СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОЛБИК Е. Е. Урок "Строение и значение бессоюзных сложных предложений" РЯиЛ 2012-1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОЛБИК Е. Е. Урок "Строение и значение бессоюзных сложных предложений" РЯиЛ 2012-1»

Примерные сценарии уроков по русскому языку в IX классе учреждений общего среднего образования

(Продолжение. Начало в № 8—12 за 2011 г.)

Урок 46. Строение и значение бессоюзных сложных предложений (§ 29)

Цели урока: закрепить знания о строении бессоюзных сложных предложений; формиро­вать умение определять смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, заменять бессоюзные сложные предложения синонимичными конструкциями, инто­нировать бессоюзные предложения.

Основные этапы урока

  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивается учебное сообщение о видах СПП с несколькими придаточными, в качестве примеров приводятся предложения из выпол­ненных упражнений.

Самопроверка синтаксического разбора (по схемам, выполненным на доске или спроециро­ванным на экран).

Упражнение 245.

  1. [... сущ.1], (который ... всё2), (с. сл. что ...3). СПП с последовательным подчинением. Придаточная 2 — определительная, придаточная 3 — местоименно-определительная.

С^ДПодобно тому как то3], (с. сл. что По желанию зачитываются рассуждения учащихся о внимании и памяти.

Упражнение 247.

  1. [... сущ., (где ...), (где ...), ...]. СПП с одно­родным подчинением (придаточные определи­тельные).

  2. [... сущ где Ур~(где ...), (где ...). СПП с однородным подчинением (придаточные опре­делительные).

  1. [... сущ^Г(где •••) ••• сущ.], где ...). СПП с параллельным подчинением (придаточные определительные, относятся к разным опорным словам).

Упражнение 250.

  1. [Глаг.1], (с. что ,^7)~и), (подобно тому

СПП с однородным и последовательным подчинением. Однородные придаточные 2 и 3 — изъяснительные, однородные придаточ­ные 4—6 — сравнительные. (В предложении много «подводных камней», связанных с пра­вильным определением количества частей: про­пуск повторяющихся подчинительных союзов, неполнота придаточных 5 и 6; на письме про­пуск сказуемого может быть выражен с помо­щью тире. ... яки сложат ему в, высоких горах, верблюдыв пустъ1ме_ и оленив холодной тундре.)

Сложные предложения

На основании наблюдения делаются выво­ды: сложные предложения имеют разное строе­ние (1-е предложение — сложносочинённое с соединительным союзом и, 2-е — сложнопод­чинённое с придаточной временной, 3-е — бес­союзное), но одинаковое грамматическое значе­ние: они передают сообщение о двух ситуациях и отношениях временной последовательности между ними; поэтому предложения являются синтаксическими синонимами.

  1. Чтение материала параграфа на с. 170— 171 и беседа по вопросам:

  1. В чём особенности строения бессоюзных сложных предложений? (Части связываются без помощи союзов.)

  2. Что является основным средством связи в бессоюзных предложениях? (Интонация.)

  3. Какие смысловые отношения могут скла­дываться между частями бессоюзных предло­жений? (Перечислительные, противительные, условные, причинно-следственные, пояснитель­ные и т. д.)

  4. Какие знаки препинания могут ставиться между частями бессоюзных предложений? (За­пятая, точка с запятой, двоеточие, тире.)

  5. От чего зависит постановка знаков пре­пинания в бессоюзных предложениях? (От смысловых отношений между частями.)

IY. Закрепление сведений о строении и зна­чении бессоюзных предложений.

1. Выполнение упражнения 253 (устно). Учащиеся сравнивают сложносочинённые предложения с противительными союзами и синонимичные им бессоюзные предложения и делают вывод, что при наличии союза проти­вительные отношения выражены более чётко. Синонимичные предложения используются, чтобы избежать повторов и однотипности грам­матических конструкций. Особое внимание следует уделить интонационной стороне рабо­ты: бессоюзные предложения прочитываются вслух несколько раз с соблюдением соответ­ствующей интонации: Дороги имеютсяехать нельзя; Земля естьпахать нельзя; Есть крыльяне летаю (повышение тона к концу 1-й части: ).

В качестве сопутствующего повторения це­лесообразно найти односоставные предложе­ния (части сложных предложений) и опреде­лить их виды (Сеют в северных районах Поволжья лен — неопределенно-личное; ехать нельзя, пахать нельзя, косить нельзя, ног нет — безличные; не летаю, гуляю, по земле не хожу, на небо не гляжу — определённо­-личные). Отмечаем также особенность строе­ния приведённых в упражнении предложений: они построены по принципу синтаксического параллелизма.

  1. Подбор синонимичных конструкций (упр. 254).

К 1-му предложению синонимы подбирают­ся и комментируются коллективно, к предло­жениям 2—4 — самостоятельно (по вариантам с дополнительным заданием: 1-й вариант — предложение 2, разбор по составу слова зажёг­ся; 2-й вариант — предложение 3, разбор по составу слова историй; 3-й вариант — предло­жение 4, разбор по составу слова шёл). Чтобы правильно подобрать синтаксические синони­мы, нужно определить смысловые отношения между частями.

  1. Да и всем вообще не до разговоров: идти было слишком тяжело. БСП с причинно- следственными отношениями между частями.

Да и всем вообще не до разговоров, потому что (так как) идти было слишком тяжело. СПП с придаточной причины.

Идти было слишком тяжело, так что всем вообще не до разговоров. СПП с придаточ­ной следствия.

Идти было слишком тяжело, и поэтому (потому, оттого) всем вообще не до разго­воров. ССП с причинно-следственными отно­шениями между частями (значение соедини­тельного союза и уточняется местоименными наречиями).

  1. Выключатель щёлкнулсвет не зажёг­ся. БСП, между частями которого складывают­ся отношения несоответствия.

Хотя выключатель щёлкнул, но свет не зажёгся. Несмотря на то что выключатель щёлкнул, свет не зажёгся. СПП с придаточной уступительной.

Выключатель щёлкнул, но свет не зажёг­ся. ССП с отношениями несоответствия между частями.

.За-жёг-0-и-'ся.

  1. Попади цветы к другой девочкесколь­ко чудесных и красивых историй могло бы с ними случиться! БСП с условно-следственными отношениями между частями.

Если бы цветы попали к другой девочке, сколько чудесных и красивых историй могло бы с ними случиться! СПП с придаточной условной.

Историй- □.

  1. Бригадир шёл по песку, я по водепар­ной и ласковой. БСП с отношениями противо­поставления между частями.

Бригадир шёл по песку, а я по водепар­ной и ласковой. ССП с противительными отно­шениями между частями.

Шёл- □.

  1. Построение схем бессоюзных сложных предложений (упр. 255).

Бессоюзное предложение может состоять более чем из двух частей. Части могут быть равноправны по отношению друг к другу, в таких предложениях выражаются перечис­лительные отношения. Если же в бессоюзном предложении выражается не менее двух видов смысловых отношений, части, более тесно свя­занные по смыслу и интонационно, объединя­ются в блоки. Примеры таких предложений приведены в упражнении 255. Предложения выразительно читаются с соблюдением соот­ветствующей интонации, устанавливается ко­личество частей, смысловые отношения между ними, по приведённому образцу строятся схе­мы предложений.

  1. [ ] — []:[]. БСП, состоящее из трёх пре­дикативных частей. 2-я и 3-я части связаны более тесно (между ними изъяснительные от­ношения: можно вставить союз что) и объеди­няются в блок. Между 1-м и 2-м блоком можно вставить союз и (передаётся быстрая смена со­бытий).

  2. [ ]: [ ] — [ ] • БСП, состоящее из трёх пре­дикативных частей. 2-я и 3-я части связаны более тесно (между ними условно-следственные отношения) и объединяются в блок. Между 1-м и 2-м блоком можно вставить союз что (выра­жаются изъяснительные отношения).

  1. Домашнее задание: упражнение 256.