СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Дзержинский педагогический колледж»









Сообщение на тему:

«Жизнь и творчество Чернышевского Н.Г.»

(учебная дисциплина: «Основы философии»)
студентки группы ПНК-3Б
Печкуровой Татьяны Алексеевны








Проверил:
Бойцова Елена Викторовна,
преподаватель философии








Дзержинск 2021




Публицист и писатель, философ-материалист и ученый, революционер-демократ, теоретик критического утопического социализма, Николай Гаврилович Чернышевский был личностью выдающейся, оставившей заметный след в развитии социальной философии и литературоведения, и самой литературы.

Революционер Николай Чернышевский родился в семье священника 24 июля 1828 года. Его отец был протоиереем саратовского Александро-Невского кафедрального собора. Мать Чернышевского тоже происходила из семьи священников.

Первое образование разночинец Чернышевский получил дома, совсем как дворянские дети. Отец писателя был очень начитанным, умным, разносторонне образованным человеком. Поэтому денег на образование не жалел и даже приставил к сыну гувернёра-француза. Невероятная тяга к знаниям отличала Николая Гавриловича Чернышевского с самого раннего детства. Современники вспоминали о Чернышевском как о мальчике с книгой, у которого найдётся ответ даже на самый сложный вопрос.

В возрасте 15 лет Николай Чернышевский поступил в духовную семинарию города Саратова. В семинарии он был не просто лучшим на курсе. Он сильно превосходил знаниями своих однокурсников. Но жажда знаний заставляла его находить время и для самообразования. История, география, теория словесности, иностранные языки – всё это Чернышевский изучал самостоятельно. Кстати, иностранных языков он знал 8.

Духовную семинарию Чернышевский не закончил. Он уехал из родного города и поступил на историко-филологическое отделение Санкт-Петербургского университета. В студенческие годы главными увлечениями Чернышевского были литература, история и философия.

Он увлекался трудами Гегеля и Фейербаха. На мировоззрение Чернышевского повлияли идеи французских и немецких материалистов и просветителей. Например, у Гегеля одной из главных идей является идея о постоянном развитии и обновлении мира.

За годы учебы в университете (1846 — 50) были выработаны основы мировоззрения, сложилось убеждение в необходимости революции в России. Чернышевский сознательно готовил себя к революционной деятельности: «… я стал по убеждениям в конечной цели человечества решительно партизаном социалистов и коммунистов и крайних республиканцев…» В университете делает первые попытки писать художественные произведения. После окончания университета и кратковременной работы в качестве преподавателя в кадетском корпусе получает назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 приступает к работе. «Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгой…», — пишет он в 1853 году. На занятиях он внушает молодежи мысли о необходимости отмены крепостного права, введения политических свобод и др. В Саратове женится на дочери Васильева, Ольге Сократовне, в лице которой нашел единомышленницу. В 1853 переезжает в Петербург, сначала сотрудничает в «Отечественных записках», но переходит в журнал «Современник», познакомившись с Н. Некрасовым, который оценил революционные взгляды молодого критика и его широкую образованность. Одна за другой появляются в журнале его критические статьи. Параллельно с работой Чернышевский готовится к защите магической диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которая в среде университетских чиновников была воспринята как революционное выступление. Либеральные идеологи выступили в журналах с критикой материалистической эстетики Чернышевского. Диссертация была утверждена только через три с половиной года.

Взгляды Чернышевского на брак были по-настоящему революционными. Он был яростным сторонником женской эмансипации. «Женщина должна быть равна с мужчиной. До сих пор этого не было. Женщина всегда была рабою. Жена должна быть равна мужу», – записал он в альбоме своей невесты. Чернышевский считал, что его жена – свободный человек, который имеет право на всё, включая супружескую измену. В одном из писем жене он напишет: «Ты знаешь, моя милая, что для меня самое лучшее то, что для тебя лучше. Ты умнее меня, мой друг, и потому я во всем с готовностью и радостью принимаю твоё решение. Об одном только прошу тебя, будь спокойна и весела, не унывай, не тоскуй; одно – это важно, остальное всё – вздор».

Первые литературные произведения будущий автор романа «Что делать?» начал писать в конце 1840-х. Переехав в 1853 году в Северную столицу, Чернышевский публиковал небольшие статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках». Через год, окончательно покончив с карьерой учителя, Чернышевский пришел в «Современник» и уже в 1855-м стал фактически руководить журналом наряду с Некрасовым. Николай Чернышевский был одним из идеологов превращения журнала в трибуну революционной демократии, что отвернуло от «Современника» ряд авторов, среди которых были Тургенев, Толстой и Григорович. При этом Чернышевский всячески поддерживал Добролюбова, которого в 1856-м привлек в журнал и передал ему руководство отделом критики. С Добролюбовым Чернышевского связывала не только общая работа в «Современнике», но и схожесть ряда социальных концепций, один из самых ярких примеров — педагогические идеи обоих философов.

В 1855 году Чернышевский представил к защите свою знаменитую диссертацию «Эстетическое отношение искусства к действительности». В ней рассматривались ключевые вопросы эстетики: о сущности прекрасного, назначении искусства и соотношении прекрасного в искусстве и в жизни.

Чернышевский утверждал, что роль искусства – воспроизводить жизнь. Он отрицал теорию чистого искусства, искусства ради искусства. «Прекрасное есть жизнь», – гласила его формула. «Истинная, величайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством».

Многие идеи Чернышевского показались научному совету слишком революционными и даже крамольными. Права на защиту диссертации молодому учёному пришлось долго добиваться. Но степени магистра после защиты диссертации Чернышевский не получил.  Присвоили её только почти четыре года спустя специальным министерским указом.

А сама диссертация пользовалась безумной популярностью у образованной части общества. Изложенные в ней идеи сильно повлияли на многих писателей и художников. Например, художников-передвижников.

Научная карьера Чернышевского не сложилась, а вот журналистская пошла в гору. Очень скоро Чернышевский стал знаменитым публицистом и литературным критиком. Именно ему принадлежит термин «диалектика души» в творчестве Толстого. Первые статьи Чернышевского публиковались в газете «Санкт-Петербургские ведомости» и «Отечественные записки».

В 1862 году Чернышевский не только написал целый ряд статей, критикующих крестьянскую реформу. Он стал автором прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Прокламации предназначались для народа, были написаны простым языком и разъясняли, чем плоха реформа.

В июне 1862 года Чернышевского арестовали. Поводом для ареста послужило перехваченное письмо Александра Ивановича Герцена, в котором говорилось о готовности выпускать «Современник» в Европе вместе с Чернышевским. Чернышевского посадили в одиночную камеру Петропавловской крепости. Следствие длилось почти два года.

За это время в заключении Чернышевский написал свой знаменитый роман «Что делать?», который прошёл цензуру и был опубликован в «Современнике».

В феврале 1864 года Чернышевского признали виновным в связях с революционной эмиграцией и антиправительственной деятельности. Его приговорили к 14 годам каторги и вечной ссылке в Сибирь. Александр II уменьшил срок каторги до 7 лет.

Кроме того, Чернышевский был подвергнут процедуре гражданской казни. Ему надели на грудь табличку с надписью «государственный преступник», сломали над головой шпагу и на несколько часов приковали к столбу.

В Сибири, на каторге и ссылке, Чернышевский активно занимался литературной деятельностью. Он писал статьи, повести, пьесы и даже роман. Его жена на каторгу за писателем не последовала. Однажды она приехала к мужу на свидание, но Чернышевский умолял жену не мучиться, вернуться в Саратов и даже найти себе нового мужа. Но замуж Ольга Сократовна не вышла. И сыновей она растила в уважении к отцу.

Николай Гаврилович Чернышевский провёл в тюрьмах, на каторге и в ссылке около 20 лет. В 1874 году Чернышевскому было официально предложено освобождение. Для этого нужно было только написать прошение о помиловании. Принципиальный Чернышевский отказался просить милости.

В родной Саратов он вернулся только летом 1889 года. Во многом возвращению писателя домой способствовали хлопоты его сына.

Но жить Чернышевскому оставалось мало. Его здоровье было подорвано. Уже осенью тяжело заболел малярией и умер от кровоизлияния в мозг.

О жизни этого удивительного и очень принципиального человека можно сказать многое. Но лучше всего обратиться к словам самого Николая Гавриловича Чернышевского: «Одной честности мало для того, чтобы быть правым и полезным; нужна также последовательность в идеях».

Для своего времени, как и вся философия Чернышевского, она главным образом направлена против идеализма, религии, богословской морали.

В своих философских построениях Чернышевский пришел к выводу, что “человек любит прежде всего сам себя”. Он - эгоист, и эгоизм - побуждение, управляющее действиями человека.

И он указывает на исторические примеры человеческого бескорыстия и самопожертвования.

Исходя из фейербаховских абстрактных представлений о человеческой природе, Чернышевский полагал, что своей теорией разумного эгоизма он возвеличивает человека. Он требовал от человека, чтобы личные, индивидуальные интересы не расходились бы с общественными, не противоречили им, пользе и благу всего общества, а совпадали с ними, соответствовали им. Только такой разумный эгоизм он принимал и проповедовал. Он возвышал тех, кто хотел быть “вполне человеком”, кто, заботясь о собственном благосостоянии, любил и других людей, вел полезную для общества деятельность и стремился бороться против зла. Он рассматривал “теорию разумного эгоизма как моральную теорию “новых людей”.

19 мая состоялась церемония «гражданской казни» Чернышевского, целью которой было унизить его, предать публичному позору, но «казнь» превратилась в демонстрацию любви и преданности революционно настроенной молодежи своему учителю. Под конвоем он был отправлен в Сибирь. Каторгу отбывал в Кадаинском руднике и Александровском заводе, затем переведен в Вилюйск. В Сибири написал роман «Пролог».

Только в 1883 Александр III после неоднократных обращений ряда организаций и известных деятелей культуры разрешил его переезд в Астрахань. Резкая перемена климата сказалась на его здоровье, но он работает, появляются его статьи и переводы.

В 1889 Чернышевскому было разрешено вернуться в родной Саратов. Через пять месяцев после возвращения 17 октября (29 н.с.) 1889 Чернышевский скончался.

Н.Г. Чернышевский считал: “…Только те направления литературы достигают блестящего развития, которые возникают под влиянием идей сильных и живых, которые удовлетворяют настоятельным потребностям эпохи. У каждого века есть свое историческое дело, свои особенные стремления. Жизнь и славу нашего времени составляют два стремления, тесно связанные между собой и служащие дополнением одно другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни.”



Список использованных источников:

  1. Теория «разумного эгоиста» Н. Чернышевского [электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – режим доступа: https://studwood.ru/912389/filosofiya/teoriya_razumnogo_egoizma_chernyshevskogo, свободный

  2. Жизненный путь Н. Чернышевского [электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat-828.html, свободный

  3. Жизнь и творчество Н. Г. Чернышевского [электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – режим доступа: https://videouroki.net/video/13-n-g-chernyshevskij-zhizn-i-tvorchestvo.html, свободный

  4. Николай Чернышевский [электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – режим доступа: https://www.culture.ru/persons/8628/nikolai-chernyshevskii, свободный

  5. Чернышевский Николай Гаврилович [электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – режим доступа: https://ronl.org/doklady/biografii/57545/, свободный