Т 215
МДК 02.01 «Технология и организация сопровождения туристов».
Преподаватель: Тягунова Т.П.
Адрес электронной почты: [email protected]
Дата выдачи: 24.04.2020 г.
Срок выполнения: 29.04.2020 г.
Практическая работа №11 (6 часов)
Тема: «Анализ организации работы туристской фирмы».
Занятие I.
1.Теоретическая часть.
Туристская фирма - туристское предприятие агентско-операторского профиля, имеющее свою специфику организации деятельности, которая, как и в любой другой фирме, зависит от целей и задач ее деятельности. Цели и задачи деятельности туристской фирмы - создание привлекательных туристских продуктов, соответствующих потребностям туристов, поддержание предложения на уровне спроса, а также сохранение конкурентоспособности продукта.
Исходя из этого весь цикл функционирования туристского предприятия можно условно разделить на четыре важных направления (рис.1):
1) маркетинговые исследования рынка, включающие изучение спроса потребителей;
2) разработка туристского продукта, состоящая из планирования туристских программ и их апробации;
3) финансовые расчеты, состоящие из ценообразования, учетной и отчетной политики, налогообложения и др.;
4) развитие туристской фирмы, в том числе внедрение новых продуктов, направлений, диверсификация и интеграция.
Все эти направления нацелены на выполнение главных функций туристского предприятия - качественное обслуживание туристов, обретение постоянной клиентуры и обеспечение себе тем самым устойчивой финансовой и конкурентной позиции на рынке туристских услуг, а также на воспроизводство и развитие. Эта работа ведется постоянно и является непрерывным циклом деятельности туристского предприятия. А поскольку основным продуктом туристской фирмы является тур, то можно сказать, что работа туристского предприятия -это непрерывный цикл производственной и перспективной деятельности по созданию качественного туристского продукта -тура.
Рис. 1 Основные направления работы туристской фирмы
Разработка туристского продукта
Порядок работы туристской фирмы по составлению туров можно представить в виде схемы на рис.2.
Создание туристского продукта начинается с изучения спроса. Однако этого мало, так как туристский продукт в значительной степени зависит от местных возможностей приема или от возможностей организации обслуживания. Климат, материальная база, инфраструктура, туристские достопримечательности -все это влияет на содержание и состав туристского продукта. Оценив собственные возможности, еще раз следует проанализировать спрос, проецируя его на варианты ваших возможностей -провести его спецификацию.
Затем уже можно приступить к прокладке маршрутов, разработке графика обслуживания. Под график обслуживания далее составляются пакет туров и набор дополнительных услуг. Одновременно идет договорная кампания с поставщиками услуг. Готовые пакеты туров обсчитываются, и определяются их розничные и оптовые цены, составляются прейскуранты цен на отдельные виды услуг.
Рекламируются туры, как правило, в средствах массовой информации. После их реализации наступает основной итог всей деятельности в туризме - обслуживание туристов на маршрутах туров.
Но и на этом работа не завершается. После проведенного обслуживания работники турфирмы анализируют все его достоинства и недостатки, делают выводы и вносят соответствующие изменения в продукт. Эти маркетинговые действия проводятся вместе с непрекращающимся изучением спроса.
Рис. 2 Схема работы туроператора по разработке туров
2
Финансовые расчеты
Любая работа должна приносить не только радость, но и прибыль. Нерентабельные производства прогорают и закрываются. В связи с этим и туристская фирма должна позаботиться о своей рентабельности.
Необходимо так рассчитать цены на туристские продукты, чтобы окупить основные затраты и не превысить уровень среднерыночной цены на аналогичные продукты, т. е.:
А откуда и как получает туристская фирма (туроператор) свои доходы? Доходы базируются на сумме цен проданных туров и туристских услуг. Однако стоимость обслуживания, предоставленного поставщиками услуг, должна быть им возмещена, т. е. деньги, уплаченные туристом за услугу, не остаются в турфирме, а уходят (оплачиваются) поставщикам услуг. Поэтому в состав цены, кроме себестоимости услуг, закладывается и прибыль (обычный норматив прибыли для туристского продукта туроператора - 15-20 % от себестоимости тура),
т. е.:
И эти 15-20 % стоимости тура должны покрыть все издержки и затраты туристского предприятия и оставить еще какое-то количество чистой прибыли для дальнейшего развития и диверсификации фирмы.
А какие затраты должны покрыть доходы? Необходимо оплатить:
* стоимость услуг, входящих в обслуживание по нашим турам;
* налоги (НДС для турагентов, налог на прибыль, налог на фонд заработной платы и множество других);
* аренду офисных помещений;
* амортизацию оборудования, мебели и инвентаря;
* заработную плату сотрудникам, премии, бонусы и пр.;
* депозиты или проценты по депозитам (банкам или страховым компаниям на получение лицензии, IATA или авиакомпании на предмет агентского соглашения и т. д.);
* формирование фондов - социального развития, реконструкции и реорганизации, инвестиционного и т. д.
Фирма должна иметь какую-то чистую прибыль от производства для дальнейшего развития и возможной диверсификации предприятия.
Среди туристских агентств во всем мире, в том числе и в России, по продаже туров существует серьезная конкуренция. Причем цена в этой конкуренции играет важную роль.
В самом деле, если вам предлагают в разных агентствах аналогичные туры, но по разной цене, то вы выберете тот, который дешевле.
3
Именно так работает на рынке инструмент цены в вопросах конкурентной борьбы. Получается своеобразная маркетинго-финансовая вилка - цену хочется увеличить, но конъюнктура рынка не дает. Поэтому многие туристские фирмы ищут другие пути повышения рентабельности своей предпринимательской деятельности.
Развитие туристской фирмы
Так же как любое производство, туристская фирма (компания) должна обязательно развиваться на рынке. Остановка динамики развития грозит стагнацией, так как рынок сам очень динамичен, постоянно меняется и развивается. Остановившаяся фирма может просто отстать. А значит, и проиграть. Основные направления деятельности туристской фирмы в плане дальнейшего развития выглядят следующим образом:
Во-первых, должны постоянно проводиться маркетинговые исследования тенденций спроса на перспективу. первоначально более высокие цены, снимая тем самым «рыночные сливки».
Во-вторых, должна проводиться диверсификация туристской деятельности, позволяющая разнообразить сферы применения капитала, оставаясь в рамках туристского предпринимательства. Кроме того, при возникновении сложностей бизнеса в каком-то одном направлении другие направления финансово поддержат производство. Диверсификация производства в туризме может иметь две разновидности интеграции: горизонтальную и вертикальную.
2.Практическая часть.
Задание.
Ответить письменно на вопросы.
Вопросы:
Что такое маркетинг туристского предприятия?
Из каких этапов состоит разработка туристкого продукта?
Из чего состоят финансовые расчеты?
Что такое горизонтальная интеграция?
Что такое вертикальная интеграция?
Задание оформить в тетрадях для практических работ.
Фото выслать преподавателю на электронную почту.
4