Министерство образования науки и молодёжи Республики Крым
Государственное бюджетное общеобразовательное учебное заведение Республики Крым
«Керченская школа - интернат с усиленной физической подготовкой»
Доклад
«Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека» модуля «Ключевые общешкольные дела» программы воспитания»
Подготовила: заместитель директора
Осина А.П.
2023 год
Слайд1(заставка)
(Слайд2) В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
Именно в наше время перед нами, педагогами стоит важнейшая задача.
Только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином, патриотом, способным взять на себя груз ответственности за Россию. Поэтому роль педагогов в воспитании подрастающего поколения огромна - она может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. От результата нашей работы в этом направлении зависит будущее нашей страны.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание-основные направления воспитательной системы школы-интерната, которые реализуются через рабочую программу воспитания. В соответствии с Федеральными образовательнымипрограммами, рабочая программа воспитания реализуется (Слайд3) по 11 инвариативным (Слайд4) и 4 вариативным модулям. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам и свободам человека, осуществляется в каждом измодулей, но сегодня я хочу рассказать о реализации модуля «Основные школьные дела».(Слайд 5)
В чем особенности этого модуля? Основные школьные дела-это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимают участие все ученики с 1-го по 11-й классы, все учителя независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, выпускники прошлых лет, партнеры школы.
При организации и проведении этих мероприятий, нам важна, не просто массовость мероприятий, а организация эффективного взаимодействия участников разных возрастов, развитие сотрудничества, направленного на получение результата.
Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых. Данный модуль помогает выстроить уклад и сформировать традиции школы. При проведении мероприятий модуля «Основные школьные дела», мы перед собой ставим задачи: (Слайд 6)
выработка единых ценностей и правил школы;
формирование школьного коллектива;
формирование традиций школы;
развитие позитивных межличностных отношений между обучающимися и педагогами;
развитие сотрудничества между всеми участниками.
Данные принципы работы по реализации воспитательного потенциала «Основных школьных дел», мы продемонстрируем на примере нашей школы.
1.Направление «Знакомство с государственной символикой».
(Слайд 7)Одним из важных традиционных мероприятий в школе, является еженедельная церемония поднятие Флага России и исполнение Государственного Гимна. Герб, флаг, гимн-это непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания в школе. Поэтому формирование знаний символики и гимна России и Крыма, занимает ключевое место в патриотическом воспитании детей.
2. Направление «Общешкольные праздники, ежегодные творческие мероприятия».
(Слайд 8)В преддверии праздника посвященному Дню Защитника Отечества проводится конкурсная программа «Вперед мальчишки», в ходе которой у учащихся формируем представление патриотических традиций, воспитываем гордость и уважение к Вооруженным силам страны.
(Слайд 9)Акция «Знамя Победы», в рамках которой проводится серия открытых воспитательных мероприятий по страницам истории Великой Отечественной Войны.
(Слайд 10)Месячник «Вахта памяти».
В рамках данного месячника проводятся: урокиМужества, конкурсы стихов, фестиваль военной песни, посвященные Дню Великой Победы.
(Слайд 11)Интересно и трогательно проходит фестиваль, посвященный песням о войне, о тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее. Все учащиеся школы-интерната, ответственно готовятся к данному мероприятию.
(Слайд 12)В нашей школе ежегодно проводится конкурс «Смотр строя и песни».В этом году провели даннное мероприятие в 20 раз. В конкурсе принимают участие все воспитанники школы. Самому выступлению предшествует достаточно длинная подготовка. Учащиеся формируются в отряды, обучаются строевой маршировке, учат песни военной тематике. Цель конкурса воспитывает дисциплинированность, патриотический дух, что позволяет растить достойное юное поколение. Смотр строя и песни - это не только соревнование, а еще и показатель сплоченности и слаженности коллектива. (Слайд 13)
3.Направление «Участие во всероссийских акциях».
Ежегодно школа-интернат принимает активное участие во всероссийских патриотических акциях, таких, как: «Посылка солдату», (Слайд 14) «Бессмертный полк» (Слайд 15), «Сад Памяти» (Слайд 16), «Георгиевская ленточка» (Слайд 17), «Окно Победы» (Слайд 18), «Письмо солдату», «Свеча Памяти» (Слайд 19).
4.Направления «Посвящение в спортсмены».
(Слайд 20).Одной из значимой традиции в нашей школы является, посвящение первоклассников в спортсмены.Будущие чемпионы дают клятву овладевать вершинами мастерства, добросовестно выполнять все советы тренера, совмещать занятия спортом с хорошей учёбой, быть верным товарищем, защищать честь школы, а в будущем и России.
4.Направление «Церемонии награждения».
(Слайд 21)Поднимаясь на пьедестал победителя юный спортсмен, должен гордится тем, что рядом с его именем звучит название: школы, региона, своей страныипонимать, что он представляет лицо своей малой и большой Родины на соревнованиях. (Слайд 22).И эту ценность мы стараемся заложить с первых шагов в спорте. В 2022-2023 учебном году воспитанники «КШИФ» стали победителями первенства России по самбо, вошли в состав национальной сборной России, принесли десятки наград на первенствах Крыма и Южного федерального округа.
(Слайд 23) Анна Мурашкина одержала блестящую победу на первенстве Европы по самбо в составе юниорской сборной за честь России.
Спортсмены Яна Исайкина и Алена Белоусова признаны лучшими в Крыму по результатам подведения итогов Минспортом Республики
5. Направление «Социальные проекты».
(Слайд 24)В школе-интернат в рамках реализации рабочей программы воспитания, совместно с «Федерацией спортивного боевого самбо и дзюдо», реализуем совместный проект Всероссийские соревнования по самбо «Памяти героев Аджимушкая», в котором наши воспитанники принимают участие. В 2022 году в августе месяце 25 регионов, более 200 спортсменов России, встретились на базе спорткомплекса «Москва-Крым». Особой частью организации данных соревнований, является именно наша школа-интернат.
Результатом большой проделанной работы «КШИФ» и «Федерации спортивного боевого самбо и дзюдо», соревнования внесены во Всероссийский календарь спорта.
(Слайд 25)Как было отмечено ранее, при организации воспитательной работы, в школе-интернат ведется тесное сотрудничество с силовыми структурами, воинскими частями, являемся участниками организации «Волонтеры победы», сотрудничаем с Всероссийским студенческим корпусом спасателей. В рамках этого взаимодействия проводятся: практические занятия, концерты и мероприятия, различные акции. (Слайд 26)
6. Направление «Организация мероприятий совместно с родителями».
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнения. Процесс взаимодействия семьи и школы-интерната направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, а именно: эстафета «Папа, мама, я - спортивная семья». (Слайд 27)
Традиционно в нем принимают участие воспитанники и их родители.
(Слайд 28) Что касается поисково-краеведческого направления, в школе созданы и функционируют школьный музей «Боевой славы» и музей «Школьные страницы». Музей боевой славы является партнером музея Победы. Часть экспозиций посвящена ветеранам, нашим землякам. В музее постоянно работает группа юных экскурсоводов. (Слайд 29) Экскурсии проводятся по разделам музея, для обучающихся, родителей и приглашенных гостей нашей школы.
В этом году мы построили работу так чтобы воспитанники совместно с родителями под руководством педагога проводили поисковую работу для пополнения фонда музея «Боевой Славы».
7.Направление «Разновозрастные сборы, выездные события»
(Слайд 30) Для воспитания сохранения исторической памяти мы реализуем экскурсионные программы в школе. Благодаря наличию школьного автобуса и «Пушкинской карты», для учащихся в течение учебного года педагогами проводятся экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, к памятным местам по Республике Крым и Краснодарскому краю.
(Слайд 31) Наши спортсмены участвуют в акциях, мероприятиях патриотической направленности в городе-герое Керчь, так и за пределами, возлагая цветы к мемориалам боевой славы. Чтят память предков на выездных соревнованиях. С возложения цветов на Пискаревском мемориальном кладбище началось проведение Международного юношеского турнира по борьбе самбо «Победа» в Санкт-Петербурге, где Даниил Богун и Игнат Гудзь стали бронзовыми медалистами.
(Слайд 32) Работая в этом направлении, стараемся воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны, региона, школы. С каждым годом наблюдается интерес к основным школьным делам, растет активность обучающихся в организации и проведении патриотических мероприятий.
В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении общества и сильной страны.
(Слайд33) Спасибо за внимание!