Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы Школа – интернат № 11 п. Ванино
Доклад на родительское собрание
«Гаджеты и их влияние на эмоциональное состояние ребенка»
Педагог – психолог: Гахова А.С.
2020г.
Жизнь современного общества такова, что дети едва ли не с рождения учатся нажимать кнопки на клавиатуре и орудовать мышкой. Скоро, наверное, мы увидим в продаже коляски для младенцев со встроенными планшетами.
Сотовый телефон, компьютер или планшет — такая удобная вещь для отвлечения ребенка! Купив ребенку компьютер, многие родители сначала не могут нарадоваться: сидит дома, с дурными ребятами не дружит, всегда под присмотром.
Термин «компьютерная игровая зависимость» появился еще в 1990 году. Компьютерная зависимость — это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к всевозможным азартным играм.
Различают несколько видов компьютерной зависимости:
Игровая, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.
Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в "реале". Зато в сети они разворачиваются на всю, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей по болтовне или поклонников своего творчества.
Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый серфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит на "одноклассниках", то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится, просматривает всяческие "интересные факты" и самые красивые места мира.
Несколько фактов
Самостоятельно только около 20% детей могут перерасти эту проблему.
Ребенок может находиться за компьютером не более 1-го часа в день. Подросток — до 2-3-х часов с перерывами.
В Финляндии не берут в армию с диагнозом «компьютерная зависимость».
Долгое нахождение перед монитором может вызывать нарушения зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, апатию, раздражительность, усталость, бессонницу. Взрослый человек чувствует себя «выжатым и опустошенным» после нескольких часов работы за компьютером, что же говорить про ребенка
Советы как уберечь ребенка от зависимости.
Необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать.
Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск.
Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер.
Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу.
Поднимайте самооценку ребенка.
Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми.
Признаки компьютерной зависимости у детей
Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
Все свое свободное время ребенок стремится провести за компьютером или ТВ.
Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое.
Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером или телевизором.
На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать.
Теряет контроль над временем, проведенным за экраном.
Ребенок начинает есть возле компьютера.
Ребенок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
Ребенок приходит из школы и первым делом садиться перед ТЗ или включает компьютер.
Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы — и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности.
Профилактика зависимости от компьютерных игр
Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье. Ведь речь идет и о нашем будущем тоже, насколько крепким будет здоровье, а старость безоблачной и счастливой. Поэтому на первое место в системе ценностей нужно ставить качество воспитания детей, основанное на личном примере, взаимном уважении и доверии.
Издержки воспитания и зависимость
авторитарный стиль;
материнская доминантность;
эмоциональный дефицит;
педагогическая запущенность;
отсутствие нравственных аспектов в воспитании;
бездуховная атмосфера в семье;
разобщенность членов семьи;
телевизионная семья.
Издержки воспитания и зависимость
авторитарный стиль;
материнская доминантность;
эмоциональный дефицит;
педагогическая запущенность;
отсутствие нравственных аспектов в воспитании;
бездуховная атмосфера в семье;
разобщенность членов семьи;
телевизионная семья.
Фактор формирования зависимости - свойства характера:
повышенная обидчивость,
ранимость,
тревожность,
склонность к депрессии,
низкая самооценка,
неспособность разрешать конфликты,
уход от проблем.
Последствия неограниченного пребывания за компьютером
Личность ребенка не развивается, создается иллюзия общения.
Формируется поверхностное отношение к познавательной информации.
Сколиоз, шейный остеохондроз.
Рекомендации
Формировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру.
Сделать жизнь ребенка яркой, интересной и насыщенной.
Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера.
Искать интересные для ребенка сферы творческой реализации.
Согласно нормам Минздрава, 13-15-летние – три раза по 45 мин.
Советы как уберечь ребенка от зависимости.
Необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать.
Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск.
Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер.
Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу.
Поднимайте самооценку ребенка.
Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми.
Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми.
Когда ребенок у монитора, его реальная жизнь замирает. Задействованы только глаза и пальцы. Никаких лишних движений. Никуда ходить не надо, весь мир на кончике пальца: кино, библиотека, дальние страны, города и люди и игры.
Причины возникновения
Ребенок не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», делает, не думая, не может наметить перспективу).
Ребенок не приучен трудиться.
Отсутствие самостоятельности.
Невежество взрослых.
Нежелание родителей полноценно выполнять свои родительские обязанности (отсутствие контроля со стороны родителей).
Бурная переписка (более 20 сообщений в день, время летит незаметно).
Низкая самооценка ребенка, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе, замкнутый, малообщительный.
Развод родителей, дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.
Сильный рефлекс подражания.
Симптомы компьютерной зависимости
Психические признаки
синдром абстиненции (ломка);
стремление заполучить телефон;
отрицание зависимости;
утрата перспектив;
навязчивое желание взять телефон;
пристрастие к играм;
потеря интереса к социальной стороне жизни, внешнему виду;
чувство радости во время пребывания за компьютером (телефоном, планшетом), к которому примешивается чувство вины;
высокая раздражительность, агрессивность, когда ограничивают во времени пребывания за гаджетом;
ребенок не откликается на просьбы;
кушает, делает уроки за компьютером или телефоном;
находясь за компьютером (телефоном) забыл поесть, умыться или почистить зубы;
прогулял школу, урок, тренировку, кружок, так как играл в телефон (компьютер);
приходит домой и сразу садится за телефон (компьютер).
Симптомы физические
сухость глаз, снижение остроты зрения;
проблемы с осанкой, искривление позвоночника;
нарушение режима питания.
Подсознательно ребенок выбирает именно те игры, которые в большей мере отражают его подавленные потребности.
Стратегические – ребенку не хватает структурированности. В потенциале у него имеются лидерские качества. Позитивный «заменитель» компьютерных стратегий – шахматы, конструирование («стратеги» легче всего избавляются от тяги к компьютеру).
Спортивные – подавлена деятельность. Если ребенок гоняет виртуальную шайбу или мяч (командные игры), у него велика потребность быть частью значимой для него группы сверстников. Переключать внимание ребенка на реальные спортивные забавы.
«Стрелялки», ужасы – непрожитая агрессия. Агрессия – одна из эмоций, необходимых для выживания вида. Такому ребенку нужно больше двигаться, ему необходимы тактильные контакты (объятия, массаж) со своими родителями.