Урок ритмики как основа здоровьесбережения и способ коррекции двигательных функций у детей с у/о (ИН).
«Здоровье – всё, но все без здоровья–ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далёком прошлом, но его слова очень актуальны и в 21 веке.
Ритмика – это специфическое средство и способ воздействия на обучающихся, способствующие общему развитию младших школьников с у/о (ИН).
Уроки ритмики нацелены на исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально – волевой сферы, направлены на воспитание положительных качеств личности.
Цель преподавания ритмики:
Задачи преподавания ритмики:
• Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях
• Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности.
• Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления).
• Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки;
• Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением.
• Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений.
• Развивать координацию движений.
• Развивать умение слушать музыку.
• Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением.
• Развивать творческие способности личности.
• Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.
Программа занятий по ритмике состоит из пяти разделов:
упражнения на ориентировку в пространстве;
ритмико-гимнастические упражнения;
упражнения с детскими музыкальными инструментами;
игры под музыку;
танцевальные упражнения.
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока я могу отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
При формировании двигательных навыков у обучающихся с у/о (ИН) можно выделить четыре стадии:
стадию создания представления о двигательном действии через пробные попытки выполнить данное движение частично;
стадию уточнения деталей того или иного движения;
стадию устранения неправильного движения и первоначальное выполнение движения целиком;
стадию автоматизации и вариативности двигательных навыков.
Этапы обучения движениям:
I этап – используя наглядность, создать цельное представление о разучиваемом движении с помощью слова, показа, подводящих упражнений;
II этап – через многократное повторение с использованием подготовительных упражнений добиться устранения ошибок; на этом этапе большое значение имеет игровая форма ведения урока,
III этап – это отработка, закрепление изученных движений, их вариативность и здесь неоценимое значение имеет привитие интереса к занятиям.
Обучение движениям идёт быстрее и более эффективно, если я сочетаю наглядный показ со словесной инструкцией. Зачастую обучающемуся легче выполнить движение глядя и подражая мне.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
Мой класс очень неоднороден – 2 класс, 3 класс и ребёнок, обучающийся по СИПР. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения) осуществляется развитие представления обучающихся о пространстве и умения ориентироваться в нём. С этими упражнениями справляются обучающиеся 3 класса (Илья Н, Инна М.). Обучающиеся 2 класса (Юля Г, Елизавета П.) путаются в пространственных понятиях и им необходим неоднократный показ, объяснение данного упражнения. Арине Д. даются попытки выполнить упражнение частично и совместно с учителем.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений — научить детей с у/о (ИН) согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы под музыку.
Упражнения с предметами: шарами, гимнастическими палками и т. д. — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Задания на координацию движений рук мы проводим после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность обучающимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
У жирафа пятна, пятна…
Исполнение упражнений с детскими музыкальными инструментами мы начинаем с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев, т.е. пальчиковые упражнения. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. В классе имеются детские музыкальные и шумовые инструменты: дудочки, маракасы, бубны. Исполнение упражнений с детскими музыкальными инструментами вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие. Обучающиеся учатся отгадывать, какой инструмент звучит, сами пробуют на них играть. В основном все обучающиеся справляются с этим заданием.
Во время проведения игр под музыку передо мной стоит задача научить обучающихся создавать музыкально- двигательный образ. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. Арина Д. может оценить характер музыки. Но мы стараемся избегать шумных игр, так как шум возбуждающе действует на нервную систему обучающихся.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают у обучающихся постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Задания этого раздела носят не только развивающий, но и познавательный характер. Детей застенчивых, робких я вовлекаю в более активные действия. (Юля Г, Елизавета П.). Например, в игровой песне «Как у наших у ворот», дети изображают: муху, стрекозу, комара, выполняют различные имитационные движения (муха машет крылышками, комар играет на дудочке и т.д.). В песне «Жили у бабуси два весёлых гуся» обучающиеся изображают гусей, которые моют лапки. Очень интересно детям выступить в костюмах. (лапки, маска гуся). Так же «Танец маленьких утят» обучающиеся выполняют не только на уроке ритмики, но и проведение физминутки на уроке. Такие игровые песни развивают детское воображение, память, речь, движения. Дети, участвовавшие в танце, в дальнейшем проявляют больше уверенности, сообразительности, смелости.
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей. Как показывает практика, игровая песня вполне может проводиться как на уроках ритмики, музыки, логопедии в специальной школе, так и при подготовке и проведении различных праздничных мероприятий.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе, совершенствование физического состояния обучающихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает им стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.
ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
«Урок ритмики как основа здоровьесбережения
и способ коррекции двигательных функций у
детей с у/о (ИН).
Подготовила на заседание МО коррекционной педагогики:
учитель начальных классов Кострубина Н.В.
11.11.2021 год