Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №50 «Огонёк».
141860 МО, Дмитровский район, посёлок Икша, ул. Комсомольская, д. 15
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С Чего начинается Родина» (Подготовительная группа)

Подготовил воспитатель: Тимошина Дарья Борисовна
2015-2016 учебный год
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С Чего начинается Родина»
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…»
М. Матусовский
Актуальность.
Малая Родина. У каждого человека она своя. Край, где родился и вырос — именно это необходимо каждому человеку. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
Знакомство детей с родным посёлком: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного посёлка, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города, района;
4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном районе, городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
Формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• пополнение развивающей среды,
* выставки детских работ, семейных коллекций
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформированности системы понятий духовных семейных ценностей,
самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированности элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.
- активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
- обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Целевые участники проекта:
• Дети подготовительной группы (6 -7 лет).
• Родители воспитанников.
Сроки реализации: 1 год. (С 1 сентября по 31 мая)
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
1. Беседа с родителей
2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края, города, района,
II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).
III этап - итоговый, включает в себя:
1. итоговое диагностирование детей (беседа)
2. Беседа с родителями родителей.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, трудовая деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
3.Этап
Перспективный план работы по реализации проекта
Сентябрь
Беседа «Что я знаю о своей семье»,
Выставка детских рисунков «Моя семья»;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;
Октябрь
Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»
Изготовление поделок на день Матери.
Участие в субботнике по уборке территории детского сада.
Ноябрь
Беседа: «История и достопримечательности посёлка Икша»
Фотовыставка «Осень в нашем посёлке»
Конструирование: «Улицы нашего посёлка».
Выставка рисунков: «Осенняя природа».
Беседа: «Любимые места в районе»
«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).
Составление рассказов «Биография моей улицы»
Декабрь
Беседа: «Инфраструктура посёлка Икша».
Беседа: «Спорт, культура и отдых в Икше».
Беседа: «Самые главные профессии людей, занятых на производстве» (устный рассказ)
Чтение художественной литературы: «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях). «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.
Беседа: «Спорт в родном районе».
Конкурс поделок и рисунков: «Дед Мороз и Снегурочка в спорте».
Январь
Беседа: « Моя малая Родина! Что это?»
Выставка фотографий природа посёлка Икша
Беседа «Что такое парки»
Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»
Заучивание стихов о малой Родине.
Февраль
Беседа «Изучаем памятные места нашего посёлка»;
«Если бы я был главой посёлка, что бы я сделал для Икши?» - беседа-рассуждение
Беседы «Что значит быть настоящим мужчиной?»
Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Рисунки «Они защищали нашу Родину»
Март
Рассматривание иллюстраций посёлка Икша.
Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка)
Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)
Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»
Рисунки на тему: « Мой родной посёлок» .
Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым посёлка Икша.
Беседа: «Жемчужина России – посёлок Икша»
Апрель
Беседа: «Известные люди посёлка Икша»
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»
Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного посёлка;
Отгадывание загадок и ребусов о животных области;
Дидактическая игра: «Кто где живет?»
Лепка животных и птиц области;
«Конкурс знатоков флоры и фауны посёлка Икша
Изготовление гербария лекарственных растений области;
Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;
Изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям;
КВН «Знатоки родного края»
Май
Формы проведения:
Рассказ о детях-героях войны;
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Календарные праздники: «9 мая –День Победы»
Итоговое занятии: Беседа « Мой любимый посёлок»