СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Долгосрочный исследовательский проект "От семечка до урожая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгосрочный проект расчитан на 6 месяцев, для детей старшего дошкольного возраста. Работа по проекту начинается  с посадки семян овощных и цветочных культур в апеле, высадке в мае. в открытый грунт. Уборка урожая в сентябре.

Просмотр содержимого документа
«Долгосрочный исследовательский проект "От семечка до урожая"»







МДОУ « Детский сад № 41 р. П. Петровское»









Проект «От семечка до урожая»

Познавательно-исследовательский проект

для детей старшей группы

 











Подготовила:

Гусева Елена Георгиевна,

инструктор

по физической культуре







2021 г


Продолжительность проекта: долгосрочный (март-сентябрь 2021 года)

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Проблема проекта: экспериментальным путем выяснить, как из семян появляются цветы и другие культуры.

В уголке природы дети увидели новые семена. «Что же можно из них вырастить и как это сделать?»,- на этот вопрос ребята не смогли ответить. Я предложила всем детям, со мной и с родителями искать информацию о том, как из семечка вырастить растение и получить плоды.

Актуальность проекта:

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.


Ребёнок с раннего детства исследует и открывает для себя окружающий мир, но видит не всё, иногда не замечает главного. Проблема экологического образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологической культуры ребенка. С помощью наблюдений, рассматривания, бесед, проектно-исследовательской деятельности, развивающих игр, мы помогаем детям войти в реальный современный мир и познать его. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка. Дети усваивают все прочно и надолго, когда слышат, видят и делают сами, поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы нашей группы.

Мир растений удивительный и многообразный. Дети, почти не имеют представления о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Эти все вопросы и привели нас к созданию проекта «От семечки до семечки».

Цель проекта:

  • формирование у детей интереса к познавательно - исследовательской деятельности, системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян, воспитание любви к природе.

Исходя из выше представленной цели, мы выделили ряд задач:

Задачи:

  • Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.

  • Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

  • Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.

  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

  • Научить с помощью педагога сажать растения, пикировать рассаду, высаживать ее в грунт;

  • Научить детей ухаживать за растениями (поливать растения, рыхлить землю, убирать сорняки под руководством педагога);

  • Наблюдения за всходами, сравнение теплица-огород;

Предполагаемые результаты:

1. У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2. Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды семян, растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.

3. Дети научатся вести наблюдения, сравнить и делать первые выводы.

4. У родителей появится заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.


Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности.

Совместная трудовая деятельность может стать:

- связующим звеном, которое обеспечивает взаимодействие человека с миром природы;

- началом при ознакомлении детей с окружающим миром.

Этапы проекта:

1.этап: 

Подготовительный: определение цели и задач проекта, создание условий для организации работы. Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

Подбор литературы, содержащей информацию о растениях, семенах; детской художественной литературы, демонстрационного материала, видео и аудио материала, подбор игрового материала, сбор семян с помощью родителей для создания коллекции, подготовка почвы и контейнеров для посадки, орудия труда.

2этап:  

Основной: проводятся запланированные мероприятия (беседы, наблюдения, посадка семян овощных культур и цветов, фиксирование результатов в блокнотах, рассматривание иллюстраций культурных растений, игры, чтение загадок и стихов, творческая деятельность, высадка рассады в открытый грунт, сравнение роста растений в теплице и на открытом грунте).

Речевое развитие:

Чтение:

сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко», «Колосок»,

Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб», «Большая жизнь маленькой семечки», «Приключение пшеничного зернышка», «Муравей и пшеничные зерна», «Как горошина колыбельку искала», Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла» , Дмитриев Ю. «Необычные путешественники», Д.Кагородов «Лесная сказка»,

Разучивание с детьми стихотворений.

Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород»; С. Сирена «Огород»;

О. Емельянова «Что растет на огороде»; Я. Райнис «Дедушка и яблоньки»; Н. Кончаловский «Веселый огород».

Пословицы, поговорки, загадки, фольклор.

Познание:

Беседы с детьми: «Первые всходы», «Что ты знаешь о семенах», «Что растет в огороде?», «Что растет в саду?», «Для чего нужны семена?», «Как вырастить из семян овощи?»

Развлечение «Знатоки»

Занятие «Мы сажаем семена»

Занятие «Тыква - золотая голова»

Занятие «Подсолнух»

Опытно-экспериментальная деятельность

«Проращивание семян подсолнечника и тыквы», «Посадка проросших семян тыквы и подсолнечника», «Вода и семена», «Солнце и растение». «Рассматривание семян через лупу», наблюдение за жизненным циклом подсолнечника и тыквы.

Рассказы «Как путешествуют семена», «Удивительные семена».

Рассматривание альбома «Что нам осень подарила», альбом «Коллекция семян».

Просмотр мультфильмов: «Аист», «Дюймовочка», «Чиполино». Развивающие мультфильмы «Времена года»

Просмотр учебных фильмов: «Развитие растения из семени», «Как растут цветы».

Просмотр презентаций: «Такие разные семена», «Планета семенная», «Подсолнух», «История тыквы», «Семейство тыквенных»

Настольная игра «Времена года».

Дидактические игры: «Отгадай, чей домик», «От какого растения семечко», «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Кто больше всех назовет овощей и фруктов», «Что вырастили люди».

Художественно-эстетическое развитие:

Раскрашивание картинок «Во саду ли в огороде».

Рисование нетрадиционной техникой пластиллинография «Тыква» (коллективная работа).

Нетрадиционное рисование «Подсолнечник» .

Рисование схема « Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».

Лепка «Овощи и фрукты».

Слушание аудиозаписей:

Песенки «Семечки», «Урожайная».

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Огуречик, огуречик!», «Не лезь, заяц, в огород»

Пальчиковые гимнастика : «Заяц и кочан капусты»»

Физминутка «Жил один садовник».

Дыхательная гимнастика «Синьор-помидор»

Работа с родителями

Консультация: «Проектная деятельность». Индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей знаний об овощах и фруктах» Знакомство с темой проекта. Подготовка родителей к совместной работе: выполнение заданий: подбор семян для составления коллекции в группе; подбор сказок, книг, сочинение с детьми стихотворений про семена и растения, изготовление поделок из семян на тему «Волшебные семена».

3 этап: Заключительный: Продукт проекта: презентация «Все начинается с семечки», изготовление альбома для просмотра «Коллекция семян», схема «Жизненный цикл подсолнечника и тыквы», выращенные плоды: подсолнух и тыква. Сбор урожая, сравнительный анализ теплица-огород, презентация и фотоотчет по проекту.

 4 этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).


Перспективный план реализации проекта.

месяц

цель, форма работы

март

Подбор детской литературы.

Цель - дать детям возможность самостоятельно познакомиться с разнообразием растений, используя художественную литературу, журналы и энциклопедию

апрель

1. Подготовка почвы к последующей посадке.

2. Экспериментальным путем выяснить, что одни семена хорошие, а другие не пригодны для посади.

3. Посев семян цветов и овощных культур.

4. Зарисовать все этапы проведенного эксперимента в блокнот наблюдений.

май

1. Наблюдение за всеми фазами роста растений.

2. Ведение групповой странички в дневнике наблюдений.

3. Посадка тыквы, огурца. Экспериментальным путем закрепить знания о том, что растениям для роста необходима влага.

4. Экспериментальным путем закрепить знания о том, что для роста растениям нужно тепло (веточка березы).

5. Создание на участке для прогулок цветника, подготовка почвы к посадке, высадка цветов. Подготовка парника к посадке овощных культур.

6. Продолжать вести работу в индивидуальных блокнотах наблюдений.


июнь

Уход за цветником и огородом, сравнение огород-теплица:

-прополка

-полив

-наблюдение за ростом растений

-сравнение как растут растения на солнце и в тени; на огороде и в теплице

-зарисовка наблюдений в индивидуальных блокнотах.

июль

. Уход за цветником и огородом, сравнение огород-теплица.

- прополка

-полив

-наблюдение за ростом растений

-сравнение как растут растения на солнце и в тени; на огороде и в теплице

-зарисовка наблюдений в индивидуальных блокнотах.

август

Уход за цветником и огородом, сравнение огород-теплица.

- прополка

-полив

-наблюдение за ростом растений

-сравнение как растут растения на солнце и в тени; на огороде и в теплице

-зарисовка наблюдений в индивидуальных блокнотах.

сентябрь

- Сбор семян цветов для посадки будущего урожая. Сбор урожая овощей.

- Обобщить знания, полученные экспериментальным путем – семечко цветов и овощей за определенный промежуток времени прошло путь «от семечка до семечка». Из семечка можно получить урожай.


 Форма защиты проекта

-Мультимедийная презентация.

-Публичное выступление руководителя и детей о проделанной работе.

-Выставка поделок «Волшебные семена»

-Фотоотчет

Источники информации:

-научная литература

-книги

-интернет ресурсы

-библиотека

-видео и аудиозаписи

Список литературы

  1. Плешаков А.А. От земли до неба. Москва «Просвещение»2016 .

  2. Николаева С.Н. Юный эколог, Москва Мозаика-Синтез.2010

  3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Москва «Просвещение», 1982.

  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс», 2010.

  5. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет. «ООО» Издательство Гном»

  6. Федиенко В.В., Волкова Ю.С. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. ЗАО «РОСМЭН» 2015

  7. Ульева Е.А. Изучаем времена года. Осень. Москва Вако,2014

  8. Ликум А. Все обо всем. Москва .Компания «Ключ-С» Филологическое общество «СЛОВО» АИСТ ,1995.