СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Технология развития критического мышления школьников через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Технология критического мышления школьников через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы" 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Технология развития критического мышления школьников через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы "»

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы








Доклад



Технология развития критического мышления школьников через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы



Выполнила:

учитель русского языка и литературы

филиала «Морд.Коломасовская СОШ»

МБОУ «Кочелаевская СОШ»

Асташкина З.И.







В последние десятилетия существенные изменения в жизни, а, следовательно, и социальном опыте людей неизбежно повлекли за собой необходимость изменений в системе образования. Эти преобразования коснулись всех граней процесса, от содержательной до методической. В лексикон педагогического сообщества прочно вошел термин «открытое образование».

Ключевым для открытого образования, по мнению исследователей, является понятие выбора. «Открытое образовательное пространство предоставляет выбор содержания образования, образа, пути, методов, средств», - писала в статье «Может ли школьное образование быть открытым?» Л. Б.Прокофьева. Меняется роль обучающегося: он становится активным субъектом процесса, имеющим возможность самостоятельно выстраивать собственную образовательную траекторию. Меняются и функции педагога: его роль заключается в том, чтобы помочь ребенку сделать выбор, создать условия для эффективного продвижения. Учитель становится наставником ученика, тьютором, роль которого заключается в сопровождении образовательного процесса.

В первую очередь понятие выбора касается содержания образования, которое становится не самоцелью, а средством приобретения личного опыта. «Предмет существует для развития ученика, а не сам по себе», - писала

Л. Б. Прокофьева. По утверждению Т. М. Ковалевой, у обучающегося появляется возможность устанавливать границы предмета собственным образовательным движением. Познавательный интерес может расширять предметные рамки, выводить ученика в разные области знаний. Таким образом, одной из черт открытого образования является преодоление предметного подхода.

В сложившейся ситуации, когда на первый план выходит выбор ученика, его частный запрос на содержание образования, учителю становится необходим методический инструментарий, с помощью которого он смог бы этот запрос удовлетворить. Совершенно очевидно, что здесь не обойтись единичными методами и приемами, необходимы четкие структуры, системы, которые помогут достичь желаемого результата. В арсенале учителя должны появиться такие средства, которые помогут ученику осуществить выбор в соответствии с его возможностями и наклонностями. Существенную методическую поддержку в этом могут оказать открытые образовательные технологии, одной из которых является технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП).

Названная технология направлена на развитие познавательного интереса учащихся, приобретение коммуникативных и социальных навыков, а также на овладение способами передачи и обработки информации.

Впервые с технологией РКМЧП российские педагоги познакомились в 1997 году, когда Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках одного из своих проектов начал серию обучающих семинаров. Учителя апробировали ее на своих уроках, во многом расширили и адаптировали к условиям современной российской школы. На сегодняшний день огромное количество преподавателей школ и высших учебных заведений успешно используют технологию в своей педагогической деятельности.

Российским педагогам оказалась близкой сама идея, заложенная в философии технологии: нельзя научить, можно научиться. В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского. Однако непосредственными авторами технологии являются американские педагоги К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл и С. Уолтер.

РКМЧП имеет дуалистическую природу: - это философия, базирующаяся на идеях педагогов и психологов всего мира, реализованная в педагогической технологии. Идеи открытого образования о прерогативе развития, ориентации на личность, необходимости самостоятельного и целенаправленного познания, творческого подхода к обучению, опоре на предшествующий опыт, на наш взгляд, первичны по отношению к их методическому обеспечению. С другой стороны, неоспоримым является тот факт, что РКМЧП в полной мере можно считать педагогической технологией, так как в ней соблюдены их основные признаки (И. О.Загашев, С. И. Заир-Бек: «Педагогическая технология – это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на определенную цель». Стратегии и приемы, наполняющие технологию, позволяют эффективно продвигаться к реализации поставленных целей.

Название технологии в полной мере отражает ее суть. Применение технологии в рамках обучающего процесса направлено на:

1) формирование навыков направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма и

2) развитие с помощью чтения и письма мышления более высокого уровня – критического.

Актуальность процессов чтения и письма для образовательной деятельности не вызывает сомнений. Более того, это те процессы, которые необходимы человеку в повседневной жизни. Каждый из нас живет в информационно насыщенном мире и должен уметь работать с информацией. Навыки такой работы ребенку необходимо приобрести в школе, чтобы впоследствии применять их при обучении в институте и просто в жизни. Однако практика показывает, что зачастую наиболее важные для работы с информацией процессы – чтение и письмо, - малоэффективны и не дают ожидаемого результата. Следовательно, для повышения информационной грамотности обучающихся необходимо менять сам подход к основным инструментам обучения – чтению и письму, и развивать эти навыки целенаправленно и последовательно. Понятия «вдумчивое чтение» и «рефлексивное письмо» являются для технологии РКМЧП базовыми.

Под вдумчивым (эффективным) чтением понимается сложный процесс активного восприятия и критического осмысления информации с целью ее творческого включения в собственный контекст. Рефлексивное письмо, в основном сопровождающее получение новой информации, предполагает, что ученик записывает не все идеи, а только те, которые он понял и принял, или с которыми он не согласен и поэтому зафиксировал, чтобы поспорить, или мысли, возникшие по ходу изучения материала для длительного и несиюминутного обдумывания. Таким образом, рефлексивное письмо представляет собой отражение на бумаге активного процесса восприятия информации.

Итак, чтение и письмо в технологии РКМЧП понимаются как взаимосвязанные процессы, способствующие организации рефлексивной деятельности в обучении на основе глубокой проработки информации и сопряжения ее с личным опытом.

Термин «критическое мышление», входящий в название технологии, часто вызывает вопросы. Возможно, это связано с семантикой слова «критический» в русском языке и нашей ментальностью. Однако в определении понятия «критическое мышление» нет того негатива, которым обладает слово в языке. Под критическим мышлением подразумевается, по определению

И. О. Загашева и С. И. Заир-Бека, «мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт».

РКМЧП, как и большинство педагогических технологий, имеет четкую внутреннюю структуру, которая в принятой российскими педагогами терминологии названа базовой моделью.

Ученые, изучая особенности человеческого восприятия новой информации, установили, что оно происходит в 3 этапа. Воспринимая новое, человек сначала настраивается, определяет свои познавательные цели, отвечая себе на вопросы: «Что я хочу узнать и для чего мне это может пригодиться?», затем воспринимает информацию и, наконец, обдумывает ее, сопрягая с предшествующими представлениями и опытом.

Эта модель восприятия положена в основу технологии и соответствует ее стадиям: вызова, смысловой и рефлексии соответственно.

Рассмотрим подробнее назначение и содержание каждой стадии технологии РКМЧП.

Стадия вызова играет огромную роль для обеспечения эффективности познавательного процесса. Это связано с тем, что именно на этом этапе урока реализуются очень важные для процесса познания цели:

- активизации ученика,

-актуализации предшествующих знаний,

- мотивации на получение новой информации.

Как известно, учение – процесс активный, и степень его эффективности во многом зависит от субъекта обучения. Однако практикующие учителя знают, что многие дети стараются «отмолчаться» и зачастую бывает трудно вызвать активность каждого ученика в классе. В философии открытого образования принцип активного участия субъекта обучения в образовательном процессе является одним из центральных, и технология РКМЧП предлагает действенные методические приемы, позволяющие этот принцип реализовать.

Вторая цель стадии вызова – актуализация предшествующих знаний – базируется на представлении о том, что любое новое знание, как зерно, должно быть посеяно в подготовленную почву. Ученику необходимо дать возможность определить свой стартовый уровень в изучении той или иной темы, определить, что ему известно и в какой мере, обсудить с окружающими свои идеи и произвести их первичную систематизацию.

Третья цель стадии вызова логично вытекает из второй. Определив «стартовый капитал», обучающийся отграничивает для себя «область неведомого», формулирует собственный запрос на получение новой информации. Это и есть мотивация.

Таким образом, можно утверждать, что стадия вызова представляет собой этап личного целеполагания, когда ученик в соответствии со своими знаниями и незнаниями активно моделирует собственные познавательные цели и содержательные запросы.

Следует отметить, что в традиционном уроке цели ставит учитель и строит процесс обучения в соответствии со своим представлением о возможных способах их достижения. Работая в технологии РКМЧП, учитель уже на первой стадии от активной позиции человека, преподносящего знания, переходит к позиции сопровождения личного когнитивного процесса ученика.

Этап предъявления нового материала в традиционном уроке является центральным, и ведущая роль в нем чаще всего принадлежит учителю. Технология РКМЧП, обеспечивающая цели и принципы открытого образования, организует его по-другому. Смысловая стадия – это активный самостоятельный процесс восприятия нового, движение к реализации личных познавательных целей. Цели этой стадии в технологии – 1) поддержание активности учеников и 2) отслеживание ими собственного восприятия. Для достижения этих целей технология предлагает различные стратегии и приемы, позволяющие обеспечить вдумчивое восприятие нового в соответствии со своими целями. Смысловая стадия – это процесс движения к поставленным на стадии вызова познавательным целям.

Отметим, что функции учителя на этом этапе четко очерчены. Его задача – выбрать такие формы работы, которые позволят ученику эффективно продвигаться в собственном развитии, направить познавательный процесс, но не в то русло, которое он считает целесообразным, а в то, которое видит для себя ученик. И на этой стадии учитель выступает в роли сопровождающего.

Последней стадией урока в технологии РКМЧП является стадия рефлексии. Будучи базовым понятием для открытого образования, рефлексия обеспечивает не только усвоение материала, включение его в личную «копилку», но и предполагает размышления над способами получения информации. Кроме того, рефлексия способствует определению новых познавательных горизонтов, а следовательно, мотивирует на дальнейшее познание. Таким образом, цели стадии вызова заключаются в 1) присвоении нового материала с обязательным соотнесением его со «стартовыми» знаниями и 2) в организации нового вызова, то есть новой мотивации.


Итак, технологическая карта урока или занятия, выстроенного с использованием технологии РКМЧП, выглядит следующим образом:

Этап

Содержание

Стадия вызова

Индивидуальная формулировка каждым учащимся познавательных целей относительно конкретной темы

Смысловая стадия

Знакомство с новой информацией

Стадия рефлексии

«Присвоение» полученной информации. Индивидуальное определение степени достижения целей, постановка целей на дальнейшее познание.

Следует обратить внимание, что условием эффективности познавательного процесса в технологии является активность и мотивированность ученика, его личная заинтересованность в приобретении знаний, а учитель является лишь организатором, человеком, осуществляющим сопровождение когнитивного процесса.

В условиях все большей актуальности смены позиции учителя и реализации принципа выбора обучающимся содержания образования, а также форм и способов достижения собственных познавательных целей технология РКМЧП может оказать существенную помощь. По мнению

Т. М. Ковалевой, считающей, что работу учителя-тьютора можно рассматривать с точки зрения трех составляющих – инфраструктурной, предметной и антропологической, - технология РКМЧП поможет решить многие методические затруднения. Рассмотрим возможности технологии в обеспечении предметного направления работы учителя-тьютора.

Бесспорным является тот факт, что первичный выбор предметного содержания закреплен за учителем, который, в соответствии с утвержденными учебными программами и учебными пособиями, следуя логике изложения предметного материала, планирует тематику курса в целом и каждого урока в частности. Однако следует учитывать, что присутствующие в классе 25-30 учеников – индивидуальности, личности с собственными потребностями и познавательными целями. И из одного и того же предметного материала каждый вынесет что-то свое, и захочет продолжить продвижение в теме в каком-то своем, лично его заинтересовавшем направлении. Это во многом зависит от того «стартового капитала» первичных знаний и представлений, с которым ученик пришел на урок, от его личных пристрастий и интересов. Задача педагога – обеспечить ученикам возможность выбора заинтересовавшего его ракурса предложенной темы.

Однако этим функции учителя в обеспечении предметного направления тьюторской работы не ограничиваются. Именно он готовит информацию для ознакомления с ней учащихся, причем это может быть как статья учебника, так и смоделированные специально для конкретного урока текст или лекция, аудио - или видеоматериалы. К содержанию, используемому на уроках, предъявляются определенные требования. Во-первых, представленная в текстах информация должна быть объективной. Во-вторых, нецелесообразно использовать заведомо неправильную, ошибочную информацию, которая могла бы сформировать у детей ложное представление о действительности. И наконец, материал, которым учитель пользуется на уроке, должен содержать как знакомую, так и неизвестную информацию, чтобы процесс приращения знаний действительно произошел, чтобы ученик если не в полной мере, то хотя бы в какой-то степени, реализовал собственные познавательные цели. С другой стороны, текст не должен отвечать на абсолютно все вопросы, то есть содержать исчерпывающую информацию. Важно помнить, что содержание материала должно оставить ученикам возможность для дальнейшего продвижения в теме и, как следствие, постановки новых целей. Следует акцентировать внимание учеников на том, что процесс познания не конечен, каждое новое знание рождает потребность следующего. И в этом смысле удачным можно считать тот урок, с которого дети ушли не в полной уверенности, что они исчерпали тему, а с вопросами, вызванными изученными материалами, и новыми идеями.

Особо необходимо сказать о позиции учителя в уроке, выстроенном в технологии РКМЧП. Традиционная система обучения предполагает, что учитель – самый активный участник процесса, он является источником информации, а также выбирает формы подачи материала, ракурсы, техническое обеспечение урока. Он же, объяснив тему, контролирует ее усвоение адекватными методическими приемами. Преподавание в технологии РКМЧП, как и в других технологиях открытого образования, предполагает смещение позиции учителя в сторону организации и сопровождения познавательного процесса. Он умело использует весь арсенал педагогических средств, для того чтобы активным стал ученик, который бы сам ставил перед собой познавательные цели, реализовывал их и мог бы самостоятельно контролировать степень их достижения.

Говоря об обеспечении предметного вектора тьюторской работы, нельзя не обратить внимание на возможности, заложенные в самой базовой модели технологии. Если каждый ученик на стадии вызова сформулирует собственный запрос на обучение, то, естественно, каждый будет искать в одном и том же предметном материале интересующую именно его информацию. И если такая информация не будет найдена, но мотивация на ее получение высокая и учитель грамотно направит ученика, у него неизбежно возникнет потребность углубления материала. И здесь опять на первый план выходит функция учителя-тьютора: он должен обеспечить возможность консультации в других источниках, продемонстрировать их широту и многообразие. Следует иметь в виду, что очень часто ученик в своем стремлении достичь познавательных целей выходит за рамки изучаемого предмета, и учитель должен быть к этому готов. Так осуществляется начальный этап перехода обучающегося в открытое образовательное пространство.

Итак, технология РКМЧП обеспечивает предметную направленность тьюторской работы, способствуя построению индивидуальной образовательной программы, основанной на мотивации учащегося.

Десятилетний опыт использования технологии в собственной практике и опыт обучения ее основам учителей разных специальностей показал эффективность РКМЧП для людей разных возрастов, интересов и социальных групп. Однако следует учитывать, что результатов можно достичь только в том случае, если учитель не просто берет на вооружение отдельные приемы технологии (которых множество, и они, действительно, интересны и могут «украсить» любой урок), но использует их в системе, следит за соблюдением базовой модели РКМЧП, согласовывает стадии технологии между собой.

Кроме названных, есть еще важнейшее условие: учитель должен понимать, что выполнять ту же роль, какую он выполнял, проводя традиционный урок, то есть быть наставником, ментором, он уже не может и не должен. Только при условии смены роли и позиции учителя результат применения технологии РКМЧП будет гарантированным. Вследствие этого возникает необходимость обучать педагогов технологии таким образом, чтобы они смогли почувствовать и увидеть не только методическую ценность РКМЧП, но и зафиксировать смену поведенческой модели учителя.

Обучение слушателей технологии РКМЧП в курсе повышения квалификации предполагает конструирование ситуаций, в которых учитель смог бы почувствовать на себе ее образовательный эффект. С этой целью занятия моделируются как интерактивные уроки, в которых учитель выступает в роли обучающегося, проходя все ступени базовой модели технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В самом общем виде занятие по ознакомлению учителей с РКМЧП может выглядеть так.

Ведущий до занятия выбирает тему, которая может заинтересовать взрослых людей, и отбирает материал таким образом, чтобы каждый из участников смог ощутить некоторый «информационный голод», захотел бы его удовлетворить, а затем в ходе знакомства с новой информацией смог бы почувствовать приращение собственных знаний. При этом нецелесообразно использовать темы, досконально известные учителям из их предмета, так как в этом случае образовательный эффект будет сомнительным. Так, на своих занятиях мы использовали тексты о кофе, народных праздниках, путешественниках. Выбор материала осуществлялся с учетом представлений о составе учебной группы и осведомленности участников в теме.

В первой части занятия участникам предлагается пройти все стадии базовой модели технологии: вызов, осмысление, рефлексию. На стадии вызова, как и в обычном уроке с использованием технологии, ученики вспоминают все, что они знают по теме, систематизируют свои знания, ставят вопросы, на которые они хотели бы получить ответы в ходе занятия. Примечательно, что школьники часто не сразу включаются в работу, мотивируя свое нежелание тем, что они ничего не знают по теме, устали, не хотят записывать и так далее. Но с течением времени, преодолев отсутствие собственной заинтересованности, начинают работать, появляются вопросы, каждый формулирует собственные содержательные запросы.

На смысловой стадии участники знакомятся с новой информацией, используя предложенный учителем прием направленного чтения/ слушания. При этом каждый выбирает прежде всего именно ту информацию, которая показалась ему необходимой для личного роста на предыдущем этапе работы, в которой он видит определенную целесообразность лично для себя.

На стадии рефлексии группа обсуждает индивидуальные когнитивные «приращения», формулируются вопросы для дальнейшего рассмотрения. Использование РКМЧП позволяет расширить познавательный интерес, определить собственные содержательные цели, для достижения которых зачастую требуется выход за рамки определенной предметной области.

И задача педагога-тьютора как раз и состоит в том, чтобы открыть перед своими учениками образовательные горизонты, не навязывая собственные трактовки и пути достижения результата, а показывая наличие всего спектра возможностей.