СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОЛБИК Е. Е. Урок "Синтаксический разбор сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными частями. Обобщение изученного о сложноподчинённом предложении " РЯиЛ 2012-1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОЛБИК Е. Е. Урок "Синтаксический разбор сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными частями. Обобщение изученного о сложноподчинённом предложении " РЯиЛ 2012-1»

Урок 44. Синтаксический разбор сложноподчинённых предложений

с несколькими придаточными частями.

Обобщение изученного о сложноподчинённом предложении (с. 162—169)

Цели урока: ознакомить с порядком р: бора сложноподчинённых предложений с сколькими придаточными частями, дать образец устного и письменного разбора так предложений; закрепить умение анализировать структуру сложноподчинённых предложен: с несколькими придаточными, строить схемы сложноподчинённых предложений с последовательным, однородным, параллельным подчинением и их комбинированием, состав.— предложения по предложенным схемам; систематизировать знания учащихся о сложноподчинённом предложении и правилах постановки знаков препинания в СПП.

Основные этапы урока

  1. Проверка домашнего задания.

Правильность выполнения упражнения 244 проверяется по ключу, записанному доске.

  1. [Обет, врем., (с. когда ...) и ( ), ...]. СПП с однородными придаточными временными.

  2. (Если ...) и ('^ГоТ^^гак'Г']. СПП с одно­родными придаточными условными.

  3. [... глаг.], (с. сл. как ...) и ( ). СПП с одно­родными придаточными изъяснительными.

  4. [Обст, врем7,Ткюгда 7^~af~), (с. когда ...), ...]. СПП с однородными придаточными вре­менными.

  5. [Гла£]ГЬ или ( ). СПП с однородными придаточными изъяснительными.

По желанию зачитываются сочинения по началу (упр. 242).

  1. Ознакомление с порядком и образцом синтаксического разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными частями (с. 162—163 учебника).

  2. Закрепление навыков синтаксического разбора.

  1. Коллективный разбор предложения 5 из упражнения 248 (на доске и в тетрадях).

[Ведь она была доброй!1, (несмотря на то что всегда глядела исподлобья сердитыми, при­дирчивыми глазами)2 и (губы у неё, (когда она молчала)4, были плотно и властно сжаты )3, (словно наглухо прибиты одна к другой)ь.

Г"], (несмотря на то что ...) и (,..~Г(с. когда ...), ^Г), (словно ~).

Сложноподчинённое предложение с одно­родным, последовательным и параллельным подчинением. Однородные придаточные 2 и 3 относятся ко всей главной части, присоеди­няются союзом несмотря на то что (в при­даточной 3 союз опускается) и являются при­даточными уступительными. Придаточная 4 относится к придаточной 3, присоединяется союзом когда и является придаточной времен­ной. Придаточная 5 относится к придаточной 3, присоединяется союзом словно и является придаточной сравнительной.

  1. Нахождение СПП с несколькими прида­точными из упражнения 251 (устно).

  2. Групповая работа: каждой группе пред­лагается построить схемы одного СПП с не­сколькими придаточными из упражнения 251 (по выбору или по указанию учителя), опреде­лить виды придаточных частей.

  1. Семиотиканаука о том, как в че­ловеческом обществе происходит общение, с помощью каких средств может передаваться информация, как устроены, эти средства сами по себе, как они применяются, каким измене­ниям они подвержены.

[... о том], (с. сл. как ...), (какой ...), (с. сл.

к&к ...), (с. слПРак ...), (какой ...). СПП с одно­родным подчинением (придаточные изъясни­тельные).

  1. Если расчленить этот смысл на эле­менты и найти, какими средствами выражен каждый из них, перед нами окажутся знаки.

(Если ... глаг”.), (какойГ37~Р]. СПП с по­следовательным подчинением (придаточная 1-й степени — условная, 2-й степени — изъясни­тельная).

  1. Ясно, что такие системы могут функ­ционировать в обществе, в котором происхо­дит демонстративная эмансипация женщин.

[Предикат, нареч.], (с. что ... сущ ), (кото- рый ...). СПП с последовательным подчинением (придаточная 1-й степени —- изъяснительная, 2-й степени — определительная).

  1. Очевидно, однако, что, сколь бы разным культурам ни принадлежали люди, для них всегда сохраняется потенциальная возмож­ность взаимопонимания.

[Предикат, нареч.], (с. что, (сколь бы ни СПП с последовательным подчинением (придаточная 1-й степени — изъяснительная,

  1. й степени — уступительная).

На последнее предложение следует обратить особое внимание, так как необходимо проком­ментировать постановку знаков препинания на стыке союза что и союзного слова сколь бы ни. Можно предложить учащимся трансформи­ровать предложение таким образом, чтобы за­пятая на стыке союзов не ставилась. Сравните: [Предикат, нареч.], (с. что (сколь бы ни ...), но...).

  1. Сообщение «Система приветствий» (ин­дивидуальное домашнее задание).

  2. Проверочная работа (по вариантам) на материале упражнений 248, 249.

Задания для всех вариантов:

  1. Построить схему СПП с несколькими придаточными, определить виды придаточных частей.

  2. Закончить предложение.

Каждому варианту — по одному предложе­нию из указанных упражнений.

Упражнение 248.

глаг.], (с. что, (с. когда ...), “Г.. сущ.), (который ...). СПП с последовательным и па­раллельным подчинением.

2^[... глаг.], (чтоб ... глаг.), (с. сл. когда ...), и (чтоб ...). СПП с однородным и последова­тельным подчинением.

31 (С. когда ...), [предикат, нареч.], (с. сл. как ... )!Tt)- СПП с параллельным и однород­ным подчинением.

В. Я узнал1, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле3, и нанес ла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба2.



[... о том], (с. сл. как ...), (чтобы ...),

(чтобы ...). СПП с последовательным и одно­родным подчинением.

  1. Домашнее задание: подготовить учебное сообщение о строении СПП с несколькими при­даточными (упр. 246) и упражнения 245 (без дополнительного задания), 247, 250 (по выбо­ру учащихся); на поощрительную отметку — дополнительные задания из упражнения 245; подготовка к контрольному диктанту.

Урок 45. Контрольный диктант с грамматическим заданием

Цели урока: проверить уровень сформи­рованное™ правописных (орфографических и пунктуационных) и учебно-языковых умений и навыков учащихся.

Для проведения диктанта рекомендуется использовать «Сборник экзаменационных ма­териалов по русскому языку для общеобразо­вательных учреждений (уровень общего базо­вого образования): тексты диктантов / сост. Е. Е. Долбик [и др.]. — Минск : НПО; Авер- сэв, 2011». Текст подбирается по усмотрению учителя. Предлагаем один из вариантов текста и заданий к нему — текст «Увидеть осень» на с. 56.

Разноуровневые грамматические задания

(выполняются последовательно)

  1. Приведите из текста пример сложнопод­чинённого предложения с несколькими прида­точными частями.

  2. Постройте схему СПП с несколькими придаточными, определите вид подчинения.

  3. Определите виды придаточных частей в этом сложноподчинённом предложении.

  4. Какой вид СПП с несколькими придаточ­ными отсутствует в тексте?

  5. По теме текста придумайте предложе­ние с таким видом подчинения придаточных частей.

Образец выполнения грамматических заданий

  1. А. Для того чтобы увидеть по- настоящему1, надо убедить себя2, что ты ви­дишь это впервые в жизни3.

Б. Это помогло мне пристальнее всмо­треться и увидеть многое1, чего я не видел раньше2, когда осень проходила, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах3.

  1. А. (Для того чтобы ...1), [... глаг.2], (с. что ...3). СПП с параллельным подчинением.

Б. [... многое1], (с. сл. что ... обет, ъретя2). (с. когда ...3). СПП с последовательным под­чинением.

. 3

В. [... глаг.1], (с.~что ... сущ., (какой ...2). СПП с последовательным подчинением.

  1. А. Придаточная 1 — целевая, придаточ­ная 3 — изъяснительная.

Б. Придаточная 2 — определительная, при­даточная 3 — уточняющая времени.

В. Придаточная 2 — изъяснительная, при­даточная 3 — определительная.

  1. СПП с однородным подчинением.

  2. Я увидел, как золотилась листва, как мягкость красок сменялась блеском, как мо крые леса загорались вдали.

[... глаг.1], (с. сл. как ...2), (с. сл. как ...3), (с. сл'ГгРак ...4). Однородные придаточные изъ­яснительные.