СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОЛБИК Е. Е. Урок "Предложения с прямой речью и знаки препинания в них (продолжение)" РЯиЛ 2012-3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОЛБИК Е. Е. Урок "Предложения с прямой речью и знаки препинания в них (продолжение)" РЯиЛ 2012-3»

E. E. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук


Урок 60. Предложения с прямой речью и знаки препинания в них (§ 36) (продолжение)

Цели урока: закрепить навык оформления прямой речи с помощью кавычек; ознакомить с основными правилами оформления прямой речи с помощью тире (при разном расположе­нии слов автора); формировать умение объяс­нять постановку знаков препинания с помощью схем пунктуационных правил.


Основные этапы урока


I. Проверка домашнего задания.

Правильность оформления предложений с прямой речью проверяется путём составления на доске пунктуационных схем.

«П, — а, — п».

«П», — а.

«П? — а. — П?»

А: «П! П! П».

«П...» — а.


П. Ознакомление с новым материалом.

1. Учитель сообщает, что прямая речь мо­жет оформляться двояко: 1) с помощью кавы­чек (с этими правилами ребята ознакомились на прошлом уроке); 2) с помощью абзаца и тире.

Коллективно заполняется таблица «Оформ­ление прямой речи с помощью тире» (левая по­ловина таблицы и первое предложение даются в готовом виде).

Предлагаем перестроить предложение с прямой речью, используя разные способы рас­положения слов автора по отношению к пря­мой речи.

Схема

Пример

1

2

1. А: — П.

Павел говорил о себе:

Был боевым лётчиком, стал колхозником, но я ещё слетаю в космос.

2. — П, — а.

Был боевым лётчиком, стал колхозником, но я ещё слетаю в кос­мос, — говорил о себе Павел.

3. — П, — а, — п. — П, — а. — П.

Был боевым лётчиком, стал колхозником, — говорил о себе Павел, — но я ещё слетаю в космос.

Был боевым лётчиком, стал колхозником, — говорил о себе Павел. — Но я ещё слетаю в космос.

4. — П, — а и а: — П.

Был боевым лётчиком, стал колхозником, — говорил о себе Павел и тут же добавлял: — Но я ещё слетаю в космос.

Поскольку первые три случая уже известны учащимся, особое внимание следует обратить на последнее правило, касающееся оформления предложений, в которых в словах автора име­ется два глагола речи.

2. Самостоятельная работа с учебником (пунктуационная норма на с. 212—215 учебни­ка). Таблица дополняется примерами.


III. Закрепление материала.

1. Устно (по цепочке) комментируется по­становка знаков препинания в предложениях с прямой речью из упражнения 309, на доске и в тетрадях строятся пунктуационные схемы предложений.

2. В виде комментированного письма вы­полняется упражнение 310.


IV. Домашнее задание: упражнение 311, 312 (индивидуальное опережающее задание: подготовить учебное сообщение о значении вы­несенных в рамочку слов).


Урок 61. Предложения с прямой речью и знаки препинания в них (§ 36) (продолжение)

Цели урока: закрепить навык оформления прямой речи с помощью тире; расширить знания учащихся о диалоге; ознакомить с основными правилами оформления диалога; формировать умение объяснять постановку знаков препина­ния с помощью схем пунктуационных правил.


Основные этапы урока

I. Проверка домашнего задания.

Правильность оформления предложений с прямой речью проверяется путём составления на доске пунктуационных схем.

  • П! — а. — П. П!

  • П? — а. — П.

  • П, — а. — П.

  • П?

  • П? — а.


П. Актуализация известных учащимся све­дений о диалоге.

Для наблюдения предлагается фрагмент текста (текст заранее записан на доске или вос­производится на экране).

Главная фрейлина(мышь) загов..рила:

  • Вел..кодушный (не)знакомец! Чем прикаже­те о..благодаритъ вас за спасение кор..левы?

  • Я, право, теряюсь, — начал Железный Дровосек, но нахо..чивый Страшила быстро перебил его:

Спасите нашего друга Льва!

  • Лев! Он с(ъ, ъ)ест всех нас! — в..кричала кор..лева.

  • О, нет! Это Трусливый Лев, он очень смирен, — ответил Страшила (А. Волков).

Вопросы и задания по тексту.

  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

  2. Прочитайте диалог по ролям.

  3. Определите стиль и жанр текста. (Это отрывок из текста художественного стиля, жанр — сказка («Волшебник Изумрудного го­рода» ).)

  4. Какая форма речи представлена в этом фрагменте текста? (Диалог.)

  5. Что такое диалог? (Разговор двух или не­скольких лиц.)

  6. Сколько лиц участвует в диалоге? (Че­тыре участника диалога: фрейлина-мышь, Же­лезный Дровосек, Страшила, королева.)

  7. Как называются отдельные высказыва­ния, принадлежащие разным участникам диа­лога? (Реплики.)

  8. Как в данном случае оформляются ре­плики диалога? (Каждая реплика начинается с новой строки, а перед ней ставится тире.)

  9. Назовите глаголы, вводящие прямую речь. (С этой целью используются глаголы речи заговорила, начал, перебил, вскричала, ответил.)

  1. Определите значение слова великодуш­ный. (Великодушный обладающий высо­кими душевными качествами, готовый бес­корыстно жертвовать своими интересами для других.)

  2. Найдите в тексте односоставные пред­ложения, определите их тип. (Чем прикаже­те отблагодарить вас за спасение королевы? Спасите нашего друга Льва! — определённо-личные предложения.)


III. Учебное сообщение о значении слова диалог (индивидуальное опережающее домаш­нее задание).

Учитель может дополнить сообщение уча­щегося.

Слово диалог употребляется в языке в не­скольких значениях: 1) разговор двух или не­скольких лиц (иногда для обозначения разгово­ра нескольких лиц используется термин поли­лог (от греческого поли 'много', сравните:

поливитамины; полиглот — человек, владе­ющий несколькими языками; полисемия — многозначность слова; полисиндетон — многосоюзие; полифония — многоголосие; полихромный — многоцветный)); 2) переговоры, кон­такты между двумя сторонами (политический диалог).


IV. Самостоятельное ознакомление с материалом учебника на с. 217—218.


V. Коллективное заполнение таблицы «Оформление диалога».

Пользуясь сведениями, полученными из учебника, учащиеся составляют схемы диалога из повести А. С. Пушкина «Капитанская доч­ка», затем преобразуют диалог, записывая его в строку, и также составляют схемы пунктуа­ционных правил.


С абзаца

  • Барин, не прикажешь ли воротиться? — Щ?

  • Это зачем? — П2?

Время ненадёжно: ветер слегка подымается. Пг.
- Что ж за беда! — П2!

В строку

«Барин, не прикажешь ли воротиться?» — «Это зачем?» — «Время ненадёжно: ветер слегка подымает­ся». — «Что ж за беда!» «Щ?» — «П2?» — «Пх». — «П2

«Барин, не прикажешь ли воротиться?» — обратился ко мне ямщик, посматривая в сторону. «Это за­чем?» — недоумённо спросил я. «Время ненадёжно: ветер слегка подымается». — «Что ж за беда!» «nj— а. «П2?» — a. «IIj». — «П2

По приведённым схемам «озвучиваются» правила оформления диалога на письме.


VI. Закрепление материала (в виде комментированного письма выполняются упр. 313, 314).

Упражнение 313.

«Щ?» — «П2». — «Пх?» — «П2».

Упражнение 314.

А:

-пх?

  • П2...

  • Щ... -П2? -Щ.


VII. Домашнее задание: упражнения 315, 316 (по выбору учащихся).