СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Документирование программных средств

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный методический материал предназначен для подготовки и проведения уроков при изучении  дисциплины "Инженерный подход к разработке программного обеспечения" специальности 09.02.03 "Программирование в компьютерных системах" СПО углубленной подготовки

Просмотр содержимого документа
«Документирование программных средств»

Документирование программных средств

Документирование программных средств

 Документация, создаваемая и используемая в процессе разработки программных средств   При разработке ПС создается и используется большой объем разнообразной документации. Она необходима как средство передачи информации между разработчиками ПС, как средство управления разработкой ПС и как средство передачи пользователям информации, необходимой для применения и сопровождения ПС. На создание этой документации приходится большая доля стоимости ПС.  Эту документацию можно разбить на две группы : документы управления разработкой ПС; документы, входящие в состав ПС.

Документация, создаваемая и используемая в процессе разработки программных средств

При разработке ПС создается и используется большой объем разнообразной документации. Она необходима как средство передачи информации между разработчиками ПС, как средство управления разработкой ПС и как средство передачи пользователям информации, необходимой для применения и сопровождения ПС. На создание этой документации приходится большая доля стоимости ПС.

Эту документацию можно разбить на две группы :

  • документы управления разработкой ПС;
  • документы, входящие в состав ПС.
 Документы управления разработкой ПС    управляют и протоколируют процессы разработки и сопровождения ПС, обеспечивая связи внутри коллектива разработчиков ПС и между коллективом разработчиков и  менеджерами ПС  - лицами, управляющими разработкой ПС. Эти документы могут быть следующих типов: планы, оценки, расписания.  Эти документы создаются менеджерами для прогнозирования и управления процессами разработки и сопровождения ПС. отчеты об использовании ресурсов в процессе разработки.  Создаются   менеджерами. стандарты.  Эти документы предписывают разработчикам, каким принципам, правилам, соглашениям они должны следовать в процессе разработки ПС. Эти стандарты могут быть как международными или национальными, так и специально созданными для организации, в которой ведется разработка ПС.

Документы управления разработкой ПС    управляют и протоколируют процессы разработки и сопровождения ПС, обеспечивая связи внутри коллектива разработчиков ПС и между коллективом разработчиков и  менеджерами ПС  - лицами, управляющими разработкой ПС. Эти документы могут быть следующих типов:

  • планы, оценки, расписания.  Эти документы создаются менеджерами для прогнозирования и управления процессами разработки и сопровождения ПС.
  • отчеты об использовании ресурсов в процессе разработки.  Создаются   менеджерами.
  • стандарты.  Эти документы предписывают разработчикам, каким принципам, правилам, соглашениям они должны следовать в процессе разработки ПС. Эти стандарты могут быть как международными или национальными, так и специально созданными для организации, в которой ведется разработка ПС.
рабочие документы.  Это основные технические документы, обеспечивающие связь между разработчиками. Они содержат фиксацию идей и проблем, возникающих в процессе разработки, описание используемых стратегий и подходов, а также рабочие (временные) версии документов, которые должны войти в ПС. заметки и переписка.  Эти документы фиксируют различные детали взаимодействия между менеджерами и разработчиками.  Документы, входящие в состав ПС   описывают программы ПС как с точки зрения их применения пользователями, так и с точки зрения их разработчиков и сопроводителей (в соответствии с назначением ПС). Эти документы будут использоваться не только на стадии эксплуатации ПС (в ее фазах применения и сопровождения), но и на стадии разработки для управления процессом разработки (вместе с рабочими документами) - они должны быть проверены (протестированы) на соответствие программам ПС.
  • рабочие документы.  Это основные технические документы, обеспечивающие связь между разработчиками. Они содержат фиксацию идей и проблем, возникающих в процессе разработки, описание используемых стратегий и подходов, а также рабочие (временные) версии документов, которые должны войти в ПС.
  • заметки и переписка.  Эти документы фиксируют различные детали взаимодействия между менеджерами и разработчиками.

Документы, входящие в состав ПС   описывают программы ПС как с точки зрения их применения пользователями, так и с точки зрения их разработчиков и сопроводителей (в соответствии с назначением ПС). Эти документы будут использоваться не только на стадии эксплуатации ПС (в ее фазах применения и сопровождения), но и на стадии разработки для управления процессом разработки (вместе с рабочими документами) - они должны быть проверены (протестированы) на соответствие программам ПС.

 Эти документы образуют два комплекта с разным назначением: пользовательская документация ПС (П-документация). документация по сопровождению ПС (С-документация).  Пользовательская документация программных средств  Пользовательская документация ПС  объясняет пользователям, как они должны действовать, чтобы применить разрабатываемое ПС. Она необходима, если ПС предполагает какое-либо взаимодействие с пользователями. К такой документации относятся документы, которыми должен руководствоваться пользователь при  инсталляции  ПС, при применении ПС для решения своих задач и при управлении ПС. Эти документы частично затрагивают вопросы сопровождения ПС, но не касаются вопросов, связанных с модификацией программ.

Эти документы образуют два комплекта с разным назначением:

  • пользовательская документация ПС (П-документация).
  • документация по сопровождению ПС (С-документация).

Пользовательская документация программных средств

Пользовательская документация ПС  объясняет пользователям, как они должны действовать, чтобы применить разрабатываемое ПС. Она необходима, если ПС предполагает какое-либо взаимодействие с пользователями. К такой документации относятся документы, которыми должен руководствоваться пользователь при  инсталляции  ПС, при применении ПС для решения своих задач и при управлении ПС. Эти документы частично затрагивают вопросы сопровождения ПС, но не касаются вопросов, связанных с модификацией программ.

 Поэтому различают две категории пользователей ПС: ординарных пользователей ПС и администраторов ПС.  Ординарный пользователь   ПС  использует ПС для решения своих задач (в своей предметной области). Это может быть инженер, проектирующий техническое устройство, или кассир, продающий железнодорожные билеты с помощью ПС. Он может и не знать многих деталей работы компьютера или принципов программирования.  Администратор ПС управляет использованием ПС ординарными пользователями и осуществляет сопровождение ПС, не связанное с модификацией программ. Например, он может регулировать права доступа к ПС между ординарными пользователями, поддерживать связь с поставщиками ПС или выполнять определенные действия, чтобы поддерживать ПС в рабочем состоянии, если оно включено как часть в другую систему.

Поэтому различают две категории пользователей ПС: ординарных пользователей ПС и администраторов ПС.  Ординарный пользователь   ПС  использует ПС для решения своих задач (в своей предметной области). Это может быть инженер, проектирующий техническое устройство, или кассир, продающий железнодорожные билеты с помощью ПС. Он может и не знать многих деталей работы компьютера или принципов программирования.  Администратор ПС управляет использованием ПС ординарными пользователями и осуществляет сопровождение ПС, не связанное с модификацией программ. Например, он может регулировать права доступа к ПС между ординарными пользователями, поддерживать связь с поставщиками ПС или выполнять определенные действия, чтобы поддерживать ПС в рабочем состоянии, если оно включено как часть в другую систему.

 Состав пользовательской документации зависит от аудиторий пользователей, на которые ориентировано разрабатываемое ПС, и от режима использования документов. Под  аудиторией  здесь понимается контингент пользователей ПС, у которого есть необходимость в определенной пользовательской документации ПС. Удачный пользовательский документ зависит от точного определения аудитории, для которой он предназначен. Пользовательская документация должна содержать информацию, необходимую для каждой аудитории. Под  режимом использования  документа понимается способ, определяющий, каким образом используется этот документ. Обычно пользователю достаточно больших программных систем требуются либо документы для изучения ПС (использование в виде  инструкции ), либо для уточнения некоторой информации (использование в виде  справочника ).

Состав пользовательской документации зависит от аудиторий пользователей, на которые ориентировано разрабатываемое ПС, и от режима использования документов. Под  аудиторией  здесь понимается контингент пользователей ПС, у которого есть необходимость в определенной пользовательской документации ПС. Удачный пользовательский документ зависит от точного определения аудитории, для которой он предназначен. Пользовательская документация должна содержать информацию, необходимую для каждой аудитории. Под  режимом использования  документа понимается способ, определяющий, каким образом используется этот документ. Обычно пользователю достаточно больших программных систем требуются либо документы для изучения ПС (использование в виде  инструкции ), либо для уточнения некоторой информации (использование в виде  справочника ).

 Типичным является следующий состав пользовательской документации : Общее функциональное описание ПС . Дает краткую характеристику функциональных возможностей ПС. Предназначено для пользователей, которые должны решить, насколько необходимо им данное ПС. Руководство по инсталяции ПС . Предназначено для администраторов ПС. Оно должно детально предписывать, как устанавливать системы в конкретной среде, в частности, должно содержать описание компьютерно-считываемого носителя, на котором поставляется ПС, файлы, представляющие ПС, и требования к минимальной конфигурации аппаратуры. Инструкция по применению ПС.  Предназначена для ординарных пользователей. Содержит необходимую информацию по применению ПС, организованную в форме удобной для ее изучения.

Типичным является следующий состав пользовательской документации :

  • Общее функциональное описание ПС . Дает краткую характеристику функциональных возможностей ПС. Предназначено для пользователей, которые должны решить, насколько необходимо им данное ПС.
  • Руководство по инсталяции ПС . Предназначено для администраторов ПС. Оно должно детально предписывать, как устанавливать системы в конкретной среде, в частности, должно содержать описание компьютерно-считываемого носителя, на котором поставляется ПС, файлы, представляющие ПС, и требования к минимальной конфигурации аппаратуры.
  • Инструкция по применению ПС.  Предназначена для ординарных пользователей. Содержит необходимую информацию по применению ПС, организованную в форме удобной для ее изучения.
Справочник по применению ПС . Предназначен для ординарных пользователей. Содержит необходимую информацию по применению ПС, организованную в форме удобной для избирательного поиска отдельных деталей. Руководство по управлению ПС . Предназначено для администраторов ПС. Оно должно описывать сообщения, генерируемые, когда ПС взаимодействует с другими системами, и как должен реагировать администратор на эти сообщения. Кроме того, если ПС использует системную аппаратуру, этот документ может объяснять, как сопровождать эту аппаратуру.  Разработка пользовательской документации начинается сразу после создания внешнего описания. Документация должна быть достаточно проста и удобна для пользователя.
  • Справочник по применению ПС . Предназначен для ординарных пользователей. Содержит необходимую информацию по применению ПС, организованную в форме удобной для избирательного поиска отдельных деталей.
  • Руководство по управлению ПС . Предназначено для администраторов ПС. Оно должно описывать сообщения, генерируемые, когда ПС взаимодействует с другими системами, и как должен реагировать администратор на эти сообщения. Кроме того, если ПС использует системную аппаратуру, этот документ может объяснять, как сопровождать эту аппаратуру.

Разработка пользовательской документации начинается сразу после создания внешнего описания. Документация должна быть достаточно проста и удобна для пользователя.

 Для обеспечения качества пользовательской документации разработан ряд стандартов, в которых предписывается порядок разработки этой документации, формулируются требования к каждому виду пользовательских документов и определяются их структура и содержание. Документация по сопровождению программных средств  Документация по сопровождению ПС  описывает ПС с точки зрения ее разработки. Эта документация необходима, если ПС предполагает изучение того, как оно устроена (сконструирована), и модернизацию его программ.  Сопровождение - это продолжающаяся разработка.

Для обеспечения качества пользовательской документации разработан ряд стандартов, в которых предписывается порядок разработки этой документации, формулируются требования к каждому виду пользовательских документов и определяются их структура и содержание.

Документация по сопровождению программных средств

Документация по сопровождению ПС  описывает ПС с точки зрения ее разработки. Эта документация необходима, если ПС предполагает изучение того, как оно устроена (сконструирована), и модернизацию его программ.

Сопровождение - это продолжающаяся разработка.

Поэтому при модернизации ПС к этой работе привлекается специальная команда разработчиков-сопроводителей. Этой команде будет иметь дело с такой же документацией, которая определяла деятельность команды первоначальных (основных) разработчиков ПС, - с той лишь разницей, что эта документация для команды разработчиков-сопроводителей будет чужой (она создавалась другой командой). Чтобы понять строение и процесс разработки модернизируемого ПС, команда разработчиков-сопроводителей должна изучить эту документацию, а затем внести в нее необходимые изменения, повторяя в значительной степени технологические процессы, с помощью которых создавалось первоначальное ПС.

Поэтому при модернизации ПС к этой работе привлекается специальная команда разработчиков-сопроводителей. Этой команде будет иметь дело с такой же документацией, которая определяла деятельность команды первоначальных (основных) разработчиков ПС, - с той лишь разницей, что эта документация для команды разработчиков-сопроводителей будет чужой (она создавалась другой командой). Чтобы понять строение и процесс разработки модернизируемого ПС, команда разработчиков-сопроводителей должна изучить эту документацию, а затем внести в нее необходимые изменения, повторяя в значительной степени технологические процессы, с помощью которых создавалось первоначальное ПС.

 Документация по сопровождению ПС можно разбить на две группы: документация, определяющая строение программ и структур данных ПС и технологию их разработки; документацию, помогающую вносить изменения в ПС.  Документация первой группы содержит итоговые документы каждого технологического этапа разработки ПС. Она включает следующие документы: внешнее описание ПС; описание архитектуры ПС, включая внешнюю спецификацию каждой ее программы (подсистемы); для каждой программы ПС - описание ее модульной структуры, включая внешнюю спецификацию каждого включенного в нее модуля; для каждого модуля - его спецификация и описание его строения;

Документация по сопровождению ПС можно разбить на две группы:

  • документация, определяющая строение программ и структур данных ПС и технологию их разработки;
  • документацию, помогающую вносить изменения в ПС.

Документация первой группы содержит итоговые документы каждого технологического этапа разработки ПС. Она включает следующие документы:

  • внешнее описание ПС;
  • описание архитектуры ПС, включая внешнюю спецификацию каждой ее программы (подсистемы);
  • для каждой программы ПС - описание ее модульной структуры, включая внешнюю спецификацию каждого включенного в нее модуля;
  • для каждого модуля - его спецификация и описание его строения;
тексты модулей на выбранном языке программирования; документы установления достоверности ПС, описывающие, как устанавливалась достоверность каждой программы ПС и как информация об установлении достоверности связывалась с требованиями к ПС.  Документы установления достоверности ПС включают, прежде всего, документацию по тестированию (схема тестирования и описание комплекта тестов), но могут включать и результаты других видов проверки ПС, например, доказательства свойств программ. Для обеспечения приемлемого качества этой документации необходимо следовать общепринятым рекомендациям и стандартам.  Документация второй группы содержит руководство по сопровождению ПС , которое описывает особенности реализации ПС и как учтены возможности развития ПС в его строении (конструкции). 
  • тексты модулей на выбранном языке программирования;
  • документы установления достоверности ПС, описывающие, как устанавливалась достоверность каждой программы ПС и как информация об установлении достоверности связывалась с требованиями к ПС.

Документы установления достоверности ПС включают, прежде всего, документацию по тестированию (схема тестирования и описание комплекта тестов), но могут включать и результаты других видов проверки ПС, например, доказательства свойств программ. Для обеспечения приемлемого качества этой документации необходимо следовать общепринятым рекомендациям и стандартам.

Документация второй группы содержит руководство по сопровождению ПС , которое описывает особенности реализации ПС и как учтены возможности развития ПС в его строении (конструкции). 

Общая проблема сопровождения ПС - обеспечить, чтобы все его представления были согласованными, когда ПС изменяется. Чтобы этому помочь, связи и зависимости между документами и их частями должны быть отражены в руководстве по сопровождению, и зафиксированы в базе данных управления конфигурацией.

Общая проблема сопровождения ПС - обеспечить, чтобы все его представления были согласованными, когда ПС изменяется. Чтобы этому помочь, связи и зависимости между документами и их частями должны быть отражены в руководстве по сопровождению, и зафиксированы в базе данных управления конфигурацией.