Добрый день, уважаемые участники конференции. Рада вас приветствовать. Меня зовут Буянова Наталья Викторовна, я учитель начальных классов физико-математической школы №56, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства Бурятского республиканского института образовательной политики.
Моя тема – это технология проектного обучения в рамках проекта, посвященного 75-летию Победы в ВОВ. Еще в 2018 году В.В. Путин подписал указ о праздновании дня Победы в этом году. Приближается великая дата празднования Победы, дай Бог нашим ветеранам дожить до этой великой даты, чтобы мы действительно поздравили их. Потому что благодаря подвигу каждого из них мы сегодня живём, здравствуем. Сегодня к этим событиям появляется еще одно новшество на законодательном уровне.
Тема показалась мне актуальной еще и потому, что сегодня педагоги путают понятия исследование и проект. Зачастую готовят исследование или реферирование какой-либо работы, а выдают это за проект. А ведь проект – это от слова «брошенный вперед», т.е. это замысел какого-либо действия, это реализация того, чего еще не было. Это проблема, которую следует разрешить и при этом еще и получить продукт этой самой деятельности. Недаром в каждой нашей образовательной программе, в УМК встречается работа над проектом для учащихся. Московские школы вообще выделяют отдельной строкой в аттестате об общем образовании – работа над проектной деятельностью. Сегодня существует масса видеоконференций, вебинаров по поводу этой темы. Можно посмотреть, найти для себя что-то интересное. Несмотря на то, что метод проектов возник еще в начале 20 века, но наибольшую популярность он снискал сегодня. При этом важным условием считается самостоятельная деятельность учащихся, где педагог только лишь куратор, наставник, тьютер, а не непосредственный участник.
В-третьих, почему меня заинтересовала эта тема, чем дальше война и события вокруг неё, тем меньше остается в людской памяти – то, что там тогда было. Хотя сейчас очень много фильмов выпускают, книг и т.п. Но, когда спрашивала педагогов о том, каких поэтов и прозаиков Бурятии вы знаете. Или назовите поэтов Бурятии, кто писал о Великой отечественной войне, многие затруднялись с ответом или не знали, что ответить, собственно, как и их ученики. Поэтому моя цель была ещё и популяризировать авторов, наших земляков, тех, кто пережил ВОВ в тылу или на фронте, тех, кто воевал и тех, кто писал об этом в стихах.
… О день Победы долгожданный!
Наш предколхоза, инвалид,
Участник той ещё гражданской,
Схватил в избе своей берданку
И начал радостно палить.
Он клуб заставил вымыть, выбелить,
Собрал деревню в тот же час,
На всех 3 булки хлеба выделил
И чай устроил, общий чай.
И бабы захмелев от чая,
От жизни той, что началась,
Плясали у столов отчаянно,
Рыдали за столами всласть…
Это отрывок из стихотворения «Лешка» нашего земляка А.Г.Румянцева
Таким образом, целью своей работы ставлю рассказать о ВОВ с помощью героев стихотворений поэтов Бурятии. Задачами проекта являются:
рассказать об этих поэтах, познакомить с творчеством педагогов и учащихся.
создать проект, т.е. получить продукт деятельности. Или мультфильм или «живая газета».
презентовать проект.
Когда разрабатывала проект, считаю, что его можно реализовать среди учащихся начальной школы. Надеюсь, что реализация его состоится в мае. Если не всей школе, то на классе можно попробовать.
А практическая реализация была в рамках слета молодых педагогов республики Бурятия «Маршруты моего образования» в сентябре 2019 года, который проходил в лагере «Зорька». Соответственно без нужного технического оборудования, но тем не менее получил хорошие отзывы от участников. Потому что каждая группа, которая принимала участие активно включилась в работу. Молодые педагоги познакомились с творчеством поэтов Бурятии, многие впервые. Кроме этого создали, если не мультфильм в современном понимании, т.е. не удалось получить видеоролик. То некоторую раскадровку, применяя свои таланты художников, оформителей, звукорежиссеров, актеров и т.п. Представили свои проекты жюри, презентовав их. По итогам этого мероприятия на слёте были выявлены наиболее активные участники и их не менее интересные проекты. Надеюсь, эта работа в их школах также продолжится.
И последнее, что послужило инициативой к реализации этого проекта удивительный мультфильм «Сильные духом – крепче стены», созданный современниками на канале YouTube на основе стихотворения киргизского поэта Джоомарт Боконбаева. Наверное, вы как учителя практики используете его на своих уроках литературного чтения, модуля светской этики, ОРКСЭ и др.
И почему тема звучит как технология проектного обучения. Потому что, если технология – это не только предмет, который мы ведем по своему УМК, но и применение научного знания для решения практических задач, учение о мастерстве, совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве, т.е. то что осваивается человеком практически. Данная технология помогла понять участникам слёта, что же такое метод проектов. Надеюсь, мой практический опыт в реализации данного проекта был вам полезен. Благодарю за внимание.