СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Долгосрочный воспитательный проект "Лестница - чудесница"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгосрочный воспитательный проект  «Лестница - чудесница» предназначен для младших школьников. Мною проект реализовывется с 2012 года.

    Воспитательный проект  «Лестница - чудесница» - комплексный. Это значит, что необходимую полноту различных видов деятельности ребенка обеспечивает сочетание различных форм работы, связь семи направлений, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон развития личности гражданина России.

Просмотр содержимого документа
«Долгосрочный воспитательный проект "Лестница - чудесница"»

Долгосрочный воспитательный проект

«Лестница – чудесница»

«Учитель!

Постоянно ищи в ребенке богатство его души!

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов

для встречи с ним в ребенке!»

Ш.А. Амонашвили

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающим задачам построения российского гражданского общества и инновационной экономики.

Нормативно-правовой и методологической основой долгосрочного воспитательного проекта «Лестница – чудесница» на ступени начального общего образования являются:

  • Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  • Школьная целевая программа «Одарённые дети»

  • Программа развития школы «Оптимизация образовательного процесса, направленного на формирование и развития ключевых компетенций, нравственности учащихся»

  • Школьная целевая программа «Я – гражданин России»

  • Школьная целевая программа «Здоровье»

  • Школьная целевая программа «Традиция»



Пояснительная записка

Долгосрочный воспитательный проект «Лестница - чудесница» предназначен для младших школьников.

Основными идеями, которые легли в основу долгосрочного воспитательного проекта, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, гуманизации пространства детства, идея «школы – семьи», демократического, толерантного уклада школьной жизни. Научным основанием проекта стали идеи и педагогические системы Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.П. Иванова, Н.Е. Щурковой, А.Н. Лутошкина.

Приоритетным подходом в процессе обучения и воспитания в начальной школе и конкретно в моем классе стал подход гуманной педагогики.

По словам Шалвы Александровича Амонашвили «гуманная педагогика - это педагогика, которая принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни».

Основа основ в школе — «уроки духовной жизни».

Основной принцип программы — это любовь к ребенку. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребёнок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно.

Ведущим методом для реализации данного проекта является личный пример, а также методы убеждения и саморазвития. При реализации проекта я использую следующие современные образовательные технологии:

  • личностно-ориентированная технология,

  • технология игровых методов,

  • воспитание в сотрудничестве,

  • проектные методы в воспитательном процессе,

  • портфолио учащихся,

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технология выявления и поддержки одарённых детей;

  • информационно – коммуникационные технологии.



Сроки реализации долгосрочного воспитательного проекта:

сентябрь 2011 года – май 2015 года.

Цель проекта:

Создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной работы детей и взрослых.

Задачи проекта:

  • Способствовать формированию активной жизненной позиции детей.

  • Развивать лучшие человеческие качества детей в процессе организации коллективно-творческой деятельности класса.

  • Формировать гражданско-патриотические чувства воспитанников, чувства сопричастности к судьбе Отечества, возрождение народных традиций.

  • Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.

  •  Формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.

  •   Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, сопереживание к ближнему.

  •   Формировать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.

  • Создать условия для личностного роста каждого ученика.

Воспитательный проект «Лестница - чудесница» - комплексный. Это значит, что необходимую полноту различных видов деятельности ребенка обеспечивает сочетание различных форм работы, связь семи направлений, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон развития личности гражданина России.

Основные направления (ступени)

воспитательного проекта «Лестница - чудесница»:

1 ступень – «Мы Россияне»

(воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека);

Задачи направления:

  • прививать любовь к родному краю, стране,

  • возрождать народные традиции,

  • формировать национальное самосознание,

  • информировать о правах и обязанностях ребенка.

Формы работы: классные часы «Моя малая Родина», «Что мы знаем о нашей стране и о нашем городе», «Великие ученые России», «Я верю в будущность России», конкурс творческих работ «Русь моя родная», беседы «Великие русские писатели, художники», праздник «Жили – были, хоровод водили…», Урок Мужества «Мужество, верность и честь», акции «Письмо ветерану!», «Спасибо тебе, ветеран!», «Читаем детям о войне» и др.

2 ступень – «Здоровому все здорово!»

(формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни);

Задачи направления:

  • развивать навык здорового образа жизни,

  • проводить работу по профилактике вредных привычек,

  • прививать умение ориентироваться в ситуациях, опасных для жизни и здоровья.

Формы работы: классные часы «Что вокруг нас может быть опасным», « Мы выбираем здоровье», викторина «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», беседа «Мой распорядок дня», «Гигиена школьника», спортивные состязания, веселые старты, Дни здоровья, походы.

3 ступень – Без труда нет добра.

(воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни );

Задачи направления:

  • приобщать к общественно - полезной деятельности,

  • воспитывать культуру умственного труда;

  • реализовывать познавательные интересы ребенка и его потребности в самосовершенствовании, самореализации и саморазвитии.

Формы работы: акция «Чистота», субботники, рейд «У кого в порядке книжки и тетрадки», «Школьный учебник», викторина «Кто? Где ? Когда?», «Кто много читает, тот много знает», Час загадок и скороговорок, участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня («Вундеркинд», «Медвежонок», «Муравей», «Кенгуру»).

4 ступень- нравственность «Мы в мире людей»

(воспитание нравственных чувств и этического сознания);



Задачи направления:

  • приобщать к общечеловеческим ценностям;

  • учить анализировать свое поведение и управлять им;

  • воспитывать чувство человеческого достоинства.

Формы работы: классные часы «В разных странах побываем», «Доброе семя – добрый и всход», «Я в мире людей. Живи в согласии с другими», «Ступеньки радости» (психологическая игра), педагогическое занятие «Зачем приходим в этот мир?» , «Уважая себя, уважайте других» (беседа-диспут) , игра «Портрет моего класса», беседа «Если рядом плачет кто-то…».

5 ступень - «Мы в мире красоты»

(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Задачи направления:

  • воспитание духовных и эстетических ценностей,

  • развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств,

  • формирование художественного и эстетического вкуса и культуры поведения.

Формы работы: выставки рисунков, декоративно – прикладного творчества «Увлечения моей семьи», «Красота родного края», «Символы великой России», путешествия по музеям и выставочным залам, экскурсии, поездки в драмтеатр, просмотр спектаклей Самарской филармонии.

6 ступень - «Мы в гармонии с природой»

(воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

Задачи направления:

  • учить охранять природу, бережно к ней относиться,

  • прививать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Формы работы: экскурсии, виртуальные путешествия, классные часы «Природа глазами души», «Экологический калейдоскоп», «Наши меньшие друзья»,  «В саду и в огороде» (конкурсно – игровая программа), рейд «Покормите птиц зимой», викторина «Растительный мир земного шара», информационный час «Чем живет планета Земля».

Планируемые результаты реализации долгосрочного воспитательного проекта «Лестница - чудесница»:


УЧЕНИК


  • любящий свой народ, свой край и свою родину ребёнок;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активный и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

  • творческий, с активной жизненной позицией, стремящийся быть успешным.











План мероприятий

по реализации долгосрочного воспитательного проекта

«Лестница - чудесница»

Мероприятия

Сроки

«Мы Россияне»

1.

Участие в творческих конкурсах разного уровня, создание проектов.

В течение года

2.

Месячник военно-патриотического воспитания:

  • фестиваль патриотической песни,

  • встречи с ветеранами Великой отечественной войны, офицерами запаса,

  • уроки мужества,

  • акция «Читаем детям о войне»,

  • проектная деятельность.

Февраль, май

2012- 2015 гг

(ежегодно)




3.

Конкурс творческих работ «Русь моя родная»

Декабрь

4.

Тематические классные часы по правовому воспитанию, профилактике правонарушений:

  • декада правовых знаний

В течение года

(1 раз в месяц)

декабрь

5.

Организация социально-значимых дел, акций:

  • Акция «Благодарность» (посещение учителей ветеранов)

  • Акция «Чисто и красиво»

  • Операция «Обелиск»

  • Акция «Спасибо тебе, ветеран!»

  • Акция «Поделись теплом души своей»

2012 – 2015 гг

Сентябрь - октябрь

май

февраль, май октябрь

6.

Классные часы

«Великие ученые России»

«Я верю в будущность России»

«Традиции русского народа» и др.


Ноябрь 2012 г

Декабрь 2013 г.

Октябрь 2014 г

«Здоровому все здорово!»

7.

Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья.

Октябрь

март

(ежегодно)

8.

Месячник спортивно-оздоровительной работы:

  • тематические классные часы,

  • День Здоровья,

  • спортивные праздники совместно с родителями.

март

(ежегодно)

9.

Конкурсы рисунков «Спорт – альтернатива пагубным привычкам!», «О, спорт, ты мир!»

Март

10.

Конкурс «Самый здоровый класс»

Декабрь, март

11.

Беседа «Мой распорядок дня», «Гигиена школьника», «Нет- вредным привычкам» и др.

В течение 2012 – 2015 гг

12.

Классные часы « Мы выбираем здоровье»

Быть здоровым – это значит…»

Март 2013 г

2014 г

13.

Правила безопасности:

  • Классные часы: «Что вокруг нас может быть опасным», «Пожарная безопасность», «Азбука дорожных знаков» (с приглашением работников МЧС  и работников ГИБДД),

  • часы общения «Ребенок и улица», «Осторожно - гололед» и др.



Ежемесячно

14.

Спортивные состязания, веселые старты, походы.

В течение года

« Без труда нет добра»

15.

Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня («Вундеркинд», «Медвежонок», «Муравей», «Кенгуру» и др.).

В течение

2012- 2015 гг

16.

Организация социально-значимых дел, акций:

  • Акция «Чистота»,

  • субботники,

  • рейды «У кого в порядке книжки и тетрадки», «Школьный учебник» и др.

2011 -2015гг

Ежемесячно

апрель

ежемесячно

17.

Месячник профориентации:

  • урок успеха «Знаешь – научи»,

  • встречи с интересными людьми,

  • тематические классные часы,

  • выставка рисунков «Все профессии важны» .

Январь

(2011- 2015 гг)

18.

Классные часы, викторины, турниры смекалистых: «Кто? Где ? Когда?», «Кто много читает, тот много знает», Час загадок и скороговорок и др.

В течение года

«Мы в мире людей»

19.

Диагностика учащихся (выявление ценностных ориентиров).

Сентябрь,

апрель

20.

Месячник нравственности и культуры:

  • тематические классные часы,

  • конкурс агитбригад «Это всё о нас и про нас»,

  • конкурсы рисунков и чтецов,

  • создание проектов по духовно-нравственному воспитанию.

Ноябрь

(2011-2015гг)

21.

Организация социально-значимых дел, акций:

  • Акция «Помоги другу!»,

  • Акция «Книга в подарок!»,

  • Посещение Центра Социальной Реабилитации детей, Октябрьского пансионата для ветеранов войны и труда



Декабрь 2012 г

Октябрь 2014 г

2014, 2015 гг

22.

Мероприятия по формированию этического самосознания:

Классные часы

  • «В разных странах побываем»

  • «Доброе семя – добрый и всход»

  • «Я в мире людей. Живи в согласии с другими»

Психологические игры

  • «Ступеньки радости»

  • «Зачем приходим в этот мир?»

  • «Уважая себя, уважайте других» ,

Беседы –диспуты

  • «Как прекрасен этот мир»

  • «Люби себя и ближнего..»

Анкетирование, опросы.



Ноябрь 2011 г

Ноябрь 2012 г

Декабрь 2013


Ноябрь 2014 г

Октябрь 2014 г

Апрель 2015 г



Сентябрь 2011 г

Февраль 2015г

Ежегодно

23.

Организация совместных мероприятий детей и родителей:

  • совместные поездки,

  • совместные занятия спортом и праздники,

  • дни открытых дверей,

  • родительские всеобучи,

  • родительские собрания,

  • тематические конференции для родителей,

  • школьные ярмарки,

работа с социально-неблагополучными семьями.



В течение года


«Мы в мире красоты»

24.

  • Выставка рисунков «Красота родного края»

  • Выставка декоративно – прикладного творчества «Увлечения моей семьи»

  • «Символы великой России» т.д.

2012 г

2013 г

ежегодно

25.

Путешествия по музеям и выставочным залам, экскурсии, поездки в драмтеатр, просмотр спектаклей Самарской филармонии.

В течение года


26.

Традиционные мероприятия:

  • праздник осени,

  • День матери,

  • новогоднее представление,

  • День матери

2011-2015гг

Октябрь

ноябрь

декабрь

март

«Мы в гармонии с природой»

27.

Мероприятия по экологическому воспитанию :

  • мероприятия по озеленению территории школы и класса,

  • субботники,

  • выпуск листовок,

  • создание стихов об охране окружающей среды

Апрель

(ежегодно)

28.

Социально – значимые мероприятия:

  • акции «Кормушки», «Скворечник»

  • День птиц,

  • День земли,

  • Экскурсии на природу

Ежегодно

Ноябрь

Апрель


Сентябрь, май

29.

Тематические классные часы, конкурсные программы:

  • «Природа глазами души»

  • «Экологический калейдоскоп»

  • «Наши меньшие друзья»

  • «В саду и в огороде» и др.



Апрель 2011г

Март 2012 г

Апрель 2013 г

Май 2015 г


Достоверность представленных материалов заверяю

Директор ГБОУ СОШ №3

г.о.Октябрьск Л.Ю.Шатрова 5.06.2015 г.



Краткое описание проекта

Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.

Создание в классном коллективе условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели – основная идея долгосрочного проекта «Лестница - чудесница».

Передо мной постоянно вставали вопросы:

  • каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он приводил не только к всестороннему и гармоничному развитию личности, но и к созданию сплочённого детского коллектива, в котором каждый ребёнок, прежде всего, гражданин своего Отечества – человек, который может подставить плечо другу, поступиться чем – то своим ради общего, может творить;

  • каким содержанием этот процесс наполнить, чтобы обеспечить последовательность и преемственность;

  • как осуществить единство умственного, нравственного, трудового и физического воспитания;

  • на что следует обратить внимание при определении содержания и форм деятельности.

Поэтому возникла идея создания программы воспитания «Лестница - чудесница».

Её особенность «дойти до каждого» на демократической основе.

Ребёнку, чтобы стать зрелым человеком, богатой личностью, требуется пройти большой и сложный путь, решить большие и малые проблемы. Любовь, уважение, дружба – есть чувства, несущие в себе ощущение защищённости, уверенности в будущем, возможности развития, роста, становления личности.

У каждого человека в жизни есть своё признание, своя уникальная миссия. Сущность этой миссии – в самореализации. Сделай то, что можешь только ты, оставь часть себя в мыслях, чувствах других людей.

Если ты не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе,

Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим – девиз каждого моего ученика.

Цель проекта:

Создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной работы детей и взрослых на основе добрых, доверительных отношений.

Задачи проекта:

  • Способствовать формированию активной жизненной позиции детей.

  • Развивать лучшие человеческие качества детей в процессе организации коллективно-творческой деятельности класса.

  • Формировать гражданско-патриотические чувства воспитанников, чувства сопричастности к судьбе Отечества, возрождение народных традиций.

  • Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.

  •  Формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.

  •   Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, сопереживание к ближнему.

  •   Формировать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.

  • Создать условия для личностного роста каждого ученика.

Программа «Лестница - чудесница». - комплексная. Это значит, что необходимую полноту различных видов деятельности ребёнка обеспечивает сочетание различных форм работы, связь шести направлений.

Основные направления (ступени) воспитательного проекта

«Лестница - чудесница»:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

обязанностям человека.

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях.

  • Экологическое воспитание.


Об эффективности воспитательной работы свидетельствуют следующие результаты. Проведённый в 2013, 2014, 2015 гг. мониторинг уровня воспитанности учащихся, показал продвижение учеников в нравственно – волевом развитии. Ребята добились успеха во многих школьных, городских, окружных, областных, всероссийских конкурсах. В классе отсутствуют правонарушения.

Воспитательная работа, организованная в классе, способствует духовно – нравственному развитию детей, становлению их неповторимой индивидуальности, творческой активности, созданию ситуации успеха.