Доклад на ШМО начальных классов
«ВПР»
Подготовила учитель начальных : Шабанова Л.Н.
2017-2018 уч.г
В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?
(рекомендации для учителей)
1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.
Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.
2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.
3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.
Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на ни внимание.
4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.
5. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.
Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
6. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.
ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны.
7. Хвалите своих учеников.
Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.
8. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.
Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.
9. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.
Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
10. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
Часть 1 ВПР содержит 3 задания, одно из них написание диктанта, которое проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и пунктуационные нормы.
При подготовке учащихся к диктанту можно использовать следующие виды работ:
Зрительные диктанты по системе профессора
Объяснительные, предупредительные и проверочные диктанты.
Списывание текстов с «пропущенными буквами», с исправлением орфографических ошибок, с «пропуском» пунктационных знаков.
4.Упражнения для развития умения разбирать слова по составу.
5.Упражнения для развития умения распознавать значение конкретного слова по тексту и формулировать значение слова в письменной форме.
6.Упражнения для развития умения распознавать части речи и их грамматические признаки в предложении.
Все задания, приведенные выше направлены на оценку обязательных результатов обучения по предмету «Русский язык». Обучающие упражнения помогут смоделировать ситуацию, в которой окажется ученик при выполнении Всероссийской работы. Важно, чтобы любые итоговые работы не вызывали у детей паники, неуверенности в своих силах. Ребёнок должен быть психологически готов к написанию работы, не бояться её. Важно не натренировать ученика на определенной тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал по русскому языку, как у него получается выполнять разные по типу задания на время, переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения задний и всей работы в целом.
Хорошо составить банк тренировочных заданий, которые можно ежедневно включать в урок. При выполнении данных заданий важно обсуждать с детьми, как составлено задание, в чем его особенность и обращать внимание класса на то, какой планируемый результат оценивается.
В рамках дополнительных консультаций можно проводить блочные задания, состоящие из 4-6 упражнений и рассчитанные на 10-20 минут. Каждая работа позволяет ученику проверить свои силы по одной теме (блоку) и оценить результат выполнения с помощью карточки для самопроверки. Данную работу проводить, опираясь на методические материалы сборника «Готовимся к ВПР. Окружающий мир»
ВПР по математике
- На выполнение работы отводится 45 минут. Работа содержит 12 заданий.
- Математика – один из главных предметов в начальной школе, и здесь важно приучить ребят побеждать трудности упорным трудом. Все уроки математики следует начинать с математического диктанта, направленного на отработку вычислительных навыков, знаний компонентов и результата действия, а также решению простых арифметических задач. Дети любят работать в группах и парах, где каждый ученик должен высказать и отстоять своё мнение. Большое внимание уделяем развитию логического мышления, для этого включаем задания, направленные на логическое мышление, воображение, тренировку памяти.
Рабочая тетрадь к учебнику также содержит задания на формирование умений читать, записывать, сравнивать величины, используя основные единицы измерения, поэтому систематически работаю по данным тетрадям.
Электронные сборники для ВПР по математике:
1.Начальная школа. Математика. Контрольные и тренировочные материалы для 4 класса с ответами и комментариями. (Из серии "Итоговый контроль", 2-е издание. Москва. "Просвещение" 2016г)
2.Математика. Итоговое тестирование. Мини ЕГЭ. (О.Узорова, Е.Нефедова, Издательство АСТ, 2012г)
3. Диагностические работы по материалам «НИКО» демонстрационных версий.
Вывод: Математика – один из главных предметов в начальной школе, и здесь важно приучить ребят побеждать трудности упорным трудом. Все уроки математики следует начинать с математического диктанта, направленного на отработку вычислительных навыков, знаний компонентов и результата действия, а также решению простых арифметических задач. Дети любят работать в группах и парах, где каждый ученик должен высказать и отстоять своё мнение. Все задания, приведенные выше, направлены на оценку обязательных результатов обучения по предметам Обучающие упражнения помогут смоделировать ситуацию, в которой окажется ученик при выполнении Всероссийской работы. Важно, чтобы любые итоговые работы не вызывали у детей паники, неуверенности в своих силах. Ребёнок должен быть психологически готов к написанию работы, не бояться её. Важно не натренировать ученика на определенной тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять разные по типу задания на время, переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения задний и всей работы в целом.
Мои союзники - это родители обучающихся. Совместно с родителями мы создаем оптимальные условия для успешной работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе.
Завершающий этап работы - это контроль, оценка, коррекция
Список литературы
1. Коротченкова Л.В. Русский язык. Итоговая аттестация в начальной школе.-Саратов: Лицей,2010-32с.
2. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
3. Пишем грамотно: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2 / М.И. Кузнецова М.: Вентана Граф, 2014г.
4. Кузнецова М.И. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. 4 класс. –М: Просвещение, 2016г.-111с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:Просвещение, 2010. - 31с.