СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Долгосрочный проект «Здравствуй, яркая осень!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация проекта помогает детям познакомится с осенью как временем года, узнать, какие изменения происходят в природе и жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Долгосрочный проект «Здравствуй, яркая осень!»»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19»

муниципального образования – городской округ город Касимов

391303; город Касимов, Рязанская область, микрорайон Приокский, дом 10,

тел. (49131) 4-52-17, Е- mail:ds19_kasimov@ryazangov.ru






Долгосрочный проект

«Здравствуй, яркая осень!»

(для детей подготовительной к школе группы)



Разработали: Агапова С.Ю.

Олейникова Н.Н.




Касимов, 2024

Паспорт проекта

Цель проекта

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Здравствуй, яркая осень».


Задачи проекта

Расширять и систематизировать знания детей об осени, изменениях в природе; учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы.

Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира. Разнообразие его красок и форм.

Активизировать речь детей; пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Птицы», «Животные».

Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.


Тип проекта: информационно – творческий, познавательный, долгосрочный.

По времени проведения: сентябрь - ноябрь.

Срок реализации: 3 месяца.

Участники проектадети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.


Актуальность проекта

Осень - это удивительная пора, это возможность общаться с живой природой, познание её тайн. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой. Наблюдение за осенней природой обогащает внутренний мир, раскрывается красота окружающего мира, хочется активно двигаться (бегать по осеннему ковру из листьев, слушать шелест), осваивать новое и неизвестное, насладиться прекрасными мгновениями общения с матушкой – природой. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности, с целью развития у них интереса к изучению природы родного края осенью, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Проект направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. Экологический проект я начала с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.


Форма работы: дидактические игры, тематические беседы, наблюдения, просмотр презентаций, посещение библиотеки, выставка творческих работ детей и родителей, праздничное развлечение.


Предполагаемый результат

Дети получат представления об осени, как времени года (сезонных изменениях в природе, признаках осени, ее дарах).

У детей проявляются чувства любви к родному краю, желание бережно относиться к дарам природы.

Сформировано представление о процессе выращивания овощей и фруктов, о профессиях людей, задействованных в этом процессе.

Сформирована активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей. Дети смогут видеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказывать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, Родители в ходе выполнения поделок из природного материала сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям.

Работа с родителями

1. «Осенние месяцы» - выучить с детьми осенние месяцы (папка-передвижка);

2. Консультация «Как сохранить здоровье детей осенью»;

3. Подборка на стенд для родителей стихов, бесед, наблюдений.

4. Привлечь родителей к изготовлению костюмов и атрибутов для утренника «Осенняя ярмарка»;

5. «Золотая осень» (папка – передвижка).


Продукт проекта

1. Утренник «Осенняя ярмарка»;

2. Участие родителей и детей в выставке «Яркая осень»;

3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды «Осеннее настроение» (уголок природы).

Этапы проекта

 1. Подготовительный этап

Постановка темы, цели и задач педагогического проекта.

Работа с методическим материалом, художественной литературой по данной теме.

Составление комплексно-тематического плана, подбор дидактических игр, иллюстративного материала.

2. Основной этап

Реализация проекта «Здравствуй, яркая осень».

3. Результат проекта

1. Утренник «Осенняя ярмарка»;

2. Участие родителей и детей в выставке «Яркая осень »;

3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды «Осеннее настроение» (уголок природы);

Реализация проекта

План работы с детьми по осуществлению проекта «Здравствуй, яркая осень!»


Комплексно – тематическое планирование


Образовательные области проекта

Осуществляемая детьми деятельность



Познавательное

Развитие

ООД «Путешествие в осенний лес»

Просмотр презентации «Детям об осени»;

Наблюдение: осенний ветер, осенняя погода, деревья осенью, птицы осенью, насекомые осенью.

Рассматривание альбома «Осень»;

Беседа «Осень. Приметы осени»;

Ситуативная беседа: «Почему я люблю (не люблю) осень?».




Социально-коммуникативное развитие


Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья»: сюжет: «Собираемся на прогулку в парк», «Семейный праздник».

Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,

«Знатоки осенней природы»; «Вершки, корешки», «Что лишнее»;

Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что где растет?», лото «Осень»;

Трудовая деятельность: сбор осенних листьев для гербария. Сбор природного материала на прогулке, уборка опавшей листвы. Подготовка клумбы группового участка к зиме, укрывание корней деревьев опавшей листвою;

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседа по ОБЖ: «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?».






Речевое развитие

Словесные игры: «Опиши словами осень!»,

«Вспомни – назови», «Один – много», «Осенние деревья»;

Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, приметы, загадки об осени, рассказы об осени;

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье», А. Плещеев «Скучная картина», К. Бальмонт «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», Е. Благинина «Улетают, улетели», Л.Толстой «Дуб и орешник», К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»;

А. Введенский «Песенка о дожде»;

Чтение загадок о природных явлениях осени, чтение осенних рассказов;

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Осень».

Художественно-эстетическое развитие

Песенное творчество: попевка «Листики летят»;

Лепка «Лукошко с грибами»; «Ветка рябины»;

Рисование «Лес, точно терем расписной»; «Золотая осень»;

Аппликация: «Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»;

Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»;

Самостоятельная художественная деятельность:

Рисование «Чем нам осень нравится»;

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди «Осень»;

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»;

Досуги, развлечения:

«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки);
Утренник «Так давайте осень славить».

Физическое развитие

Беседы: «Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров»;

Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!», «Собери урожай», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди».

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

«Гриб», «Осень», «Солнце вышло из-за тучки»;

Пальчиковые игры «Листья»; «Собираем листочки»;



Результаты работы

В результате познавательной деятельности у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, а также желание выявлять, чем же интересна осень. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками, у детей пополнился словарный запас; стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заниматься творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения. Одной из важных составляющих данного проекта явилось художественно-эстетическое воспитание: дети познакомились с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с природой, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны, умело передают свои ощущения рассказах; в рисунках; в музыкально-ритмических движениях.

Приложение 1

ООД «Путешествие в осенний лес»

Задачи

1. Расширять представления об изменениях, происходящих в природе осенью.

2. Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, о деревьях.

3. Развивать внимание, память, мышление.

4. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Материал и оборудование: игрушка Лесовичок, телефон, фото деревьев (береза, дуб, рябина), магнитофон, фонограмма "Пение птиц", шум леса, шум воды, классическая музыка для релаксации, геометрические фигуры.

Предварительная работа: чтение В. Золотов «Лесная мозаика», «Зимовье зверей», заучивание стихотворения «Лесные правила», рассматривание иллюстраций с изображением животных и их жилища, наблюдение за животными и птицами на прогулке.

Ход ООД

В-ль: Дети, проходите и присаживайтесь на стульчики.

Ребята, мне кажется, нас ждет интересное путешествие в сказочный лес! Но прежде, давайте вспомним, какое сейчас время года?

Дети: Осень!

В-ль: Молодцы ребята! Значит мы отправимся в какой лес?

Дети: В осенний!

В-ль: А какие признаки осени мы знаем?

Дети: листики желтеют и опадают, часто идут дожди, дни стали короче, птицы улетают в теплые края, люди собирают урожай и т. д.

- А теперь, ребята, отгадаем загадку

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Лесовичок: - Здравствуйте, ребята. Я Лесовичок. Я хочу попросить у вас помощи! Злая колдунья усыпила Матушку Природу, и теперь лес, в котором я живу заколдован. Помогите мне расколдовать лес

Воспитатель: Ну что ребята, поможем Лесовичку?

Дети: Да.

Воспитатель: Не будем терять время, и отправимся в путь!

Воспитатель: Посмотрите, какая интересная тропинка! Она состоит из геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы здесь видите?

Дети: Круг, квадрат, треугольник, овал.

Воспитатель: Передвигаясь вам нужно идти не по треугольникам, не по квадратам. По каким геометрическим фигурам вам надо пройти?

Дети: По кругам и овалам.

Воспитатель: На круг мы будем наступать одной ногой, на овал двумя ногами.


Вед: Дорогой Лесовичок, мы пришли в лес, чтобы получше узнать о его обитателях. Ты нам поможешь в этом?

Лесовичок: Ну, конечно помогу и все расскажу про мою лесную жизнь!

Лес мой необычный, он волшебный — в нём растут загадки… Ребята, а как вы думаете, что такое лес?

(Дети отвечают)

Лесовичок: Дорогие ребятишки, у меня есть волшебная корзина с загадками! Если вы их отгадаете, то сразу поймете, какие деревья растут в нашей полянке.

Русская красавица

Стоит на полянке,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)


Не береза, не рябина -

В тишине стоит она.

Но лишь ветер пробежит,

Вся листва на ней дрожит. (Осина)


Осень дивная настанет,

Красным дерево то станет.

Листья – звезды яркие,

Золотые, жаркие!

(Клен)

Лесовичок: Какие молодцы, детишки! Все загадки отгадали!

А теперь давайте играть!

Игра «С какого дерева листочек? »

Вед: Спасибо тебе, Лесовичок, за интересную игру! А наше путешествие продолжается!

- Давайте представим, что мы находимся в лесу.

(Вносим корзинку с натуральными листьями)

- Это подарок Осени.

(Воспитатель читает стихотворение и раскладывает листочки на пол)

- Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает,

С веточек листву срывает.

Листья по ветру кружатся

И под ноги к нам ложатся

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем…

ИГРА «Мы по лесу шли, мы листок нашли…»

(Дети становятся в круг, двигаясь по кругу, произносят слова, находят тот листок, о котором говорится в тексте)

Мы по лесу шли, мы листок нашли,

Мы по лесу шли, мы дубовый лист нашли….

… листик липовый нашли…

…от березы лист нашли…

…мы кленовый лист нашли!

В-ль: Ребята, а сейчас я хочу вам предложить навести порядок в нашем лесу. Вам нужно будет собрать весь мусор на этой поляне и рассортировать его.

Игра «Собери мусор»

— А вот и наше последнее задание. Старичок-лесовичок оставил нам картинки, но они непростые. Люди каждый день ходят в лес, и не все знают что можно делать, а что нанесёт вред. Нам необходимо вспомнить, что в лесу делать нельзя.

1. Не рвите в лесу, на лугу цветы!

2. Не разоряйте муравейник!

3. Не подходите близко к гнёздам птиц,

не разоряйте их!

4. Правильно разводите костры,

не забывайте их тушить!

5. Не оставляйте в лесу, на лугу, у реки мусор.

Лесовичок: Спасибо вам ребята! Вы очень помогли природе и лесу!

Воспитатель: -Посмотрите, как в лесу стало светло. Запели песни птицы (включается фонограмма пения птиц). И лес ожил. А вот и Старичок-лесовичок пришёл. Он просит вас поблагодарить и принёс вам подарок – штриховки с лесными ягодами. Скажем Старичку-Лесовичку и лесу до свидания. А нам пора в детский сад. Передвигаясь вам нужно идти не по треугольникам, не по квадратам. По каким геометрическим фигурам вам надо пройти?

Дети: По кругам и овалам.

Воспитатель: На круг мы будем наступать одной ногой, на овал двумя ногами.

Рефлексия:

1. Понравилось ли вам путешествие?

2. Что интересного узнали?

3. Какое задание было трудное?

4. Кому помогли?

5. Чему научились?

6. Какое задание было легкое?















ООД «Осень, осень в гости просим» 

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах, насекомых осенью.

Обогащение словаря: живописная, багряный, моросящие, листопад, перелетные, зимующие и т.д.

Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

Предварительная работа:

·       Наблюдения за живой и неживой природой..

·       Рассматривание картин и репродукций об осени.

·       Чтение художественной литературы.

·       Заучивание стихов, отгадывание загадок.

 Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение (звучит аудиозапись)

Лес, точно терем расписной

Лиловый золотой багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над сонною поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой

И.Бунин      

О каком времени года стихотворение?

А какие еще времена года вы знаете?

Сколько месяцев длится осень?

Назовите осенние месяцы

Давайте посмотрим, чем  осень отличается от других времен года?

В этом нам поможет наш волшебный экран. (на экране картина Левитана «Осень»)

Какое время года мы видим на картине?

А какой период осени?

Какое настроение вызывает у вас картина? Как бы вы ее назвали?

(Высказывания детей)

Игра: «Координация речи с движением»

К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ноге по кругу)

Скачет дождик по дорожке

В лужице - смотри, смотри!- (дети стоят лицом в круг ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты, (наклон, руки к полу, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы.

Мокрый серый воробей (встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)

Сушит перышки скорей


Внимательно послушайте еще стихотворение:

Падают,  падают листья. 

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья,

по ветру вьются, летят.

О каком времени осени говорится в этом стихотворении?

Верно,  это средина осени. Мы называем ее золотой, почему?

А вы помните, как однажды на прогулке подул сильный ветер, и на нас полил золотой дождь? Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Что это был за дождь? Чему мы радовались?

А теперь представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.


Игра «Лист, лети ко мне»

(дети кружатся пока воспитатель скажет к примеру: «кленовый лист лети ко мне» или «найди свое дерево»)

- Кто знает, Почему осенью опадают листья с деревьев?

(высказывания детей)

- Верно, осенью прекращается сокодвижение.

Да, ребята, в пору золотой осени природа необыкновенно красива, многие поэты посвятили свои стихи этой красоте.

 (стихотворение «Лист качается узорный» Благининой)

 - Давайте вспомним другие приметы.

(дети перечисляют приметы).

- Верно, птицы улетают на юг. Почему они улетают?

Назовите птиц, которые улетают от нас?

Каким, одним словом их можно назвать?

А как назовем птиц, которые остаются с нами зимовать?

Назовите зимующих птиц.

Зимой птицам жить тяжело, они летают стайками. Так легче прокормиться.

По внешнему виду воробьев, например, можно угадать погоду.

Если воробьи гладенькие и поджарые, значит на улице тепло.

А если пухлые и взъерошенные – значит мороз трещит.

Что для птиц страшнее, холод или голод?

Как мы можем помочь птицам зимой?


Физкультминутка

Гуси серые летели,                  (Плавно машут руками)

На лужайке тихо сели.  (Приседают)

Походили, поклевали,  (Ходят, наклоняя голову)

Потом быстро побежали.  (Прыгают  на подскоке)

Мы были у бабуси  («Лепить пирожки»)

Прилетели гуси (Помахать крыльями-ладошками.)

Первый гусь испек пирог,

А второй ему помог,     (Поочередно массировать каждый палец,
начиная с большого)

Третий гусь накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог  у них склевал.            (Постучать пальцами по коленям)
Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередно загибать пальчики)

Выходи гусей считать! 

      

Посмотрите на эти две картины. Которую из них нарисовал Левитан?

(показ слайда)

-  Какие чувства вызывает у вас эта картина?

-  Почему становится грустно?

- Наступила поздняя осень. Природа уже не так красива, она приготовилась к встрече зимы.

- Но люди любят осень не только за красоту, как вы думаете, за что еще?

- Верно, осень щедра дарами: и сады, и лес, и огороды дарят людям много вкусного и полезного.  


Подвижная игра «Ёжик»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу.

Любит рыться  в мокрых листьях, колется, колется.

 Уж я ёжику-ежу в поле тропку покажу

 где катают мышки еловые шишки.

      

Загадка

В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь! 

Дождь пойдёт – его ты сложишь! 

И гулять под солнцем сможешь. 

Если ясен горизонт, что оставим дома? 

(Зонт)

Вот такая красивая отгадка есть у нас.

Этот зонтик не только красивый, а еще и волшебный

Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспоминает какую то примету осени или стихотворение. (Воспитатель встает под зонт и говорит: «Осенью часто идут затяжные моросящие дожди»)

Дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени.








Подвижные игры

Подвижная игра «Съедобное – несъедобное»

Цель: развивать внимание, быстроту мышления, координацию движений.

Атрибуты: мяч

Ход игры: Дети становятся в шеренгу, а ведущий по очереди кидает им мяч.

В момент кидания, ведущий произносит одно слово, являющееся предметом, например: (ручка, молоко, стакан и т. д.). Если слово означает съедобный предмет, то ребенок должен поймать мяч, если несъедобный, то должен оттолкнуть мяч. Если ребенок ловит мяч или просто прикасается руками к мячу при несъедобном предмете, то он проиграл и меняется с ведущим местами.


Подвижная игра «Собери урожай»

Цель: развивать быстроту и скорость бега.

Атрибуты: муляжи овощей и фруктов, корзина.

Ход игры: По сигналу воспитателя дети разбегаются по участку и находя муляжи овощей и фруктов складывают их в корзину.


Подвижная игра «Перелет птиц»
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут.


















Физкультминутки

«Осень»

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело.

Съежилось,

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.


«Гриб»

Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)

Раз-грибок, (Наклоны вперед.)

Два - грибок, (Наклоны вперед.)

Три - грибок, (Наклоны вперед.)

Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)


«Солнце вышло из-за тучки»

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.







Пальчиковые игры


«Осень»

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)


«Собираем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (шагаем» по столу средним и указательным пальцем)















Пословицы, поговорки, загадки об осень


Как лето со снопами, так и осень - с пирогами.

Весна и осень - всё на дню погод восемь. 

Весна красна цветами, а осень снопами.

Осень прикажет, а весна свое скажет. 

Осень - запасиха, зима - подбериха. 

Осень-то матка: кисель да блины; а весна - мачеха: сиди да гляди. 

Осень хвастлива, а весна справедлива. 

Осенью и воробей богат. 


Отложил бы на осень, а там бы и бросил. 

Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина. 

Придет осень, да за всё спросит. 
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)


Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(Осень)


Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — …
(Осень)


Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)


Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)


Крупно, дробно зачастило, и всю землю намочило.
(дождь)


Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!


Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)


Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно …
(Листопад)


Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад)




Осенние приметы


  1. Теплая осень — к долгой зиме.

  2. Осенью серенько утро, так жди красного денька.

  3. Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме.

  4. Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко — мало снега будет.

  5. Гром в сентябре предвещает теплую осень.

  6. Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.

  7. Паутина стелется по растениям — к теплу.

  8. С Семена дня (14 сентября) начало бабьего лета.

  9. Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень ясная и теплая, и наоборот.

  10. Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.

  11. Если с дерева лист не чисто спадет — будет холодная зима.