Роль самостоятельной, групповой и парной работы в системно–деятельностном подходе.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци
Эти слова Песталоцци актуальны в современной школе. В условиях введения стандартов нового поколения задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности; творческие силы и индивидуальность школьников смогли бы достичь своего расцвета.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые
знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе
самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать
исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения
проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, которую кратко можно представить в виде схемы:
искать
думать
приниматься за дело
сотрудничать
Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности и инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.
В процессе групповой работы обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению. В то же время эффективность групповой работы проявила себя в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и в формировании рефлексивных способностей.
Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Педагог руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. Процесс познания организуется членами группы самостоятельно.
Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. Работа в паре – это первая ступенька в групповой работе. Сначала во время работы я помогаю парам и фиксируют удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение, говорю парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее, при этом соблюдая правила работы в паре.
Правила сотрудничества
Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать.
Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.
Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше.
Мы помогаем друг другу в работе.
Мы не смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку.
Количество человек в группе может быть различным (3-7 человек).
Как объединять детей в группы? Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставлю в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные мною группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5 - 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, ставлю перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.
Виды групп:
Группа, сформированная педагогом в соответствии с поставленными целями.
Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).
Группа по желанию;
«Случайная» группа;
Группа по теме работы;
Группа по уровню сложности задания.
Нельзя:
формировать группу из слабых учеников;
требовать полной тишины;
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе;
заниматься работой в группе более 10 - 15 минут в 1 классе и более половины урока во 2 - 4 классах;
Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить «готовые» правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.
Правилами групповой работы могут быть следующими:
Говори спокойно, ясно и только по делу.
Говори по очереди.
Слушай своих собеседников.
Убедись, что в разговоре участвует каждый.
Обращайся к товарищу по имени.
Уважай мнение каждого участника группы
Благодаря использованию групповой работы:
соблюдается дифференцированный подход;
работа в группе помогает ребенку проявить себя, порождает взаимную ответственность, внимательность,
улучшаются межличностные отношения;
устанавливается психологический комфорт в коллективе
достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний;
Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие.
Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.