СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Домашнее обучение. Аннотация к адаптированным программам 3 класс (вариант 6.2)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложена программа домашнего ( вариант 6.2)  обучения по русскому языку для учщихся 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Домашнее обучение. Аннотация к адаптированным программам 3 класс (вариант 6.2)»

1


Русский язык.


Рабочая учебная программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Гимназия №17» г. Махачкала авторской программы «Русский язык» Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Данная программа разработана для учащейся 3 класса, которая находится на обучении по программе 6.2. Программа включает в себя все разделы учебного курса по русскому языку для 3 класса и реализуется в течение года.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный закон от 29.12.2012г. №273) с изменениями и дополнениями;

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от

29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993) с изменениями и дополнениями;

  • Индивидуальный учебный план на 2023-2024 учебный годФГОС НОО.

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ДЦП МБОУ « Гимназия №17» г. Махачкала авторской программы Учебно-методическое обеспечение:

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2018.


Общая характеристикапредмета «Русский язык»

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Система заданий обеспечивает достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и

письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке ка основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятельности.

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге,составлять несложныеустные монологические высказывания и письменные тексты;

Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс русского языка построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока еще нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а в последствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создает условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей.

Программа предусматривает обязательное выполнение исследовательских работ и проектов.

В основу рабочей программы положены следующие педагогические принципы:
  • личностно–ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

  • культурно – ориентированные принципы (принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип);

  • деятельностно–ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно–познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее развитие, креативный принцип).

Все уроки строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребёнкомвсего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Особенностью Адаптированной рабочей программы по предмету является введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА.

Основные направления коррекционной работы:
  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

    • развитие зрительного восприятия и узнавание;

    • развитие пространственных представлений и ориентировки;

    • развитие слухового внимания и памяти.

  2. Развитие основных мыслительных операций:

    • формирование навыков соотносительного анализа;

    • развитие навыков группировки и классификации;

    • формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.)

  4. Развитие речи, владение техникой речи.

  5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

  6. Совершенствование движений и сенсорного развития.

    • развитие мелкой моторики кисти

  7. Развитие различных видов мышления:

    • развитие наглядно-образного мышления

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

  1. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


  • Новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;

  • Систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;

  • Используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;

  • Выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

  • Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

Место предмета в базисном учебном плане.

На изучение русского языка в третьем классе отводится 2 часа в неделю. Авторская программа рассчитана на 68 часов. В соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия №17» г. Махачкала авторской программы учебный год составляет 34 недели (68 часов), что соответствует авторской программе.






Учебно-тематический план



Количество учебных недель:

Количество

уроков в неделю



2 часов в неделю

I четверть

8 недель

16

II четверть

8 недель

16

III четверть

11 недель

19

IV четверть

7 недель

17

Всего:

34 недели

уроков

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами:

п/п

Название раздела (темы).

Количество часов.

1

Язык и речь.

1

2

Текст. Предложение. Словосочетание..

7

3

Слово в языке и речи.

11

4

Состав слова.

7

5

Правописание частей слова.

10

6

Части речи.

28

7

Повторение.

4

Итого:

68


Содержание программы (68 часов)

Язык и речь (1 час)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Текст, предложение, словосочетание (7часов)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Слово в языке и речи (11 часов)

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих.

Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.

Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

Состав слова (7 часов).

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-

), вы-, пере-. Разделительный Ъ.

Части речи ( 38часов)

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и про- тивоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Повторение изученного за год – 4 часа.

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.


ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С НОДА ВАРИАНТ 6.2.

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) передвигающиеся с применением ортопедических средств, имеют нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.


Общие подходы в работе с обучающимися с НОДА вариант 6.2

-индивидуальный подход;

-предотвращение наступления утомляемости;

-активизация познавательной деятельности;

-обогащение знаниями об окружающем мире;

-особое внимание - коррекции всех видов деятельности;

-проявление педагогического такта.

Формы и методы работы:
  • использование частично поисковых методов;

  • отработка умения работать самостоятельно;

  • отработка умения работать по алгоритму; памяткам; инструкциям учителя и др.

  • использование анализа, синтеза, классификации, обобщения, моделирования, измерения;

  • учёт индивидуальных особенностей каждого ученика при усвоении и проверке знаний;

  • разработка дифференцированных заданий для самостоятельных и контрольных работ

  • проверка знаний в устной форме индивидуально;

  • оптимальное сочетание словесных, практических и наглядных методов, которые должны соответствовать следующим требованиям:

  • стимулировать у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;

  • формировать умение пользоваться имеющимися знаниями;

-иметь четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;

  • поэтапное распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия (особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и зависимостей);

  • акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;

  • опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;

  • достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала, заданий разной степени сложности.

Приемы обучения
  • наглядно-образные опоры (схемы, чертежи, рисунки);

  • опорные таблицы с выделением ключевых слов правила;

  • обобщающие таблицы по темам (условные обозначения);

  • памятки;

  • работа с инструктивными предписаниями, алгоритмами;

  • самостоятельные задания с последующей проверкой;

  • работа по образцу;

  • дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка.


Формы организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки, уроки - проекты).

На уроках русского языка используются следующие виды учебной деятельности: устный опрос, письменный опрос, тестовые задания, словарно-орфографическая работа, графический диктант, работа у доски, работа со схемами и таблицами, работа с учебником, игры и игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, внимания, памяти.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы обучения.
    • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные, наглядные, практические;

  • индуктивные, дедуктивные;

  • репродуктивные, проблемно-поисковые;

  • самостоятельные, несамостоятельные.

    • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • стимулирование и мотивация интереса к учению;

  • стимулирование долга и ответственности в учении.

    • Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  • устного контроля и самоконтроля


Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

  2. Текущий:
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Текущий контроль осуществляется в ходе устного опроса, письменного опроса; на этапе актуализации изученного материала непосредственно перед постановкой проблемы, а также в ходе участия детей в открытии нового знания, а так же может реализовываться через систему заданий учебника.

Тематический.

Заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме.

Итоговый контроль в формах

  • контрольная работа

  1. Комплексная работа по итогам обучения

  2. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания

- незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Качество реализации данной программы будет изучаться посредством мониторинга. Результаты мониторингового исследования фиксируются в сводных таблицах,

аналитических справках. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Тексты КИМов прилагаются.

Педдиагностика проводится на протяжении всего учебного года и является структурной частью урока.


Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся с НОДА Критерии оценивания ответов обучающихся с НОДА в устной форме.

Учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

  1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

  2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по русскому языку являются письменная контрольная работа (диктант), изложение, сочинение, списывание, тест по изученной теме и устный опрос. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными.

Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение графических обозначений.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.


Оценка устных ответов

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном учебной программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил графические обозначения, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

  • допущены один – два недочета в содержании ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов в освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:
  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении терминологии, графических обозначениях, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:
  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, графических обозначений, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.




Начальная школа

Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку

Объем диктанта и текста для списывания:

Классы

Четверти

I

II

III

IV

2

15-20

20-25

25-30

30-35

3

40-45

45-50

50-55

55-60

4

60-65

65-70

70-75

75-80

Объем словарного диктанта:


Классы

Количество слов

1

7-8

2

10-12

3

12-15

4

до 20

Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов. Сочинения и изложения носят обучающий характер.

Оценки за контрольный диктант:

Оценка«5» ставится за диктант, в котором допущена одна негрубая ошибка или 1-2 дисграфических ошибок, работа написана аккуратно.

Оценка«4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 1-3 пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно.

Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-7 орфографических, 4 пунктуационных и 4-5дисграфическихошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 4 и более дисграфических ошибок.


Классификация ошибок:

Однотипные ошибки:

-первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку;

-при 5 поправках оценка снижается на 1 балл.

За одну ошибку в диктанте считаются:
  • два исправления;

  • две пунктуационные ошибки;

-повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку;

-при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

За ошибку в диктанте не считаются:
  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);

  • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

  • единичный случай замены одного слова без искажения смысла.


Оценка за грамматическое задание:

При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок:

  • оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении;

  • оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

  • оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

-оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.


Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого нарушения:
  1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза:

  • пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);

  • перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал),

«натуспила» (наступила);

  • недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

  • наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

  • искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

  • слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто),

«виситнастне» (висит на стене);

  • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»;

  • замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);

  • нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу» (люблю).

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта:

- смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я

«кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  • аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья».

«Пять желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);

  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель».

Оценка сочинений и изложений:

Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

    • коммуникативные умения, то есть умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;

    • языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;

    • навыки правописания - орфографические и пунктуационные.


Требования к обучающемуся в третьем классе Личностные результаты

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

  • Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;

  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД
  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД
  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД
  • Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы

«хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

  • общему темпу занятий;

  • способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;

  • способность к наблюдательности, умение замечать новое;

  • стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно- практической деятельности;

  • умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия;

  • определять и сохранять способ действий;

  • использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;

  • осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;

  • сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения

Планируемые результаты освоения обучающимися с НОДА АОП дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.

Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с НОДА в различных средах:

развитие - адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

  • в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

  • в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

  • в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

  • в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.

  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:

    • в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;

    • в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;

    • в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;

    • в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

    • в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

    • в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

    • в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.

  • Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

    • в расширении знаний правил коммуникации;

    • в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

    • в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

    • в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

    • в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

    • в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

  • В освоении культурных форм выражения своих чувств, способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

    • в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

    • в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

    • в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других;

    • в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

    • в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

    • в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

    • в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;

    • в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

    • в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

    • в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

    • в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

    • в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

    • в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:

    • в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

    • в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие;

    • в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

    • в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

    • в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

    • в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Результаты специальной поддержки освоения АОП должны отражать:

    • способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать АОП универсальные учебные действия.

Результаты специальной поддержки освоения АОП должны отражать:

    • способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;

    • способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;

    • способность к наблюдательности, умение замечать новое;

    • стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно- практической деятельности;

    • умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия;

    • определять и сохранять способ действий;

    • использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;

    • осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;

    • сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АОП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;

сформированные в соответствии АОП универсальные учебные действия.

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с НОДА в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.


Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики,морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.


Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного

восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);

  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я(ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика) Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

  • выделять нулевое окончание;

  • подбирать слова с заданной морфемой;

  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

Морфология Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;

  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

    • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

    • наблюдать за словообразованием частей речи;

    • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения,

определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • выделять в предложении основу и словосочетания;

  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания, а также:

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);

ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);

  • запятая при обращении;

  • запятая между частями в сложном предложении;

  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).