СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: Особенности работы с детьми и подростками по воспитанию толерантности в разновозрастном коллективе.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание толерантной личности, на данный момент один из самых актуальных вопросов...

Просмотр содержимого документа
«Доклад: Особенности работы с детьми и подростками по воспитанию толерантности в разновозрастном коллективе.»

Главное –всегда помнить, что ты человек!

П. Рутт, психолог


«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 г.

Толерантность – это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Актуальность проблемы связана с тем, что сегодня весь цивилизованный мир на первый план выдвигает ценности и принципы, необходимые для мирного сосуществования, плодотворного сотрудничества и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов…).

Воспитание толерантности является одним из приоритетных направлений воспитательной работы педагогов Крыма. В нашем санатории эта работа строится на основе «педагогики сотрудничества» с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей детей посредством личностно-ориентированного и деятельностного подходов.

Подростковый период является достаточно сложным, нередко проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим, эгоцентризм, конфликтность, отрицание воспитательных воздействий и морали. Подростку необходимо помочь принять и понять свой внутренний мир, развить толерантность, как  средство предотвращения противопоставления себя социальному миру, сделать толерантность средством приобретения положительного социального опыта, формирования позитивной «Я-концепции»), помочь сформировать понятия о границах толерантности.


Для воспитания толерантности педагоги санатория используют различные формы, методы и приемы педагогического воздействия, работа ведется с первых минут пребывания ребенка в санатории: корректная беседа об индивидуальных особенностях при приеме. Анализ мероприятий и поведения, взаимоотношений ребенка в адаптационный период являются диагностическим материалом для индивидуального подхода , работа основывается на том положительном, что есть в ребенке.

Крайне важной с первых дней смены является работа педагогов по формированию временного детского коллектива и создания терапевтической среды, демократического толерантного пространства для реабилитации ребенка. Особенно актуальным является этот вопрос при работе с разновозрастным коллективом. В подростковом возрасте дети очень зависимы от мнения коллектива, сверстников, «авторитетных друзей»; нередко противоречивы, обладают кипучей, часто безвекторной, энергией, но с пытливым умом и стремлением к познанию. Ребята приезжают со своим «багажом»: не всегда успешным опытом социализации, вредными привычками, поведенческими девиациями, проблемами личностной и эмоционально-волевой сферы... Приезд в санаторий дает возможность детям попробовать себя в разных качествах, и, без оглядки на прошлые проблемы и неудачи, найти свое место в разновозрастном коллективе, участвовать в самоуправлении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку младшим членам коллектива- приобрести положительный опыт социализации, открыть для себя истинность общечеловеческих ценностей.


Для воспитания толерантности в разновозрастном коллективе важным является формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание, а так же уважение вне зависимости от возраста.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как

носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Разновозрастный коллектив является школой толерантных межличностных отношений, в которой старшие и младшие являются одним целым в рамках эскадры, они взаимозависимы, оказывают взаимное влияние, для достижения общих целей должны понимать и поддерживать друг друга , эффективно взаимодействовать. А ребятам помладше важно знать, что надежные старшие (дети и взрослые) всегда готовы помочь и словом и делом.

Широкие возможности для воспитания толерантности дает Морская ролевая игра, которая охватывает все сферы жизнедеятельности детей в санатории. Ежедневные поверки дают возможность совместно с ребятами анализировать сложности в построении межличностных отношений, оценивая поступок, ситуацию, поведение, а не ребенка; формировать мнение коллектива, создавать атмосферу доброжелательности, терпимости, доверия, творчества, взаимопомощи и взаимной ответственности. Еженедельное повышение званий, обсуждение достижений и проблем подводит подростков к самоанализу, самокритичности и в итоге самовоспитанию, повышает уровень самооценки.

На протяжении смены воспитателями проводятся экскурсии, расширяющие знания ребят о родном крае, беседы: «О традициях и укладе санатория», «Чайка 100+», «Страницами истории Евпатории», «Я и мир», «Толерантность как основа взаимоотношений», Беседа о сходствах и различиях понятий "Терпение, терпимость, толерантность"… в которых подростки получают знания о толерантности, качествах толерантной личности,…

Но не стоит ограничиваться только беседами, т.к. они нередко воспринимаются подростками как морализаторство и порою вызывают сопротивление. Эффективными являются диспуты, круглые столы («Я в этом мире и мир вокруг меня», «Толерантность – сила или слабость характера», «Что значит быть взрослым».. ) в которых подростки могут высказать свою точку зрения, корректно поспорить, преодолеть чувство неуверенности, страха ошибиться, .. Наиболее успешными по комплексному решению задач являются педагогические игры, основным назначением которых является формирование у подростков навыков преодоления сложностей, связанных с интолерантностью или недостаточным уровнем готовности к проявлению толерантности во взаимоотношениях. С помощью игр легче ввести подростков в реальный контекст сложных человеческих взаимоотношений. В игре дети проверяют свои силы, реализуют возможности для самовоспитания и самоутверждения. Педагогические игры создают условия для проявления внутренней активности личности, позволяют объективно оценить ресурсы интеллекта, выявить двигательный потенциал, творческие задатки и характер, учат взаимодействию. Игра средство не только формирования у подростков толерантных взаимоотношений, но действенное средство социализации.

В игре происходит развитие эмпатических способностей, воспитание терпимости к инакомыслию, развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием; воспитание неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.

Т.о. происходит снижение агрессивности и конфликтности в коллективе, уменьшается количество проявлений межличностных, этнических, религиозных, разногласий, и достижение гармонии между «Я» каждого воспитанника и «МЫ», под которым подразумеваем братство эскадры.


Н: игра *Сарафанное радио*- участники садятся спиной по кругу, ведущий рассказывает о предмете или ситуации не называя конкретно соседу справа, а тот, пересказывает следующему , и так до окончания круга участников. В конце ведущий показывает предмет или озвучивает ситуацию. При обсуждении акцентируется внимание подростков на том, что рассказ исказился, обсуждение *Почему рассказ исказился, На ком начала искажаться информация, почему*.

Игра *Ай, да я*- нарисовать в виде животного Я-реальный, Я-глазами малышей, Я-глазами взрослых, затем угадываем и комментируем.

Игра *Общее и личное*- дети делятся на группы по сигналу ведущего(3,..чел) и в максимально быстро должны определить по 3 объединяющих игроков качества и 3 *особенных*.Обсуждение - что и почему легче находить.

Конкурс *Общий язык*- группа разбивается на тройки, в которых игроки должны договориться о том где, когда и зачем они встретятся. Но средства общения ограничены: один неподвижно сидит с завязанными глазами, 2 - молчит и не двигается, а 3-не говорит и молчит. Договориться необходимо максимально короткое время. Обсуждение- что способствовало, а что мешало.

Конкурс *Вежливый подарок*, *Благодарность без слов*.Обсуждение.

Важной составляющей воспитания толерантности у подростков является воспитание межэтнической толерантности. Малышам и детям начальных классов присущ интернационализм, но для подростков иногда ситуация неоднозначна, и на их жизнь влияют теневые стороны межнационального общения, возникающие зачастую по вине взрослых с их обыденным житейским сознанием, не исключающим предрассудков и предубеждений относительно людей др. национальности.

Крым - земля история которой тесно переплелась с историей народов, проживающих здесь. Этническое и культурное многообразие – наше общее достояние. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культуры в целом, не теряя при этом своей индивидуальности. В санатории дети знакомятся с традициями, обычаями и праздниками разных народов, национальными костюмами, танцами и народным творчеством, учатся уважать их, терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия (МЗП, «Танцы народов мира», «Крымский веночек», неделя истории и географии, «Крымская палитра», «Рождество», «Масленица», «Святки – колядки», «Национальные праздники разных народов»,…).


Толерантность являет собой основу педагогического общения воспитателя и воспитанника. Только при таком подходе возможно установление доверительных отношений с подростками, когда педагог выступает в роли авторитетного наставника, способного передать знания о правах и свободах, демократических, гражданских, моральных ценностях, создать обстановку, способствующую свободному общению, дискуссии на равных, на собственном примере показать открытость и терпимость противоположному мнению, суждению, позиции. Расхождения в словах и делах педагога, авторитарный стиль общения , интолерантность в общении взрослых, не остаются без внимания подростков, а уменьшают кредит доверия, усложняют взаимоотношения.


Толерантность – это человеческая добродетель, которая базируется на персональной автономии и является жизненным принципом самого человека, – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом.

Антуан де Сент – Экзюпери.

Толерантность дает возможность воспользоваться этим ключом, открыв себя миру и мир для себя.


Список использованной литературы

1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //

Мемориал. 2001., №24.

2. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. //

Семья и школа. 2001. №№11-12.

3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001

4. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001

5. Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе.// Воспитание школьников. 2008,№7.

6. Богданова В. Формирование межэтнической толерантности. // Воспитание школьников.2007, №6.