Примерные сценарии уроков по русскому языку в IX классе учреждений общего среднего образования
(Продолжение. Начало в № 8—12 за 2011 г.)
Урок 48. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (§ 31)
Цели урока: ознакомить с основными правилами постановки двоеточия в бессоюзных предложениях; формировать умение определять смысловые отношения между частями и на этой основе правильно выбирать знак препинания, интонировать бессоюзные предложения; преобразовывать бессоюзные предложения в синонимичные союзные на основе общности значения; повторить основные случаи постановки двоеточия в простом предложении, в предложениях с прямой речью.
Основные этапы урока
Проверка домашнего задания.
У доски два человека графически объясняют орфограммы (упр. 260): полдень (пол- всегда слитно), отяжелевшие (тяжесть), бессильно, свешиваются (свешиваюсь), свешиваются (что делают?) и т. д. Один человек выполняет морфемный разбор слов (упр. 261): шпр-\ом\ (существительное в творительном падеже); сравните: утр-ом1 (наречие, утро — утром)', Iw ukom (босой — босиком). В это время обсуждается использование БСП в пейзажных зарисовках, для отражения состояния человека, зачитываются (по желанию) описания летнего утра (упр. 261).
И. Наблюдение над языковым материалом (упр. 264).
Особое внимание следует уделить отработке умения правильно интонировать бессоюзные предложения (особенности предупредительной интонации описаны в задании к упражнению) Можно предложить ребятам элементы ролевой игры: представьте себе, что вы учитель; по старайтесь прочитать бессоюзные предложения так, чтобы ваши ученики правильно поставили знак препинания между частями БСП е не допустили ошибок в диктанте. Определяем смысловые отношения между частями и делаем выводы, в каких случаях в БСП ставится тире ( 1) вторая часть называет причину того, о чём говорится в первой части; 2) во второй части поясняется, раскрывается содержание первой части; 3) между частями изъяснительные отношения; 4) во второй части содержится вопрос).
В качестве сопутствующего повторения выясняем грамматический статус выделенных слов: самой реки — форма родительного падежа единственного числа женского рода определительного местоимения сам (сама река): этот самый Белогорск — форма именительного падежа единственного числа мужского рода определительного местоимения самый.
Систематизация и уточнение сделанных выводов на основе ознакомления с материалом параграфа (пунктуационные правила на с. 177— 178). Обращаем внимание учащихся на «подсказки», помогающие определить смысловые отношения между частями (возможность подстановки союзов потому что, а именно, что, слое и увидел, что, и услышал, что). Коллективно (на доске и в тетрадях) составляется таблица «Двоеточие в БСП», в качестве примеров приводятся предложения из упражнения 265. Формулировки правил озвучиваются по таблице.
Схема пунктуационного правила | Пример |
а именно 1. [ ] : [пояснение]. | Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не чёрным. |
что 2. (]:[]. и увидел, что и услышал, что []:[]- | Доказано: хищник является необходимым звеном в механизме природы. Я стал осматриваться: это была огромная комната в пять окон. |
потому что 3. [ ] : [причина]. | Только в рыбачьей гавани в полдень оживлённо: уходят на лов рыбаки. |
4. [ ] : [вопрос]? | Зададим себе прямой вопрос: растёт или не растёт на земле зло? |
Орфоэпическая пятиминутка: работа над произносительными нормами в словах, вынесенных в рамочку (купе [пэ], но купейный [п'э] — купейный вагон, темп [тэ], лазер [зэ]); правильная постановка ударения в словах начать, начал, начала, начало, начал, начат, начата, начато, начаты, начатый, начатая, начатые, начав, начавший.
Закрепление материала (работа в группах — упр. 266).
Каждой из четырёх групп предлагается преобразовать два простых предложения в БСП, определить смысловые отношения между частями, прочитать с соответствующей интонацией, правильно расставить знаки препинания, объяснить орфограммы.
Гляжу в окно: огромное солнце уходит в эту минуту куда-то в пески Ливийской пустыни. БСП с изъяснительными отношениями между частями.
и вижу, что
[]:[]•
Сзади послышался гул, грохот: обвалившаяся сверху льдина ударилась о подножье, разорвалась шрапнелью. БСП с пояснительными отношениями между частями (отношения можно квалифицировать и как причинно- следственные). а именно [ ] : [пояснение]. потому что [ ] : [причина].
К утру в душе Литвинова созрело, наконец, решение: он положил уехать в тот же день навстречу Татьяне. БСП с пояснительными отношениями между частями.
а именно [ ] : [пояснение].
Я оглянулся: это белая птица снялась с ветки и полетела. БСП с изъяснительными отношениями между частями.
и увидел, что []:[]•
Повторение правил постановки двоеточия в предложениях с однородными членами (упр. 267).
Сначала учащиеся самостоятельно читают текст, затем коллективно определяется его тема (свёрнутое содержание) и подтемы, обеспечивающие полноту раскрытия темы. Можно оформить наблюдения схематически:
Тема (красота местности)
подтема 2 краснолесье
подтема 3 чернолесье
подтема 4
разнообразие пород птиц
подтема 1
соединение воды с лесом
подтема 5 травы и цветы.
Зачитываются с соответствующей интонацией БСП, комментируется постановка двоеточия.
Зачитываются предложения с однородными членами, объясняется пунктуационное оформление этих предложений, коллективно составляется таблица «Двоеточие в предложениях с однородными членами»
Двоеточие в предложениях с однородными членами
Схема пунктуационного правила | Пример |
1. [О, как то: О, О, О — ...]. | Все породы дерев смолистых, как то: сосна, ель, пихта и пр. — называются красным лесом или краснолесьем. |
' 2. [0: О и О]. | К нему принадлежат ягодные деревья: черёмуха и рябина. |
Обращаем внимание на то, что в соответствии с Правилами русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (М., 2007, с. 150) служебное слово как то (перед перечислением) пишется раздельно, в отличие от местоименного наречия как-то, которое пишется через дефис (как-то раз).
Домашнее задание: упражнение 267 (задание 2 — подготовить учебное сообщение) и упражнение 268; индивидуальное опережающее задание — подготовить доклад о выдающемся русском языковеде А. А. Реформатском (на материале упр. 274 или по другим источникам, подобранным самостоятельно или по указанию учителя).
Урок 49. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (§ 31) (продолжение)
Цели урока: совершенствовать умение учащихся определять смысловые отношения между частями и на этой основе правильно выбирать знак препинания, интонировать бессоюзные предложения, преобразовывать бессоюзные предложения в синонимичные союзные на основе общности значения, составлять предложения по заданным характеристикам; систематизировать основные случаи употребления двоеточия; продемонстрировать возможность вариантной расстановки знаков препинания в сложных предложениях; развивать интерес к лингвистике, научному творчеству на примере личности А. А. Реформатского.
Основные этапы урока
Проверка домашнего задания.
Заслушивается учебное сообщение «Употребление двоеточия» (три ученика в соответствии с тремя пунктами плана, дополнительно поощряются самостоятельно подобранные примеры). Известное учащимся правило постановки двоеточия в предложениях с прямой речью вносится в таблицу.
Схема пунктуационного правила | Пример |
А: «П». | Учитель сказал: «Тема урока — двоеточие в бессоюзном сложном предложении». |
А: «П?» | Учитель спросил: «Какое правило показалось вам наиболее трудным? » |
А: «П!» | В конце урока учитель похвалил нас за работу: «Молодцы!» |
Правильность выполнения упражнения 268 проверяется учениками-консультантами.
Закрепление знаний о синонимичных синтаксических конструкциях, умений расставлять знаки препинания в сложных предложениях (упр. 269). На доске и в тетрадях выполняются схемы предложений, устно даётся их характеристика.
[ ]: [ ]. БСП с изъяснительными отношениями между частями.
[Предикат, нареч.], (с. что ...). СПП с придаточной изъяснительной.
[ ]: [ ]. БСП с изъяснительными отношениями между частями.
[Глаг.], (с. что ...). СПП с придаточной изъяснительной.
[Вводи, слово, ...]. Простое предложение, осложнённое вводным словом.
[ ]: [прямой вопрос]? БСП.
[Глаг.], (ли ...). СПП с придаточной изъяснительной.
[Глаг.], (с. что ...). СПП с придаточной изъяснительной.
[ ]: [прямой вопрос]? БСП.
В БСП ли является вопросительной частицей, в СПП — подчинительным союзом.
Особое внимание обращаем на пункты 3 и 4: пунктуационное оформление прямого и косвенного вопросов. Актуализация этих сведений необходима для выполнения следующего упражнения.
Преобразование союзных предложений в бессоюзные и наоборот (упр. 270).
В упражнении демонстрируется возможность вариантного пунктуационного оформления предложений, отражающего их строение.
В устной речи постановка тех или иных знаков препинания подсказывается интонацией, в письменной же речи возможно двоякое пунктуационное оформление сложных предложений, во второй части которых содержится вопрос. Если мы квалифицируем такое предложение как бессоюзное, между частями ставится двоеточие, а в конце предложения вопросительный знак. Если же мы используем сложноподчинённое предложение, перед придаточной частью ставится запятая, а в конце предложения точка (косвенный вопрос).
По одной паре предложений из каждого пункта записывается на доске и комментируется, остальные преобразования выполняются по вариантам.
Часто спорят: трусливы волки или отважны? — Часто спорят, трусливы волки или отважны.
Поглядываешь на часы и прислушиваешься, не шумит ли вдали электричка. — Поглядываешь на часы и прислушиваешься: не шумит ли вдали электричка?
Составление бессоюзных предложений по заданным характеристикам (упр. 271—272) — работа в группах по закреплению навыка постановки двоеточия в БСП.
Упражнение 271:
У Алины делается несчастное лицо: она получила плохую отметку.
Анюта действительно делала большие успехи: она подготовила доклад на конкурс исследовательских работ.
Теперь даже Марина не может ездить на хутор каждый день: дороги замело.
А я думаю: лингвистика — интереснейшая наука!
Часто он задавал себе один и тот же вопрос: в чём секрет грамотного письма?
Упражнение 272:
Всюду стоял шум и гам: первоклашки верещали возле столовой, старшеклассники, перебивая друг друга, обсуждали последние события.
На террасе был страшный беспорядок: плетёные стулья опрокинуты, стол сдвинут в сторону, в углу — ворох листьев.
Картина восхитительная: перед домом цветник, чуть дальше — прекрасный парк.
Вид с колокольни удивительно интересный: справа — пшеничное поле, слева — пруд.
Наблюдение над функционированием БСП в научных текстах (упр. 273).
Доклад о научной деятельности А. А. Реформатского (опережающее домашнее задание), который целесообразно сопроводить показом портрета выдающегося языковеда.
Домашнее задание: подобрать из художественных или научных текстов примеры бессоюзных сложных предложений (с постановкой запятой, точки с запятой и двоеточия между частями).
5) [...сущ.], (с. сл когда...), (с. сл. когда...) и{),
(с. сл. когда...), а ( ).
Домашнее задание: упражнение 242 или 244 (по выбору учащихся); индивидуальное
2) [... глаг.1], (с. что сущ., (который ...3), ...2) u~f"4). СПП с однородным и последовательным подчинением. Придаточные 2 и 4 — изъяснительные, придаточная 3 — определительная.
4) [^], (потому что, (с. ког£а~...3)^..2). СПП с последовательным подчинением. Придаточная 2 — причинная, придаточная 3 — временная. (На стыке союзов запятая ставится, так как вторая часть союза отсутствует.)