«Взаимодействие ДОУ и семьи по трудовому воспитанию старших дошкольников»
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А.С. Макаренко.
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Актуальность трудового воспитания дошкольников мы видим в следующем :
1. Снижение у детей интереса к труду .
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы, помочь, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.
2. Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности .
Нередко воспитатели в старших группах , организуя совместную трудовую деятельность детей , сами выполняют большую часть работы. А детям достаются лишь отдельные поручения — принеси, подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу .
При этом педагогу необходимо воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду , развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости, помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желания и потребности в получении трудовых умений и навыков .
3. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста наблюдается при отсутствии планомерности и систематичности в организации труда детей или участии детей в труде от случая к случаю .
4. В практике семейного воспитания часто распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью , которая выражается в следующем : угроза наказания за плохое отношение к труду , наказание трудом за плохое поведение , недовольство неумением ребёнка.
Направление работ исследований:
Е.И.Радина
Ознакомление детей с трудом взрослых.
В.Г.Нечаева
Становление трудовой деятельности дошкольников.
Я.З.Неверович
Воспитание у детей уважения к труду взрослых и воспитание трудолюбия, трудовой направленности, формирование мотивов трудовой пользы.
В.И.Логинова
Р.С.Буре
Отбор знаний о труде на основе системного подхода.
Формы организации труда, воспитание взаимоотношений в труде, разработка методики трудового воспитания.
А.Д.Шатова
Организация поручений в работе ДОУ, их воспитательная ценность, экономическое воспитание дошкольников.
Д.В.Сергеева
Воспитание у детей умения и желаний трудиться, методика трудового воспитания.
Цель трудового воспитания дошкольника
Формирование положительного отношения ребенка к труду
Задачи трудового воспитания
1
3
2
Задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда.
Задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.
Задачи, которые направлены на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
Задачи трудового воспитания
5
4
Задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда.
Задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно.
Подбор оборудования для труда
Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера
Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда
Условия организации
труда детей
Демонстрация заинтересованности педагога
Создание мотивации трудовой деятельности
\
Поощрения в процессе и по результатам труда
Учет нагрузки, состояния здоровья , интересов, способностей ребенка
Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам
9
Самообслу-
Содержание труда дошкольного возраста
Хозяйствен-но-бытовой
(В.Г.Нечаева, Г.Н.Година, Д.В.Сергеева, Р.С.Буре, Л.И.Захаревич)
живание
Труд в природе
Ручной и художест-венный труд
Самообслуживание -
это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические
процедуры и т.д.)
Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
Труд в природе-
уход за растениями, обитателями аквариума
и животными,
выращивание овощей
на огороде и растений
в уголке природы,
цветнике,
участка.
Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.
Формы организации труда детей
Поручения
Дежурства
Коллективный труд
Общий труд
Индивидуальные
Индивидуальные
Совместный труд
Подгрупповые
Подгрупповые
Коллективные
(по столовой;
Общие
в уголке природы;
подготовка к занятиям)
Кратковременные
Долгосрочные
Обязательные
Эпизодические
Систематичные
Регулярные
Простые
Сложные
Алгоритмы трудовых действий
Средства, методы и приемы трудового воспитания
- ООД
- Совместная деятельность в процессе режимных
моментов в течение всего дня
- Наблюдения за трудом взрослых
- Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым
- Экскурсии
- Художественные средства (изо, музыка,
художественная литература и др.)
- Дидактические, настольные, с/р игры
- Рассматривание картин, иллюстраций, картинок
- Использование ИКТ
- Интеграция образовательных областей
Тема и программное содержание на сентябрь
Занятие №1.
Тема: «Чистые зубки» -20 мин.
Занятие №2.
Программное содержание:
Занятие №3.
Тема: «Порядок в шкафу»- 20 мин.
Программное содержание:
1) Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически;
Занятие №4
Тема: «Хозяйственно бытовой труд с куклой «Замарашкой» - 20 мин.
1) Закреплять умение быстро аккуратно одеваться;
2) Самостоятельно чистить зубы, умываться.
Программное содержание:
Тема: «Чистота – залог здоровья!»-20 мин.
2) Соблюдать порядок в шкафу (раскладывать одежду в определенные места).
- учить детей определять растения требующие уход, делать вывод о недостатке каких-либо условий, находить способ оздоровления;
- Уточнить и закрепить знание детей о приемах ухода за растениями, о последовательности работы;
- Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям желание наблюдать и ухаживать за ними.
Программное содержание:
1) Совершенствовать умение детей мыть игрушки, вытирать их.
2) Закреплять и расширять представления о способах ухода за комнатными растениями.
3) Формировать привычку к здоровому образу жизни; умение взаимодействовать в коллективе, договариваться об объёме работы каждого, доводить начатое дело до конца.
4) Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними; воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело, аккуратность, коллективизм.
Тема и программное содержание на октябрь
Занятие №1.
Тема: «Учимся вести себя за столом» -20 мин
Занятие №2.
Программное содержание:
Тема: «Профессии наших родителей» - 20 мин
Занятие №3
Занятие №4.
- Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом);
- Учить есть аккуратно, бесшумно.
Программное содержание:
Тема: «Фея трудолюбия!»- 20 мин.
1) формировать обобщенное представление о труде портного на основе обобщения трудовых процессов и выделение их направленности на результат.
Программное содержание:
Тема «Уроки Мойдодыра!» - 20 мин.
Программное содержание:
2) Воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом вещи необходимые человеку для жизни.
- Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные поручения;
- Воспитывать культуру трудовой деятельности.
- продолжать учить детей выполнять обязанности дежурных по столовой;
- прививать желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность.
- Уточнить знания детей о необходимости беречь уши, глаза и зубы, знать основные правила ухода за этими частями тела.
- Воспитывать умение и желание беречь свой организм.
3) Воспитывать интерес детей к миру взрослых.
Тема и программное содержание на ноябрь
Занятие №1
Тема: «Кто опрятен – тот приятен»-20 мин
Занятие №2.
Программное содержание:
Тема: «Профессия Врач» 20 мин
Занятие №3.
Тема: «Ремонт книг»- 20 мин
1) формирование бережного отношения к своему организму, представления о личной гигиене.
Занятие №4.
Программное содержание:
Тема: «Самоделькины»- 20 мин
- Учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами;
- Воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Программное содержание:
2) Дать представления о личной гигиене, о ее влиянии на здоровье и на взаимоотношения людей;
- учить ремонтировать книги: подклеивать, готовить полоски нужной длины, складывать полоски пополам;
- развивать навыки работы с клеем, кисточкой, ножницами;
- воспитывать бережное отношение к книге.
Программное содержание:
3) учить правилам знакомства.
1) Учить детей бережно относиться к игрушкам: следить, чтобы разбросанные и сломанные игрушки не превращались в мусор, за их комплектностью, чинить (если это возможно).
2) Объяснить детям, что выбрасывать пластмассовые поколотые игрушки нельзя, что при сжигании загрязняется воздух.
3) Совершенствовать навыки ручного труда в работе с поломанными игрушками.
4) Продолжать учить детей трудиться в коллективе.
Тема и программное содержание на декабрь
Занятие №1.
Тема: «Очистим снежные дорожки»-20 мин
Занятие №2.
Программное содержание:
Тема: «Вот какие мы молодцы» -20 мин
Занятие №3.
Занятие №4.
- Привлекать детей к посильному труду в природе, к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарников.
Программное содержание:
Тема: «Дежурство в уголке природы»-20 мин
1) учить детей одевать и шнуровать обувь;
Программное содержание:
Тема: «Уборка игрушек»- 20 мин
Программное содержание:
2) закреплять умение застегивать застежки липучки, «молнии»;
- Закреплять знания детей о приёмах ухода за комнатными растениями, о последовательности выполнения работы.
- Уточнить обязанности дежурных в уголке природы, знания о инвентаре для работы.
- Систематизировать знания детей о комнатных растениях, продолжать прививать необходимые навыки по уходу за ними.
- Научить поддерживать порядок в группе;
- Приучать детей убирать игрушки на место после игры, соблюдать порядок;
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание трудится.
3) закреплять навыки самообслуживания.
Тема и программное содержание на январь
Занятие №1.
Тема: «Как мы Федору трудиться учили»-20 мин
Занятие №2.
Программное содержание:
Тема: «Вырастим лук»-20 мин
Занятие №3.
Занятие №4.
- Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.
- Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.
Программное содержание:
Тема: «Собери игрушки»-20 мин
Тема: «Причеши куклу»-20 мин
- Привлекать детей к посадке зелени;
- Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемые в трудовой деятельности оборудование.
Программное содержание:
- Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в группе;
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание трудится.
Программное содержание:
- Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком;
- Воспитывать у детей опрятность.
Тема и программное содержание на февраль
Занятие №1.
Тема: «Золушка» 20 мин
Занятие №2.
Программное содержание:
Тема: «Скорая помощь для книжек»-20 мин
Занятие №3.
Занятие №4.
- Учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в группе: вытирать пыль, мыть игрушки.
Программное содержание:
Тема: «Служба быта»-20 мин
1) Развивать трудовую деятельность среди дошкольников посредствам ручного труда
Программное содержание:
Тема: «Уход за комнатными растениями»-20 мин
Программное содержание:
2) Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам
- Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива;
- Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом;
- Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности;
- Учить детей рыхлить почву в горшках с цветами;
- Учить детей пользоваться лопаточкой для рыхления;
- Учить детей поливать цветы под корень растения;
- Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, трудолюбие, желание помогать взрослым.
3) Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам
Тема и программное содержание на март
Занятие №1.
Занятие №2
Тема: «Растения в нашем уголке природы»-20 мин
Тема: «Мамины помощники» -20 мин
Занятие №3.
Программное содержание:
- Учить детей ухаживать за комнатными растениями; совершенствовать навыки работы с использованием моделей;
- Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Занятие №4.
Тема: «Поможем Федоре»-20 мин
Программное содержание:
1) Учить помогать мамам дома убирать, вытирать пыль;
Тема: «Волшебное зеркало»-20 мин
Программное содержание:
Программное содержание:
1) Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.
2) Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых;
2) Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.
1) Закреплять умение самостоятельно пользоваться расческой, и замечать не порядок в своем внешнем виде;
3) Воспитывать желание оказывать помощь родителям.
2) Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки;
3) Познакомить детей с размножением растения путём черенкования.
3) Приучать детей следить за своим внешним видом.
Тема и программное содержание на апрель
Занятие № 1.
Тема: «У Сладкоежки в гостях»-20 мин
Занятие №2.
Программное содержание:
Занятие № 3.
Тема: «Стирка кукольного белья»-20 мин
Занятие №4.
Тема: «Игрушки любят чистоту»-20 мин
Программное содержание:
1)Учить трудиться сообща в определенной последовательности
- Учить трудиться сообща в определенной последовательности (сортировать бельё на цветное и белое; тщательно намыливать бельё и тереть между рук; тщательно прополаскивать, отжимать, расправлять и развешивать на верёвку);
- Формировать навыки работы с водой (стирка белья); воспитывать аккуратность и взаимовыручку; Начатое дело доводить до конца.
2)Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста
Программное содержание:
Тема: «Такие разные растения» -20 мин
- Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста;
- Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности;
- Содействовать овладению культурой выполнения деятельности (соблюдая три правила труда: костюм чистый, рабочее место чистое, результат труда чистый).
Программное содержание:
3) воспитывать аккуратность и взаимовыручку; Начатое дело доводить до конца.
- Развивать умение различать разные растения;
- Закреплять умение пользоваться сухой и влажной тряпочкой, кисточкой, разные виды ухода за ними;
- Воспитывать взаимопомощь, умение поддерживать товарищей в процессе труда.
Тема и программное содержание на май
Занятие №1.
Тема: «Город Мастеров» 20 мин
Занятие №2.
Тема: «Труд в жизни людей»-20 мин
Программное содержание:
Занятия №3.
Тема: «Не хотим лениться – будем мы трудиться!» 20 мин
Занятие №4.
Программное содержание:
1) Закрепить представления детей о разных профессиях, показать значимость каждой из них.
Тема: «Труд»-20 мин
2) Расширять словарный запас детей; развивать выразительность в стихотворной и прозаической речи.
Программное содержание:
1) Воспитывать уважение к труду взрослых и желание выбрать свою профессию.
2) Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда.
1) формирование положительного отношения к труду;
Программное содержание:
3) Развивать у детей внимание, восприятие, образную память.
2) развитие трудовых навыков,
1) Уточнить и расширить знания детей о труде как средство удовлетворения потребностей, о людях с разных профессий.
3) Обогащать словарный запас детей.
2) Подвести детей к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий3) Воспитывать уважение к труду и людям труда.
3) воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей
4) воспитания навыков трудолюбия; закрепление понятий «труд-хорошо», «лень-плохо».
Цели воспитания детей в дошкольному учреждении и в семье едины : и педагог, и родители хотят видеть своего ребенка трудолюбивым, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.
Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:
- Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
- Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
- Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.
На основе принципа параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи решается задача воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста. Этот принцип следует понимать как единство требований, приемов обучения трудовым действиям, содержания труда детей.
Формы работы с семьей
Собрания.
Консультации.
Беседы.
Лекции.
Дни открытых дверей.
Тематические стенды.
Выставки.
Работа с родителями
«Масленица»
Посещение семей на дому
Работа с родителями
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:
• повысится интерес дошкольников к труду;
• сформируются навыки совместной деятельности;
• сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;
• расширятся представления детей об окружающем;
• создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
• Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
• Возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
• Сформируется чувство общественного долга;
• Труд станет для детей потребностью.
"Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"
К. Ушинский.