СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОЛБИК Е. Е. Урок "Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными частями" РЯиЛ 2012-1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОЛБИК Е. Е. Урок "Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными частями" РЯиЛ 2012-1»


Урок 43. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными частями (§ 28)

Цели урока: ознакомить с основными пра­вилами постановки знаков препинания в слож­ноподчиненных предложениях с нескольки­ми придаточными частями; совершенствовать умение анализировать структуру сложнопод­чинённых предложений с несколькими прида­точными, строить схемы сложноподчинённых предложений с последовательным, однород­ным, параллельным подчинением и их комби­нированием.

Основные этапы урока

  1. Проверка домашнего задания.

На доске проверяется правильность состав­ления схем из упражнения 239 (поскольку в линейных схемах отражается порядок следо­вания частей СПП, одновременно проверяет­ся правильность расстановки знаков препина­ния).

  1. [... глаг., (с. сл. что ...), ... сущ.], (кото­рый ...). Придаточные изъяснительная и опре­делительная.

  2. (С. когда ...), [... глаг.], (с. что ...). При­даточные временная и изъяснительная.

  3. [... обет, времени, (с. когда ...), ...], (что­бы ...). Придаточные временная и целевая.

  4. [... тлга\^~(почему ...), глаг.]”, (с. что ...). Придаточные изъяснительные (относятся к раз­ным опорным словам).

  5. [Сущ., (который ...), ...], (так что ...). Придаточные определительная и следствен­ная.

Зачитываются выписанные учащимися из текстов научного стиля СПП с несколькими придаточными.

  1. Объяснение нового материала (первое правило).

  1. Предлагаем учащимся проанализировать заранее записанные на доске или воспроиз­ведённые на слайде предложения. Обращаем внимание на то, что при последовательном подчинении, если одна придаточная часть рас­полагается внутри другой, рядом могут ока­заться два подчинительных союза (или союз и союзное слово), и просим попытаться самим вывести правило постановки запятой на стыке союзов.


Говорят, что, если очень верить в чудеса, они обя­зательно происходят.

| [Глаг.], (что, (если ...), ...).

Говорят, что если очень верить в чудеса, то они обязательно происходят.

[Глаг.], (что (если ...), то ...).

Интересно, что, когда я объяснил правило товарищу, сам лучше разобрался.

[Предикат, нареч.], (что, (когда ...), ...).

Интересно, что когда я объяснил правило товари­щу, то сам лучше разобрался.

[Предикат, нареч.], (что (когда ...), то ...).


  1. Правильность выводов проверяем по учебнику (самостоятельная работа с теоретическим ма­териалом на с. 158—159).


  1. Закрепление материала.

1. Упражнение 241. Даётся образец выпол­нения задания: 1-е предложение анализируется и перестраивается коллективно, под руковод­ством учителя. Далее учащиеся работают по образцу по вариантам: 1-й вариант — предло­жения 2—3; 2-й вариант — предложения 4—5;

  1. й вариант — предложения 6—7.

  1. [... глаг.], {что, {как ...), ...).

  2. [... глаг.], {что, {если ...), ...).

  3. [... глаг.], {что {когда ...), то ...).

  4. [... глаг.], {что, {если ...), ...); [... глаг.], {что, {когда ...), ...).

  5. [ ], {так что, {если ...), ...).

  6. [... глаг.], {что, (если ...), ...).

  7. [... глаг.], {почему, {когда ...), ...).

  1. Объяснение нового материала (второе правило).

  1. Предлагаем для анализа записанные ш доске или спроецированные на экран предложения.


Простые предложения с однородными членами

СПП с однородным подчинением

Я вспоминаю о жарком летнем солнышке и ла­сковом море.

[ = и О].

Я вспоминаю, каким жарким было летнее солнышко и как приятно было окунуться е море.

[... тлат.]^{какой ...)~и{как ...).

Я вспоминаю о жарком летнем солнышке, и о ласковом море, и о кружащихся над водой чай­ках.

[ О. и и О].

Я вспоминаю, каким жарким было летнее солнышко, и как приятно было окунуться е море, и как кружили над водой чайки.

[... глаг.], {какой ...)7и~(как ...), и {как ...).



Делаем вывод: между однородными при­даточными, соединёнными одиночными соеди­нительными или разделительными союзами, запятая не ставится; при повторяющихся сочи­нительных союзах запятая между однородными придаточными ставится.

  1. Самостоятельная работа с теоретическим материалом на с. 159 учебника.

  1. Закрепление материала.

Упражнение 243. Третье и пятое предложе­ния комментируются коллективно, составляют­ся их схемы (напоминаем учащимся о возмож­ности пропуска повторяющихся союзов в после­дующих однородных частях, для правильного определения количества предикативных частей называем грамматические основы предложе­ния), анализируются средства художественной выразительности, затем учащиеся работают по образцу: 1-й вариант — предложение 1; 2-й ва­риант — предложение 2; 3-й вариант — пред­ложение 4.

  1. [... сущ.], (с. когда ..OtTf").

  2. {Если ...) и ( ), [ ].

4) {EdecTZ) и (^ГГЪ



опережающее задание — подготовить учебное сообщение «Система приветствий» (на осе ве материала упр. 251 и других источнике: рекомендованных учителем или подобранны самостоятельно).

с последовательным подчинением.

  1. А. Придаточная 1 — целевая, придаточ­ная 3 — изъяснительная.

Б. Придаточная 2 — определительная, при­даточная 3 — уточняющая времени.

В. Придаточная 2 — изъяснительная, при­даточная 3 — определительная.

  1. СПП с однородным подчинением.

  2. Я увидел, как золотилась листва, как мягкость красок сменялась блеском, как мокрые леса загорались вдали.

[... глаг.1], (с. сл. как ...2), (с. сл. как ...3), (с. сл'ГгРак ...4). Однородные придаточные изъ­яснительные.