IV этап. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции
Определив анализируемую проблему, необходимо ко сформулировать своё отношение к ней и продумать аргументацию собственной точки зрения. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но обязательно нужно обосновать свою позицию, привести доказательства (не менее двух). Если в качестве аргументов приводятся факты из жизни, они не должны быть частными случаями, значимыми только для автора сочинения. Необходимы продуманные, интересные, содержательные наблюдения. Если используется читательский опыт, то примеры из художественных, публицистических произведений или исторические факты должны передаваться без искажений, кратко (нельзя увлекаться пересказом) и соответствовать той позиции, которую доказываете.
Очень важно свою точку зрения излагать этически корректно. Если текст построен на несогласии с автором, то читающему сочинение должно быть понятно, что это делается не потому, что «играют в оригинальность», а потому, что есть основания для такой позиции. Для того чтобы выразить собственное мнение, можно использовать следующие фразы:
— Я с интересом прочитал (а)....
— Я убеждён (а) (часто думал, получил подлинное удовольствие, с удивлением понял, искренне заинтересовался, согласен)....
— Можно согласиться с автором в том, что....
— Мне показалось интересным (актуальным, значимым)... .
— По моему мнению....
— Вопросы, поднимаемые автором, очень актуальны, так как....
— Хотелось бы отметить....
— Нельзя оставаться равнодушным, так как....
— Меня особенно взволновало то, что....
— Невольно задумываешься о том, что....
— Начинаешь понимать, что....
— Мы привыкли к... но....
— Может показаться, что... но....
— Позволю себе высказать свою (иную) точку зрения...,
— Нельзя не согласиться с автором в том, что... однако... .
— Я разделяю точку зрения автора, но....
— Я с интересом прочитал статью, но....
— Текст произвел на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны... но с другой....
— Доводы автора достаточно убедительны, но....
— Кто из нас не знает (не слышал, не читал, не размышлял)... но задумывались ли мы о....
— На первый взгляд, тема (проблема) кажется привычной (слишком надоевшей, банальной, незначительной), но....
Типичные ошибки
1. Собственное мнение не сформулировано или заявлено лишь формально (я согласен / не согласен с автором).
2. Собственное мнение сформулировано, но нет аргументов.
3. Нет достаточного количества (менее 2-х) аргументов.
4. Мнение сформулировано этически некорректно.
5. Есть фактические ошибки в фоновом материале.
6. Выражаемое мнение не связано с анализируемой проблемой.
7. Для доказательства собственной позиции используются частные аргументы «бытового уровня».
Вопросы для проверки работы
1. Сформулировано ли собственное мнение по заявленной проблеме?
2. Соответствует ли сформулированное мнение заявленной проблеме?
3. Совпадает ли мнение пишущего с точкой зрения автора? Отмечено ли это в сочинении?
4. Корректна ли формулировка собственного мнения?
5. Приведены ли аргументы, подтверждающие мнение? Достаточно ли их количество?
6. Нет ли фактических ошибок в фоновом материале?
7. Достаточно ли убедительны, интересны приведённые аргументы?
Упражнение 17
1. Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Д. Лихачёва (упр. 4).
I. ...Думаю, что мало кто решится спорить с Д.Лихачёвым. Автор прав: самооценка зависит от цели. Именно об этом говорит нам русская литература. Вспомните судьбу героя рассказа А. Чехова «Крыжовник», оценившего себя в стоимость маленькой усадебки и собственного крыжовника, а также слова его брата: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар».
К сожалению, и в наше время именно количество материальных благ часто определяет для человека собственную ценность, поэтому рассуждения Д.Лихачёва очень актуальны для нас.
II. Рассуждения автора показались мне очень актуальными для нашего времени. Как часто мы даём оценку человеку по тем вещам, которыми он владеет. Знакомясь с новым человеком, смотрим: дорого ли он одет, узнаём, есть ли машина, деньги. Да и он себя часто ценит так же. Даже вуз порой выбираем не для того, чтобы знания получать, а из расчёта престижности.
Конечно, обладание определёнными материальными благами — это хорошо. Д. Лихачёв и не призывает отказываться от машины или дачи. Но должно же быть и что-то высокое.
Любуются люди храмом Василия Блаженного, Исаакиевским собором, росписями Сикстинской капеллы, века прошли со времени их создания, а все любуются. Какой была самооценка их творцов? Такой же, как и цель, — на века.
2. Удалось ли автору сочинения сформулировать собственное мнение?
3. Какие аргументы он приводит в подтверждение своей точки зрения? Назовите их.
4. Предлагаем вашему вниманию логические схемы исходного текста. Оцените их. При необходимости внесите уточнения.
а)
Д. Лихачёв прав: самооценка зависит от цели |
↙ ↘
Русская литература подтверждает это | Рассуждения Д.Лихачева актуальны для нашего времени |
↓
Герои рассказа А. Чехова «Крыжовник» могут служить примером |
↙ ↘
Стремление к материальным благам обесценивает жизнь человека | Подтверждает необходимость высокой цели и самооценки |
б)
Д.Лихачев прав. Его рассуждения актуальны |
↙ ↓ ↓ ↘
Первую оценку человек часто получает в зависимости от уровня его материального благополучия, и он себя ценит так же | Будущее мы выбираем по материальным перспективам | Наличие материального не отрицается, но оно не должно заслонять духовное | Возможность высшей оценки дается только созданному с высокой целью |
Упражнение 18
1. Прочитайте фрагменты сочинений к тексту Д. Гранина (упр. 5).
I. Как же «упражнять» в себе чувство милосердия? Архиепископ Кирилл говорил, что милосердие — это милость, идущая от сердца к сердцу. Значит, чтобы быть милосердным, нужно научиться сердцем чувствовать боль другого, как умели чувствовать это Соня Мармеладова, Наташа Ростова.
Но так чувствовать трудно. Это дано не каждому. Тогда, может быть, начать с малого: заметить слёзы в глазах подруги, увидеть, что пожилой женщине действительно трудно стоять в трамвае, или сделать самое простое — сдержать грубое слово и не обидеть? Думаю, что это и есть путь к милосердию.
II. Как это ни печально Д. Гранин совершенно прав: мы действительно «ощущаем... убыль милосердия в нашей жизни». И даже причины этого назвать можно. Мы просто забываем, а может не успеваем быть отзывчивыми. Знаем, что нужно навестить заболевшего друга или бабушку, но так много дел, что даже позвонить некогда. Знаем, что некрасиво смеяться над одноклассником, не умеющим за себя постоять, да и жалко его, но смеёмся — сам виноват.
Я думаю, что есть ещё одна причина, по которой мило, сердце исчезает из нашей жизни. Мы просто стесняемся, а, может, боимся быть отзывчивыми. Будешь думать о других, а кто подумает о тебе? И что подумают? Поэтому проблема, о которой говорит Д. Гранин, ещё серьёзнее. Современный человек и не собирается «упражнять» в себе милосердие.
2. Удалось ли автору сочинения сформулировать собственное мнение?
3. Какие доводы (примеры) он приводит в подтверждение своей точки зрения? Назовите их.
4. Предлагаем вашему вниманию логические схемы текстов сочинений. Оцените их. Если удастся, внесите уточнения.
а)
Д.Гранин прав: нужно «упражнять» в себе чувство милосердия |
↓
Начинаем с толкованием понятия. Точка зрения архиепископа Кирилла и объяснения автора сочинения |
↓
Высокое чувство милосердия есть, Примеры: Соня Мармеладова, Наташа Ростова |
↓
Если на таком уровне быть милосердным трудно, можно начать с малого |
↙ ↓ ↘
Поддержать подругу | Помочь пожилой женщине | Не обидеть словом |
↖ ↑ ↗
Это и есть путь к милосердию |
б)
Д. Гранин прав: существуют и причины исчезновения милосердия из нашей жизни |
↙ ↘
Мы забываем или не успеваем делать добрые дела | Мы стесняемся и даже боимся быть отзывчивыми |
↙ ↘ ↓
Забываем о заболевшем друге, бабушке | Смеёмся над одноклассником | Боимся плохих последствий для себя |
↖ ↑ ↗
Проблема ещё серьёзнее: современный человек и не собирается «упражнять» себя в милосердии |
5. Оцените каждое из сочинений в соответствии с критериями К4, К7, К8, К9, К10, КН.
Упражнение 19
1. Прочитайте фрагмент сочинения к тексту Г. Черникова (упр. 8).
...Какие знакомые примеры. Можно даже продолжить список «творимых природой» безобразий.
Иногда до смешного доходит. Недавно, во время сильного ливня, наш дом затопило. Вода прошла с шестнадцатого этажа до четвёртого. Особенно пострадали верхние этажи: с потолка лились настоящие потоки. Причина? Рабочие ремонтировали крышу, сняли покрытие и ушли на выходные. А тут ливень. Кто виноват? Дождь? А через три недели такая же беда в соседнем доме. Это уже про «одни и те же грабли».
Список бесконечен. Сосульки каждую весну травмируют прохожих, снегопады и гололёд просто парализуют движение транспорта, в дождь из-за огромных луж дорогу не перейти. И мы уже привыкли и по привычке ругаем погоду, атмосферные явления.
Как обидно. Человек покоряет космос, создаёт уникальную технику и страдает от собственной безалаберности. Может, если мы перестанем природу винить, а обратимся к себе, что-то изменится?
2. Удалось ли автору сочинения сформулировать собственное мнение?
3. Какие аргументы он приводит в подтверждение своей точки зрения? Достаточно ли их количество?
4. Составьте логическую схему данного текста.
^ Если вам трудно работать со схемой, можно написать план.
5. Оцените сочинение в соответствии с критериями К4, К7—К11.
В работе используйте рекомендации, перечень типичных ошибок, вопросы для проверки.
6. Изложите ваше мнение по сформулированной в тексте проблеме. Запишите его.
Упражнение 20
1. Прочитайте фрагмент сочинения к тексту К. Г. Паустовского (упр. 10).
...Недавно я с маленькой племянницей ходила гулять в парк. Она собирала обычные одуванчики, показывала мне и говорила: «Смотри, какие цыплятки». Желая поддержать её игру, я про какие-то голубые цветочки сказала: «Видишь, полянка глазки открыла и на солнышко смотрит». Малышка с таким изумлением распахнула свои глаза, что я засмеялась.
И вот сейчас, прочитав текст К. Г. Паустовского, я подумала, что, может, и не игра тогда у нас была. Просто маленький человек напомнил мне, как нужно на мир смотреть. Помните у С. Есенина: «Я учусь, я учусь моим сердцем / Цвет черёмух в глазах беречь...»
Я убеждена, что с умением особого видения мира человек рождается, просто потом, в погоне за количеством впечатлений, этот дар забывается. И именно поэтому оправданы сожаления К. Г. Паустовского.
2. Удалось ли автору сочинения сформулировать собственное мнение?
3. Какие доводы (примеры) он приводит в подтверждение своей точки зрения? Достаточно ли их количество?
4. Составьте логическую схему или план данного текста.
5. Оцените сочинение в соответствии с критериями К4, К11,
6. Изложите ваше мнение по сформулированной в тексте проблеме. Запишите его.
Упражнение 21
1. Изложите ваше мнение по проблеме, сформулированной в тексте И. Кабыш (упр. 13).
2. Запишите его.
3. Оцените собственное сочинение в соответствии с критериями К4, КН.
Упражнение 22
1. Изложите ваше мнение по проблеме, сформулированной в тексте А. Андреева (упр. 14).
2. Запишите его.
3. Оцените собственное сочинение в соответствии с критериями К4, КН.
Упражнение 23
1. Изложите ваше мнение по проблеме, сформулированной в тексте В. Розова (упр. 15).
2. Запишите его.
3. Оцените собственное сочинение в соответствии с критериями К4, КН.
Упражнение 24
1. Прочитайте текст И. Линковой.
Читать легко, а жить трудно. Когда ты читаешь, ты маг, волшебник и властелин. Ты можешь не только выбрать книгу, не только решить её судьбу — читать или не читать. Ты можешь себя самого представить кем угодно — выбрать любую роль.
И — разумеется! — ты выбираешь победителя. Того, кто лучше всех.
Читая книгу о Томе Сойере, ни один нормальный человек не воображает себя занудным Сидом. Он веселится вместе с Томом Сойером и Гекльберри Финном. Иначе и быть не может.
Когда читаешь, очень легко быть добрым, умным, смелым, находчивым, ловким, отважным, решительным, благородным, великодушным, красивым, хорошим. Потом книжка закрывается. Зато распахивается дверь на улицу. И обычная жизнь, такая как есть, врывается без спросу... Это решительный момент.
Очень многие его не выдерживают. Живым людям достоинства надо доказывать. Доказывать делом. Книжки — читать просто. Читать легко, а жить трудно.
Ты не спишь по ночам, зачитываясь героическими подвигами, очень убедительно и красиво описанными в книгах. Мечты распирают тебя, несут, море тебе по колено, и сам чёрт — не брат. Однако если после всего этого парень из соседнего двора подставит тебе подножку, а ты только отряхнёшься и быстренько шмыгнёшь в подъезд; если твой приятель сидит, закусив губу от обиды, а ты говоришь: «Пока!» и делаешь вид, что ничего не заметил, — значит, зря работал Гайдар, создавая свои рассказы, зря старался Вальтер Скотт, сочиняя «Айвенго», и Александр Дюма зря изобретал похождения прекрасного д'Артаньяна, мушкетёра и героя.
Книги пишутся не для того, чтобы спрятаться за ними от жизни - собственных переживаний и дел. Читать - значит применять в жизни прочитанное. (И. Лткова)
2. Напишите небольшое сочинение по прочитанному тексту.
В сочинении должна быть отражена одна из проблем, затронутых автором (К1), должен быть комментарий этой проблемы (К2), позиция автора (КЗ) и ваше мнение по проблеме (К4). В работе учитывайте рекомендации, не делайте ошибок. Своё мнение выражайте этически корректно (К11).
3. Оцените ваше сочинение в соответствии с критериями К1, К2, КЗ, К4, КН.
Упражнение 25
1. Прочитайте текст.
(1) Всем известно, что археологические изыскания требуют больших средств, отнимают много времени и сил. (2) А нужны ли они? (3) Стоит ли тратить такие усилия только ради того, чтобы уточнить какую-нибудь дату, или расшифровать древний текст, или обнаружить ещё одну стоянку первобытного человека?
(4) Каждый новый факт, даже самый незначительный, помогает нам лучше понять прошлое. (5) А без правильного понимания прошлого нельзя понять и настоящее. (6) И, разумеется, строить своё будущее.
(7) Археология, дешифровка письмен, антропология и другие науки, с помощью которых мы узнаём о событиях прошлого, играют и будут всегда играть большую роль в нашей жизни. (8) Сто лет назад непревзойдёнными считались памятники искусства Древней Греции и Древнего Рима. (9) Ныне искусствоведы гораздо выше ставят шедевры более ранних эпох.
(10) Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее. (11) Мы восхищаемся теперь гениальными творениями египетских скульпторов (вспомните хотя бы портреты Нефертити), африканской бронзой, палеолитической живописью из пещер Испании и Франции, нашей Каповой пещеры, архитектурными сооружениями, сохранившимися в Камбодже и Зимбабве.
(12) В древних культурах мы видим не просто «объект археологической науки», а свои корни, свои традиции, пережившие века.
(13) Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена на её огромной территории обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (14) Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (15) И такое смешение происходило повсеместно. (16) На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (17) Нет ни одной «культуры в чистом виде» — процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (18) Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (19) Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур.
(20) Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (21) Все остальные были врагами или злыми демонами. (22) Для греков все негреки были варварами. (23) Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, — «неверными». (24) Для европейцев XVIII и даже XIX века всё остальное человечество было скопищем дикарей. (25) Для нас, людей XXI века, знающих своё прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье — ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ. (По А. Кондратову)
2. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
В сочинении должна быть отражена одна из проблем, затронутых автором (К1), должен быть комментарий этой проблемы (К2), позиция автора (КЗ) и ваше мнение по проблеме (К4). В работе учитывайте рекомендации, не делайте ошибок. Своё мнение выражайте этически корректно (К11).
3. Предлагаем передать ваше сочинение на проверку товарищу (соседу по парте). Вам же необходимо проверить его (её) сочинение. Сочинение оценивается в соответствии с критериями К1, К2, КЗ, К4, К7-К12.