Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Акварелька»
Долгосрочный творческий проект
«Здравствуй, сказка»
Разработал: учитель – логопед
Карпова О.О.
г.о. Кохма
2024г.
Актуальность:
Во время наблюдения за детьми с общим недоразвитием речи выявила, что эти дети в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными, в силу ряда обстоятельств:
- дошкольники не имеют достаточного набора адаптируемых навыков и способов поведения;
- они не способны искать компромисс в решении проблемных ситуаций с помощью речевого общения.
В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно - ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Цель:
Коррекция и развитие речевой и познавательной активности через изучение русских народных сказок, с применением логосказок и использование приемов сказкотерапии.
Задачи.
1. Коррекционно–образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2. Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Участники проекта: дети группы, родители, учитель-логопед, воспитатель, библиотекарь.
Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).
Тип проекта: информационно-творческий, групповой.
Продолжительность: сентябрь 2023 – май 2024г.
Результат: логопедическая гостиная «В гостях у сказки».
Этапы работы:
Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
Составление плана-схемы проекта.
Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
Обсуждение проекта с воспитателем, музыкальным руководителемщ.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Презентация проекта.
Пути реализации проекта
Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
Организация выставки поделок, рисунков.
Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Содержание работы с детьми.
Беседа «…да в ней намёк».
Чтение разных сказок; сказок, где одним из персонажей является Баба Яга.
Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
Самостоятельное составление сказок.
Рассказывание сказок собственного сочинения.
Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
Загадки о сказках, героях сказок.
Викторина по сказкам.
Посещение районной библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, «Путешествие в сказку».
Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
Содержание работы с родителями.
Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
Чтение сказок с детьми.
Придумывание сказок с детьми.
Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одним из персонажей является Баба Яга.
В уголке для родителей была размещена информация о проекте.
В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети, библиотекарь) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.
Итоговое мероприятие: Создание детских книжек - малышек своими руками, развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
План-схема
работы с детьми и родителями по реализации проекта
«Здравствуй, сказка»
№ | содержание работы | ответственные |
1 | Беседа с родителями «Знакомство с проектом» | учитель-логопед |
2 | Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. | воспитатель |
| Оформление книжного уголка. | Воспитатель, учитель-логопед |
3 | Беседа «…да в ней намёк». | учитель- логопед |
4 | Чтение разных сказок; сказок, где одним из персонажей является Баба Яга. | воспитатель |
5 | Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. | воспитатель |
6 | Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам. |
8 | Приглашение сотрудника из библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, викторина «Путешествие в сказку». | Учитель -логопед, воспитатели, библиотека |
9 | Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ. | родители |