СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "здоровый образ жизни"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "здоровый образ жизни"»





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Гоцатлинская средняяя общеобразовательная школа









ДОКЛАД

ПО ТЕМЕ «ЗОЖ»







Подготовил учитель:

МКОУ ГСОШ Исмаилов А.М.





Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Здоровье, его составляющие……………………………………………………..4

Понятие о здоровом образе жизни, его составляющие………………………...7

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12































Введение

Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни.

Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности – от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации - деятельности, направленной на то, что бы люди ответственней относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.

Важный метод укрепления здоровья населения – это обучение граждан здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества.

Поэтому пропаганда формирования здорового образа жизни населения требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств, с широким использованием средств массовой информации - печати, радио, телевидения и др.













Здоровье, его составляющие

Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов[1].

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, в его основе биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития[2]. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, в его основе лежат морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции[2].

Психологическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения[2].

Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе[2].

Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как она связана с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни[5].

Индивидуальное здоровье оценивается по субъективным (самочувствие, самооценка) и объективным (отклонение от нормы, отяжеленная наследственность, наличие генетического риска, резервные возможности, физическое и психическое состояние) критериям.

При комплексной оценке индивидуального здоровья население подразделяется на группы здоровья[3]:

  • 1 группа – здоровые лица (не болевшие в течение года или редко обращающиеся к врачу без потери трудоспособности);

  • 2 группа – практически здоровые лица с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями или редко болевшие в течение года (единичные случаи острых заболеваний);

  • 3 группа – больные с частыми острыми заболеваниями (более 4х случаев и 40 дней нетрудоспособности в году);

  • 4 группа – больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (компенсированное состояние);

  • 5 группа – больные с обострением длительно текущих заболеваний (субкомпенсированное состояние).

Факторы риска – это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

В отличие от непосредственных причин возникновения и развития заболеваний, факторы риска создают неблагоприятный фон, т.е. способствуют возникновению и развитию заболевания. Однако следует учитывать, что эти категории тесно взаимосвязаны друг с другом.



ВОЗ определила, что влияние факторов определяющих здоровье соотносится в следующей пропорции[4]:

  • на долю образа жизни приходится 50-55%;

  • на внутренние наследственно-биологические факторы (предрасположенность к наследственным заболеваниям) - 18-22%;

  • на факторы окружающей среды (загрязнение воздуха, воды, почвы канцерогенными и другими вредными веществами, резкая смена атмосферных явлений, радиационное излучение, географическое расположение местности) - 17-20%;

  • уровень развития ЗО (обеспечение населения лекарственными препаратами, качество и своевременность оказания медицинской помощи, развитие материально- технической базы, проведение профилактических мероприятий) - 8-12 процентов.

Рис.1. Группы факторов, влияющих на здоровье







С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки[1]:

— индивидуальное здоровье человека — естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

— здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

— индивидуальное здоровье человека — это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);

— здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев).

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).













Понятие о здоровом образе жизни, его составляющие

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья[1]. ЗОЖ – это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек[7].

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Элементы здорового образа жизни[1,2]:

  • Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков.

  • Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.

  • Отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя.

  • Здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов.

  • Движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей.

  • Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни[5]:

  • эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

  • интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

  • духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их.

  • oптимизм.

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях[3]:

  1. Cоциальном: пропаганда, информационно-просветительская работа;

  2. Инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

  3. Личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

Составляющими ЗОЖ являются (рис.2.): оптимальное отношение и чередование (режим) труда и отдыха; рациональное питание; организация сна; оптимальная двигательная активность; отказ от вредных привычек; соблюдение правил личной гигиены и закаливание; культура межличностных отношений.

Рис.2. Составляющие ЗОЖ

Рис.3. Основы ЗОЖ























Заключение

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.



















Список использованной литературы

  1. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 528 с.

  2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для вузов. – 3-е изд. – М: Академия, 2004. – 480 с.

  3. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.

  4. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифорова. — СПб. Питер, 2006. — 607 с: ил.

  5. Яблоков А. В. Здоровье человека и окружающая среда. — М. 2007. — 186 с.