвечивает солнышко. Мягкими большими хлопьями падает снег, покрывая плотным ковром усталую землю. На улице зима.

Зимний день стучит в окно – это тема нашего урока.

В конце урока мы должны сделать вывод: Каким же этот зимний день показался вам?

Чтение темы урока по памятке чувств или настроений с разной эмоциональной окраской.



Работа в группах по стихам на карточках после восстановления содержания отрывка по первой строке /по Модулю 4 задания 1,2. /

Определение настроения, автора стихотворения – целевое задание.

А/ Вот север, тучи нагоняя,

/Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима. А.Пушкин/



Б/ Белый снег пушистый

В воздухе кружится

/И на землю тихо

падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Словно пеленою

Все его одело. И. Суриков «Зима»/



В/ Сквозь волнистые туманы

/Пробирается луна.

На печальные поляны

Льет печально свет она. А.Пушкин «Зимняя дорога»/



Г/ Буря мглою небо кроет

/Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя. А.Пушкин «Зимний вечер»/



Д/ Белая береза под моим окном

/Принакрылась снегом,

Словно серебром,

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой. С.Есенин «Береза»/



Е/ Заколдован невидимкой,

/Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. С.Есенин «Пороша»./



Ж/ Под голубыми небесами

Великолепными коврами

/Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. А.Пушкин «Зимнее утро»./



Ответ на проблемный вопрос: Какое настроение создают эти стихи?

Физминутка: под музыкальное сопровождение имитируют жестами и мимикой воображаемую картину.

Словесное описание своих картин.



Выбор текста наиболее соответствующего музыке /2 ученика зачитывают с карточек./

I текст

Задания: определить тип текста, озаглавить его, научиться выразительно читать.

Вот еловый лес. С трудом пройдешь между колючими еловыми лапами. Елочки привлекают внимание своей красотой и пышностью. Дерево вырастает до 30 м. Листья в виде хвои. Шишки продолговатые. Густой смолистый запах леса приносит елка в дом на Новый год.

II текст

Задания: определить тип текста, озаглавить, найти сравнения, читая, передать состояние души.

В тихий зимний день выйдешь в лес – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Высокие, недвижные спят сосны.

Тихо в спящем лесу.

Обоснование выбора.



Модуль 5 – работа в парах по II тексту /текст имеется на каждой парте/

Задания 1, 2, 3, 10.

Подбор иллюстрации к отрывку. Подбор слов для описания этого состояния природы:

Волшебное, загадочное, таинственное, торжественное, умиротворенное.

Оценка.



Работа над языковыми средствами, которые использует в своих стихах С.Есенин.

Одним из поэтов, который любил описывать зиму в любом ее состоянии, был Сергей Есенин. Именно он использует для показа природы такие языковые средства, как «поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает», у него у березы «на пушистых ветках снежною каймой, распустились кисти белой бахромой». Послушайте стихи, которые ребята выучили к уроку наизусть, и выберите из них образные выражения, описывающие зиму, вьюгу.

Обобщение, запись выражений. Оценка выразительности чтения, передачи состояния души, настроения.



Знакомство еще с одним явлением природы – бураном по рассказу Аксакова «Буран».

Целевое задание: установление по содержанию понятия бурана, определение чувств, которые вызвало описание Аксаковым картины бурана.



Чтение учителем под музыкальное сопровождение /Ученики следят по текстам, которые имеются на партах./.

Буран

С. Аксаков

… Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь… Наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи!

Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистел, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу обвивался, как змей, и душил все, что ему на попадалось.

Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы…

Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги делались высокими буграми…

Наконец стало понемногу затихать волнение снежного океана, которое и тогда еще продолжается, когда небо уже блестит безоблачной синевою.

Прошла еще ночь. Утих буйный ветер, улеглись снега. Степи представляли вид бурного моря, внезапно оледеневшего… Выкатилось солнце на ясный небосклон; заиграли лучи его на волнистых снегах…

Работа над содержанием. Модуль 5 задания 1-10 в парах по абзацам.

Кроме этого на дополнительной парте есть карточки с индивидуальными заданиями по абзацам, дополнительные источники информации: книги, картинки и т.д.



Обобщение по уроку. Ответ на целевые вопросы, поставленные в начале урока.

Рефлексия.

Домашнее задание творческое по выбору учеников:

  • выразительное чтение понравившегося отрывка,

  • составление своего описания какого-либо явления природы,

  • подбор примет к явлениям природы,

  • иллюстрации явлений природы, которые вызывают у вас наибольшее впечатление.




Литературное чтение (4 класс)



Тема: Цакариус Топелиус «Луч солнца в ноябре»

Цель: познакомить с произведением, используя методику модульного чтения добиваться полного понимания содержания прочитанного; относить прочитанное произведение к определённому жанру; представлять картины, нарисованные автором, эмоционально переживать прочитанное;

продолжить работу по формированию навыка самооценки и взаимооценки; воспитывать наблюдательность, желание совершать хорошие поступки.


Оборудование: сигналы готовности; таблицы – модули; музыкальные записи; сканер; рисунки; карточки с опорными словами; словарь фразеологизмов.

Ход урока


  1. Оргмомент

  1. Психо-эмоциональная настройка

На доске стихотворение Г. Ладонщикова,

Ученики читают и отвечают на вопрос:

  • К чему призывает автор?

Здравствуй всё то,

Что растёт и цветёт!

Здравствуёте все,

Кто на свете живёт!

Пойте, гоните

Усталость и лень!

Будет счастливым

И завтрашний день!

Возьмите лучики солнца (из цветной бумаги) и прикрепите к солнышку на доске. Теперь мы все вместе отправляемся в путешествие.

Модуль 1, задание1

2) Развитие чёткости произношения и правильного дыхания при чтении

  • дыхательная гимнастика («гудок парохода», «плакса», «одуванчик», «веер»)

  • артикуляционная разминка («рыбка», «улыбка-трубочка», «шарик»)

  • речевая разминка

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они –

На планете мы останемся одни.

*чтение глазами

*шёпотом

*громко с ударением на каждом слове

*выразительно с настроением

*по памяти



  1. Проверка домашнего задания. Х.К.Андерсен «Ромашка»

Модуль1, задание 2

Пересказ сказки по сюжетным картинкам (диафильм, работы детей).



  1. Работа над темой

1)Фотоглаз. Прочитать название произведения и имя автора.

  1. Прогноз

  • О ком или о чём пойдёт речь в произведении? На доске опорные слова и словосочетания

Без отдыха и срока

Наглухо законопатить

Ни листка, ни иголки

Семь миллионов жемчужин

Печальные платья деревьев

Зелёные шубы ели и сосны

Резвые сыновья воздуха

Заточение

Версия от каждой группы сменного состава.

3)Чтение сказки подготовленным заранее учеником

  • Чей прогноз оправдался?

  • Что привлекло вас в сказке?

  • Благодаря каким качествам личности автор смог передать увиденное им?

Упражнения для профилактики нарушения зрения

по методу профессора Базарного(горизонтальная восьмёрка)



4)Самостоятельное чтение

  • Где побывал Солнечный Луч и как его встречали?

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

  • Соответствовала ли музыка тому настроению, которое возникло у вас после прочтения сказки?

5) Словарная работа

Проводится по тем словам и словосочетаниям, которые были даны для составления прогноза.(Словари)

6)Работа над содержанием

Модуль 5, задание 2

  • Зачитайте, как муравьи готовились к зиме.

  • Какие изменения происходили в природе с приходом зимы? Как об этом пишет автор? Зачитаёте.

  • Как одним словом можно охарактеризовать Солнечный Луч?

  • Кому помог Солнечный Луч, а кому помешал? Почему?

Музыкальная физпауза

7) Работа в группах

Задания

1 группа: найти поэтические строки и выучить их наизусть.

2 группа: найти описание поздней осени и настроение природы, подготовить выразительное чтение.

3 группа: найти как Солнечный Луч возвращался к солнцу и определить его настроение.

4 группа: что радовало Солнечный Луч при воспоминании о путешествии.

5 группа: найти и выписать глаголы, которые передают действия Солнечного Луча, на основании этих глаголов определить его характер. (Блеснул, пробился, заблестел, осветил, изменил, побежал дальше, скользнул, засверкал, заглянул, засветил, не утерпел, весело воскликнул, вдоволь набегался, не унывал, начинал сиять)

8) Презентация

Отчёт о работе групп

9) Отработка навыка беглого чтения

Модуль 3, задание 1

Ученики самостоятельно выбирают те задания, которые подходят для работы над прозой. (5,8,10)

  1. Работа над выразительностью чтения

Модуль 4, задание 1,3

Чтение по ролям

  1. Рефлексия

Соотнести предложенные пословицы (на доске) с содержанием прочитанного.

Как ты к людям, так и люди к тебе

Дерево славится плодами, а человек делами

Добрая слава далеко ходит, а худая дальше

Сей добро, посыпай добром, жни добром, оделяй добром

  • Наше путешествие подошло к концу. На уроке вы сделали много хороших дел: были внимательными, вдумчивыми, активными и поэтому получили превосходные оценки, а также новые знания.

  1. Домашнее задание

  • Подготовить выразительное чтение по ролям, краткий пересказ от третьего лица, составить проблемные вопросы. Подумайте над этими словами:

Живи как знаешь,

Жизнь во всём любя.

Благословляй и солнцепёк и затень,

Но, отходя ко сну, спроси себя-

Кого порадовал ты за день?