СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Воля и её развитие

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад Воля и её развитие»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ

Технолого-педагогический факультет

Кафедра психолого-педагогического и социального образования









Волевые качества в подростковом возрасте



Доклад по дисциплине Психология общения

Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль Психология и социальная педагогика









Обучающийся В. С. Лифанченков





Борисоглебск 2024

В подростковом периоде происходит существенная трансформация волевой сферы личности. По сравнению с младшими школьниками, подростки демонстрируют более высокий уровень самоконтроля в своих действиях и поступках, которые теперь мотивируются внутренними стимулами.

Однако процесс развития волевых качеств характеризуется определенной противоречивостью. В возрасте 12-15 лет одни подростки проявляют ярко выраженную целеустремленность, решительность и самостоятельность, в то время как другие испытывают трудности с проявлением инициативы, смелости и независимости в принятии решений.

Подобные различия в развитии волевых качеств обусловлены влиянием социального окружения. Взрослые (родители и другие старшие люди) и сверстники способны оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на формирование воли подростков.

Ключевыми факторами развития волевых качеств в подростковом возрасте выступают:

Стремление к повышению своего статуса в группе сверстников

Осознанное желание заниматься самовоспитанием

Развитие целеустремленности и решительности

Важно подчеркнуть, что волевые качества не являются врожденными – они формируются в процессе постоянного развития и самосовершенствования. Для достижения жизненных целей и успешного завершения начатых дел необходимо целенаправленно работать над укреплением воли на протяжении всей жизни.

Таким образом, развитие волевой сферы в подростковом возрасте представляет собой сложный процесс взаимодействия внутренних стремлений личности и внешних влияний социальной среды.

В подростковом периоде происходит существенная трансформация волевой сферы личности. По сравнению с младшими школьниками, подростки демонстрируют более высокий уровень самоконтроля в своих действиях и поступках, которые теперь мотивируются внутренними стимулами.


Однако процесс развития волевых качеств характеризуется определенной противоречивостью. В возрасте 12-15 лет одни подростки проявляют ярко выраженную целеустремленность, решительность и самостоятельность, в то время как другие испытывают трудности с проявлением инициативы, смелости и независимости в принятии решений.

Подобные различия в развитии волевых качеств обусловлены влиянием социального окружения. Взрослые (родители и другие старшие люди) и сверстники способны оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на формирование воли подростков.

Ключевыми факторами развития волевых качеств в подростковом возрасте выступают:

Стремление к повышению своего статуса в группе сверстников

Осознанное желание заниматься самовоспитанием

Развитие целеустремленности и решительности

Важно подчеркнуть, что волевые качества не являются врожденными – они формируются в процессе постоянного развития и самосовершенствования. Для достижения жизненных целей и успешного завершения начатых дел необходимо целенаправленно работать над укреплением воли на протяжении всей жизни.


Таким образом, развитие волевой сферы в подростковом возрасте представляет собой сложный процесс взаимодействия внутренних стремлений личности и внешних влияний социальной среды.

Перефразируя.Л. И. Божович в своих работах подчёркивала, что в подростковом возрасте наблюдается значительный разброс в уровне развития волевых качеств. Одни школьники демонстрируют инициативность, решительность и самостоятельность, тогда как другие сталкиваются с трудностями в самоорганизации, целеполагании и самоконтроле. Учёная связывала это с особенностями возрастного развития: например, ускоренный физический рост часто опережает психологическое созревание, что приводит к дисбалансу между внешней «взрослостью» и внутренней незрелостью. Подростки с недостаточно развитой волей, как отмечала Л. И. Божович, склонны действовать под влиянием сиюминутных эмоций, что мешает им последовательно достигать целей. Это подтверждается и современными исследованиями, где упоминается, что слабость волевой регуляции часто проявляется в неспособности предвидеть последствия своих поступков [7].

Основным источником развития воли психологи (Л. И. Божович [7], Л. С. Выготский [14; 15; 16], В. А. Крутецкий [34], С. Л. Рубинштейн [45] и др.) называют учебную деятельность и всё что с ней связано. В дополнение к образовательному процессу учёные относят социум и построение взаимоотношений с окружающими. Как отмечают авторы, в большинстве случаев волевые качества формируются у подростков при решении образовательных задач. Об этом пишет и А. Г. Асмолов. По его словам, современные программы построены таким образом, чтобы подростки учились концентрировать своё внимание на той деятельности, которая для них может не быть привлекательной, но значимой для будущей жизни. Именно так, по мнению А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской может развиваться воля (в процессе осознанного отношения к обучению) [2].

По мнению Т. М. Богдановой, изменения в уровне развития воли и формировании соответствующих качеств могут происходить благодаря включению подростков в общественно полезную деятельность. Она имеет место быть и в школе, и в дополнительных образовательных центрах, и дома.

«Это обусловливается тем, что общественно полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующим потребностям возраста –потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении. Потребность в самоутверждении настолько сильна, что во имя признания подросток может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство – это самая большая трагедия для подростка», – пишет Т. М. Богданова [6, с. 63]. Именно стремление подростков доказать свою независимость и совершенство достаточно сильно влияет на развитие волевых качеств.

Развитие волевых качеств в подростковом периоде характеризуется значительной неоднородностью. Как отмечала Л. И. Божович, среди подростков наблюдается широкий спектр проявлений: от высокой инициативности и самостоятельности до слабой самоорганизации, и неспособности к целеполаганию. Этот разброс объясняется особенностями возрастного развития, когда физический рост часто опережает психологическое созревание, создавая противоречие между внешним обликом взрослого человека и внутренней незрелостью.

Слабая волевая регуляция у подростков проявляется в склонности действовать под влиянием эмоций, что затрудняет достижение поставленных целей. Современные исследования подтверждают, что такие подростки часто не способны предвидеть последствия своих поступков.

Формирование воли происходит преимущественно через учебную деятельность и связанные с ней процессы. По мнению ведущих психологов (Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна), именно образовательный процесс является основным источником развития волевых качеств. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская и И. А. Володарская подчеркивают, что современные образовательные программы специально построены так, чтобы научить подростков концентрироваться на деятельности, которая может быть неинтересной, но значимой для их будущего.

Общественно полезная деятельность также играет важную роль в развитии воли, как отмечает Т. М. Богданова. Участие в такой деятельности происходит в различных формах: в школе, дополнительных образовательных центрах и дома. Этот вид деятельности особенно эффективен, поскольку удовлетворяет ключевые потребности подросткового возраста – потребность в общении со сверстниками и стремление к самоутверждению.

Стремление к признанию в глазах сверстников является мощным стимулом развития волевых качеств. Как пишет Т. М. Богданова, потребность в самоутверждении настолько сильна, что подросток ради признания может поступиться собственными убеждениями и моральными установками. При этом потеря авторитета среди сверстников воспринимается как серьезная трагедия, что дополнительно мотивирует развитие волевых качеств через стремление доказать свою независимость и совершенство.

Существует множество методов и средств развития волевых качеств, которые можно применять в ходе работы с детьми подросткового возраста (беседы, дискуссии, игры, тренинги, техники самовоспитания, поручения, упражнения и т. д.). Любой развивающий метод и средство используется специалистом с учётом исходных потребностей подростков, их возможностей и имеющихся волевых проблем. Необходимо понимать, что только личностно-ориентированный подход позволит достичь поставленных целей. В рамках занятий с использованием описанных методов и средств можно воздействовать на психологические установки подростков, их мнение, поведение. Игры, тренинги, дискуссии и многое другое формирует образ «Я», стимулирует к самостоятельному совершенствованию, развивают целеустремлённость, дисциплинированность, решительность, настойчивость, смелость, терпение, самостоятельность и мужество.

© 2025, 42 0