Докучать – досаждать, надоедать
Докучная сказка – это ещё одна жемчужина, придумка русского народа. Докучные сказки сочинялись для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Главные особенности таких сказок является многократное повторение одного отрывка текста, развития сюжета не происходит, неожиданный конец.
Стог – большая высокая и округлая или с прямыми сторонами куча плотно уложенного сена, соломы или снопов.
- Не сказать ли тебе сказочку
про белого бычка? - Скажи! - Я скажи, ты скажи.
Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Не хочу! - Я не хочу, ты не хочешь.
Не сказать ли тебе сказочку
про белого бычка? - Отстань! - Я отстань, ты отстань.
Не сказать ли тебе сказочку
про белого бычка?
Жил-был Яшка, У него была красная рубашка, На поясе пряжка, На голове шапка, На шее тряпка, В руках – лыка связка. Хороша ли моя сказка?
Лыко – кусок коры липы, вяза, ивы, разделяемый на слои и узкие полоски.
Шёл я как-то через мост, Глядь – ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, Положил её на мост – Пусть ворона сохнет! Шёл опять я через мост, Глядь – ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, Положил её под мост – Пусть ворона мокнет!
Встал я со сна,
Вижу – сосна,
Лёг под сосну,
Дай, думаю, сосну.
Только стал засыпать –
Пора вставать.
Встал я со сна,
Вижу – сосна …
В некотором царстве, В некотором государстве Жил-был царь богатый: У него был двор, На дворе стоял кол, На колу висело мочало. Не сказать ли с начала?
Жил был медведь, да как начал реветь: "Мёду, мёду, дайте мёду, а то всех съем!" Испугались звери, побежали
к пчеле, рассказали про медведя. Услышала их пчела, она добрая была, пожалела зверей, вот и принесла медведю медок – целый горшок. Медведь мёд
съел, да как начал реветь:
"Мёду, мёду, дайте мёду,
а то всех съем!"
Испугались звери...
- Рассказать тебе сказку про сову? - Расскажи! - Хорошо! Слушай, не перебивай! Летела сова, весёлая голова. Вот она летела, летела, На берёзку села, Хвостиком повертела, По сторонам поглядела, Песенку спела и опять полетела. Вот она летела, летела, На берёзку села, Хвостиком повертела, По сторонам поглядела, Песенку спела и опять полетела… Сказывать ли дальше?
Жила-была бабка Да у самой речки. Захотелось бабке Искупаться в речке. И купила бабка Мыло и мочало. Эта песня хороша, Начинай сначала.
Стоит домишка пряничный, Изюмом разукрашенный, Блестит при свете месяца. Дверь из леденца,
Не сказать ли с конца?..
Плавал и плавал
у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась
у плотины…
Сказка рассказана
до половины.
Поймал бы я вам за хвост
карася…
Да жаль, что сказка
рассказана вся.
- Мы с тобой шли? - Шли!
- Сапог нашли? - Нашли! - Я тебе его дал? - Дал! - Ты его взял? - Взял! - А где же он? - Кто? - Да не кто, а что! - Что? - Сапог.
- Какой? - Ну такой! Мы с тобой шли? - Шли! - Сапог нашли? - Нашли.
- Жил-был старичок. Поехал
Жил-был старик.
на мельницу намолоть муки… - Ну, вот поманил,
У старика был колодец,
а не рассказываешь! - Кабы доехал, рассказал,
а в колодце-то елец.
а он, может, неделю проедет!
Тут и сказке конец.
Жили-были два павлина, Вот и сказки половина. Жили-были два гуся, Вот и сказка вся.
Села муха на варенье - вот и всё
стихотворенье.
Особенности докучных сказок
Многократный повтор одного отрывка текста
Нет развития сюжета
Неожиданный конец