E. E. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук
Урок 60. Предложения с прямой речью и знаки препинания в них (§ 36) (продолжение)
Цели урока: закрепить навык оформления прямой речи с помощью кавычек; ознакомить с основными правилами оформления прямой речи с помощью тире (при разном расположении слов автора); формировать умение объяснять постановку знаков препинания с помощью схем пунктуационных правил.
Основные этапы урока
I. Проверка домашнего задания.
Правильность оформления предложений с прямой речью проверяется путём составления на доске пунктуационных схем.
«П, — а, — п».
«П», — а.
«П? — а. — П?»
А: «П! П! П».
«П...» — а.
П. Ознакомление с новым материалом.
1. Учитель сообщает, что прямая речь может оформляться двояко: 1) с помощью кавычек (с этими правилами ребята ознакомились на прошлом уроке); 2) с помощью абзаца и тире.
Коллективно заполняется таблица «Оформление прямой речи с помощью тире» (левая половина таблицы и первое предложение даются в готовом виде).
Предлагаем перестроить предложение с прямой речью, используя разные способы расположения слов автора по отношению к прямой речи.
Схема | Пример |
1 | 2 |
1. А: — П. | Павел говорил о себе: — Был боевым лётчиком, стал колхозником, но я ещё слетаю в космос. |
2. — П, — а. | — Был боевым лётчиком, стал колхозником, но я ещё слетаю в космос, — говорил о себе Павел. |
3. — П, — а, — п. — П, — а. — П. | — Был боевым лётчиком, стал колхозником, — говорил о себе Павел, — но я ещё слетаю в космос. — Был боевым лётчиком, стал колхозником, — говорил о себе Павел. — Но я ещё слетаю в космос. |
4. — П, — а и а: — П. | — Был боевым лётчиком, стал колхозником, — говорил о себе Павел и тут же добавлял: — Но я ещё слетаю в космос. |
Поскольку первые три случая уже известны учащимся, особое внимание следует обратить на последнее правило, касающееся оформления предложений, в которых в словах автора имеется два глагола речи.
2. Самостоятельная работа с учебником (пунктуационная норма на с. 212—215 учебника). Таблица дополняется примерами.
III. Закрепление материала.
1. Устно (по цепочке) комментируется постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью из упражнения 309, на доске и в тетрадях строятся пунктуационные схемы предложений.
2. В виде комментированного письма выполняется упражнение 310.
IV. Домашнее задание: упражнение 311, 312 (индивидуальное опережающее задание: подготовить учебное сообщение о значении вынесенных в рамочку слов).
Урок 61. Предложения с прямой речью и знаки препинания в них (§ 36) (продолжение)
Цели урока: закрепить навык оформления прямой речи с помощью тире; расширить знания учащихся о диалоге; ознакомить с основными правилами оформления диалога; формировать умение объяснять постановку знаков препинания с помощью схем пунктуационных правил.
Основные этапы урока
I. Проверка домашнего задания.
Правильность оформления предложений с прямой речью проверяется путём составления на доске пунктуационных схем.
П! — а. — П. П!
П? — а. — П.
П, — а. — П.
П?
П? — а.
П. Актуализация известных учащимся сведений о диалоге.
Для наблюдения предлагается фрагмент текста (текст заранее записан на доске или воспроизводится на экране).
Главная фрейлина(мышь) загов..рила:
Вел..кодушный (не)знакомец! Чем прикажете о..благодаритъ вас за спасение кор..левы?
Я, право, теряюсь, — начал Железный Дровосек, но нахо..чивый Страшила быстро перебил его:
— Спасите нашего друга Льва!
Лев! Он с(ъ, ъ)ест всех нас! — в..кричала кор..лева.
О, нет! Это Трусливый Лев, он очень смирен, — ответил Страшила (А. Волков).
Вопросы и задания по тексту.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Прочитайте диалог по ролям.
Определите стиль и жанр текста. (Это отрывок из текста художественного стиля, жанр — сказка («Волшебник Изумрудного города» ).)
Какая форма речи представлена в этом фрагменте текста? (Диалог.)
Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких лиц.)
Сколько лиц участвует в диалоге? (Четыре участника диалога: фрейлина-мышь, Железный Дровосек, Страшила, королева.)
Как называются отдельные высказывания, принадлежащие разным участникам диалога? (Реплики.)
Как в данном случае оформляются реплики диалога? (Каждая реплика начинается с новой строки, а перед ней ставится тире.)
Назовите глаголы, вводящие прямую речь. (С этой целью используются глаголы речи заговорила, начал, перебил, вскричала, ответил.)
Определите значение слова великодушный. (Великодушный — обладающий высокими душевными качествами, готовый бескорыстно жертвовать своими интересами для других.)
Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип. (Чем прикажете отблагодарить вас за спасение королевы? Спасите нашего друга Льва! — определённо-личные предложения.)
III. Учебное сообщение о значении слова диалог (индивидуальное опережающее домашнее задание).
Учитель может дополнить сообщение учащегося.
Слово диалог употребляется в языке в нескольких значениях: 1) разговор двух или нескольких лиц (иногда для обозначения разговора нескольких лиц используется термин полилог (от греческого поли 'много', сравните:
поливитамины; полиглот — человек, владеющий несколькими языками; полисемия — многозначность слова; полисиндетон — многосоюзие; полифония — многоголосие; полихромный — многоцветный)); 2) переговоры, контакты между двумя сторонами (политический диалог).
IV. Самостоятельное ознакомление с материалом учебника на с. 217—218.
V. Коллективное заполнение таблицы «Оформление диалога».
Пользуясь сведениями, полученными из учебника, учащиеся составляют схемы диалога из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», затем преобразуют диалог, записывая его в строку, и также составляют схемы пунктуационных правил.
С абзаца
Барин, не прикажешь ли воротиться? — Щ?
Это зачем? — П2?
— Время ненадёжно: ветер слегка подымается. — Пг.
- Что ж за беда! — П2!
В строку
«Барин, не прикажешь ли воротиться?» — «Это зачем?» — «Время ненадёжно: ветер слегка подымается». — «Что ж за беда!» «Щ?» — «П2?» — «Пх». — «П2!»
«Барин, не прикажешь ли воротиться?» — обратился ко мне ямщик, посматривая в сторону. «Это зачем?» — недоумённо спросил я. «Время ненадёжно: ветер слегка подымается». — «Что ж за беда!» «nj?» — а. «П2?» — a. «IIj». — «П2!»
По приведённым схемам «озвучиваются» правила оформления диалога на письме.
VI. Закрепление материала (в виде комментированного письма выполняются упр. 313, 314).
Упражнение 313.
«Щ?» — «П2». — «Пх?» — «П2».
Упражнение 314.
А:
-пх?
VII. Домашнее задание: упражнения 315, 316 (по выбору учащихся).