СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад (участие в родительском собрании) "Гаджеты и ребенок"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад (участие в родительском собрании) "Гаджеты и ребенок"»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы Школа – интернат № 11 п. Ванино











Доклад на родительское собрание

«Гаджеты и их влияние на эмоциональное состояние ребенка»








Педагог – психолог: Гахова А.С.













2020г.

Жизнь современного общества такова, что дети едва ли не с рождения учатся нажимать кнопки на клавиатуре и орудовать мышкой. Скоро, наверное, мы увидим в продаже коляски для младенцев со встроенными планшетами.


Сотовый телефон, компьютер или планшет — такая удобная вещь для отвлечения ребенка!  Купив ребенку компьютер, многие родители сначала не могут нарадоваться: сидит дома, с дурными ребятами не дружит, всегда под присмотром.

Термин «компьютерная игровая зависимость» появился еще в 1990 году. Компьютерная зависимость — это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к всевозможным азартным играм. 

Различают несколько видов компьютерной зависимости:

  • Игровая, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.

  • Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в "реале". Зато в сети они разворачиваются на всю, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей по болтовне или поклонников своего творчества.

  • Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый серфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит на "одноклассниках", то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится, просматривает всяческие "интересные факты" и самые красивые места мира.

Несколько фактов

  1. Самостоятельно только около 20% детей могут перерасти эту проблему.

  2. Ребенок может находиться за компьютером не более 1-го часа в день. Подросток — до 2-3-х часов с перерывами.

  3. В Финляндии не берут в армию с диагнозом «компьютерная зависимость».

  4. Долгое нахождение перед монитором может вызывать нарушения зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, апатию, раздражительность, усталость, бессонницу. Взрослый человек чувствует себя «выжатым и опустошенным» после нескольких часов работы за компьютером, что же говорить про ребенка

Советы как уберечь ребенка от зависимости.

  • Необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».

  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.

  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.

  • Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать.

  • Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск.

  • Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер.

  • Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу.

  • Поднимайте самооценку ребенка.

  • Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми.

Признаки компьютерной зависимости у детей

  • Ребенок теряет интерес к другим занятиям.

  • Все свое свободное время ребенок стремится провести за компьютером или ТВ.

  • Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.

  • Происходит постепенная утрата контакта с родителями.

  • Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.

  • Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.

  • Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое.

  • Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером или телевизором.

  • На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать.

  • Теряет контроль над временем, проведенным за экраном.

  • Ребенок начинает есть возле компьютера.

  • Ребенок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.

  • Ребенок приходит из школы и первым делом садиться перед ТЗ или включает компьютер.

  • Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.

  • Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы — и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности.


Профилактика зависимости от компьютерных игр

Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье. Ведь речь идет и о нашем будущем тоже, насколько крепким будет здоровье, а старость безоблачной и счастливой. Поэтому на первое место в системе ценностей нужно ставить качество воспитания детей, основанное на личном примере, взаимном уважении и доверии.

Издержки воспитания и зависимость

  • авторитарный стиль;

  • материнская доминантность;

  • эмоциональный дефицит;

  • педагогическая запущенность;

  • отсутствие нравственных аспектов в воспитании;

  • бездуховная атмосфера в семье;

  • разобщенность членов семьи;

  • телевизионная семья.

Издержки воспитания и зависимость

  • авторитарный стиль;

  • материнская доминантность;

  • эмоциональный дефицит;

  • педагогическая запущенность;

  • отсутствие нравственных аспектов в воспитании;

  • бездуховная атмосфера в семье;

  • разобщенность членов семьи;

  • телевизионная семья.

Фактор формирования зависимости - свойства характера:

  • повышенная обидчивость,

  • ранимость,

  • тревожность,

  • склонность к депрессии,

  • низкая самооценка,

  • неспособность разрешать конфликты,

  • уход от проблем.

Последствия неограниченного пребывания за компьютером

  • Личность ребенка не развивается, создается иллюзия общения.

  • Формируется поверхностное отношение к познавательной информации.

  • Сколиоз, шейный остеохондроз.


Рекомендации

  • Формировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру.

  • Сделать жизнь ребенка яркой, интересной и насыщенной.

  • Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера.

  • Искать интересные для ребенка сферы творческой реализации.

  • Согласно нормам Минздрава, 13-15-летние – три раза по 45 мин.

Советы как уберечь ребенка от зависимости.

  • Необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».

  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.

  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.

  • Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать.

  • Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск.

  • Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер.

  • Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу.

  • Поднимайте самооценку ребенка.

  • Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми.

  • Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми.

Когда ребенок у монитора, его реальная жизнь замирает. Задействованы только глаза и пальцы. Никаких лишних движений. Никуда ходить не надо, весь мир на кончике пальца: кино, библиотека, дальние страны, города и люди и игры.

Причины возникновения

  • Ребенок не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», делает, не думая, не может наметить перспективу).

  • Ребенок не приучен трудиться.

  • Отсутствие самостоятельности.

  • Невежество взрослых.

  • Нежелание родителей полноценно выполнять свои родительские обязанности (отсутствие контроля со стороны родителей).

  • Бурная переписка (более 20 сообщений в день, время летит незаметно).

  • Низкая самооценка ребенка, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе, замкнутый, малообщительный.

  • Развод родителей, дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.

  • Сильный рефлекс подражания.

Симптомы компьютерной зависимости

Психические признаки 

  • синдром абстиненции (ломка);

  • стремление заполучить телефон;

  • отрицание зависимости;

  • утрата перспектив;

  • навязчивое желание взять телефон;

  • пристрастие к играм;

  • потеря интереса к социальной стороне жизни, внешнему виду;

  • чувство радости во время пребывания за компьютером (телефоном, планшетом), к которому примешивается чувство вины;

  • высокая раздражительность, агрессивность, когда ограничивают во времени пребывания за гаджетом;

  • ребенок не откликается на просьбы;

  • кушает, делает уроки за компьютером или телефоном;

  • находясь за компьютером (телефоном) забыл поесть, умыться или почистить зубы;

  • прогулял школу, урок, тренировку, кружок, так как играл в телефон (компьютер);

  • приходит домой и сразу садится за телефон (компьютер).


Симптомы физические

  • сухость глаз, снижение остроты зрения;

  • проблемы с осанкой, искривление позвоночника;

  • нарушение режима питания.




Подсознательно ребенок выбирает именно те игры, которые в большей мере отражают его подавленные потребности.

  • Стратегические – ребенку не хватает структурированности. В потенциале у него имеются лидерские качества. Позитивный «заменитель» компьютерных стратегий – шахматы, конструирование («стратеги» легче всего избавляются от тяги к компьютеру).


  • Спортивные – подавлена деятельность. Если ребенок гоняет виртуальную шайбу или мяч (командные игры), у него велика потребность быть частью значимой для него группы сверстников. Переключать внимание ребенка на реальные спортивные забавы.

  • «Стрелялки», ужасы – непрожитая агрессия. Агрессия – одна из эмоций, необходимых для выживания вида. Такому ребенку нужно больше двигаться, ему необходимы тактильные контакты (объятия, массаж) со своими родителями.