Урок 43. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными частями (§ 28)
Цели урока: ознакомить с основными правилами постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными частями; совершенствовать умение анализировать структуру сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, строить схемы сложноподчинённых предложений с последовательным, однородным, параллельным подчинением и их комбинированием.
Основные этапы урока
Проверка домашнего задания.
На доске проверяется правильность составления схем из упражнения 239 (поскольку в линейных схемах отражается порядок следования частей СПП, одновременно проверяется правильность расстановки знаков препинания).
[... глаг., (с. сл. что ...), ... сущ.], (который ...). Придаточные изъяснительная и определительная.
(С. когда ...), [... глаг.], (с. что ...). Придаточные временная и изъяснительная.
[... обет, времени, (с. когда ...), ...], (чтобы ...). Придаточные временная и целевая.
[... тлга\^~(почему ...), глаг.]”, (с. что ...). Придаточные изъяснительные (относятся к разным опорным словам).
[Сущ., (который ...), ...], (так что ...). Придаточные определительная и следственная.
Зачитываются выписанные учащимися из текстов научного стиля СПП с несколькими придаточными.
Объяснение нового материала (первое правило).
Предлагаем учащимся проанализировать заранее записанные на доске или воспроизведённые на слайде предложения. Обращаем внимание на то, что при последовательном подчинении, если одна придаточная часть располагается внутри другой, рядом могут оказаться два подчинительных союза (или союз и союзное слово), и просим попытаться самим вывести правило постановки запятой на стыке союзов.
Говорят, что, если очень верить в чудеса, они обязательно происходят. | [Глаг.], (что, (если ...), ...). | Говорят, что если очень верить в чудеса, то они обязательно происходят. [Глаг.], (что (если ...), то ...). |
Интересно, что, когда я объяснил правило товарищу, сам лучше разобрался. [Предикат, нареч.], (что, (когда ...), ...). | Интересно, что когда я объяснил правило товарищу, то сам лучше разобрался. [Предикат, нареч.], (что (когда ...), то ...). |
Правильность выводов проверяем по учебнику (самостоятельная работа с теоретическим материалом на с. 158—159).
Закрепление материала.
1. Упражнение 241. Даётся образец выполнения задания: 1-е предложение анализируется и перестраивается коллективно, под руководством учителя. Далее учащиеся работают по образцу по вариантам: 1-й вариант — предложения 2—3; 2-й вариант — предложения 4—5;
й вариант — предложения 6—7.
[... глаг.], {что, {как ...), ...).
[... глаг.], {что, {если ...), ...).
[... глаг.], {что {когда ...), то ...).
[... глаг.], {что, {если ...), ...); [... глаг.], {что, {когда ...), ...).
[ ], {так что, {если ...), ...).
[... глаг.], {что, (если ...), ...).
[... глаг.], {почему, {когда ...), ...).
Объяснение нового материала (второе правило).
Предлагаем для анализа записанные ш доске или спроецированные на экран предложения.
Простые предложения с однородными членами | СПП с однородным подчинением |
Я вспоминаю о жарком летнем солнышке и ласковом море. [ = и О]. | Я вспоминаю, каким жарким было летнее солнышко и как приятно было окунуться е море. [... тлат.]^{какой ...)~и{как ...). |
Я вспоминаю о жарком летнем солнышке, и о ласковом море, и о кружащихся над водой чайках. [ О. и и О]. | Я вспоминаю, каким жарким было летнее солнышко, и как приятно было окунуться е море, и как кружили над водой чайки. [... глаг.], {какой ...)7и~(как ...), и {как ...). |
Делаем вывод: между однородными придаточными, соединёнными одиночными соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится; при повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными ставится.
Самостоятельная работа с теоретическим материалом на с. 159 учебника.
Закрепление материала.
Упражнение 243. Третье и пятое предложения комментируются коллективно, составляются их схемы (напоминаем учащимся о возможности пропуска повторяющихся союзов в последующих однородных частях, для правильного определения количества предикативных частей называем грамматические основы предложения), анализируются средства художественной выразительности, затем учащиеся работают по образцу: 1-й вариант — предложение 1; 2-й вариант — предложение 2; 3-й вариант — предложение 4.
[... сущ.], (с. когда ..OtTf").
{Если ...) и ( ), [ ].
4) {EdecTZ) и (^ГГЪ
опережающее задание — подготовить учебное сообщение «Система приветствий» (на осе ве материала упр. 251 и других источнике: рекомендованных учителем или подобранны самостоятельно).
с последовательным подчинением.
А. Придаточная 1 — целевая, придаточная 3 — изъяснительная.
Б. Придаточная 2 — определительная, придаточная 3 — уточняющая времени.
В. Придаточная 2 — изъяснительная, придаточная 3 — определительная.
СПП с однородным подчинением.
Я увидел, как золотилась листва, как мягкость красок сменялась блеском, как мокрые леса загорались вдали.
[... глаг.1], (с. сл. как ...2), (с. сл. как ...3), (с. сл'ГгРак ...4). Однородные придаточные изъяснительные.