Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цель для учителя | Организовать образовательное пространство для изучения жилищ русской старины: землянка, изба, терем, хоромы; формирования представления о доме в старину; развития интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, русскому фольклору, обогащения словарного запаса учащихся; совершенствования навыка чтения и письма у детей. |
Цель для учащихся | познакомиться с жилищами русской старины: землянкой, избой, теремом, хоромами; учиться ставить спектакли, учиться обычаям гостеприимства |
Планируемые результаты | Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства, уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом, уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; Регулятивные УУД: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий; Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные УУД: овладеть умением сравнивать,, анализировать, выделять главное, обобщать; ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные: через историю русской избы показать жизнь человека; учить по избе определять эпоху, в которой жил человек, его социальный статус; познакомить детей с новыми словами. |
Оборудование | - Русский родной язык. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова и др./ - М.: Просвещение, 2019. - Проектор, компьютер, презентация - Распечатки карточек с заданиями для групповой работы, изображений старинных и современных домов |
Этап урока, цель | Содержание этапа | Технологии | Деятельность учащихся | Формы работы | УУД, формирующиеся на данном этапе |
Организационный момент. Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности | - Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок родного языка. Мы продолжим разговор на тему: «Русский язык: прошлое и настоящее» -Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? - Что надо для этого сделать? - Что можете сделать? -Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно? | | Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей для урока, визуально контролируют готовность | Фронтальная | Регулятивные: регулируют свои действия; прогнозируют деятельность на уроке. Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме. Личностные: осуществляют самоорганизацию |
Актуализация знаний Цель: выявить знания учащихся по данной теме | - Послушайте фрагмент песни. (Звучит фрагмент песни «Дом» на стихи М.Гальперина) Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака, Шёл человек, была дорога нелегка. И человек мечтал о том, что он построит где-то дом И поселится счастье с ним в доме родном. - О чем мечтал человек в этой песне? - Как называются дома, в которых мы живем? (Многоэтажный дом, коттедж, небоскреб и т. д) - Посмотрите, пожалуйста, на изображения домов, в которых живет современный человек.(Изображения на доске) Соотнесите карточку с названием дома и изображение. - Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием! - Я приготовила для вас еще несколько интересных зданий. (Появляются изображения старинных домов). (Слайд 1) - Как называются такие дома? - Встречали вы такие дома? Почему? | | Учащиеся внимательно слушают Отвечают на вопросы | Фронтальная | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Познавательные: - структурирование знаний; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Постановка темы и целей урока | - Предположите, о чем будет наш урок? Проверим наше предположение, откроем учебник на стр. 75, прочитайте название урока. Продолжите предложение: Сегодня на уроке мы узнаем: Мы научимся ,,, Задачи урока и тема вывешиваются на доску. | | Формулируют тему и задачи урока с помощью учителя. Узнаем, как назывались дома в старину. Научимся различать старинные здания. | Фронтальная | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке |
Изучение нового материала. Цель: познакомить учащихся с новым материалом | - Вы, конечно, знаете прекрасную «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина. - Давайте вспомним, в каких домах жили герои этой сказки. Отрывки из сказки видео (слайд 2 -5) 1.Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке… - Какое жилище было у стариков? Что такое землянка? 2.Пошел он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светелкой, С кирпичною, беленою трубою… - А потом какое жилище выпросила она у рыбки? 3.Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха… - А потом? 4.Старичок к старухе воротился. Что ж? пред ним царские палаты. В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей… - Итак, как назывались дома героев в этой сказке? (Карточки с названиями вывешиваются на доску) | Информационно-коммуникационные технологии | Смотрят видеофрагменты мультфильма, называют названия жилищ | Фронтальная | |
Физминутка Цель: эмоцинальная разрядка, физическая разгрузка учащихся | - Пришла пора отдохнуть. Мы с вами сейчас будем все вместе строить дом. Раз, два, три, четыре, пять. Будем строить и играть. Дом большой, высокий строим. Окна ставим, крышу кроем. Вот какой красивый дом! Будет жить в нем старый гном. | Здоровьесберегающая | Выполняют упражнения | Фронтальная | |
Изучение нового материала Цель: познакомить учащихся с новым материалом в ходе их самостоятельной деятельности | - Мы узнали с вами, как назывались дома в старину. Но вот как они выглядели? Чем отличались друг от друга? - Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах, проведем небольшое исследование. - Вспомним правила работы в группе. Работа в группах. У каждой группы на столе карточка с заданием и изображения землянки, избы, терема, палат отличные от изображений в учебнике Группа 1. Найдите на стр. 76 изображение землянки. Рассмотрите иллюстрацию. Ответьте на вопросы: - Из чего сделаны стены землянки? - Есть ли окна у землянки? - Чем покрыта крыша? Вставьте в текст, пропущенные слова. Землянка – дом, углубленный в ….. . В землянке пол … земли. Стены землянки сделаны из …. . Крыша покрыта … . В землянке окон …. . Выберите изображение землянки. Группа 2. Найдите на стр. 76 изображение избы. Рассмотрите иллюстрацию. Ответьте на вопросы: - Из чего сделаны стены избы? - Есть ли окна у избы? - Чем покрыта крыша? Вставь в текст, пропущенные слова. Изба это …. дом в деревне. Стены в избе делали из …., а крышу из … . В избах … окна. Выберите изображение избы. Группа 3 Рассмотри изображение терема и прочитай текст в учебнике на стр. 76. Терем - ….. дом, в несколько этажей. Еще теремом называли … в верхней части богатого дома. Крыша терема имела …. форму. Терема могли строить из … и камня. Выберите изображение терема. Группа 4. Прочитайте текст. Палата – каменное или кирпичное сооружение. Строились как правило в 2 – 3 этажа. Словом палата называлась самое большое в палатах помещение зал. Заполните пропуски в тексте: Палаты строили из …. или … . В палатах было …. этажа. Самый большой зал в помещении назывался … . Выступление групп. | Технология групповой деятельности | Работают в группах, читают текст, рассматривают изображения, заполняют пропуски в тексте. Дети прикрепляют изображение, читают составленный ими текст. | Групповая | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность осуществлять пошаговый контроль своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные: отвечать на простые вопросы; делать сравнения; осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: обмениваться мнениями; слушать друг друга; строить понятные речевые высказывания. Личностные: осознавать свои возможности в учении; |
Закрепление изученного материала Цель: закрепить полученные знания. | 1.Работа в парах с карточкой - Соотнесите рисунки и названия жилищ из «Сказки о рыбаке и рыбке». Приложение 1 (Взаимопроверка со слайда 6) 2.Продолжи каждый ряд. Слайд 7 Подбери нужное слово Изба деревенская, Терем высокий, Палаты каменные, Дворец царский, Хоромы чудесные, Слова для справок: просторный, тесная, княжеские, великолепный, сказочные | | Работают в парах, выполняют взаимопроверку Совместно с учителем подбирают нужные слова | Групповая Фронтальная | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор |
Подведение итогов. Цель: обобщить полученные на уроке сведения Рефлексия Цель: организовать деятельность учащихся по самооценке своих достижений на уроке | - Как назывались здания в старину? - В каких зданиях жили простые люди? Знатные? -Какие задачи мы ставили на этот урок? - Поднимите сигнальные карточки: Желтый – все понятно, все знаю Зеленый – есть небольшие затруднения Красный – ничего непонятно | | Отвечают на вопросы Озвучивают каждую задачу урока. Оценивают себя по каждой задаче, с помощью сигнальных карточек | Фронтальная | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности |