СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Требования к организации и проведению прогулки в МДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ввиду того, что групповое пребывание дошкольников на свежем воздухе является важным режимным моментом, порядок организации прогулок в детском саду регламентируется актуальными нормативными документами государственного и локального значения, в первую очередь — СанПиН к «Устройству, оборудованию, содержанию дошкольных образовательных учреждений и организации жизнедеятельности детей», утвержденными приказом МОЗ Украины № 678 от 01.08.2013 года (действующими в настоящее время в ДНР).

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Требования к организации и проведению прогулки в МДОУ"»

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОГУЛКИ

Требования к продолжительности прогулки

Ввиду того, что групповое пребывание дошкольников на свежем воздухе является важным режимным моментом, порядок организации прогулок в детском саду регламентируется актуальными нормативными документами государственного и локального значения, в первую очередь — СанПиН к «Устройству, оборудованию, содержанию дошкольных образовательных учреждений и организации жизнедеятельности детей», утвержденными приказом МОЗ Украины № 678 от 01.08.2013 года.

Прогулки с воспитанниками проводятся ежедневно. Время выхода детей на прогулку определяется режимом дня каждой возрастной группы. Рекомендуемая продолжительность прогулок (дневной, проводимой перед обедом, и вечерней, организуемой после полуденного сна) составляет 4-4,5 часа в день, но установление четких временных рамок остается правом дошкольного учреждения ввиду необходимости учета установленного распорядка дня, климатических условий, групп здоровья воспитанников.

В условиях дискомфортной погоды в осенне-зимний период продолжительность прогулок сокращается. Их длительность определяется в соответствии с утвержденным режимом дня. График составляется с учетом требований СанПиН, температуры воздуха, силой и направлением ветра.

Независимо от регионального компонента воспитатели обязаны:

  • обеспечивать максимально долгое (в переделах установленных временных рамок, с перерывами на прием пищи и здоровый сон) пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период времени для достижения стойкого оздоровительного эффекта. Однако нельзя допускать в жаркие дни длительное пребывание детей под воздействием прямых солнечных лучей, и следить за наличием головного убора у каждого ребенка;

  • в холодное время года во избежание переохлаждения систематически заводить детей на короткий обогрев (5-7 минут) в теплое помещение, проверяя состояние лица и рук воспитанников, уточняя, у кого из малышей замерзли ноги;

  • принимать во внимание возрастной фактор: прогулки с дошкольниками младше 4 лет запрещено проводить при температуре ниже -15 градусов, с детьми возраста 5-7 лет — при падении ртутного столбика до -20 градусов и ниже. Запретом на проведение прогулок также является достижение скорости ветра показателя в 15 м/с и более. Решение о сокращении или отмене прогулок принимает заведующий или старший воспитатель ДОУ после фактической оценки погодных условий.

Требования к оснащению территории детского сада

Для реализации педагогических задач и соблюдения нормативных требований (п. 2.10-2.16 СанПиН) оптимальным организационным решением является:

  • зонирование территории детского сада на групповые участки, которые должны быть должным образом озеленены и обустроены;

  • обустройство общей физкультурной площадки с оборудованием для подвижных игр, гимнастическими и спортивными снарядами, беговой дорожкой с полосой препятствий, ямой для прыжков.

С целью облегчения организационных усилий педагогов на всех групповых площадках с учетом возраста воспитанников рекомендуется установить специальные заборчики для лазанья, бревно на гибких креплениях, предназначенное для тренировки равновесия и другой развивающий инвентарь, который должен быть хорошо обработан и закреплен, характеризоваться максимальной безопасностью и выглядеть привлекательно.

В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).

Оборудование на групповых и физкультурных площадках должно соответствовать возрасту, росту детей и иметь положительное заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Чтобы гарантировать комфортное проведение прогулок при резкой смене погодных условий дополнительно следует установить крытые беседки, где смогут одновременно укрыться от дождя, резких порывов ветра, снегопада все дети из группы и воспитатель. В зависимости от сезона вход в беседку могут украшать гирлянды из цветов, снежинок или листьев золотой осени.

Песочницы на групповых площадках должны быть ограждены бортиками. На ночь песочницы необходимо закрывать. Замена песка производится не реже одного раза в год. Ежедневно перед игрой песок перемешивается и слегка увлажняется, перекапывается. По мере загрязнения песок заменяется на чистый.

Допускается устройство «экологической тропинки» в ДОУ, состоящей из участка для овощных и плодово-ягодных культур.

Требования к оборудованию игрового участка для проведения прогулок

Детский сад – это второй дом для детей, а свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, непохожим на другие, чтобы там было комфортно и красиво. Немаловажную роль в этом играет оформление участка и игровое оборудование на нем, которое создает не только отличное настроение, но и развивает в определенном смысле физические способности детей.

Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, на котором выделены места для проведения подвижных игр и развития движений детей. По периметру группового участка рекомендована высадка неплодоносящего кустарника, лишенного острых веток и шипов.

Помимо стационарно установленного оборудования, на участок выносится разнообразный дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения и конкретизации новых представлений детей об окружающем мире, развивает наблюдательность, умение детей сравнивать, обобщать и делать простейшие выводы.

Выносной и дидактический материал для игр детей, должен соответствовать периоду осень-зима. Игрушки должны быть гигиеничны, хорошо поддающиеся санобработке (пластмасса, резина, дерево), не поломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей.

Варианты выносного материала:

  • Для сюжетно-ролевых игр: куклы, коляски, посудка, одеяла для «домиков», машины большие, атрибуты игр «магазин», «семья», «автобус» и др.

  • Для игр с песком: песочные наборы (совочки, ведёрки, формочки, ситечки), машинки (грузовики, экскаваторы). Для украшения построек из песка пригодятся флажки, кубики, пластиковые окошки и др.

  • Для игр с водой: мыльные пузыри, емкость для воды, стаканчики-переливайки, водоплавающие игрушки, предметы для поддувания.

  • Для подвижных игр и спортивных упражнений: наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи, скакалки, резиночки, обручи; в зимнее время — санки и ледянки.

  • Для наблюдений: сачки-ветроуказатели, вертушки, цветные стёкла (безопасные, лучше пластиковые), солнцезащитные очки, лупы.

  • Для трудовых поручений: лопатки, веники, носилки, лейки, грабельки.

  • Для творческой деятельности: листы бумаги или картона, раскраски, краски и кисти для рисования, пластилин.

  • Для развития речи: книги для чтения и обсуждения, альбомы и открытки с иллюстрациями для рассматривания.

Выносной материал рекомендуется периодически обновлять, регулярно мыть, он должен быть исправным.

Требования к санитарной обработки территории учреждения

СанПиН устанавливает требования и к обработке участка. Данная обязанность возлагается на дворника, воспитателей и их помощников, которые ежедневно за час до прихода малышей должны убирать групповые участки для прогулки, а также облагораживать территорию ДОУ по мере ее загрязнения.

Ежедневно санитарное состояние участков должно находиться под контролем руководителя ДОУ и медицинского персонала (рабочий день начинается с осмотра всех участков для обеспечения охраны жизни и здоровья детей).

В летние дни, когда наблюдаются температурные экстремумы, необходимо поливать участок не менее двух раз в день, а в зимнюю пору стоит обустроить ледяные сооружения (снежные фигуры, каток, горку), привлекая к безопасной части работы детей. Осенью проводится очистка территории от листьев, сухой травы, зимой - от снега и льда.

В детском саду сжигания мусора и листьев запрещено. Зимой и весной, при отсутствии детей, с крыши здания необходимо сбивать сосульки и в случае очевидной опасности сдвига сгребать снег. В случае невозможности срочной ликвидации угрозы опасные места ограждаются и принимаются меры по недопущению к ним детей.

Требования безопасности во время прогулки

Чтобы обеспечить безопасность воспитанников во время пребывания на свежем воздухе, непосредственно перед проведением прогулки в детском саду по ГОС ответственный педагог осматривает групповой участок на предмет наличия опасных предметов.

В ходе прогулочной активности дошкольников воспитатель обязан отслеживать:

  • Погодные условия и состояние воздуха. В случае возникновения предпосылок приближения урагана или ливня, появления запаха сторонних газов следует немедленно организовать вывод детей с участка в групповое помещение до выявления обстоятельств.

  • Положение дошкольников на участке, особенно при использовании игрового инвентаря и оборудования.

  • Уровень опасности предметов и объектов, с которыми взаимодействуют малыши. При нахождении детьми острых, колющих предметов и всего, что несет потенциальную опасность здоровью и жизни, необходимо в срочном порядке провести извлечение и утилизацию.

При организации прогулок в осеннее - зимний период, следует:

1. Одевать детей в соответствии с температурными условиями, не допускать:

  • обморожение, переохлаждение или перегревание организма ребенка;

  • намокание детской одежды, обуви.

2. Оградить детей от воздействия следующих опасных факторов, характерных для осенне-зимнего периода:

  • травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках;

  • травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;

  • падение с горок, спрыгивание с возвышенности, спортивного оборудования;

  • травмирование: торчащими из земли металлическими или деревянными стойками предметов, невысокими пеньками на площадках для подвижных игр, уколы битым стеклом, сухими ветками;

  • травмы при скольжении по ледяной дорожке;

  • травмы при организации труда дошкольников;

  • травмы, ушибы во время игр со спортивными элементами;

  • травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами).

Не допускать: заражение желудочно-кишечными болезнями, заболевание ОРЗ, если ребенок будет брать в рот грязный и холодный снег, сосульки. Крыши всех построек очищать от снега, сосулек.

Во время прогулки, чтобы избежать возникновения рисковых ситуаций, рекомендуется обучать детей правилам безопасного поведения в природных условиях, а также принципам взаимодействия с незнакомыми предметами.

Ответственный педагог не может покидать пределы участка и оставлять воспитанников без присмотра. В случае возникновения чрезвычайной ситуации (самовольный уход ребенка, травматизм) необходимо привлечь к присмотру за детьми другого сотрудника учреждения, срочно уведомить администрацию о случившемся, при необходимости — обратиться за помощью к медицинской сестре и организовать оперативную доставку пострадавшего в травмпункт.

Подготовка к проведению прогулки в детском саду

Досуг дошкольников на свежем воздухе неизменно связан с необходимостью предварительной подготовки, которая ввиду возрастного фактора может усложнять порядок организации и проведения прогулки в детском саду. Непосредственно перед выходом на улицу следует помочь воспитанникам выполнить простые гигиенические процедуры (посещение туалета, очищение носа), после — препроводить в раздевальную комнату. Согласно СанПиН в раздевальных помещениях, рекомендуемая площадь которых должна составлять 18 кв.м, должны быть оборудованы индивидуальные шкафчики с соответствующей маркировкой, а также места для безопасного просушивания верхней одежды и обуви.

При наличии соответствующих организационных условий, к числу которых следует отнести наличие лавок, скамеек или стульчиков, сборы на улицу можно осуществлять в сжатые сроки, следуя стандартному алгоритму:

  • Воспитатель разделяет дошкольников на подгруппы, включая в первую малышей со слабо сформированными навыками самообслуживания и склонных к медлительному выполнению действий.

  • Педагог выполняет гигиенические процедуры с первой подгруппой детей и проводит их в раздевалку, помогая одеваться. В это время помощник воспитателя выполняет гигиенические манипуляции со второй группой дошколят.

  • Под присмотром воспитателя первая группа малышей выходит на прогулку и ожидает деток из второй подгруппы, которым помогает одеваться помощник воспитателя, у входа или на участке.

  • Воспитанники помогают педагогу выносить указанные игрушки или инвентарь, которые будут использоваться для организации трудовой, исследовательской, игровой деятельности.

Аналогичным образом организуется возвращение детей с прогулки, сразу после которой в осенне-зимний период организуется сушка одежды и обуви, летом — мытье ног. Дошкольников с ослабленным здоровьем рекомендуется выводить на свежий воздух с первой подгруппой, а заводить обратно в помещение — со второй, чтобы минимизировать интенсивность воздействия на неокрепший организм факторов окружающей среды.

Чтобы обеспечить малышам комфортные ощущения во время активности на свежем воздухе, важно обеспечить соблюдение требований к одежде:

  • В любое время года обувь и одежда ребенка должна соответствовать актуальным погодным условиям, не сковывать свободы движений, препятствовать перегреву или переохлаждению — это важно систематически доносить до родителей.

  • При незначительных колебаниях температуры в весенне-осенний период (+3 — -3 градуса) и отсутствии сильного ветра важно проследить, чтобы на малышах было одето три слоя одежды: первый — белье, второй — колготы и водолазка, свитер, третий — гамаши или теплые брюки, утепленная куртка, непромокаемые ботинки, шапка и шарф, перчатки.

  • При установлении минусовой температуры в пределах от -4 до -10 градусов на дошкольников надевают три слоя одежды, пуховик или теплое пальто, утепленную шапку, варежки, зимние сапоги.

  • В летнее время малыши не допускаются на прогулку без головных уборов.

Не менее важным аспектом, обеспечивающим комфорт прогулочной активности для дошколят и воспитателей, является правильная организация хранения вещей в индивидуальных шкафах. Важно доносить до воспитанников и их родителей принципы размещения одежды: шапка и шарф, кофты и свитера, теплые штаны и колготы складываются на верхнюю полку; пальто, куртка или пуховик с варежками на резинке, продетой через рукава, вешается на крючок; обувь, поверх которой кладутся теплые носки, размещают на нижней полке.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.