СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дом в старину: что как называлось

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок родного русского в 1 классе по теме "Дом в старину: что как называлось". Цель занятия - организовать образовательное пространство  для изучения жилищ русской старины: землянка, изба, терем, хоромы; формирования  представления о доме в старину.

Просмотр содержимого документа
«Дом в старину: что как называлось»

Предмет: родной русский язык

Класс: 1 б

Тема: Дом в старину: что как называлось

Учебник: Русский родной язык. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова и др./ - М.: Просвещение, 2019.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель для учителя

Организовать образовательное пространство для изучения жилищ русской старины: землянка, изба, терем, хоромы; формирования представления о доме в старину; развития интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, русскому фольклору, обогащения словарного запаса учащихся; совершенствования навыка чтения и письма у детей.

Цель для учащихся

познакомиться с жилищами русской старины: землянкой, избой, теремом, хоромами; учиться ставить спектакли, учиться обычаям гостеприимства

Планируемые результаты

Личностные:  уважительно относиться к культуре народного искусства, уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом, уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

Регулятивные УУД: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;

Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные УУД:  овладеть умением сравнивать,, анализировать, выделять главное, обобщать; ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные: через историю русской избы показать жизнь человека; учить по избе определять эпоху, в которой жил человек, его социальный статус; познакомить детей с новыми словами.


Оборудование

- Русский родной язык. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова и др./ - М.: Просвещение, 2019.

- Проектор, компьютер, презентация

- Распечатки карточек с заданиями для групповой работы, изображений старинных и современных домов

Этап урока, цель

Содержание этапа

Технологии

Деятельность учащихся

Формы работы

УУД,

формирующиеся на данном этапе

Организационный момент.

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности




- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок родного языка. Мы продолжим разговор на тему: «Русский язык: прошлое и настоящее»

-Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?

- Что надо для этого сделать?

- Что можете сделать? -Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

- Почему это важно?


Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей для урока, визуально контролируют готовность

Фронтальная

Регулятивные: регулируют свои действия; прогнозируют деятельность на уроке.

Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме.

Личностные: осуществляют самоорганизацию

Актуализация знаний

Цель: выявить знания учащихся по данной теме























- Послушайте фрагмент песни.

(Звучит фрагмент песни «Дом» на стихи М.Гальперина)


Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака,
Шёл человек, была дорога нелегка.
И человек мечтал о том, что он построит где-то дом
И поселится счастье с ним в доме родном.

- О чем мечтал человек в этой песне?

- Как называются дома, в которых мы живем? (Многоэтажный дом, коттедж, небоскреб и т. д)

- Посмотрите, пожалуйста, на изображения домов, в которых живет современный человек.(Изображения на доске) Соотнесите карточку с названием дома и изображение.

- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием!

- Я приготовила для вас еще несколько интересных зданий. (Появляются изображения старинных домов). (Слайд 1)

- Как называются такие дома?

- Встречали вы такие дома? Почему?


Учащиеся внимательно слушают







Отвечают на вопросы





Фронтальная

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные:

- структурирование знаний;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.


Постановка темы и целей урока

- Предположите, о чем будет наш урок?

Проверим наше предположение, откроем учебник на стр. 75, прочитайте название урока.

Продолжите предложение:

Сегодня на уроке мы узнаем:

Мы научимся ,,,

Задачи урока и тема вывешиваются на доску.


Формулируют тему и задачи урока с помощью учителя.

Узнаем, как назывались дома в старину.

Научимся различать старинные здания.

Фронтальная

Личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

определять последовательность

действий на уроке


Изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с новым материалом





















- Вы, конечно, знаете прекрасную «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.

- Давайте вспомним, в каких домах жили герои этой сказки.

Отрывки из сказки видео (слайд 2 -5)

1.Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке…

- Какое жилище было у стариков?

Что такое землянка?

2.Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою…

- А потом какое жилище выпросила она у рыбки?

3.Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха

- А потом?
4.Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей…

- Итак, как назывались дома героев в этой сказке?

(Карточки с названиями вывешиваются на доску)

Информационно-коммуникационные технологии

Смотрят видеофрагменты мультфильма, называют названия жилищ

Фронтальная


Физминутка Цель: эмоцинальная разрядка, физическая разгрузка учащихся

- Пришла пора отдохнуть. Мы с вами сейчас будем все вместе строить дом.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

Будет жить в нем старый гном.

Здоровьесберегающая

Выполняют упражнения

Фронтальная


Изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с новым материалом в ходе их самостоятельной деятельности


- Мы узнали с вами, как назывались дома в старину. Но вот как они выглядели? Чем отличались друг от друга?

- Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах, проведем небольшое исследование.

- Вспомним правила работы в группе.

Работа в группах. У каждой группы на столе карточка с заданием и изображения землянки, избы, терема, палат отличные от изображений в учебнике

Группа 1.

  1. Найдите на стр. 76 изображение землянки. Рассмотрите иллюстрацию. Ответьте на вопросы:

- Из чего сделаны стены землянки?

- Есть ли окна у землянки?

- Чем покрыта крыша?

Вставьте в текст, пропущенные слова.

Землянка – дом, углубленный в ….. . В землянке пол … земли. Стены землянки сделаны из …. . Крыша покрыта … . В землянке окон …. .

Выберите изображение землянки.

Группа 2.

Найдите на стр. 76 изображение избы. Рассмотрите иллюстрацию. Ответьте на вопросы:

- Из чего сделаны стены избы?

- Есть ли окна у избы?

- Чем покрыта крыша?

Вставь в текст, пропущенные слова.

Изба это …. дом в деревне. Стены в избе делали из …., а крышу из … . В избах … окна.

Выберите изображение избы.

Группа 3

Рассмотри изображение терема и прочитай текст в учебнике на стр. 76.

Терем - ….. дом, в несколько этажей. Еще теремом называли … в верхней части богатого дома. Крыша терема имела …. форму. Терема могли строить из … и камня.

Выберите изображение терема.

Группа 4.

Прочитайте текст.

Палата – каменное или кирпичное сооружение. Строились как правило в 2 – 3 этажа. Словом палата называлась самое большое в палатах помещение зал.

Заполните пропуски в тексте:

Палаты строили из …. или … . В палатах было …. этажа. Самый большой зал в помещении назывался … .

Выступление групп.


Технология групповой деятельности

Работают в группах, читают текст, рассматривают изображения, заполняют пропуски в тексте.

















































Дети прикрепляют изображение, читают составленный ими текст.

Групповая

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность осуществлять пошаговый контроль своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные: отвечать на простые вопросы; делать сравнения; осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: обмениваться мнениями; слушать друг друга; строить понятные речевые высказывания.

Личностные: осознавать свои возможности в учении;



Закрепление изученного материала

Цель: закрепить полученные знания.



1.Работа в парах с карточкой

- Соотнесите рисунки и названия жилищ из «Сказки о рыбаке и рыбке». Приложение 1 (Взаимопроверка со слайда 6)


2.Продолжи каждый ряд. Слайд 7

Подбери нужное слово


Изба деревенская,

Терем высокий,

Палаты каменные,

Дворец царский,

Хоромы чудесные,

Слова для справок: просторный, тесная, княжеские, великолепный, сказочные


Работают в парах, выполняют взаимопроверку




Совместно с учителем подбирают нужные слова

Групповая





Фронтальная

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор


Подведение итогов.

Цель: обобщить полученные на уроке сведения


Рефлексия

Цель: организовать деятельность учащихся по самооценке своих достижений на уроке

- Как назывались здания в старину?

- В каких зданиях жили простые люди? Знатные?




-Какие задачи мы ставили на этот урок?

- Поднимите сигнальные карточки:

Желтый – все понятно, все знаю

Зеленый – есть небольшие затруднения

Красный – ничего непонятно


Отвечают на вопросы





Озвучивают каждую задачу урока. Оценивают себя по каждой задаче, с помощью сигнальных карточек

Фронтальная

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности