СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОЛБИК Е. Е. Урок "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" РЯиЛ 2012-2

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОЛБИК Е. Е. Урок "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" РЯиЛ 2012-2»

Примерные сценарии уроков по русскому языку в IX классе учреждений общего среднего образования

(Продолжение. Начало в № 8—12 за 2011 г.)


Урок 48. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (§ 31)

Цели урока: ознакомить с основными пра­вилами постановки двоеточия в бессоюзных предложениях; формировать умение опреде­лять смысловые отношения между частями и на этой основе правильно выбирать знак пре­пинания, интонировать бессоюзные предложе­ния; преобразовывать бессоюзные предложения в синонимичные союзные на основе общности значения; повторить основные случаи поста­новки двоеточия в простом предложении, в предложениях с прямой речью.

Основные этапы урока

  1. Проверка домашнего задания.

У доски два человека графически объяс­няют орфограммы (упр. 260): полдень (пол- всегда слитно), отяжелевшие (тяжесть), бессильно, свешиваются (свешиваюсь), свешиваются (что делают?) и т. д. Один человек выполняет морфемный разбор слов (упр. 261): шпр-\ом\ (существительное в творительном падеже); сравните: утр-ом1 (наречие, утро — утром)', Iw ukom (босойбосиком). В это вре­мя обсуждается использование БСП в пейзажных зарисовках, для отражения состояния че­ловека, зачитываются (по желанию) описания летнего утра (упр. 261).

И. Наблюдение над языковым материалом (упр. 264).

Особое внимание следует уделить отработке умения правильно интонировать бессоюзные предложения (особенности предупредительной интонации описаны в задании к упражнению) Можно предложить ребятам элементы ролевой игры: представьте себе, что вы учитель; по старайтесь прочитать бессоюзные предложения так, чтобы ваши ученики правильно поста­вили знак препинания между частями БСП е не допустили ошибок в диктанте. Определяем смысловые отношения между частями и делаем выводы, в каких случаях в БСП ставится тире ( 1) вторая часть называет причину того, о чём говорится в первой части; 2) во второй части поясняется, раскрывается содержание первой части; 3) между частями изъяснительные отно­шения; 4) во второй части содержится вопрос).

В качестве сопутствующего повторения вы­ясняем грамматический статус выделенных слов: самой реки — форма родительного паде­жа единственного числа женского рода опре­делительного местоимения сам (сама река): этот самый Белогорск — форма именительно­го падежа единственного числа мужского рода определительного местоимения самый.

  1. Систематизация и уточнение сделанных выводов на основе ознакомления с материалом параграфа (пунктуационные правила на с. 177— 178). Обращаем внимание учащихся на «под­сказки», помогающие определить смысловые отношения между частями (возможность подста­новки союзов потому что, а именно, что, слое и увидел, что, и услышал, что). Коллективно (на доске и в тетрадях) составляется таблица «Двоеточие в БСП», в качестве примеров приво­дятся предложения из упражнения 265. Форму­лировки правил озвучиваются по таблице.

Схема пунктуационного правила

Пример

а именно 1. [ ] : [пояснение].

Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не чёрным.

что 2. (]:[].

и увидел, что и услышал, что []:[]-

Доказано: хищник является необходимым звеном в механиз­ме природы.

Я стал осматриваться: это была огромная комната в пять окон.

потому что 3. [ ] : [причина].

Только в рыбачьей гавани в полдень оживлённо: уходят на лов рыбаки.

4. [ ] : [вопрос]?

Зададим себе прямой вопрос: растёт или не растёт на земле зло?




  1. Орфоэпическая пятиминутка: работа над произносительными нормами в словах, вы­несенных в рамочку (купе [пэ], но купейный [п'э] — купейный вагон, темп [тэ], лазер [зэ]); правильная постановка ударения в словах на­чать, начал, начала, начало, начал, начат, начата, начато, начаты, начатый, начатая, начатые, начав, начавший.

  2. Закрепление материала (работа в груп­пах — упр. 266).

Каждой из четырёх групп предлагается пре­образовать два простых предложения в БСП, определить смысловые отношения между ча­стями, прочитать с соответствующей интона­цией, правильно расставить знаки препинания, объяснить орфограммы.

  1. Гляжу в окно: огромное солнце уходит в эту минуту куда-то в пески Ливийской пу­стыни. БСП с изъяснительными отношениями между частями.

и вижу, что

[]:[]•

  1. Сзади послышался гул, грохот: обвалив­шаяся сверху льдина ударилась о подножье, разорвалась шрапнелью. БСП с пояснитель­ными отношениями между частями (отноше­ния можно квалифицировать и как причинно- следственные). а именно [ ] : [пояснение]. потому что [ ] : [причина].

  2. К утру в душе Литвинова созрело, на­конец, решение: он положил уехать в тот же день навстречу Татьяне. БСП с пояснительны­ми отношениями между частями.

а именно [ ] : [пояснение].

  1. Я оглянулся: это белая птица снялась с ветки и полетела. БСП с изъяснительными отношениями между частями.

и увидел, что []:[]•

  1. Повторение правил постановки двоето­чия в предложениях с однородными членами (упр. 267).

Сначала учащиеся самостоятельно чита­ют текст, затем коллективно определяется его тема (свёрнутое содержание) и подтемы, обе­спечивающие полноту раскрытия темы. Можно оформить наблюдения схематически:

Тема (красота местности)

подтема 2 краснолесье

подтема 3 чернолесье

подтема 4

разнообразие пород птиц

подтема 1

соединение воды с лесом

подтема 5 травы и цветы.





Зачитываются с соответствующей интона­цией БСП, комментируется постановка двое­точия.

Зачитываются предложения с однородными членами, объясняется пунктуационное оформ­ление этих предложений, коллективно состав­ляется таблица «Двоеточие в предложениях с однородными членами»

Двоеточие в предложениях с однородными членами

Схема пунктуационного правила

Пример

1. [О, как то: О, О, О — ...].

Все породы дерев смолистых, как то: сосна, ель, пихта и пр.называются красным лесом или краснолесьем.

' 2. [0: О и О].

К нему принадлежат ягодные деревья: черёмуха и рябина.



Обращаем внимание на то, что в соответ­ствии с Правилами русской орфографии и пунктуации. Полный академический справоч­ник» (М., 2007, с. 150) служебное слово как то (перед перечислением) пишется раздельно, в отличие от местоименного наречия как-то, которое пишется через дефис (как-то раз).

  1. Домашнее задание: упражнение 267 (задание 2 — подготовить учебное сообщение) и упражнение 268; индивидуальное опережаю­щее задание — подготовить доклад о выдаю­щемся русском языковеде А. А. Реформатском (на материале упр. 274 или по другим источ­никам, подобранным самостоятельно или по указанию учителя).

Урок 49. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (§ 31) (продолжение)

Цели урока: совершенствовать умение учащихся определять смысловые отношения между частями и на этой основе правильно выбирать знак препинания, интонировать бес­союзные предложения, преобразовывать бессо­юзные предложения в синонимичные союзные на основе общности значения, составлять пред­ложения по заданным характеристикам; систе­матизировать основные случаи употребления двоеточия; продемонстрировать возможность вариантной расстановки знаков препинания в сложных предложениях; развивать интерес к лингвистике, научному творчеству на примере личности А. А. Реформатского.

Основные этапы урока

  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивается учебное сообщение «Упо­требление двоеточия» (три ученика в соответ­ствии с тремя пунктами плана, дополнительно поощряются самостоятельно подобранные при­меры). Известное учащимся правило постанов­ки двоеточия в предложениях с прямой речью вносится в таблицу.




Схема пунктуационного правила

Пример

А: «П».

Учитель сказал: «Тема урокадвоеточие в бессоюз­ном сложном предложении».

А: «П?»

Учитель спросил: «Какое правило показалось вам наи­более трудным? »

А: «П!»

В конце урока учитель похвалил нас за работу: «Мо­лодцы!»





Правильность выполнения упражнения 268 проверяется учениками-консультантами.

  1. Закрепление знаний о синонимичных синтаксических конструкциях, умений рас­ставлять знаки препинания в сложных предло­жениях (упр. 269). На доске и в тетрадях вы­полняются схемы предложений, устно даётся их характеристика.

  1. [ ]: [ ]. БСП с изъяснительными отноше­ниями между частями.

[Предикат, нареч.], (с. что ...). СПП с при­даточной изъяснительной.

  1. [ ]: [ ]. БСП с изъяснительными отноше­ниями между частями.

[Глаг.], (с. что ...). СПП с придаточной изъяснительной.

[Вводи, слово, ...]. Простое предложение, осложнённое вводным словом.

  1. [ ]: [прямой вопрос]? БСП.

[Глаг.], (ли ...). СПП с придаточной изъяс­нительной.

  1. [Глаг.], (с. что ...). СПП с придаточной изъяснительной.

[ ]: [прямой вопрос]? БСП.

В БСП ли является вопросительной части­цей, в СПП — подчинительным союзом.

Особое внимание обращаем на пункты 3 и 4: пунктуационное оформление прямого и косвенного вопросов. Актуализация этих све­дений необходима для выполнения следующего упражнения.

  1. Преобразование союзных предложений в бессоюзные и наоборот (упр. 270).

В упражнении демонстрируется возмож­ность вариантного пунктуационного оформле­ния предложений, отражающего их строение.

В устной речи постановка тех или иных зна­ков препинания подсказывается интонацией, в письменной же речи возможно двоякое пункту­ационное оформление сложных предложений, во второй части которых содержится вопрос. Если мы квалифицируем такое предложение как бессоюзное, между частями ставится двое­точие, а в конце предложения вопросительный знак. Если же мы используем сложноподчинён­ное предложение, перед придаточной частью ставится запятая, а в конце предложения точка (косвенный вопрос).

По одной паре предложений из каждого пункта записывается на доске и комментиру­ется, остальные преобразования выполняются по вариантам.

Часто спорят: трусливы волки или от­важны?Часто спорят, трусливы волки или отважны.

Поглядываешь на часы и прислушиваешься, не шумит ли вдали электричка.Погляды­ваешь на часы и прислушиваешься: не шумит ли вдали электричка?

  1. Составление бессоюзных предложений по заданным характеристикам (упр. 271—272) — работа в группах по закреплению навыка по­становки двоеточия в БСП.

Упражнение 271:

  1. У Алины делается несчастное лицо: она получила плохую отметку.

  2. Анюта действительно делала большие успехи: она подготовила доклад на конкурс исследовательских работ.

  3. Теперь даже Марина не может ездить на хутор каждый день: дороги замело.

  4. А я думаю: лингвистика — интересней­шая наука!

  5. Часто он задавал себе один и тот же вопрос: в чём секрет грамотного письма?

Упражнение 272:

  1. Всюду стоял шум и гам: первоклашки верещали возле столовой, старшеклассники, перебивая друг друга, обсуждали последние со­бытия.

  2. На террасе был страшный беспорядок: плетёные стулья опрокинуты, стол сдвинут в сторону, в углуворох листьев.

  3. Картина восхитительная: перед домом цветник, чуть дальшепрекрасный парк.

  4. Вид с колокольни удивительно интерес­ный: справапшеничное поле, слевапруд.

  1. Наблюдение над функционированием БСП в научных текстах (упр. 273).

  2. Доклад о научной деятельности А. А. Ре­форматского (опережающее домашнее зада­ние), который целесообразно сопроводить по­казом портрета выдающегося языковеда.



  1. Домашнее задание: подобрать из худо­жественных или научных текстов примеры бес­союзных сложных предложений (с постановкой запятой, точки с запятой и двоеточия между частями).

5) [...сущ.], (с. сл когда...), (с. сл. когда...) и{),

(с. сл. когда...), а ( ).

  1. Домашнее задание: упражнение 242 или 244 (по выбору учащихся); индивидуальное

2) [... глаг.1], (с. что сущ., (который ...3), ...2) u~f"4). СПП с однородным и последователь­ным подчинением. Придаточные 2 и 4 — изъяс­нительные, придаточная 3 — определительная.

4) [^], (потому что, (с. ког£а~...3)^..2). СПП с последовательным подчинением. Прида­точная 2 — причинная, придаточная 3 — вре­менная. (На стыке союзов запятая ставится, так как вторая часть союза отсутствует.)