Цикл мероприятий по теме: « Книга твой лучший друг» Байтуриной М.А., учителя географии МКОУ «Кулужбаевская О.О.Ш», декабрь 2016 год.
«Документальное повествование о хозяйственной жизни
башкир в 18 – начале 20 веков
Цель: Патриотическое воспитание.
Сегодня познакомимся с этнографической работой Янгузина Р.З. «Хозяйство башкир дореволюционной России», БКИ, Уфа, 1989 год.
Превращенные в 1798 году в военно - казачье сословие, башкиры были распределены по 12 кантонам. Территория современного Кунашакского района, его северо – западная часть, входила в состав Екатеринбурского уезда 2-го кантона. Основная часть территории района в 19 веке – Щадринский уезд, 3 –й башкирский кантон.1-2 кантон относились к Пермской губернии, остальные 10 кантонов относились к Оренбургской губернии.
2-й кантон состоял из Красноуфимского уезда – 18 деревень, с населением 2203 человек обоего пола и Екатеринбургского уезда – 35 деревень, с населением 5480 человек.( в среднем 145 человек в 1-й деревне)
3-й кантон Оренбургской губернии – Шадринский уезд – 50 деревень, с населением 6500 человек. ( в среднем 130 человек в 1-й деревне)
В начале 19 века скотоводство является главным видом хозяйства. А земледелие, хотя оно известно уже с 18 века, еще не стало главенствующей отраслью хозяйства.С наступлением весны башкиры со всем скотом и скарбом покидали деревню.Самая дальняя стоянка находилась на расстоянии 30- 35 км от деревни. Башкиры, имеющие небольшое количество скота, не уходили далеко от деревни. С наступлением холодов возвращались в деревню и зиму проводили в своих домах. Количество скота в хозяйствах башкир было различно. По архивным данным, в начале 19 века в Шадринском уезде:
«Достаточные» - имеют рогатого скота – от 50 до 100 голов.
Лошадей – от 300 до 400 голов.
«Средние»- имеют рогатого скота – от 20 до 40 голов.
Лошадей – от 100 до 200 голов.
«Бедные»- имеют рогатого скота – от 3до 15 голов.
Лошадей – от 10 до 20 голов.
Овец и коз держали для шитья зимней одежды, из шерсти валяли войлок (кейез). К числу домашних животных башкир надо отнести и двугорбых верблюдов. По официальным данным, в 1850 году у башкир Оренбургской губернии имелось 774 верблюда. Видимо, раньше их было гораздо больше. Во время русско – турейкой войны 1828 -1829 гг. башкиры представили более тысячи верблюдов для нужд армии. Кроме того, башкиры не раз обеспечивали верблюдами русские военные экспедиции в казахские степи. Интересно отметить, что башкиры верблюдов не навьючивали, а впрягали в телеги и сани. Они использовали их для перевозки груза при кочевках, руды на горные заводы, сена, дров.
Башкиры Оренбургской губернии торговали скотом в городах – Оренбург, Стерлитамак и в др. Башкиры 2 – го кантона продавали скот и проезжающим покупателям.
Особое место занимало пчеловодство. Некоторая часть башкир, скотоводческое хозяйство сочетала с земледелием. Так, в Екатеринбургском уезде перед уходом на кочевки и имеющие достаток распахивают землю до 5 и более, а маломощные же от 1 до 3 десятин. Сеяли яровую пшеницу, ячмень, овес. «Хлебов не только достает им для собственного довольствия, но при случае урожая продают избытки в Екатеринбурге и в заводах». Продажа хлеба объясняется еще и тем, что башкиры «в летнее время хлеба в пищу не употребляют, хлеб потребляют только зимой, ибо в пищевом рационе основную роль играли мясные и молочные продукты.
По мере дальнейшего развития и распространения земледелия башкиры сеяли следующие сельскохозяйственные культуры: рожь(арыш), гречиху( карабозай), просо( тары), горох(борсак), коноплю(киндер) и лен(етен).
Огородничество было развито слабо. Садоводства вообще не отмечалось.
В конце 18 века несколько деревень пользовались одной мельницей. В середине 19 века каждая более или менее крупная деревня имела свою мельницу.
В 1830 году, а особенно в 40- 50-е годы резко уменьшилось поголовье скота.
Это результат сокращения пастбищных угодий и увеличения плотности населения.
В середине 19 века на кочевки стали выезжать позднее, с 15 числа по старому стилю, после завершения сева. К периоду жатвы башкиры должны были вернуться к соим посевам.
В 1834 году военный губернатор В.А. Перовский запретил на хутора, башкирам выход на хутора, мотивируя тем, что они там оказываются вне надзора полиции и уклоняются от несения воинских повинностей.
В сущности, запретил кочевки т.к. губернатор приказал оставить со стадами лишь пастухов.
В дальнейшем от башкир требовали укрупнения деревень, по меньшей мере из 25- 30 дворов.
В конце 19 века редко можно было встретить одного хозяина 50- 100 голов лошадей, не говоря уже о крупном рогатом скоте. Теперь башкир, владеющий 20- 30 лошадьми считался богачом.
В начале 20 века богатые башкиры выходили на кочевки с 60-70 и даже 100 лошадей, крупного рогатого скота 7- 15 голов, несколько десяток голов овец.
Середняки – 3-15 лошадей, крупного рогатого скота 3- 8 коров.
Бедные – 1-2 лошади, 1 корова.
Кочевание уже было подчинено земледелию. После 10-15 мая башкиры отправлялись в свои кочевья, расположенные в 12-30 км от деревни.
В течение лета 2 раза возвращались на постоянное место жительства: для сенокоса и уборки хлебов.
В некоторых деревнях для присмотра за усадьбой, за птицей оставались пожилые люди.
Башкиры выезжали на кочевья вплоть до образования колхозов. В годы НЭПа в 1921-1929 гг. произошло некоторое увеличение скотоводческого хозяйства. В 1931 году башкиры в последний раз выходили кочевье.
С началом коллективизации башкиры окончательно перешли к оседлости.
Неурожаи трав и хлебов до революции периодически повторялись:
в 1864 году,
1874- 1875 годы,
1879 -1880 годы,
1889 -1890 годы,
1896 -1897 годы,
1906 -1910- 1911 годы.
Каждый раз неурожаи уносили десятки тысяч голов скота. Так, в своем отчете за 1811 год оренбургский губернатор писал: «Число скота уменьшилось почти вдвое». Большим бедствием явились «повальные болезни животных». В отчете за 1886 год в Оренбургской губернии всего от чумы пало 11040 голов скота. В следующем, 1887 году чума унесла 2357 голов скота, сибирская язва -1320 голов скота. В 1888 году падеж скота увеличился – 8360 голов. Кроме того от бескормицы только в одном Челябинском уезде пало 2687 лошадей. Зимой 1858 года от бескормицы, глубокого снега, буранов и морозов в полукочевых кантонах погибло 40 000 голов скота. В 1862 году -49 000. Кроме того, у башкир в транспортных работах ежегодно погибало до тысячи лошадей.
Известно, чтобы прокормить зимой одну лошадь, требовалось 8-9 га пастбищ, а для овцы 2-3 га. Недаром К. Маркс подчеркивал, что для скотоводства необитаемые просторы являются главным условием.
Башкиры, общая численность которых в конце 18- в начале 19 века составляла примерно 250 тысяч человек, прошли сложный путь хозяйственной эволюции. В 1862 году численность башкир – 563413 человек.
В течение первой половины 19 века в Башкирии увеличивается плотность населения за счет естественного прироста численности башкир и, главным образом, притока небашкирского населения из Поволжья, центральных и западных губерний России.
Положением от 2 июля 1865 года кантонная система управления в Башкирии была упразднена. Башкиры переводились в податное сословие. Вотчинное право башкир на принадлежащие им земли сохранилось. Башкиры теперь получали право неограниченной хозяйственной деятельности, свободного передвижения, найма и т.д.
10 февраля 1869 г был издан закон о новом размежевании башкирских земель, целью которого была подготовка условий для их дальнейших захватов казной, помещиками и чиновниками.
Цикл мероприятий по теме: « Книга твой лучший друг» Байтуриной М.А., учителя географии
МКОУ «Кулужбаевская О.О.Ш», декабрь 2016 год.
«В названиях деревень – история края».
Следующая из цикла « Книга твой лучший друг книга Д.Ш.Тагирова, Кунашак 2010 г В названиях деревень – история края.
д.Юлдашева(Забирова)
Самый ранний документ по деревне – запись о том, что в 1790 году жил в Юлдашева(Забирова) походный сотник Юлдашбай Атляков.
Вторая запись, о том в деревне жил 82 летний Исхак Юлдашев.
В 1841 году в деревне проживало 107 человек обоего пола. Вели скотоводческое хозяйство. Имели летние пастбища за 30 км от деревни, окрестности деревни Аминева.
В 1920- 1925 гг. в составе Аргаяшского кантона Карабольской волости.
Дворов – 49, мужчин -111 человек, женщин – 123.
Втрое название деревни по имени Забир. Это имя татарского миссионера, который прибыл в наши края для того, чтобы распространить Ислам среди башкир. Здесь остался жить, его потомки Мансуровы. В 1930 году был арестован его потомок Хажикай Мансуров. Его новый сосновый дом, крытый железным листом был построен в 1920 году. Дом украшен резбой тонкой работы. Его дом стал колхозной конторой, там же и располагалась изба – читальня. Затем дом был служебной квартирой для сельских специалистов. Дом Хажикая – муллы снесли 2012 году.
В деревне самый старый дом 1917 года постройки, дом жилой.
Д.Кулужбаева.
Первый документ по деревне датируется 1751 годом.
Здесь проживал сотник Колошбай Котлогильдин.
В 1841 году население деревни - 182 человека. Переселились из района города Верхний Уфалей.
В 1920- 1925 гг. в составе Аргаяшского кантона Карабольской волости.
Дворов – 57, мужчин -125 человек, женщин – 114.
Д.Ямантаева
Первый документ по деревне датируется 1751 годом.
Деревенским старшиной значится Емантай Урускозин.
В 1841 население деревни 101 человек.
В 1920- 1925 гг. в составе Аргаяшского кантона Карабольской волости.
Дворов – 19, мужчин -39 человек, женщин – 47.
Ыскайзы(Султанаева), входил в 3 –й башкирский кантон, 5 –я юрта.
В 1841 году в деревне проживало 110 человек обоего пола. Вели скотоводческое хозяйство. Имели летние пастбища.
В 1920- 1925 гг. в составе Аргаяшского кантона Карабольской волости.
Дворов – 48, мужчин -92 человек, женщин – 118.
Ыс – на башкирском языке – означает сажа. Это было тогда, когда совершали набеги на башкирские земли киргиз – кайсаки (казахи), грабили, угоняли скот.
Однажды зимой башкиры решили ждать казахов на берегу озера, заросшего тростником. Старейшины башкир посоветовали разжечь больше костров, чтоб подумали казахи, что здесь их ожидает большой отряд башкир. Не прошеные гости, увидели огни и поняли, что их сегодня ждут. Повернули разбойники – грабители назад. От костров огонь перекинулся на тростник. Озеро было черным от смолы ( ыс – куле). На озере до сих пор тростника много.