Долгосрочный воспитательный проект
«Лестница – чудесница»
«Учитель!
Постоянно ищи в ребенке богатство его души!
Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов
для встречи с ним в ребенке!»
Ш.А. Амонашвили
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающим задачам построения российского гражданского общества и инновационной экономики.
Нормативно-правовой и методологической основой долгосрочного воспитательного проекта «Лестница – чудесница» на ступени начального общего образования являются:
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Школьная целевая программа «Одарённые дети»
Программа развития школы «Оптимизация образовательного процесса, направленного на формирование и развития ключевых компетенций, нравственности учащихся»
Школьная целевая программа «Я – гражданин России»
Школьная целевая программа «Здоровье»
Школьная целевая программа «Традиция»
Пояснительная записка
Долгосрочный воспитательный проект «Лестница - чудесница» предназначен для младших школьников.
Основными идеями, которые легли в основу долгосрочного воспитательного проекта, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, гуманизации пространства детства, идея «школы – семьи», демократического, толерантного уклада школьной жизни. Научным основанием проекта стали идеи и педагогические системы Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.П. Иванова, Н.Е. Щурковой, А.Н. Лутошкина.
Приоритетным подходом в процессе обучения и воспитания в начальной школе и конкретно в моем классе стал подход гуманной педагогики.
По словам Шалвы Александровича Амонашвили «гуманная педагогика - это педагогика, которая принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни».
Основа основ в школе — «уроки духовной жизни».
Основной принцип программы — это любовь к ребенку. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребёнок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно.
Ведущим методом для реализации данного проекта является личный пример, а также методы убеждения и саморазвития. При реализации проекта я использую следующие современные образовательные технологии:
технология игровых методов,
воспитание в сотрудничестве,
проектные методы в воспитательном процессе,
портфолио учащихся,
здоровьесберегающие технологии;
технология выявления и поддержки одарённых детей;
информационно – коммуникационные технологии.
Сроки реализации долгосрочного воспитательного проекта:
сентябрь 2011 года – май 2015 года.
Цель проекта:
Создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной работы детей и взрослых.
Задачи проекта:
Способствовать формированию активной жизненной позиции детей.
Развивать лучшие человеческие качества детей в процессе организации коллективно-творческой деятельности класса.
Формировать гражданско-патриотические чувства воспитанников, чувства сопричастности к судьбе Отечества, возрождение народных традиций.
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
Формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, сопереживание к ближнему.
Формировать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.
Создать условия для личностного роста каждого ученика.
Воспитательный проект «Лестница - чудесница» - комплексный. Это значит, что необходимую полноту различных видов деятельности ребенка обеспечивает сочетание различных форм работы, связь семи направлений, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон развития личности гражданина России.
Основные направления (ступени)
воспитательного проекта «Лестница - чудесница»:
1 ступень – «Мы Россияне»
(воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека);
Задачи направления:
прививать любовь к родному краю, стране,
возрождать народные традиции,
Формы работы: классные часы «Моя малая Родина», «Что мы знаем о нашей стране и о нашем городе», «Великие ученые России», «Я верю в будущность России», конкурс творческих работ «Русь моя родная», беседы «Великие русские писатели, художники», праздник «Жили – были, хоровод водили…», Урок Мужества «Мужество, верность и честь», акции «Письмо ветерану!», «Спасибо тебе, ветеран!», «Читаем детям о войне» и др.
2 ступень – «Здоровому все здорово!»
(формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни);
Задачи направления:
развивать навык здорового образа жизни,
проводить работу по профилактике вредных привычек,
прививать умение ориентироваться в ситуациях, опасных для жизни и здоровья.
Формы работы: классные часы «Что вокруг нас может быть опасным», « Мы выбираем здоровье», викторина «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», беседа «Мой распорядок дня», «Гигиена школьника», спортивные состязания, веселые старты, Дни здоровья, походы.
3 ступень – Без труда нет добра.
(воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни );
Задачи направления:
приобщать к общественно - полезной деятельности,
воспитывать культуру умственного труда;
реализовывать познавательные интересы ребенка и его потребности в самосовершенствовании, самореализации и саморазвитии.
Формы работы: акция «Чистота», субботники, рейд «У кого в порядке книжки и тетрадки», «Школьный учебник», викторина «Кто? Где ? Когда?», «Кто много читает, тот много знает», Час загадок и скороговорок, участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня («Вундеркинд», «Медвежонок», «Муравей», «Кенгуру»).
4 ступень- нравственность «Мы в мире людей»
(воспитание нравственных чувств и этического сознания);
Задачи направления:
приобщать к общечеловеческим ценностям;
учить анализировать свое поведение и управлять им;
воспитывать чувство человеческого достоинства.
Формы работы: классные часы «В разных странах побываем», «Доброе семя – добрый и всход», «Я в мире людей. Живи в согласии с другими», «Ступеньки радости» (психологическая игра), педагогическое занятие «Зачем приходим в этот мир?» , «Уважая себя, уважайте других» (беседа-диспут) , игра «Портрет моего класса», беседа «Если рядом плачет кто-то…».
5 ступень - «Мы в мире красоты»
(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Задачи направления:
воспитание духовных и эстетических ценностей,
развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств,
формирование художественного и эстетического вкуса и культуры поведения.
Формы работы: выставки рисунков, декоративно – прикладного творчества «Увлечения моей семьи», «Красота родного края», «Символы великой России», путешествия по музеям и выставочным залам, экскурсии, поездки в драмтеатр, просмотр спектаклей Самарской филармонии.
6 ступень - «Мы в гармонии с природой»
(воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
Задачи направления: учить охранять природу, бережно к ней относиться, прививать любовь и бережное отношение ко всему живому. Формы работы: экскурсии, виртуальные путешествия, классные часы «Природа глазами души», «Экологический калейдоскоп», «Наши меньшие друзья», «В саду и в огороде» (конкурсно – игровая программа), рейд «Покормите птиц зимой», викторина «Растительный мир земного шара», информационный час «Чем живет планета Земля». | |
Планируемые результаты реализации долгосрочного воспитательного проекта «Лестница - чудесница»:
УЧЕНИК
любящий свой народ, свой край и свою родину ребёнок;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активный и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
творческий, с активной жизненной позицией, стремящийся быть успешным.
План мероприятий
по реализации долгосрочного воспитательного проекта
«Лестница - чудесница»
№ | Мероприятия | Сроки |
«Мы Россияне» |
1. | Участие в творческих конкурсах разного уровня, создание проектов. | В течение года |
2. | Месячник военно-патриотического воспитания: фестиваль патриотической песни, встречи с ветеранами Великой отечественной войны, офицерами запаса, уроки мужества, акция «Читаем детям о войне», проектная деятельность. | Февраль, май 2012- 2015 гг (ежегодно)
|
3. | Конкурс творческих работ «Русь моя родная» | Декабрь |
4. | Тематические классные часы по правовому воспитанию, профилактике правонарушений: | В течение года (1 раз в месяц) декабрь |
5. | Организация социально-значимых дел, акций: Акция «Благодарность» (посещение учителей ветеранов) Акция «Чисто и красиво» Операция «Обелиск» Акция «Спасибо тебе, ветеран!» Акция «Поделись теплом души своей» | 2012 – 2015 гг Сентябрь - октябрь май февраль, май октябрь |
6. | Классные часы «Великие ученые России» «Я верю в будущность России» «Традиции русского народа» и др. | Ноябрь 2012 г Декабрь 2013 г. Октябрь 2014 г |
«Здоровому все здорово!» |
7. | Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья. | Октябрь март (ежегодно) |
8. | Месячник спортивно-оздоровительной работы: | март (ежегодно) |
9. | Конкурсы рисунков «Спорт – альтернатива пагубным привычкам!», «О, спорт, ты мир!» | Март |
10. | Конкурс «Самый здоровый класс» | Декабрь, март |
11. | Беседа «Мой распорядок дня», «Гигиена школьника», «Нет- вредным привычкам» и др. | В течение 2012 – 2015 гг |
12. | Классные часы « Мы выбираем здоровье» Быть здоровым – это значит…» | Март 2013 г 2014 г |
13. | Правила безопасности: Классные часы: «Что вокруг нас может быть опасным», «Пожарная безопасность», «Азбука дорожных знаков» (с приглашением работников МЧС и работников ГИБДД), часы общения «Ребенок и улица», «Осторожно - гололед» и др. |
Ежемесячно |
14. | Спортивные состязания, веселые старты, походы. | В течение года |
« Без труда нет добра» |
15. | Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня («Вундеркинд», «Медвежонок», «Муравей», «Кенгуру» и др.). | В течение 2012- 2015 гг |
16. | Организация социально-значимых дел, акций: | 2011 -2015гг Ежемесячно апрель ежемесячно |
17. | Месячник профориентации: урок успеха «Знаешь – научи», встречи с интересными людьми, тематические классные часы, выставка рисунков «Все профессии важны» . | Январь (2011- 2015 гг) |
18. | Классные часы, викторины, турниры смекалистых: «Кто? Где ? Когда?», «Кто много читает, тот много знает», Час загадок и скороговорок и др. | В течение года |
«Мы в мире людей» |
19. | Диагностика учащихся (выявление ценностных ориентиров). | Сентябрь, апрель |
20. | Месячник нравственности и культуры: конкурс агитбригад «Это всё о нас и про нас», конкурсы рисунков и чтецов, создание проектов по духовно-нравственному воспитанию. | Ноябрь (2011-2015гг) |
21. | Организация социально-значимых дел, акций: Акция «Помоги другу!», Акция «Книга в подарок!», Посещение Центра Социальной Реабилитации детей, Октябрьского пансионата для ветеранов войны и труда |
Декабрь 2012 г Октябрь 2014 г 2014, 2015 гг |
22. | Мероприятия по формированию этического самосознания: Классные часы «В разных странах побываем» «Доброе семя – добрый и всход» «Я в мире людей. Живи в согласии с другими» Психологические игры «Ступеньки радости» «Зачем приходим в этот мир?» «Уважая себя, уважайте других» , Беседы –диспуты «Как прекрасен этот мир» «Люби себя и ближнего..» Анкетирование, опросы. | Ноябрь 2011 г Ноябрь 2012 г Декабрь 2013 Ноябрь 2014 г Октябрь 2014 г Апрель 2015 г Сентябрь 2011 г Февраль 2015г Ежегодно |
23. | Организация совместных мероприятий детей и родителей: совместные поездки, совместные занятия спортом и праздники, дни открытых дверей, родительские всеобучи, родительские собрания, тематические конференции для родителей, школьные ярмарки, работа с социально-неблагополучными семьями. | В течение года |
«Мы в мире красоты» |
24. | Выставка рисунков «Красота родного края» Выставка декоративно – прикладного творчества «Увлечения моей семьи» «Символы великой России» т.д. | 2012 г 2013 г ежегодно |
25. | Путешествия по музеям и выставочным залам, экскурсии, поездки в драмтеатр, просмотр спектаклей Самарской филармонии. | В течение года |
26. | Традиционные мероприятия: | 2011-2015гг Октябрь ноябрь декабрь март |
«Мы в гармонии с природой» |
27. | Мероприятия по экологическому воспитанию : | Апрель (ежегодно) |
28. | Социально – значимые мероприятия: | Ежегодно Ноябрь Апрель Сентябрь, май |
29. | Тематические классные часы, конкурсные программы: |
Апрель 2011г Март 2012 г Апрель 2013 г Май 2015 г |
Достоверность представленных материалов заверяю
Директор ГБОУ СОШ №3
г.о.Октябрьск Л.Ю.Шатрова 5.06.2015 г.
Краткое описание проекта
Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.
Создание в классном коллективе условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели – основная идея долгосрочного проекта «Лестница - чудесница».
Передо мной постоянно вставали вопросы:
каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он приводил не только к всестороннему и гармоничному развитию личности, но и к созданию сплочённого детского коллектива, в котором каждый ребёнок, прежде всего, гражданин своего Отечества – человек, который может подставить плечо другу, поступиться чем – то своим ради общего, может творить;
каким содержанием этот процесс наполнить, чтобы обеспечить последовательность и преемственность;
как осуществить единство умственного, нравственного, трудового и физического воспитания;
на что следует обратить внимание при определении содержания и форм деятельности.
Поэтому возникла идея создания программы воспитания «Лестница - чудесница».
Её особенность – «дойти до каждого» на демократической основе.
Ребёнку, чтобы стать зрелым человеком, богатой личностью, требуется пройти большой и сложный путь, решить большие и малые проблемы. Любовь, уважение, дружба – есть чувства, несущие в себе ощущение защищённости, уверенности в будущем, возможности развития, роста, становления личности.
У каждого человека в жизни есть своё признание, своя уникальная миссия. Сущность этой миссии – в самореализации. Сделай то, что можешь только ты, оставь часть себя в мыслях, чувствах других людей.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе,
Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим – девиз каждого моего ученика.
Цель проекта:
Создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной работы детей и взрослых на основе добрых, доверительных отношений.
Задачи проекта:
Способствовать формированию активной жизненной позиции детей.
Развивать лучшие человеческие качества детей в процессе организации коллективно-творческой деятельности класса.
Формировать гражданско-патриотические чувства воспитанников, чувства сопричастности к судьбе Отечества, возрождение народных традиций.
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
Формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, сопереживание к ближнему.
Формировать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.
Создать условия для личностного роста каждого ученика.
Программа «Лестница - чудесница». - комплексная. Это значит, что необходимую полноту различных видов деятельности ребёнка обеспечивает сочетание различных форм работы, связь шести направлений.
Основные направления (ступени) воспитательного проекта
«Лестница - чудесница»:
обязанностям человека.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях.
Экологическое воспитание.
Об эффективности воспитательной работы свидетельствуют следующие результаты. Проведённый в 2013, 2014, 2015 гг. мониторинг уровня воспитанности учащихся, показал продвижение учеников в нравственно – волевом развитии. Ребята добились успеха во многих школьных, городских, окружных, областных, всероссийских конкурсах. В классе отсутствуют правонарушения.
Воспитательная работа, организованная в классе, способствует духовно – нравственному развитию детей, становлению их неповторимой индивидуальности, творческой активности, созданию ситуации успеха.