СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Традиции и новации в обучении (содержание, объём, технологии и методы обучения). Уровень подготовленности к обучению».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Но только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Традиции и новации в обучении (содержание, объём, технологии и методы обучения). Уровень подготовленности к обучению».»

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

«Плёховская основная общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области







Доклад к педсовету

Тема: «Традиции и новации в обучении (содержание, объём, технологии и методы обучения). Уровень подготовленности к обучению».









Подготовила:

учитель географии и биологии

Л. М. Кондратова

(I квалификационная категория)



2017 г.



«Традиции и инновации в совершенствовании современного урока»

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, у молодого поколения появляется больше новых возможностей. Развитию подвергаются все сферы жизни человека. Молодой человек, выйдя из стен школы, должен быстро приспособиться к стремительному круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе.

Современная жизнь предъявляет сегодня к человеку очень жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникативность, целеустремленность, креативность, а для успешной карьеры ему еще понадобятся и качества лидера (умение общаться, находить новые неожиданные решения и т.д.)

Реалии диктуют свои жесткие требования: молодой человек должен обладать набором определенных качеств, и только тогда он сможет быть успешным и адекватным в современном мире, жить в гармонии с собой и окружающими и быть полезным обществу.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии как педагогов, так и школьников.

Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. До 50-ых годов 20 века урок представлял феномен с достаточно жесткой структурой. В 50 – 60 годы происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и методики постоянно работают над совершенствованием современного урока. Известны даже радикальные теории в области дидактики: Быть уроку в школе или не быть. Среди научных оппонентов известны сторонники альтернативных форм обучения, полностью отрицающих урочную систему.

Но только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира.

За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике.

На сегодняшнем этапе развития образования никакая опытно-экспериментальная работа не позволяет совсем отказаться от классно-урочной системы как основы организации процесса обучения. Однако классно-урочная система как оплот традиции в сегодняшней образовательной системе выполняет роль своеобразной платформы для разработки, апробирования и внедрения в процесс обучения педагогических инноваций.

Каждый новый урок - это ступенька на лестнице освоения знаний и развития ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Что значит современный урок? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.

Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основы для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

Любой урок: развивающий, личностно-ориентированный, и традиционный в том числе - имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить оценки и указать: этот урок хороший, этот плохой. Этот современный, а этот устаревший.

Важно другое – нужно понять:

- что происходит с современным уроком;

- насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;

- как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения;

- как меняется позиция учителя и другие вопросы.

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.

Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:

  1. Появились новые образовательные стандарты, старшая школа перешла на профильное обучение и на их основе – обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.

  2. Информатизация полностью овладела образовательным процессом. За последние несколько лет во все школы города поставлена компьютерная техника, интерактивные доски, и педагоги активно используют компьютерные технологии на своих уроках.

  3. Введение ЕГЭ и ОГЭ стали важным событием для всей системы образования. Они предъявляют свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.

Исходя из этого можно сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:

- усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;

- практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;

- направленность на развитие мышления, практических навыков;

- расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;

- дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).

Именно таким в самых общих чертах современный урок, который должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребёнку активно войти во взрослую жизнь.

Итак, что произошло с уроком за последние 10-15 лет? Какие системные научно-педагогические и методические изменения произошли в уроке и вокруг него? Насколько он способен решать поставленные задачи?

В современном обществе происходило становление различных (можно выделить 3 основных) моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков: традиционная (классно-урочная); модель технологизации образования; модель компетентностного подхода.

Первую модель можно назвать традиционной – классно-урочной, и она эффективно действует в нашей стране многие десятилетия. В этой модели сложился свой понятийный аппарат, культура отношений педагогов, которые используют такие термины, как:

- триединая цель урока;

- план-конспект;

- формы обучения;

- методы и приёмы обучения;

- типы уроков и другие.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Рассмотрим разные мнения о положительных и отрицательных сторонах традиционного урока.

«Положительные стороны»

«Отрицательные стороны»

То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, глубоких знаний. Нельзя обойтись без привычки к дисциплине и порядку в голове на традиционном уроке.

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т.к. большую часть урока проводит сам учитель.

Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.

Надоедает одно и то же, жалко «сильных учеников», т.к. «низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда.

Организация традиционного урока проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

Скука на уроке снижает мотивацию к учению, снижается интерес к предмету, снижается успеваемость.

Меньше тратится времени при подготовке к уроку, т.к. готовится чаще всего учитель.

Репродуктивные методы преподавания не отвечают современным требованиям общества

Недовольство родителей преподаванием в школе.

Учащиеся не отвечают современным требованиям, им труднее найти себя в жизни, они не умеют учиться и не умеют брать на себя ответственность.

Мы видим, что примерно одинаковое количество положительных и отрицательных сторон традиционного урока. Так может и не надо ничего менять?

Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну мудрость: «Очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих, а дурак не учится ни на чьих». Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится все больше. Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности.

Другая модель связана с технологизацией образования. Педагогические технологии как новый феномен пришли в наше образование в начале 90-х годов прошлого столетия и позволили сформировать свой понятийный аппарат, среди которого:

- технологическая карта тематического и поурочного планирования;

- технологический приём;

- этап технологии;

- задача этапа и диагностика его эффективности.

Задача использования педагогических технологий на уроке в эти годы ставилась достаточно принципиально. Выпущена масса литературы по этому вопросу.

Проводились и проводятся специальные курсы для педагогов. Вся эта работа имела позитивные результаты, в частности:

- благодаря становлению этой модели изменились формы и методы обучения школьников, они стали более активными, и самое главное, взаимосвязанными;

- появилась культура проектирования урока с учётом его этапов, постановки задач этих этапов и отслеживания промежуточных результатов;

- изменилась система оценивания учебных достижений школьников, разработаны новые способы измерений;

- мы стали говорить о возможностях тиражирования эффективного опыта проведения урока не только в виде различных методических описаний, но и универсальных моделей (например, технологических карт).

Как результат, сегодня многие успешно используют культуру проектирования и реализации педагогических технологий.

Но как бы то ни было, мы все прошли и проходим в становлении этой дидактической модели определённый путь, который оказывает значительное влияние на современный урок.

И сегодня мы все чаще говорим не о внедрении той или иной технологии, а об использовании элементов технологии, гармоничной составляющей, способствующей достижению конкретных целей урока.

Но время не стоит на месте, и сегодня успешно внедряется третья модель – модель компетентностного подхода, который является особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура, свой понятийный аппарат, среди которого:

- базовые компетенции;

- опыт ребёнка;

- умение решать жизненные ситуации;

- психолого-педагогические ситуации и другие.

(Напомним определения понятий «компетенция» и «компетентность».

«Компетенция» – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. «Компетентность» – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности".)

Основой современных образовательных стандартов должно стать формирование следующих базовых компетентностей современного человека:

  1. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

  2. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

  3. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

  4. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

  5. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

  6. Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.

  7. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

  8. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Формирование у учащихся базовых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Его специфика состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

Новации перерастают в инновации, традиции не сдают позиции. Как быть учителю в такой ситуации?

Современная педагогическая наука и передовая школьная практика (не без определённых разногласий) определяет целый ряд новых педагогических технологий, служащих не уничтожению, а усовершенствованию традиционных подходов к обучению.

Можно определить два основных подхода:

1. Использование инноваций в рамках традиционного урока.

2. Внедрение нестандартных форм организации процесса обучения как альтернативы традиционному уроку.

Использование инноваций в рамках традиционного урока

Инновация на уроке не самоцель, а лишь средство достижения наивысшей результативности процесса обучения. Поэтому урочная система в современной школе, в первую очередь, опирается на традиционную типологию урока Ю.А.Конаржевского, ориентированную на целевую природу урока:

  • комбинированный урок;

  • урок усвоения новых знаний;

  • урок закрепления изучаемого материала;

  • урок повторения;

  • урок систематизации и обобщения нового материала;

  • урок проверки и оценки знаний.

В зависимости от целеполагания конкретного урока, каждый учитель на любом его этапе или на уроке в целом вправе избрать оптимальные педагогические технологии, в том числе инновационные, если их синтез с традиционными позволит добиться наивысшей результативности, т.е. приведёт учеников к новому качеству образования.

Учитель использует в рамках традиционного урока следующие инновационные обучающие технологии интерактивного характера:

  • имитационные, ролевые игры – искусственно созданные учебные ситуации, служащие развитию творческой активности учащихся в коллективном поиске с элементами театрализации;

  • тренинги и тесты – учебные ситуации, требующие знаниевых и логических усилий, с применением либо множительной техники, либо ИКТ;

  • игровое проектирование – совместная подготовка, обоснование и защита какого-либо проекта в рамках изучения текущего учебного материала;

  • мозговой штурм – свободное выдвижение смелых, неожиданных идей и гипотез по поставленной учебной проблеме;

  • творческие мастерские – отработанная технология творческого применения изучаемого материала;

  • мастер-классы – обмен опытом успешной исследовательской или иной учебной деятельности;

  • дискуссии, диспуты – организация конфликтного обсуждения спорной, неоднозначной учебной проблемы;

  • технологии обратной связи – послеигровые обсуждения, рефлексия, обучение умению оценивать ход и результаты изучения;

  • групповые (или парные) технологии – коллективное участие в решении проблемы с определённым распределением учебного материала или ролей;

  • собственно информационно-коммуникативные технологии – использование компьютерной и медиааппаратуры в качестве наглядной передачи учебного материала, иллюстрирования или диагностики на любом из этапов урока любого типа.

Главной особенностью инноваций в рамках традиционного урока является её использование в развивающих целях и для обеспечения оптимальности выполнения целей урока.

Внедрение нестандартных форм организации учебного процесса как альтернативы традиционному уроку

Большинство нестандартных форм организации учебного процесса, являясь инновацией, на самом деле не становятся стопроцентной альтернативой традиционному уроку, скорее они являются альтернативой структуре современного урока, а не его заменой. Поэтому в школьной практике применение этих нестандартных форм не означает полного отказа от классно-урочной системы, а определяет инновационные виды (или жанры) урока в дополнение к традиционным.

Педагогическое сообщество использует следующие виды (жанры) инновационного урока:

  • урок-игра – чаще применяется на 1 и 2 ступенях обучения, имеет широко распространённую практику и бесконечное разнообразие игровых учебных форм;

  • урок- экскурсия (или путешествие) – может быть заочным с предварительной подготовкой учащихся или реальным – с выездом за пределы здания гимназии;

  • урок-исследование – имитирует структуру и ход исследования поставленной перед учениками и учителем проблемы;

  • урок-диспут – организация конфликтного, аргументированного обсуждения спорной или нерешённой проблемы;

  • урок-суд – проводится на основе игрового распределения ролей и поставленной цели – вынесения приговора тем или иным персоналиям или явлениям;

  • урок-пресс-конференция – проводится учителем, гостем или специально выделенной группой учащихся-экспертов с обязательной подготовкой остальными учащимися класса вопросов по рассматриваемой проблеме;

  • видео-урок (аудио-, медиа-) – просмотр целостного материала или фрагментов с предварительно поставленной перед классом целевой установкой;

  • урок-концерт (или конкурс) – показ индивидуальных или групповых творческих заданий;

  • урок-защита проекта;

  • урок-викторина

  • Урок- поиск

  • Урок – экспедиция

  • Урок без учителя

  • Стихотворно-музыкальный урок

  • Урок пресс- конференция

  • Урок взаимообучения

  • Интегрированные уроки

  • Урок – фантазия

  • Урок – сказка

  • Урок- спектакль

  • урок-тест – организация диагностики знаний с помощью множительной или медиааппаратуры в форме, приближенной к ЕГЭ;

  • лекционно-семинарская и зачётная практика в старших классах – лекция читается всей параллели в лекционном зале, а семинары, конференции и зачёты проводятся для классов в рамках урока или элективного курса (подготовка старшеклассников к адаптации к вузовской системе).



Приемы, способствующие эффективности урока.

  • Соуправление классом

  • Приемы конструирования вопросов

  • Приемы сочинительства

  • Прием «Найди ошибки»

  • Подготовка учеников к докладам

  • Иллюстрирование тетрадей

  • Технология «Пластилин»

  • Технология «Коллаж»

  • Технология «Диспут»

  • Технология «Дебаты»

  • Игры-тренинги

  • Необычные способы повторения

  • Взаимоопрос по цепочке

  • Индивидуальные домашние задания

  • Корзина идей»-слайд

  • Составление кластера-слайд

  • «Пометки на полях» -слайд

  • Составление маркировочной таблицы ЗУХ-слайд

  • Написание синквейна -слайд

  • Написание эссе-слайд

  • «Лекция со стопами» -слайд

Основным преимуществом внедрения нестандартных форм организации учебного процесса на уроке является внесение разнообразия в текущие учебные будни, что влечёт за собой повышение учебной мотивации и – как результат – развитие творческих способностей учащихся и рост качества образования.

Так в чем же заключаются слагаемые успеха современного урока?

Что изменилось в современном уроке в отличие от традиционного?

( следующий далее материал не использовать на педсовете)

Характеризуя современный урок, будем учитывать две аксиомы:

- урок - фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его признаки;

- урок - целостная система, где ни один компонент не может менятьсянезависимо от других.

Что меняется в современном уроке в отличие от традиционного?

1. В соответствии с первой упомянутой тенденцией развития образования в современном уроке усиливается ориентация на достижение конкретно сформулированного ожидаемого результата.

В соответствии с ожидаемым результатом можно подобрать адекватное содержание, структуру, методы, формы организации учебной деятельности детей.

Следовательно, учителю необходимо четко определить ожидаемыйрезультат урока в целом; результат каждого этапа, определив при этом основной этап, роль и место остальных этапов урока; продумать, при помощи каких методик будет отслеживаться планируемый результат.

Вместе с тем в соответствии со второй тенденцией развития образования результат сегодня – это не только знания, умения, навыки, а целостная личность, и это определяет следующий подход к модернизации урока.

2. Усиливается внимание к развивающим и воспитательным задачам (результатам) урока.

Их также следует прогнозировать, достигать, измерять.

Свидетельствует ли это о том, что знания как результат становятсявторичными? Нет, большое значение имеют полнота, глубина, прочностьзнаний, но также – и это важно – личностная значимость знаний.

3. Для современного урока характерна ориентация на живое, личностно значимое знание учащихся.

В современном образовании большое внимание уделяется тому, чтобызнания научные, теоретические «вырастали» из личного субъективногоопыта ученика, были пережиты и в дальнейшем востребованы, применимы в жизни, не были бы «чужими», абстрактными. Более подробно этот вопрос рассматривается в технологии личностно ориентированного обучения.

4. Современный урок предполагает обеспечение системных, обобщенных знаний и способов деятельности.

Знания должны помогать человеку, видеть суть вещей, закономерность, а не единичный, возможно, случайный факт. Поэтому в содержаниипредметного курса учителю важно выделить эти системные знания (ведущие идеи) и помочь учащимся осознать общий подход (теорию), проясняющий все частные случаи (как это делается по технологии развивающего обучения).

Пытаясь совместить два последних подхода к модернизации урока, учитель может почувствовать противоречие: знания учащихся, оставаясь личностными (субъективными), должны одновременно быть обобщенными,системными (теоретическими, объективными). Разрешить данное противоречие позволяет следующий подход.

  1. Современный урок опирается на творческую познавательнуюдеятельность учащихся.

В нынешних условиях современный урок – это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащихся. В чем ее уникальность? Видимо, в технологичности развивающего эффекта урока.

Одна из существеннейших перемен в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с обучения на УЧЕНИЕ.

Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса, и прежде всего, его основного традиционного тандема: учитель – ученик.

Если обучение ориентировано не на запоминание готовых («чужих»)знаний, а представляет собой совместный с учителем поиск истины (череззатруднение, противоречие, ошибку и поиск причин ошибки), то ученикстановится субъектом познавательной деятельности, выстраивает свою,важную для него теорию.

6. На современном модернизированном уроке максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Поэтому в настоящий момент недостаточно выделить условные группы«сильных», «средних» и «слабых» учащихся, опираясь на полноту освоенияими учебной программы, и планировать посильные задания для каждой группы. Сохранению психического и физического здоровья способствуют учёт особенностей восприятия ученика (аудиал, визуал, кинестетик), особенности мышления (аналитик, синтетик) и др.

( Упомянутым аспектам уделяется большое внимание в технологии нейро-лингвистического программирования, которая может привести к манипулированию сознанием ребенка, следовательно, несовместима с выбираемой гуманистической парадигмой. Вместе с тем существуют варианты разрешения возникающего противоречия. )

Манипулирование личностью исключается, если учитель, изучив индивидуальные особенности детей, предлагает учащимся задание навыбор, планирует вместе с ними предстоящую учебную деятельность, обсуждает с ребёнком наиболее удобные для самого ученика способы получения, запоминания, предъявления информации. В таком случае урок обогащается приёмами, характерными уже для личностного ориентированного обучения.

7. Современный урок – это диалог, подразумевающий интерактивные формы обучения, динамичность.

Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».

Урок – это уникальная форма педагогического общения, конструирования педагогических ситуаций и путей разрешения педагогических конфликтов.

Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования.

Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности.

И, прежде всего, следует не высасывать из пальца все новые и новые “типологии уроков”, “виды и типы уроков”, а учить учителя современным формам этого общения, как с помощью электронных средств обучения, так и без них.

Учителя больше всего нуждаются не в описании всё новых и новых типов и видов уроков, а в советах, касающихся методов управления образовательным процессом на уроке. А если учесть современную ситуацию перенасыщенности информационно-образовательного пространства, учитель должен научиться уметь управлять информационными потоками, создавать наиболее комфортные условия для учеников в восприятии данной информации.

Современный модернизированный урок – неодинаковый и противоречивый, так как изменения могут происходить путём совершенствования различных элементов педагогической системы в зависимости от субъективных предпочтений, творческого потенциала учителя.

Рассмотренные нами подходы могут способствовать более системной, осмысленной модернизации урока.



Значение проверки знаний учащихся по биологии


Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.

Изучение состояния биологической подготовки учащихся непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения.

Систематическая проверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.


Формы и методы проверки знаний и умений учащихся

Различают текущую, тематическую и итоговую проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей проверки, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая.

В обучении биологии до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке учащихся.

Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.)

Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении. Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.

В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся группы, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки учащихся одной или нескольких групп.

Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки. Главный из них - высокая вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умения учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С помощью нетрадиционных форм проверки трудно выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например, проводить наблюдения, определять растения и др.

В связи с этим считаю, что целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с традиционными, как при проведении текущего, так и итогового контроля. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курса биологии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки.


Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями


Нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий для текущей проверки знаний, знакомство учащихся с различными видами тестов и обучение работе с ними. Прежде всего, важно обучить работе с заданиями на выбор одного правильного ответа.

Например, при выполнении заданий, ориентированных на выбор ответа, я предлагаю учащимся прочитать его, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву.

Каждый новый вид задания требует обучения работе с ним.

Таким образом, на первых этапах применения тестовых заданий важно больше времени уделять обучению учащихся работе с каждым новым видом задания. Овладение этой технологией позволит в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний.

Тест успеваемости – это система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить и измерить уровень знаний и умений.

Тест состоит из двух частей: задания и эталона. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала. Тест, лишенный эталона, превращается в обычное контрольное задание

Классификация тестов по уровням усвоения.

1.Тесты первого уровня усвоения:

- Тесты на опознания

- Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

- Тесты с частицей «НЕ»

- Тестовые задания на задания биологических терминов

- Тестовые задания с использованием рисунков.

2. Тесты второго уровня усвоения:

- Тесты с выбором нескольких правильных ответов

- Тест «на подстановку»

- Тестовые задания на классификацию объектов и процессов

- Тестовые задания на определение последовательности событий

3. Тесты третьего уровня:

Тесты третьего уровня - это творческое использование приобретенных знаний, которые позволяют выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях. Условно этот уровень можно назвать «нетиповая задача». Проверка качества регулировки и усвоения и применение знаний на практике.


Виды тестовых заданий

1. Тесты на опознания.

В тесте на опознания учащемуся задается вопрос, требующий от него альтернативного ответа: «да» или «нет»; «является» или «не является».

Например:

В организме человека 23 пары хромосом.

А. Да

Б. Нет

2. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

В педагогике спорным остается вопрос о числе ответов в задании. Предлагаются задания, содержащие от двух до восьми ответов. Экспериментальная проверка тестовых заданий показала, что двух ответов недостаточно, так как в этом случае возрастает вероятность угадывания правильного ответа. В тоже время включение в задание 6-8 ответов также оказывается неэффективным. В этом случае у учащихся уходит много времени на выполнение заданий и теряется одно из ведущих преимуществ нетрадиционных форм проверки - экономия времени. Поэтому считается целесообразным включать в тестовое задание этого типа 4-5 ответов, из которых всего один правильный.

Фотосинтез происходит:

А) В клетках корня.

Б) В хлоропластах клеток листа или стебля.

В) В завязи цветка.

Г) В сердцевине стебля.

Учащиеся выбирают из четырех ответов один, по их мнению, правильный и записывают в тетрадь стоящую около него букву, в данном случае букву Б.

3. Тестовые задания на знания биологических терминов.

Часто подобные задания используются, чтобы проверить, овладели ли учащиеся биологическими терминами и понятиями. Легче учащимся выполнить задание, в котором дается определение и предлагается выбрать его название.

Процесс образования органических веществ в растении с использованием энергии солнечного света называется:

А) Дыханием.

Б) Испарением

В) Фотосинтезом.

Г) Размножением.

Ответ: В.

Значительно сложнее задания, в которых дается термин, а учащимся необходимо выбрать его правильное определение.

Прокариоты - это организмы:

А) Клетки, которых не имеют оформленного ядра.

Б) Осуществляющие фотосинтез на свету.

В) Состоящие из одинаковых клеток.

Г) Содержащие в клетках ядро и разнообразные органоиды.

Ответ: А.

4. Тестовые задания с частицей «НЕ».

Иногда в вопрос включается отрицательная частица «НЕ», слова «НЕЛЬЗЯ», «НЕ СЛЕДУЕТ» и т.п. При выполнении заданий этого типа учащиеся часто не обращают внимание на отрицание в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания могут даваться только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом. Однако составить задания с отрицанием «НЕ» очень сложно, так как требует подобрать три правильных ответа и лишь один неправильный. Эти задания ориентируют учащихся на другой, более сложный характер умственной деятельности и чаще всего превышают уровень обязательного усвоения.

Какую функцию НЕ выполняет стебель?

А) Передвижение органических веществ.

Б) Передвижение минеральных веществ.

В) Опорную.

Г) Поглощение воды и минеральных солей.

Ответ: Г.

5.Тесты с выбором нескольких правильных ответов.

Характер мыслительной деятельности учащихся усложняется при выполнении тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов. В этом случае общее число ответов увеличивается до пяти- семи, число же правильных ответов учащимся не сообщается. Тестовые задания подобного типа побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Поэтому задания такого рода могут широко использоваться для проверки результатов обучения на обязательном для всех уровне овладения учебным материалом. Обычно такие задания не требуют выстраивания ответов в определенной последовательности, так как от этого их сущность не меняется.

Какого значение клеточного обмета веществ?

А) Способствует размножению организмов.

Б) Обеспечивает организм энергией.

В) Обеспечивает передачу наследственной информации.

Г) Снабжает клетку строительным материалом.

Д) Способствует повышению уровня организации организма.

Ответ: Б, Г

6. Тестовые задания с использованием рисунков.

Для тестовой проверки знаний можно использовать рисунки. Задания с рисунками развивают образное мышление учащихся, учат распознавать объекты и устанавливать связи между ними, проверяют сформированности умения наблюдать. Задания с рисунками могут быть очень разнообразными. Чаще всего они ориентируют на выбор одного правильного ответ

7.Тестовые задания на классификацию объектов и процессов.

Задания, в которых даются только правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу, относят к разряду сложных. Однако после многократных упражнений их можно использовать и для контроля знаний на базовом уровне. Подобные задания хорошо применять для проверки знаний о классификации растений и животных, об особенностях строения животных разных групп. Рассмотрим примеры:

Из приведенных ниже выберите признаки, характеризующие фотосинтез и дыхание. Внесите в таблицу буквы, обозначающие признаки этих процессов.

А. Происходит во всех клетках.

Б. Протекает только на свету.

В. Поглощается углекислый газ, выделяется кислород.

Г. Поглощается кислород, выделяется углекислый газ.

Д. Происходит в клетках с хлоропластами.

Е. Протекает на свету и в темноте.

Ж. Органические вещества образуются

З. Органические вещества расщепляются до минеральных.


Фотосинтез








Дыхание









8.Тестовые задания на определение последовательности событий.

Выполнение заданий повышенной сложности требует сложной мыслительной деятельности. И поэтому они могут даваться для проверки знаний только сильным учащимся и интересующимися, этим предметом. Например, задания, в которых предлагается определить, какое явление или процесс следует за имеющимся в задании или предшествует ему.

В процессе исторического развития животных земноводные появились на Земле после:

А) Птиц

Б) Пресмыкающихся

В) Рыб

Г) Млекопитающих.

Ответ: В.

Задание на определение последовательности событий усложняется, если учащимся предлагается составить отчет из приведенных элементов, определить порядок изложения. Эти задания чаще всего превышают базовый, обязательный для всех учащихся уровень, их выполнение требует сложных мыслительных операций: нахождения нужных элементов, определения их последовательности, конструирования ответа в целом. Учащимся дается четыре или более правильных элементов ответа на вопрос, а они должны сконструировать из них один ответ.

Приведем пример:

1. Из предложенных элементов с помощью букв составьте ответ на вопрос: как формируется приспособленность к среде обитания?

А. Благодаря неоднородности особей в популяции происходит борьба за существование.

Б. Благодаря наследственной изменчивости и размножению популяция неоднородна.

В. В неоднородной популяции действует естественный отбор.

Г. Без наследственной изменчивости не может идти отбор.

Д. В популяции выживают и оставляют потомство особи с наследственными изменениями, полезными в конкретных условиях.

Ответ: Б, А, В, Г, Д.

Может быть использован и другой вариант тестовых заданий на определение последовательности событий. Учащимся предлагается несколько ответов с заданной последовательностью явлений и предлагается определить правильную.

Определите правильно составленную цепь питания.

А) Плотва – цапля - окунь - водоросли

Б) Цапля - водоросли – окунь - плотва

В) Водоросли – плотва – окунь - цапля

Г) Водоросли – окунь - плотва- цапля.

Ответ: В.

9. Тестовые задания повышенной сложности (тесты 3 уровня).

Задания этого вида начинаются следующим образом: Каковы основные различия между...; приведите различия; укажите отличительные особенности.

Например:

О чем свидетельствуют различия в строении человека и животных?

Каково значение кислорода в жизни организма

Какую функцию выполняет цитоплазма в клетке?

Использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки

1) Особенности текущей проверки с использованием тестовых заданий.

Разнообразные тестовые задания могут успешно применяться как в целях текущей проверки, так и итоговой проверки знаний и умений учащихся. Для текущей проверки используются все виды тестовых заданий. Они находят применение на разных этапах урока: проверки и закрепления знаний, изучения нового материала (в последнем случае тестовые задания носят обучающий характер).

Учитывая недостатки применения тестовых заданий, целесообразно использовать их в сочетании с традиционными формами проверки знаний. Желательно проверять усвоение одного или того же понятия, как с помощью тестов, так и вопросов и заданий со свободным ответом.

Например, для проверки усвоения знаний о роли цитоплазмы в клетке модно применить следующее тестовое задание:

Цитоплазма в клетке…

А) Защищает содержимое клетки от механических повреждений.

Б) Поглощает световую энергию.

В) Осуществляет связь между частями клетки.

Г) Обеспечивает деление клетки.

Ответ: В.

Наряду с тестовыми заданиями знания о цитоплазме проверяются также с помощью обычных вопросов. Ученику предлагается рассмотреть изображение клетки на рисунке и рассказать о месте в ней цитоплазмы и ее функциях.

Реализации дифференцированного подхода на уроке способствует применение всего разнообразия тестовых заданий. Для проверки знаний учащихся на обязательном для всех уровне чаще всего используются задания с выбором одного правильного ответа, в то время как задания, требующие конструирования ответа из ряда элементов, выявления последовательности процесса и т.п., предлагаются для интересующихся биологией учащихся. При выставлении отметки учитывается степень сложности задания.

В последние годы тестовые задания широко применяются на уроках биологии для текущей проверки знаний учащихся. При этом тестовый контроль дополняется традиционными формами и методами проверки, что повышает объективность оценки результатов обучения.

2) Тематическая проверка знаний.

В меньшей степени нетрадиционные формы и методы проверки применяются для итогового контроля. Учитель не доверяет им, считая, что они не могут дать объективной картины состояния знаний учащихся. Однако подобное мнение нельзя назвать правильным. Дело в том, что тестовый контроль занимает меньше времени, позволяет проверить большой объем знаний у всех учащихся одновременно. Тестовый итоговый контроль целесообразно проводить по завершении изучения крупной темы или ряда тем, в конце полугодия и даже года.

Для проведения тематического контроля знаний и умений готовятся тесты, состоящие из большого числа заданий (15-20) и традиционных вопросов. На проведение подобного зачета выделяется целый урок. Чтобы не допустить списывания ответов, подготавливаются обычно четыре варианта тестовых заданий. При этом тесты в вариантах должны быть равноценными, идентичными.

Целесообразно в тест, включать разнообразные по форме задания, а не только с выбором одного ответа. Это обусловлено тем, что к моменту проведения зачета учащиеся уже должны овладеть умением работать с различными заданиями. В тоже время для итоговой проверки следует использовать задания, требующие более обобщенного ответа, в меньшей степени ориентировать на проверку отдельных фактов, деталей.

Однако не все виды тестовых заданий можно использовать для итоговой проверки знаний и умений. В меньшей степени для этой цели подходят различного рода диктанты, работа с таблицами, задания с пропусками отдельных терминов.

Тесты должны быть составлены таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Для этой цели составляются задания различной степени сложности: одна группа заданий - на обязательном для усвоения всеми учащимися уровне, а другая- на повышенном уровне. Например, тест содержит 20 заданий, из которых 15 составлены для всех и соответствуют обязательному уровню, а 5 даны на повышенном уровне и предлагаются для выполнения учащимся, интересующимся биологией.

Известно, что с помощью тестов нельзя проверить все виды знаний и особенно умений. Поэтому целесообразно для итоговой проверки использовать тестовые задания в сочетании с традиционными вопросами и заданиями, требующими свободного, традиционного ответа. Можно предложить учащимся 15 тестовых заданий и 5 заданий со свободным ответом. При этом все 5 заданий можно составить на повышенном уровне сложности. Но можно дать на повышенном уровне сложности 2-3 тестовых задания и 2-3 традиционных вопроса.

Таким образом, сочетание тестовых заданий с традиционными вопросами позволить повысить достоверность результатов проверки знаний и умений учащихся, а также выявить их умение логично излагать мысли, аргументировать факты, прибегать к доказательствам.

По разделу общей биологии рассмотрим примеры тестовых заданий для проведения 1 варианта зачета по блоку знаний « Клетка - единица строения, жизнедеятельности и размножения организмов»

Вариант 1.

Основная часть.

I. Выберите один правильный ответ:

1. Значительную часть клетки составляет вода, которая выполняет функцию:

А. Энергетическую

Б. Информационную

В. Транспортную

Г. Каталитическую

Ответ: В

2. В чем состоит главное отличие клетки растений от клетки животных?

А. В наличии у нее оболочки.

Б. В наличии хлоропластов с хлорофиллом.

В. В наличии митохондрий.

Г. В наличии сложного ядерного аппарата.

Ответ: Б

3. Биополимеры составляют основу жизни, они входят в состав всех клеток любого организма, к ним относятся:

А. Глюкоза, фруктоза

Б. Молекула АТФ

В. Белки, нуклеиновые кислоты

Г. Липиды.

Ответ: В.

4. Молекулы АТФ- основной источник энергии в клетке, так как они:

А. Содержат богатые энергией фосфатные связи

Б. Ускоряют химические реакции в клетке

В. Поглощают энергию солнечного света

Г. Участвуют в реакциях биосинтеза.

Ответ: А.

5. Какова роль хлоропластов в клетке?

А. В них происходит окисление органических веществ.

Б. Они участвуют в биосинтезе белка.

В. Они участвуют в передаче наследственной информации.

Г. Они поглощают энергию света и используют ее на синтез органических веществ.

Ответ: Г.

II. Выберите несколько правильных ответов:

6. Какие функции выполняет плазматическая мембрана в клетке?

А. Служит матрицей для реакций биосинтеза белка.

Б. Защищает клетку от механических повреждений.

В. Обеспечивает поступление веществ в клетку и их выделение из клетки.

Г. Преобразует энергию солнечного света.

Д. Участвует в синтезе молекул АТФ.

Е. Осуществляет связь между клетками.

Ответ: Б, В, Д, Е.

7. Чем отличаются клетки прокариот от клеток эукариот?

А. Они более мелкого размера.

Б. В них практически отсутствуют органоиды.

В. Состоят из более простых органических веществ.

Г. Не имеют оформленного ядра.

Д. Представляют собой клетку- организм.

Ответ: Б, Г.

8. Почему о вирусах нельзя с полной определенностью сказать, что это живые организмы?

А. Они не имеют тканей.

Б. У них отсутствуют хромосомы.

В. Процессы жизнедеятельности у них проявляются только в клетках других организмов.

Г. У них нет оформленного ядра.

Д. Они не имеют клеточного строения.

Ответ: В, Д.

III. Заполните таблицы:

9. В одну графу выпишите буквы, указывающие на строение и функции митохондрий, в другую хлоропластов, в третью - рибосом.

А. Состоят из двух неодинаковых по размеру частиц.

Б. Состоят из наружной и внутренней мембран, внутренняя мембрана имеет много складок.

В. Состоят из наружной и внутренней мембраны, внутренняя мембрана образует граны.

Г. Располагаются на мембранах ЭПС или в цитоплазме.

Д.Располагаются в цитоплазме.

Е. На складках располагается множество ферментов.

Ж. Между двумя частями органоида располагается и-РНК.

З. Главная функция- синтез АТФ.

И. Происходит синтез белка.

К.Происходит фотосинтез.



Митохондрии

Б, Д, Е, З

Хлоропласты

В, Д, К

Рибосомы

А, Г, Ж, И.


10. В одну графу выпишите буквы, обозначающие особенности молекул ДНК, в другую- РНК, в третью белка.

А. Состоит из большого числа аминокислот

Б. Состоит из нуклеотидов, содержащих аденин, тимин, гуанин, цитозин.

В. Состоит из нуклеотидов, содержащих из аденин, гуанин, цитозин, урацил.

Г.В состав входит углевод рибоза

Д. В состав входит углевод дезоксирибоза.

Е. Аминокислоты соединяются пептидными связями.

Ж. Молекула представляет собой одноцепочечную спираль.

З. Характеризуется первичной, вторичной и третичной структурами.

И. Молекула образует двуцепочечную спираль

К. Цепочки спирали соединены водородными связями.



Молекула ДНК

Б, Д, И, К.

Молекула РНК

В, Г, Ж

Молекула белка

А, Е, З.

 

Дополнительная часть.

11. С помощью букв составьте ответ на вопрос: Какова последовательность действий при митозе?

А. Происходит самоудвоение ДНК, синтез белка, образование двух хроматид.

Б. Хроматиды расходятся к полюсам клетки.

В. Хромосомы выстраиваются в центре клетки.

Г. Хромосомы спирализуются, становятся компактными и заметными в световой микроскоп.

Д. Нити веретена присоединяются к хроматидам.

Е. Вокруг хромосом образуется ядерная оболочка.

Ж. Цитоплазма делится мембраной посередине клетки, образуются две клетки.

Ответ: А, Г, В, Д, Б, Е, Ж.

12. Ответьте на вопросы:

а) В чем проявляется взаимосвязь процессов митоза, мейоза и оплодотворения?

б) В чем взаимосвязь энергетического и пластического обмена веществ?

3.Итоговая (годовая) проверка знаний.

Велика роль нетрадиционных форм и методов проверки не только для тематического контроля знаний и умений учащихся по биологии, но и для итоговой проверки, в конце учебного года. Этот контроль предполагает проверку результатов усвоения большего по объему учебного материала, чем в тематической проверке, использования заданий более обобщенного характера. Контролируются знания биологических закономерностей, ведущих понятий, овладение основными видами учебной деятельности.

Для получения объективных результатов, кроме тестовых заданий, целесообразно включать также в проверочную работу традиционные задания, требующие свободного ответа.

Рассмотрим пример проверочной работы для итоговой проверки знаний учащихся по предмету «Общая биология» (10-11 кл.)

Вариант 1

I Выберите один правильный ответ:

1. Какая группа организмов НЕ относится ни к эукариотам, ни к прокариотам:

А. Грибы

Б. Бактерии

В. Вирусы

Г. Сине-зеленые водоросли

Ответ: В

2. Какой углевод находится в клетках растений:

А. Крахмал

Б. Клетчатка

В. Гликоген

Г. Хитин

Ответ: А

3. Из последовательности каких кислот состоят белки:

А. Аминокислот

Б. Нуклеиновых кислот

В. Высших жирных кислот

Ответ: А

4. Какую функцию выполняет хитин

А. Энергетическую

Б. Строительную

В. Защитную

Ответ: В

5. У какой клетки отсутствует целлюлозная клеточная стенка:

А. У животной

Б. У растительной

Ответ: А

6. В какой части растений находятся хлоропласты:

А. В цветках

Б. В клубнях

В. В стеблях

Г. В листьях.

Ответ: Г

7. К какому отряду млекопитающих относится « человек разумный»:

А. Отряд Насекомоядные

Б. Отряд Хищники

В. Отряд Рукокрылые

Г. Отряд Приматы

Ответ: Г

8. Для каких людей характерны следующие признаки: объем мозга 1600 см, жили в родовой общине, изготовляли орудие труда, приручали животных и начали развивать земледелие:

А. Кроманьонцы

Б. Дриопитеки

В. Австралопитеки

Ответ: А

9. Назовите черту отличающую человекообразных обезьян от человека:

А. Похожие зубы

Б. Общие болезни

В. Выражены надбровные дуги

Г. Химический состав крови.

Ответ: В

10. К какой человеческой расе относятся люди со следующими признаками: «Лицо узкое, широкий нос, толстые губы»:

А. Монголоидной.

Б. Негроидной

В. Европеоидной.

Ответ: Б

11. Совокупность процессов развития организма с момента образования зиготы и до смерти называется:

А. Гистогенез

Б. Органогенез

В. Гаструляция

Г. Онтогенез

Ответ: Г

12. Как называется период размножения взрослого организма:

А. Дорепродуктивный

Б. Репродуктивный

В. Пострепродуктивный.

Ответ: Б

13. Как называется процесс образования половых клеток:

А. Сперматогенез

Б. Овогенез

В. Гаметогенез

Г. Гистогенез

Ответ: А

14. При помощи спор размножаются:

А. Растения

Б. Грибы.

В. Водоросли.

Г. Бактерии.

Ответ: Б

II Выберите несколько правильных ответов:

Какие функции в клетке выполняют углеводы?

А. Каталитическую Г. Двигательную

Б. Структурную Д. Сократительную

В. Запасающую Е. Энергетическую

Ответ: Б, В, Е.

16. Какие функции выполняет цитоплазма в растительной клетке?

А. Обеспечивает связь между ядром и органоидами клетки.

Б. Способствует поступлению веществ в клетку.

В. В ней протекают процессы жизнедеятельности.

Г. В ней образуется клеточный сок.

Д. Участвует в осуществлении связи между клетками.

Е. Является хранителем наследственной информации.

Ответ: А, В, Г.

17. Чем отличаются клетки прокариот от клеток эукариот?

А. Они более мелкого размера.

Б. В них практически отсутствуют органоиды.

В. Состоят их более простых органических веществ.

Г. Не имеют оформленного ядра.

Д. Представляют собой клетку организм.

Ответ: Б, Г.

III. Заполните таблицы:

19. Назовите признаки естественного и искусственного отбора. Сведения о них занесите в таблицу.

А. Отбор проводится человеком.

Б. Отбирающий фактор- условия внешней среды.

В. Сохраняются особи с полезными для человека признаками.

Г. Признаки у особей имеют приспособительное значение.

Е. Признаки у особей не имеют приспособительного значения.



Искусственный отбор

А, В, Е

Естественный отбор

Б, Г, Д


20. Из предложенных ответов в одну графу таблицы выпишите буквы, характеризующие биогеоценоз, а в другую - агроценоз.

А. Комплекс взаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с однородными условиями.

Б.Сообщество, возникающее в результате хозяйственной деятельности человека.

В. Высокая численность растений одного вида.

Г. Большое число видов.

Д. Ведущий фактор, влияющий на сообщество,- искусственный отбор.

Е. Виды имеют различные приспособления к совместному обитанию.

Ж. Виды расположены ярусами.

З. Естественный круговорот нарушен.

И. Не может существовать без вмешательства человека.



Биогеоценоз

А, Г, Е, Ж

Агроценоз

Б, В, Д, З, И


21. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ.

А. Дождевой червь Е. Клевер

Б. Заяц- беляк Ж. Голубь

В Мукор З. Бактерии

Г. Волк И. Хламидомонада

Д. Пшеница



Производители

Д, Е, И

Потребители

Б, Г, Ж

Разрушители

А, В, З


Задания со свободным ответом.

1. Какое значение имеет противопоставление большого пальца остальным на руке человека.

2. Каким образом приспособилась божья коровка от поедания птицами.

Таким образом, нетрадиционные формы и методы проверки знаний и умений учащихся чрезвычайно разнообразно, их можно широко использовать как для текущего, так и для итогового контроля. Эффективно применение тестов не только для текущей проверки знаний, но и для проведения тематических зачетов, а также для выявления успешности усвоения знаний и овладения умениями за полугодие, год. Повышению достоверности полученных знаний способствует применение разнообразных тестовых заданий в сочетании с традиционными формами и методами, а также практическая проверка знаний и умений учащихся.

Тестовые задания по теме: «Происхождение человека и человеческие расы»

I. Выберите один правильный ответ:

1. У человека как и у человекообразных обезьян:

А- 4 группы крови

Б- S- образный позвоночник

В- сводчатая стопа

Г- объем головного мозга 1200- 1450 см

Ответ: А

2. О родстве человека и человекообразных обезьян свидетельствует наличие у человека:

А- S- образного позвоночника

Б- развитого зрения

В- живорождения, выкармливания потомства молоком

Г- речи

Ответ: В

3. У человека в отличие от человекообразных обезьян есть:

А- трудовая деятельность

Б- четырехкамерное сердце

В- забота о потомстве

Г- 4 группы крови

Ответ: А

4. Человек в отличие от обезьян имеет:

А- аппендикс

Б- волосяной покров

В- 4 группы крови

Г- речь

Ответ: Г

5. У человека, как у человекообразных обезьян, есть:

А- речь

Б- трудовая деятельность

В- сознание

Г- внутриутробное развитие зародыша

Ответ: Г

6. У человека, как и у человекообразных обезьян:

А- сводчатая стопа

Б- есть диафрагма, млечные железы

В- S-образный позвоночник

Г- развитое сознание

Ответ: Б

7. К социальным факторам эволюции человека НЕ относится:

А- трудовая деятельность

Б- естественный отбор

В- общественный образ жизни

Г- развитое мышление

Ответ: Б

8. Прямохождение у предков человека привело к:

А- общественному образу жизни

Б- развитию мышления

В- появлению S- образного позвоночника

Г- развитию речи

Ответ: В

9. Трудовая деятельность у предков человека привела к появлению:

А- S- образного позвоночника

Б- сводчатой стопы

В- прямохождения

Г- общественного образа жизни.

Ответ: Г

10. Благодаря общественному образу жизни у предков человека:

А- появилась речь

Б- появился S-образный позвоночник

В- освободилась рука

Г- появилось прямохождение

Ответ: А

11. Биологический фактор эволюции человека:

А- сознание

Б- речь

В- наследственная изменчивость

Г- труд

Ответ: В

12. Эволюция древнейших человекообразных обезьян по пути приспособления к наземному образу жизни определялась:

А- способность к быстрому бегу

Б- объемным зрением, развитой способностью к ориентации

В- отсутствием хвоста

Г- укороченной лицевой частью черепа

Ответ: Б

13. К анатомо-морфологическим изменениям, связанным с прямохождением, у предков человека относится:

А- речь

Б- развитое мышление

В- общественный образ жизни

Г- сводчатая стопа

Ответ: Г

14. Эволюция древнейших человекообразных обезьян по пути создания орудий труда определялась:

А- большим объемом головного мозга

Б- большой мышечной силой

В- способностью к ориентации

Г- способностью к быстрому бегу

Ответ: А

II. Выберите несколько правильных ответов:

15. Перечислите признаки характерные для кроманьонца:

А. Объем мозга около 1600 см

Б. Присутствие каннибализма.

В. Целенаправленная передача опыта потомкам

Г. Приручение животных

Д. Сильно развиты надбровные дуги

Е. Отсутствие орудий труда.

Ответ: А, Б, Г

16. Какие из перечисленных признаков относятся к атавизмам:

А. Многососковость

Б. Зубы мудрости

В. Околоушные мышцы

Г. Наличие хвоста

Д. Густая шерсть на лице

Ответ: А, Г, Д

III. Из предложенных элементов с помощью букв составьте ответ на вопрос:

17. Какова последовательность стадий эволюции человека:

А. Ископаемый человек современного типа

Б. Древнейший человек

В. Древний человек

Ответ: Б, В, А

IV. Заполните таблицу:

18. Из перечисленных ниже признаков, выберите характерные для европеоидной, монголоидной и негроидной рас. Соответствующие буквы занесите в таблицу.

А. Широкий нос

Б. Светлый или смуглый цвет кожи

В. Глаза узкие, часто раскосые

Г. Широко открытые глаза карего цвета

Д. Курчавые черные волосы

Е. Кожа с желтоватым оттенком

Ж. Сильно растут борода и усы

З. Верхнее веко закрыто кожной складкой

И. Сильно выступающие скулы



Монголоидная раса

В, Е, З, И

Негроидная раса

А, Г, Д

Европеоидная раса

Б, Ж


V. Ответьте на вопросы:

19. В чем может заключаться биологическое значение

а) обильного роста бороды и усов у европеоидов

б) сильно развитой верхней складки над верхним веком у монголоидов.

Тестовые задания по теме: «Белки, жиры, углеводы»

I. Выберите один правильный ответ:

1. Какой углевод находится в клетках растений:

А. Крахмал

Б. Клетчатка

В. Гликоген

Г. Хитин

Ответ: А

2. Из последовательности, каких кислот состоят белки:

А. Аминокислот

Б. Нуклеиновых кислот

В. Высших жирных кислот

Ответ: А

3. Какую функцию выполняет хитин:

А. Энергетическую

Б. Строительную

В. Защитную

Ответ: В

4. К какой группе углеводов относится гликоген:

А. Полисахариды

Б. Дисахариды

В. Моносахариды

Ответ: А

5. Какое вещество в большом количестве содержится в молоке, мясе, твороге:

А. Жиры

Б. Белки

В. Углеводы

Ответ: В

6. Какую функцию выполняет глюкоза:

А. Энергетическую

Б. Строительную

В. Защитную

Ответ: А

7. Какое вещество в большом количестве находится в клубнях картофеля:

А. Белки

Б. Жиры

В. Углеводы

Ответ: В

8. Какой углевод НЕ относится к моносахаридам:

А. Глюкоза

Б. Сахароза

В. Рибоза

Г. Дезоксирибоза

Ответ: Б

9. Какой углевод образует клеточную стенку растений:

А. Целлюлоза

Б. Хитин

В. Гликоген

Г. Крахмал

Ответ: А

10. Какое вещество необходимо для наращивания мышечной массы:

А. Белки

Б. Жиры

В. Углеводы

Ответ: Б

II. Выберите несколько правильных ответов:

11. Перечислите основные функции жиров:

А. Защитная

Б. Запасающая

В. Энергетическая

Г. Транспортная

Д. Секреторная

Ответ: А, Б, В

12. Перечислите углеводы, относящиеся к полисахаридам второго порядка:

А. Крахмал

Б. Глюкоза

В. Рибоза

Г. Гликоген

Д. Хитин

Е. Целлюлоза

Ответ: А, В, Д, Е

13. Назовите твердые растительные жиры:

А. Подсолнечное масло

Б. Кокосовое масло

В. Льняное масло

Г. Масло какао

Д. Хлопковое масло

Ответ: Б, Г

III. Заполните таблицу: «Классификация углеводов»

Моносахариды

А, Д, Ж

Полисахариды 1-го порядка

Г, Е

Полисахариды 2-го порядка

Б, В, З


А. Глюкоза

Б. Гликоген

В. Хитин

Г. Мальтоза

Д. Рибоза

Е. Свекловичный сахар

Ж. Дезоксирибоза

З. Крахмал

Тестовые задания по теме: «Основные экологические закономерности»

I Выберите один правильный ответ:

Все элементы окружающей среды, влияющие на организмы, называются:

А. Абиотическими факторами

Б. Экологическими факторами

В. Биотическими факторами

Г. Антропогенными факторами

Ответ: Б

Факторы неорганической природы, влияющие на организмы:

А. Антропогенные факторы

Б. Ограничивающие факторы

В. Абиотические факторы

Г. Биотические факторы

Ответ: В

Воздействия друг на друга организмов одного или разных видов:

А. Биотические факторы

Б. Антропогенные факторы

В. Абиотические факторы

Г. Ограничивающие факторы

Ответ: А

Влияние деятельности человека на живые организмы или среду их обитания:

А. Биотические факторы

Б. Антропогенные факторы

В. Абиотические факторы

Г. Ограничивающие факторы

Ответ: Б

Главным сигналом о наступлении изменений в окружающей среде служит:

А. Изменение длины светового дня

Б. Изменение температуры воздуха

В. Выпадение осадков

Г. Выпадение снега

Ответ: А

Прямые пищевые связи между организмами, при которых одни организмы поедают другие организмы:

А. Паразитизм

Б. Симбиоз

В. Конкуренция

Г. Хищничество

Ответ: Г

Взаимоотношения, возникающие между видами со сходными экологическими потребностями:

А. Хищничество

Б. Конкуренция

В. Симбиоз

Г. Паразитизм

Ответ: Б

Межвидовые отношения, при которых одни организмы живут за счет других, питаясь кровью, тканями или переваренной пищей хозяев, используя их многократно:

А. Паразитизм

Б. Хищничество

В. Конкуренция

Г. Симбиоз

Ответ: А

Тип межвидовых отношений, при котором оба организма получают взаимную пользу:

А. Хищничество

Б. Конкуренция

В. Симбиоз

Г. Паразитизм

Ответ: В

10. К какому виду борьбы за существование относится- каннибализм

А. Внутривидовая борьба

Б. Межвидовая борьба

В. Борьба с неблагоприятными условиями

Ответ: А

II. Выберите несколько правильных ответов:

11. Перечислите примеры внутривидовой борьбы за существование:

А. Борьба за территорию

Б. Линька у животных

В. Паразитизм

Г. Состязание за добычу

Д. Конкуренция между черной и серой крысами

Е. Борьба за обладание самкой

Ответ: А, Г, Е

12 .Какие живые организмы НЕ относятся к паразитам:

А) Комары

Б) Лишайники

В) Пиявки

Д) Гриб-трутовик

Е) Волк

Ж) Вирус-возбудитель кори

З) Вши

И) Клещи

Ответ: Б, Е

13. Какие примеры можно отнести к борьбе с неблагоприятными условиями:

А. Конкуренция за свет между елью и березой

Б. Перелеты и кочевки у птиц

В. Внутривидовой каннибализм

Г. Низкорослость березы и ивы в условиях тундры

Д. Спячка у животных

Ответ: Б, Г, Д

III. Заполните таблицу:

14. Распределите следующие примеры по группам факторов:



Антропогенные факторы

Б, Ж, З

Абиотические факторы

А, Г, Е, К

Биотические факторы

В, Д, И


А. Изменение температуры воздуха по сезонам года

Б. Осушение болот человеком

В. Поедание хищником жертвы

Г. Землетрясение

Д. Опыление насекомыми растений

Е. Разлив реки во время половодья

Ж. Отстрел хищников

З. Вырубка человеком деревьев в лесу

И. Распространение собаками семян с зацепками

К. Выпадение осадков

IV. Дополнительное задание:

Перед вами несколько причин, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы.

Плодами питаются многие птицы.

Всходами питаются травоядные животные.

Топчут люди, машины, тракторы.

Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива), они затемняют, берут воду и пищу, препятствуют распространению семян одуванчика ветром.

Сами одуванчики вытесняют друг друга.

Семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах.

Семена погибают и в средней полосе, если они упадут на неблагоприятные для сохранения и прорастания условия.

Растения гибнут от сильных морозов и засухи.

10.Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов.

Заполните таблицу: «Формы борьбы за существование среди одуванчиков»



Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

Борьба с неблагоприятными условиями неживой природы

6

1,2,3,4,5,10

7,8,9


Задания повышенной сложности:

Какая борьба считается наиболее острой и почему?

Многие насекомые приносят вред, между насекомыми, растениями и врагами насекомых идет ожесточенная борьба за существование. Объясните: а) почему бы не уничтожить насекомых (ведь сейчас для этого имеются эффективные средства)

б) к каким последствиям в живой природе приведет уничтожение насекомых.

Таким образом, нетрадиционные формы и методы проверки знаний и умений учащихся чрезвычайно разнообразны, их можно широко использовать как для текущего, так и для итого контроля. Эффективно применение тестов не только для текущей проверки знаний, но и для проведения тематических зачетов. Повышению достоверности полученных знаний способствует применение различных тестовых заданий в сочетании с традиционными формами и методами, а также практическая проверка знаний и умений учащихся.















Литература

1.  Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. ИРПО, - М., 2005г.

2.  Ерецкий М.И., Полисар Э.Л. Разработка и применение тестов успешности обучения. - М., 2006г.

3.  Резникова В.З., Мягкова А.Н. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. – М., 2007г.