Доклад
«Воспитание сознательной дисциплины в учебном процессе»
Школа.
Самым главным аргументом, посещения школы - обучение или получение определенных знаний, развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения, формирование самодостаточной гармоничной личности.
Школа – для ребенка это новый образ жизни, когда его обязывают подчиниться строгой системе правил. Потому что во время урока следует сидеть за партой спокойно и внимательно слушать учителя, нельзя просто так выходить из класса, если есть что сказать, сначала необходимо поднять руку и дождаться позволения учителя. В школе – это правила школьной жизни и общественные нормы, определяющие поведение ученика, соблюдать которые нужно не потому, что их нарушение кому-то повредит, а просто потому, что в стенах школы так полагается.
Принятие этих новых правил есть первый опыт вхождения ребенка в общество, а умение подчинять им свое поведение приобретается именно на начальной стадии школьного обучения.
Учитель в жизни ребенка – самый первый представитель общества.
На кого больше всего должна быть похожа учительница? Естественно, на маму, и роль ее состоит в том, чтобы временно заменять её. Поэтому она должна быть– доброй, справедливой. Но и вовсе не должна походить на маму, которая хвалит своего ребенка невзирая на то, сделал ли он уроки, освоил ли счет до десяти и выучил ли наизусть стихотворение. Поэтому:
Школа для ребенка - модель общества.
Школьные правила – модель социальных норм.
Взаимоотношения с учителем – модель будущих взаимоотношений с начальниками и руководителями. Взаимоотношения с одноклассниками – модель последующих взаимоотношений с коллегами и друзьями.
Школа. Учитель. Урок.
Нужна ли дисциплина на уроке?
Все учителя и в первом классе и в одиннадцатом, молодые и опытные сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать проводить урок. Это и неудачные шутки, которые превращают класс в цирковую арену, непонятные выкрики с места, умение "заводить" класс и исподтишка срывать объяснение материала, это и постоянные разговоры, нежелание выполнять домашние задание сводят на нет попытки педагога создать комфортную и безопасную атмосферу в классе.
Поэтому: «Дисциплина – обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу». Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.
Дисциплинированность - одно из нравственных качеств личности, и, как нравственное качество, оно активно участвует в целостном процессе формирования социально направленной личности.
И пожалуй, нет такого учителя, который не проявлял бы должной заботы о воспитании у школьников дисциплинированного поведения.
Задача учителя состоит ещё и в том, чтобы выявить причины нарушения дисциплины, которых огромное множество и создать условия для её корректировки. А истоки надо искать в далёком детстве.
1.В последние годы часто наблюдаются нарушения нервно-психической сферы у детей, которые могут развиваться по самым разным причинам . Родители скрывают от учителя нарушения здоровья своего ребёнка, боясь открыть тайну, не думая о том, сможет ли ребёнок просидеть хотя бы 5 минут на уроке? Ему просто физически трудно это сделать, а учителю приходится работать над этой проблемой.
2. У современных родителей, а это обычно молодые люди до 30 лет "вошло в моду» отдавать рёбёнка на воспитание бабушке.
И если бабушка с дедушкой только любят и уклоняются от воспитания это действует отрицательно на дисциплину.
3. В начальной школе с каждым годом увеличивается количество гиперактивных детей, которые плохо понимают слово "нельзя", показывают негативное самоопределение, капризничают, не имеют чёткого разделения определений "плохой" и "хороший", совершают необдуманные поступки. Эти дети постоянно ёрзают на стуле, качаются, ходят по классу во время урока, могут выйти в коридор, заявляя "Я устал.
4.Большое значение имеет стиль семейного воспитания
При попустительском стиле родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание. В таких семьях неумело используют методы поощрения и наказания. Родители постоянно демонстрируют ребёнку образцы двуличного отношения с окружающими, грубое решение межличностных вопросов при ребёнке. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности. Младшие школьники этого типа славятся в детской среде ябедами, подлизами. Они любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Во время урока быстро устают и стараются любыми предлогами увильнуть от работы. Часто недобросовестно относятся к поручениям учителя. Для них не существует запретов и нравственных норм, такие дети устраивают ссоры на уроках, хамство, самоуверенность.
5.Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи?
Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать "своим" в определённой группе, приобрести признание одноклассников, что толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения
6.Отмечается также негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, компьютерных игр, проповедь насилия, тематика криминала.
За годы учёбы в школе учителю необходимо воспитать и научить, а часто переучивать детей.
.
Как успокоить возбужденный класс и начать продуктивно работать на уроке. Почему одни дети понимают с полушепота, а другим приходится надрывать голосовые связки, чтобы добиться внимания?" — такие вопросы нередко встают перед всеми учителями. О некоторых моментах воспитания расскажу, хотя услышав их они покажутся не новыми.
Учитель должен подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю "двойку", вызову родителей в школу".
На одном классном часе можно с детьми побеседовать « Какое поведение нарушит дисциплину?
Что нельзя делать на уроке, на перемене, да и вообще в школе?»
Предложить им на листочках самостоятельно придумать и написать правила поведения, которые нельзя допускать. А потом их разместить на плакат.Каждый раз при удобном случае обращать к этим правилам. Вот некоторые выдержки из ответов второклассников на вопрос:
« Почему школьник должен вести себя дисциплинированно на уроке? -Я уже ученик, а потому должен вести себя хорошо».
«Если не будешь вести себя хорошо, то и учиться хорошо не сможешь. Все будут недовольны: и учительница, и мама». «Ученик должен примерно себя вести, чтобы учиться хорошо, и не мешать другим».
«Если все будут вести себя плохо, то не будет на уроках дружной работы, будет много двоек и троек. Нужно вести себя хорошо».
В простых и нехитрых детских ответах улавливаются разнообразные нравственные нюансы: связь дисциплины с ученическим долгом с результатами личного и коллективного труда, с желанием не приносить огорчений людям, которых ребенок уважает. Пусть не совсем ясно и не совсем отчетливо, но школьники уже представляют, для чего нужна дисциплина на уроке. К сожалению, встречаются ответы и другого характера.
« Будешь плохо себя вести, признается один первоклассник,- учитель накажет. А если учитель накажет, и дома будут ругать».
«Ученик должен вести себя хорошо, чтобы не получать замечаний». «Будешь плохо себя вести, учитель запишет замечание в дневник».
Так беседуя каждый раз ученик понимает, что придуманные правила самостоятельно, не очень-то хочется нарушать.
2. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших "испытать на прочность нервов", одновременные ответы детей на вопросы учителя, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми учителя, борятся с первых дней работы.
В таких случаях надо не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует школьным правилам дисциплины. Не допускать многоголосья.
3.Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Если надо удержать внимание, надо говорить медленнее и тише. Понижать голос. Заставить учеников прислушиваться к себе, стараться быть уравновешенным и невозмутимым, включать в план урока "минуты тишины". В это время можно выполнить какое-то задание самостоятельно.
4. Старать не говорить одновременно с учениками. Надо показать, что слово учителя имеет вес: надо дождаться полной тишины и только потом говорить. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что не стану продолжать, пока не установится тишина.
5.Использовать прием, который легко успокаивает детей, что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться.
6.С проблемой опозданий учеников на уроки приходиться сталкиваться каждому учителю. Утренние опоздания происходят чаще всего по вине родителей. В некоторых семьях утреннее пробуждение выглядит, как марафонский бег. Родители кричат на детей, поторапливая их. Дети не проснувшись окончательно, капризничают. Что же применить? Кнут или пряник? Каждому учителю знакома ситуация: урок давно начался, дверь открывается, и на пороге появляется опоздавший ученик: «Здравствуйте! Извините! Можно я войду?». Внимание всего класса сразу же переключается на «героя дня»: ученики поневоле отвлекаются, учитель теряет важную мысль, а драгоценное время урока безжалостно убегает.
Можно к этой недисциплинированности отнестись очень лояльно впустить, побеседовать после урока или позвонить родителям. В классе девочка постоянно опаздывала. В школу приводила мать, открывала дверь и впихивала ребёнка в класс, причём почти каждый день - опоздания. Все разговоры, беседы результатов не приносили пользы, т. е в запасе у хронических нарушителей дисциплины всегда есть несколько «уважительных» причин. Тогда можно использовать вот такой психологический приём. Ученица, которая постоянно опаздывала на урок, получает порцию громких аплодисментов от всего класса. Учитель на этом фоне говорит:
« Как нам не хватало опоздавшего ученика, что мы ему очень рады, но его опоздание помешало работе всего класса». Первоначальное у всех удивление и смех. Примерно на третий раз сменяются неодобрением коллектива, поэтому ученики стараются не опаздывать, чтобы не оказываться в центре такого внимания.
Можно поощрять пунктуальность! Хвалить за малейшие успехи « Молодец! Сегодня только на 2 минуты опоздал!
Те ученики, которые вовремя приходили на занятия всю четверть, могут рассчитывать на получение «внеплановой» отличной отметки в дневник.
Обязательно предусматривать время для проведения физкультминутки.
Физминутка – это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости
Педагог К.Д.Ушинский убеждал:"Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если мы сумели ими воспользоваться, дадут в результате больше целой недели полусонных занятий». Детям очень нравится выполнять несложные движения под ритмичную музыку, легко запоминающиеся стихи.
Еще интереснее, если физкультминутка, которые как-то привязана к какой- либо цели.
Встали:
1.Сейчас подпрыгнут те девочки, у кого на голове завязан красивый бантик . Вы сегодня очень опрятны и красивы
2.А сейчас сядут те, у кого на руках чистые ногти. « Ой какие молодцы. Скоро придёт медсестра Елена Николаевна и вас похвалит, что вы соблюдаете гигиену».
3.А сейчас сядут те, кто постоянно следит за водой для полива и т. д.).
Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, можно предложить ученик поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.
Очень стараюсь не кричать. Всё равно не перекричать 16 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь.
Помогает приобрести организаторские навыки и дежурство по классу .Воспитывая у своих детей ответственное отношение к дежурству как важному поручению. Здесь классный руководитель разъясняет детям их права и обязанности во время дежурства, вместе уточняет конкретные функции каждого дежурного.
Использование в своей работе притчи
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительно эффективное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, заставляют их посмеяться над своими ошибками.. Притчи — это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
Почему люди кричат друг на друга
Крик всегда помогает выразить эмоции человека. Кричат от радости и дикого восторга, кричат от холодных брызг.
Крики есть позитивные и есть негативные. Что за причины заставляющие громко кричать и обижать близких и не очень близких людей, «терять свое лицо» срываясь на коллег или даже на незнакомых людей? Человек повышает голос при ссоре для воздействия на психику другого человека. Причины криков бывают разными, для одних это защита, для других нападение. Но почему люди повышают голос и громко кричат, когда ссорятся
Притча
Расстояния. Почему люди кричат
О
дин раз Учитель спросил у своих учеников:
– Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
– Потому, что теряют спокойствие, – сказал один.
– Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом?– спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов, он объяснил:
– Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.
– А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? – продолжал Учитель. – Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.
В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и всё понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей. Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивают расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.
-Понравилось? Почаще вспоминайте эту притчу, милые мои дети, и всё у вас будет хорошо.
Мораль этой притчи такова: Строить отношения с партнером бывает непросто. Но кто это может сделать для тебя, только ты?
Притча о добре и зле
(Когда дети дерутся, можно поработать с такой притчей.)
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: "В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь ...... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность .....". Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец сказал : Победит тот волк какого ты вскормишь.
Мораль притчи: вскормишь гнев, ссору победит волк , который представляет зло,
вскормишь мир , любовь , надежду победит волк , который представляет добро. Всё в твоих руках.
Притча об обидах
Ученик попросил учителя:
– Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
– Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
– И это всё? – недоумённо спросил ученик.
– Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
– То же самое происходит и с тобой. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.
Учебный труд - главный вид деятельности школьников, несущий в себе громадный воспитательный заряд. Разнообразно и четко организованная учебная деятельность школьников.
Это - гибкий темп урока., т. е ,весь класс двигается вперёд без остановок в определённом, размеренном темпе..
Учитель должен думать как создание комфортные условия для повышения качества урока.
Учитель должен выбрать такие методы обучения, чтобы ученик мог максимально быстро изучить материал. Если в группе есть слабые школьники, следует изучить каждый аспект по отдельности и подготовить для них специальные, менее трудные задания. Это позволит вовлечь их в процесс обучения, поскольку в противном случае они будут нарушать дисциплину, постоянно разговаривая и смеясь.
Всё это сказывается на формирование навыков и привычек дисциплинированного поведения. Ведь в процессе учебного труда школьники приучаются соблюдать порядок и дисциплину, внимательно слушать учителя, товарищей, приобретают навыки коллективной работы, добросовестного выполнения домашних заданий. Но все это приходит не сразу. Требуются большие и длительные усилия со стороны учителей, классных руководителей, всего педагогического коллектива, чтобы приучить детей организованно работать, соблюдать дисциплину и порядке