Примерные сценарии уроков по русскому языку в IX классе учреждений общего среднего образования
(Продолжение. Начало в № 8—12 за 2011 г.)
Урок 46. Строение и значение бессоюзных сложных предложений (§ 29)
Цели урока: закрепить знания о строении бессоюзных сложных предложений; формировать умение определять смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, заменять бессоюзные сложные предложения синонимичными конструкциями, интонировать бессоюзные предложения.
Основные этапы урока
Проверка домашнего задания.
Заслушивается учебное сообщение о видах СПП с несколькими придаточными, в качестве примеров приводятся предложения из выполненных упражнений.
Самопроверка синтаксического разбора (по схемам, выполненным на доске или спроецированным на экран).
Упражнение 245.
[... сущ.1], (который ... всё2), (с. сл. что ...3). СПП с последовательным подчинением. Придаточная 2 — определительная, придаточная 3 — местоименно-определительная.
С^ДПодобно тому как то3], (с. сл. что По желанию зачитываются рассуждения учащихся о внимании и памяти.
Упражнение 247.
[... сущ., (где ...), (где ...), ...]. СПП с однородным подчинением (придаточные определительные).
[... сущ где Ур~(где ...), (где ...). СПП с однородным подчинением (придаточные определительные).
[... сущ^Г(где •••) ••• сущ.], где ...). СПП с параллельным подчинением (придаточные определительные, относятся к разным опорным словам).
Упражнение 250.
[Глаг.1], (с. что ,^7)~и), (подобно тому
СПП с однородным и последовательным подчинением. Однородные придаточные 2 и 3 — изъяснительные, однородные придаточные 4—6 — сравнительные. (В предложении много «подводных камней», связанных с правильным определением количества частей: пропуск повторяющихся подчинительных союзов, неполнота придаточных 5 и 6; на письме пропуск сказуемого может быть выражен с помощью тире. ... яки сложат ему в, высоких горах, верблюды — в пустъ1ме_ и олени — в холодной тундре.)
Сложные предложения
На основании наблюдения делаются выводы: сложные предложения имеют разное строение (1-е предложение — сложносочинённое с соединительным союзом и, 2-е — сложноподчинённое с придаточной временной, 3-е — бессоюзное), но одинаковое грамматическое значение: они передают сообщение о двух ситуациях и отношениях временной последовательности между ними; поэтому предложения являются синтаксическими синонимами.
Чтение материала параграфа на с. 170— 171 и беседа по вопросам:
В чём особенности строения бессоюзных сложных предложений? (Части связываются без помощи союзов.)
Что является основным средством связи в бессоюзных предложениях? (Интонация.)
Какие смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзных предложений? (Перечислительные, противительные, условные, причинно-следственные, пояснительные и т. д.)
Какие знаки препинания могут ставиться между частями бессоюзных предложений? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.)
От чего зависит постановка знаков препинания в бессоюзных предложениях? (От смысловых отношений между частями.)
IY. Закрепление сведений о строении и значении бессоюзных предложений.
1. Выполнение упражнения 253 (устно). Учащиеся сравнивают сложносочинённые предложения с противительными союзами и синонимичные им бессоюзные предложения и делают вывод, что при наличии союза противительные отношения выражены более чётко. Синонимичные предложения используются, чтобы избежать повторов и однотипности грамматических конструкций. Особое внимание следует уделить интонационной стороне работы: бессоюзные предложения прочитываются вслух несколько раз с соблюдением соответствующей интонации: Дороги имеются — ехать нельзя; Земля есть — пахать нельзя; Есть крылья — не летаю (повышение тона к концу 1-й части: ).
В качестве сопутствующего повторения целесообразно найти односоставные предложения (части сложных предложений) и определить их виды (Сеют в северных районах Поволжья лен — неопределенно-личное; ехать нельзя, пахать нельзя, косить нельзя, ног нет — безличные; не летаю, гуляю, по земле не хожу, на небо не гляжу — определённо-личные). Отмечаем также особенность строения приведённых в упражнении предложений: они построены по принципу синтаксического параллелизма.
Подбор синонимичных конструкций (упр. 254).
К 1-му предложению синонимы подбираются и комментируются коллективно, к предложениям 2—4 — самостоятельно (по вариантам с дополнительным заданием: 1-й вариант — предложение 2, разбор по составу слова зажёгся; 2-й вариант — предложение 3, разбор по составу слова историй; 3-й вариант — предложение 4, разбор по составу слова шёл). Чтобы правильно подобрать синтаксические синонимы, нужно определить смысловые отношения между частями.
Да и всем вообще не до разговоров: идти было слишком тяжело. БСП с причинно- следственными отношениями между частями.
Да и всем вообще не до разговоров, потому что (так как) идти было слишком тяжело. СПП с придаточной причины.
Идти было слишком тяжело, так что всем вообще не до разговоров. СПП с придаточной следствия.
Идти было слишком тяжело, и поэтому (потому, оттого) всем вообще не до разговоров. ССП с причинно-следственными отношениями между частями (значение соединительного союза и уточняется местоименными наречиями).
Выключатель щёлкнул — свет не зажёгся. БСП, между частями которого складываются отношения несоответствия.
Хотя выключатель щёлкнул, но свет не зажёгся. Несмотря на то что выключатель щёлкнул, свет не зажёгся. СПП с придаточной уступительной.
Выключатель щёлкнул, но свет не зажёгся. ССП с отношениями несоответствия между частями.
.За-жёг-0-и-'ся.
Попади цветы к другой девочке — сколько чудесных и красивых историй могло бы с ними случиться! БСП с условно-следственными отношениями между частями.
Если бы цветы попали к другой девочке, сколько чудесных и красивых историй могло бы с ними случиться! СПП с придаточной условной.
Историй- □.
Бригадир шёл по песку, я по воде — парной и ласковой. БСП с отношениями противопоставления между частями.
Бригадир шёл по песку, а я по воде — парной и ласковой. ССП с противительными отношениями между частями.
Шёл- □.
Построение схем бессоюзных сложных предложений (упр. 255).
Бессоюзное предложение может состоять более чем из двух частей. Части могут быть равноправны по отношению друг к другу, в таких предложениях выражаются перечислительные отношения. Если же в бессоюзном предложении выражается не менее двух видов смысловых отношений, части, более тесно связанные по смыслу и интонационно, объединяются в блоки. Примеры таких предложений приведены в упражнении 255. Предложения выразительно читаются с соблюдением соответствующей интонации, устанавливается количество частей, смысловые отношения между ними, по приведённому образцу строятся схемы предложений.
[ ] — []:[]. БСП, состоящее из трёх предикативных частей. 2-я и 3-я части связаны более тесно (между ними изъяснительные отношения: можно вставить союз что) и объединяются в блок. Между 1-м и 2-м блоком можно вставить союз и (передаётся быстрая смена событий).
[ ]: [ ] — [ ] • БСП, состоящее из трёх предикативных частей. 2-я и 3-я части связаны более тесно (между ними условно-следственные отношения) и объединяются в блок. Между 1-м и 2-м блоком можно вставить союз что (выражаются изъяснительные отношения).
Домашнее задание: упражнение 256.