СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Тема: «Этика. Словари по этике»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План:

  1. Предисловие. ( Что такое этика, история этикета)
  2. О словарях в русском языке, их виды и предназначение.
  3. Этические словари. Словарь по этике А. А. Гусейнова и И. С. Кона.

    План:

  4. Предисловие. ( Что такое этика, история этикета)
  5. О словарях в русском языке, их виды и предназначение.
  6. Этические словари. Словарь по этике А. А. Гусейнова и И. С. Кона.

Просмотр содержимого документа
«Доклад Тема: «Этика. Словари по этике»»

ГБОУ РА « Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»













Доклад

Тема: «Этика. Словари по этике»



Выполнила студентка

3 курса группы А

Собар Лана

























Майкоп

2022



План:

  1. Предисловие. ( Что такое этика, история этикета)

  2. О словарях в русском языке, их виды и предназначение.

  3. Этические словари. Словарь по этике А. А. Гусейнова и И. С. Кона.



Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей.

А. С. Пушкин



В человеке должно

Быть всё прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли

А. П. Чехов



Совесть и память- составные части человеческой души. Совесть есть величайшая путеводная звезда, указывающая путь человеку в мире, в обществе, во вселенной. Не дай бог потерять эту путеводную звезду, а так-же память, чувство времени, истории, пространства, потерять душу! Потерявшие душу, как известно «мертвецы».

Животное живёт за счет растительной либо другой животной жизни, руководствуясь лишь инстинктами и собственными нуждами. Человек- иное. Строит ли он дорогостоящий дом или избушку на курьих ножках, совесть и человеческое просвещение должны будут напомнить ему, что живёт он на земле не он один, а в общем окружающем доме, и что природа- продолжение человека, который обязан хранить природу т.е. себя.

Этика-Философская дисциплина, исследующая нравственность и мораль.

Этикет как установленный порядок поведения человека в обществе несёт в себе не только внешнюю атрибутику, но и внушает понятия духовные, нравственные.

Расширенное, углубленное понимание этикета образующего человека, как внешне, так и внутренне красивым, человечным, достойным имени человек, даёт не малый импульс каждому из нас, каждой душе достигать возвышенных мыслей, воспитанных манер и достойных человека поведений и деяний во имя всего общества и мира.

Конечно же вопросы воспитания, поведения, манер волновали людей давно – первая книга об этом так и называется- « О правилах поведения», она была издана в 1204 году испанским священником Педро Альфонсо. На основе этого сочинения были составлены книги по этикету. Соседние европейские страны сильно влияли на светский этикет России.

Кратчайшая цель этикета - это создание красивого, удобного и достойного сосуществования и общения людей, уважение к их недостаткам и слабостям и прикрытие их некого несовершенства.

Слово «Этикет» произошло от названия карточек, « этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приёмов у короля Людовика 14. На этих карточках были написаны правила поведения.

Законодателем правил этикета в начале и середине средневековья была церковь, а в позднее средневековье – королевские дворы Парижа, Лондона и других европейских стран.

На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом. В « Поучениях», так назывался труд Мономаха, мудрый князь писал: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селении, ни в полях… где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего… чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, - простой ли человек, или знатный посол, - угостите пищей или питьём…»

Итак, главная задача этикета- гармонизация отношений между людьми в различных сферах жизни. (работа, учёба, дом и т.д.). Для того, чтобы общение протекало наиболее легко и приятно люди в самых разных сферах жизни обязаны пользоваться правилами этикета.

Не стоит считать, что этикетом нужно пользоваться только в официальной, деловой обстановке.

Несомненно, манеры и жесты играют важную роль, но то, как человек разговаривает, какие слова он использует в речи, уместно ли он пользуется терминами говорит его истинном уровне этической просвещенности.

Грамотная речь- главный признак человека образованного, интеллигентного. Как правило речь может сказать намного больше о вас, нежели одежда.





Велик и разнообразен могучий русский язык и так же многообразны его словари. Словарный состав любого живого языка находиться в непрерывном изменении и дополнении. Появляются новые слова, отражающие развитие современной науки, культуры, искусства, устаревшими помечаются неиспользуемые слова. 

Словари являются элементом национальной культуры, ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни. 

У каждого человека есть его собственный, внутренний словарный запас из тех слов, которые он употребляет в речи или когда-либо слышал и знаком с ними. ( Активный и пассивный словарный запас). Письменный словарь- это некий сборник всех существующих слов определённого языка.

Разные словари призваны выполнять разные функции. Толковые- рассказывают нам о смысле слов, Этимологические – об истории и происхождении отдельных слов, орфографические – о правилах написания отдельных слов. Также существуют словари, в которых собраны именно термины какой-либо сферы (словарь медицинских терминов, словарь педагогических терминов, словари по этике, словари по эстетике, философские, политические, музыкальные) и это далеко не всё.

Всё богатство и разнообразие лексического запаса языка собрано в словарях. Трудно представить себе, что было бы в нашей жизни без словарей и справочников. Где и как мы находили бы значение нового нам слова, правильного написания, произношения, объяснение какого-то события? Словарями и справочниками пользуются многие: переводчики, ученики и студенты, специалисты, работающие в различных сферах деятельности. 

Словарём называется источник (книга), содержащая перечень слов, расположенных  в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке  или с переводом на другой язык.

Словари выполняют множество функций. Общая функция всех словарей – фиксация, систематизация, накопление и хранение знаний о мире и о национальном языке, передача этих знаний от поколения к поколению. Знания хранит и человеческая память, но она ограничена, она не может накапливать и хранить знания на века. Только запись накопленных знаний может сохранить их для потомков. В этом смысле словарь оказывается самой удобной формой общения наших знаний.

Составление словарей — это большая и скрупулезная работа. Для нее открыта целая самостоятельная ветвь — лексикография — наука о составлении словарей. Изучают, систематизируют и составляют словари — лексикографы. Именно их имена украшают авторскую строчку словарей и справочников слов. Это и В.И.Даль, и С. И. Ожегов, и Д.Н Ушаков и др.

Лексикография — одна из прикладных (имеющих практическое назначение и применение) наук, входящих в современную лингвистику. Ее основное содержание, как уже было сказано выше — составление различных языковых словарей. Это наука о словарях, о том, как их делать наиболее разумно. 

Существуют сотни словарей и справочников. И каждый из них- сокровище нации.



Этический словарь- это собрание нравственных

Более подробно мы остановимся на Этических словарях.

Словари по этике раскрывают ключевые понятия и положения этики, сущность и принципы нравственного воспитания, характеризуют главнейшии моменты истории этической мысли, взгляды мыслителей прошлого и современности.

В словарях по этике раскрываются этические понятия, моральные проблемы, нравственные нормы и принципы, многообразие этических и моральных традиций, проблемы нравственного воспитания, характеризуются важнейшие моменты истории этической мысли, взгляды мыслителей прошлого и современности.

Рассмотрим словарь под редакцией А. А. Гусейнова и И. С. Кона. 1989 года. 6-е издание.

Словарь по этике, в создание которого решающий вклад внёс талантливый советский философ Олег Григорьевич Дробницкий ( 1933- 1973), был впервые издан в 1965 г. До настоящего времени по многим важным вопросам этической и моральной культуры он остаётся у нас единственным источником, не получая, к сожалению, продолжения в более развёрнутых научных публикациях. Словарь совершенствовался от издания к изданию ( последнее, 5-е издание вышло в 1983 году). Вместе с тем он в определённой мере отражал типичные идеологические клише своего времени: склонность подменять нравственные категории политическими, представлять авторскую позицию в качестве официальной точки зрения, принижение роли общечеловеческих моральных ценностей, упрощененно-негативное отношение к немарксистским теориям морали.

Перестройка и нравственное обновление нашего общества ставят перед этикой новые задачи. В связи с этим настоящее издание подверглось значительной переработке6 словарь обогатился многими новыми терминами, ряд статей написано заново, другие существенно увеличены. Однако это только начало работы по переосмыслению содержания и категориального аппарата этики в свете новых исторических реальностей.

Пример определения из словаря:

Альтруизм- ( от лат. Alter- другой )- моральный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья. В теорию морали понятия Альтруизма было введено Кантом, положившим данный принцип в основу совей этической системы. Конт связывал моральное совершенствование об-ва с воспитанием в людях общественного чувства А., к-рое должно противодействовать их эгоизму. Подобные идеи развивались и ранее_в первоначальном христианстве (Христианская этика), в средние века Франциском Ассизским, в новое время просветителями _ Шефтсбери, Хатчесоном, Юмом, А. Смитом, Руссо, И. Гердером, И. В. Гёте и др. В качестве морального требования А. возникает как реакция и своеобРазная компенсация обособления интересов людей, обусловленного частной собственностью отчуждения И Выдвижения на первый план в общественной жизни человека мотивов Корысти и стяжания. Золотое прави- /10 нравственности и христианская 3а"0ВЄдь «Возлюби ближнего своего :

АПАТИЯ (греч. араі11еіа_бесстрастие) _одно из гл. понятий этики стоицизма, обозначающее душевную невозмутимость, состояние покоя, когда чувства и страсти не мешают деятельности разума.. Исключая «страсть», влияющую на 17" Аристипп правильность суждений, привносящую субъективный момент, предвзятость в мышление, А., с т. зр. стоиков, помогает размышлениям. Здесь чувствуется влияние восточных религиозно-философских взглядов, в частности учения о нирване как об абсолютном покое, к-рый является высшим состоянием человеческой души. Учение стоиков об А. идет гораздо дальше теорий последователей Аристотеля, к-рые требовали лишь умеренности страстей, их ограничения. Стоический принцип отрешенности от земных страстей, от игры чувств, требования аскетизма и самосозерцания были использованы затем в христианской морали

АТАРАКСИЯ (греч. а1агахіа_ невозмутимость) _ категория древнегреч. этики, характеризующая состояние безмятежности, невозмутимости, душевного покоя. Античные мыслители считали, что мудрец должен стремиться к А., дающей условия для непредвзятых размышле- 23 Аффективно-волевые теории моральной ценности ний. Путь к достижению А. они понимали по-разному. Если материалисты (Демокрит, Эпикур, Лукреций) видели этот путь в познании мира, преодолении страха и предрассудков, в достижении душевного спокойствия и внутренней гармонии, то в этике сторонников скептицизма (Пиррон) А. достигается воздержанием от суждений о добре и зле, истинном и ложном, примирением с действительностью (Апатия). Счастье, по мнению Пиррона, состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. Хотя полнокровная психология общественного человека включает в себя момент безмятежности, душевного покоя, тем не менее А., возведенная в этический принцип, противоречит активной, социально-деятельной жизненной позиции.

БЛАГОДАРНОСТЬ _ отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием» и в соответствующих практических действиях. Моральное требование платить добром за добро возникло очень давно, когда человек стал выделять себя в первобытном коллективе и когда стала возможной практика взаимных услуг. Долг Б. приобретает более широкое значе- 'н-ие в условиях буржуазного об-ва Благодать 32 как не оформленное правом дополнение к экономическим и юридическим отношениям взаимного обмена товарами и услугами. Но именно здесь в силу противоположности интересов людей эта обязанность наиболее часто нарушается, напр. когда бывший благодетель становится конкурентом. Социалистическая нравственность признает, что Б. является одним из проявлений принципа справедливости во взаимоотношениях людей. Б. следует отличать от подобострастия, взяточничества и др. нецивилизованных аморальных, преступных форм устраивания личных дел в об-ве. Исключительно трудными и не имеющими безупречного выхода являются ситуации, когда обязанность Б. по отношению к к.-л. вступает в противоречие с более высокими принципами (гуманизма, честности, патриотизма и т. п.). Хотя Б. относится к сфере частных взаимоотношений, тем не менее она также имеет самоценное значение, является одним из* неотъемлемых нравственных устоев об-ва

ВЕРНОСТЬ _ нравственное качество, характеризующее неизменность и" постоянство в отношении к людям и к делу, в исполнении долга, в приверженности избранным принципа-м и нравственному идеалу. В. тесно связана с др. нравственными качествами, к-рыми она обусловливается: это идейность, глубокая убежденность в правоте избранного де.ла, принципиальность, требующая от человека последовательности в убеждениях идействиях, стойкость по отношению к трудностям, соблазнам и проискам врагов, самоотверженность. Отсутствие этих качеств нередко приводит человека к нарушению В., к измене. В. является лишь формальной характеристикой личности и ее действий и сама по себе ничего не говорит об их содержании. Соединенная с некритическим отношением к делу, с несамостоятельностью человека, В. оборачивается консер- Вероломство 38: ватизмом и догматизмом. Именно содержание де.ла и его общественное значение во мн. обусловливают ту ступень В., к-рую обычно проявляют его участники. Чем выше цель борьбы, тем крепче моральное единство ее участников.

















Список литературы:

  • Книга « Золотая книга этикеты» В. Ф. Андреева 2005

  • Книга «Этикет на все случаи жизни»- М: АСТ_ПРЕСС, 1999

  • Словарь по этике. Под ред. Гусейнова А.А. и Кона И.С. М. Политиздат 1989 г.

  • https://tsvetyzhizni.ru/

  • https://studwood.net/563904/etika_i_estetika/vozniknovenie_etiki

  • https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/slovari_ehnciklopedii/kon_slovar_po_ehtike/23-1-0-2965

  • https://natalibrilenova.ru/slovari-russkogo-yazyika-i-sfera-ih-ispolzovaniya/

  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/ehtika-chto-ehto-takoe.html