Т 215
МДК 03.01 Технология и организация туроператорской деятельности
Преподаватель: Тягунова Т.П.
Адрес электронной почты: [email protected]
Дата выдачи: 21.05.2020 г.
Срок выполнения: 29.05.2020 г.
Практическая работа № 9
«Анализ и оценка экономической эффективности тура»
I.Теоретическая часть.
При разработке нового туристского продукта (экскурсий, маршрутов, туров) важно определить, насколько экономически эффективными они окажутся. Любая туристская фирма, занимающаяся операторской деятельностью, имеет в своем распоряжении буклеты, альбомы, проспекты и справочники, в которых имеются все необходимые сведения по условиям и стоимости проживания в различных гостиницах и отелях, стоимости различных систем питания, трансфера, экскурсий и т.д. Приводимая здесь методика позволяет произвести быстрый ("прикидочный") расчет стоимости разрабатываемого тура (маршрута) и оценить его экономическую эффективность.
Определение экономической эффективности туристского продукта предполагает расчет следующих экономических показателей:
-суммы реализации турпродукта;
-прямые и переменные затраты на производство тур продукта;
-маржинальный доход от реализации турпродукта;
-постоянные расходы фирмы на разработку и реализацию турпродукта;
-валовую прибыль;
-налоги в бюджет и внебюджетные фонды;
-чистую прибыль фирмы от реализации турпродукта.
Процесс определения экономической эффективности турпродукта ведется в 3 этапа:
-расчет себестоимости турпродукта;
-расчет цены турпродукта и дохода от его реализации;
-оценку экономической эффективности турпродукта.
Расчет эффективности проводится путем сравнения затрат с экономическим эффектом как денежным выражением результата.
Положительный экономический эффект - это экономия, отрицательный - убыток.
Конечным результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия является, изготовлен туристический продукт или предоставленные услуги, то есть вновь созданная стоимость, а финансовым результатом коммерческой деятельности - полученный доход. Соответствующие виды эффективности различают преимущественно на основании получаемых результатов хозяйственной деятельности предприятия.
1
Экономическую эффективность отражают через различные стоимостные показатели, характеризующие промежуточные и конечные результаты деятельности. К таким показателям относятся: объем предоставленных услуг, величина полученной прибыли, рентабельность, экономия ресурсов, производительность труда и т.д.
ПРИМЕР:
Таблица 1 Стоимость проезда/перелета из г. Москва в г. Воркута
|
Вид транспорта | Стоимость проезда |
Авиа (Москва - Воркута) | От 9 000 рублей |
ЖД (купе) (Москва - Воркута) | От 5480 рублей |
ЖД Воркута - Лабытнанги | От 1200 руб |
Таблица 2 Стоимость проживания в г. Воркута (средний ценник, с возможными скидками и доплатами)
|
Вид размещения | Стоимость номера за номер, руб |
1-местный номер с завтраком | 1600 |
2-местный номер с завтраком | 1600 |
4-местный номер с завтраком | 4500 |
Фактическое проживание в гостинице составляет 2 дня.
Расчет затрат на инструктора-гида:
Страховка - 200 р.
Оплата работы - 13500 р.
Итого: 13700 р.
Себестоимость тура
Таблица 3 На 2-х-местное размещение
|
Статьи затрат | Стоимость, рубли |
ж/д билет | 5480+2400 |
Проживание и питание | 4000 |
Трансфер | 1300 |
Страховка | 200 |
Экскурсии | |
№1 | 300 |
№2 | 250 |
Аренда: рыболовные снасти (спиннинг с катушкой, блесны) | 500 |
Прокат снаряжения (катамараны, палатки, костровое оборудование) | 2600 |
Итого | 17030 |
Расходы на руководителя | 1700 |
Комиссия турагенства | 100 |
Всего | 2700 |
Расчет стоимости тура.
Проанализировав полученные цифры и цены фирм-конкурентов, рекомендуется установить следующие цены на маршрут с жд билетами, включением экскурсий «Как рождалась Воркута», «Мемориальный комплекс», посещение учебной шахты и музея геологии, 8 дней, 7 ночей (2 ночевки в гостинице, 1 ночевка в охотничьем домике, 4 ночевок полевых в палатке);
2
Таблица 4
|
Группа 12 чел. | Группа 8 чел. |
29900 руб. | 32500 руб. |
Расчет маржинального дохода.
Рассчитаем разницу между ценой тура и переменными затратами (маржинальный доход). Будем рассчитывать среднеарифметическую стоимость, учитывая, что часть туристов предпочитают одноместное, часть двухместное размещение и количество людей в группе варьируется между минимальным и максимальным значением, мы возьмем минимальное значение.
Таблица 5
|
Продажная цена тура, руб | 29900 |
Ограниченная себестоимость тура на 1 человека, руб | 18830 |
Маржинальный доход с одного человека | 11070 |
Расчет годового маржинального дохода на всю группу.
Маркетинговые исследования показали, что в период начала сезона (июль) формируется 2 группы по 8 человек, в середине сезона (август) - 3 группы по 12 человек, в сентябре 2-3 группы по 8 человек.
Таблица 6
|
Июль | 177120 |
Август | 398520 |
Сентябрь | 265680 |
Годовой маржинальный доход | 841320 |
Таблица 7 Показатели экономической эффективности тура
|
Валовая прибыль: Маржинальный годовой доход - постоянные затраты в составе себестоимости | 588930 |
Чистая прибыль: Валовая прибыль - налог на прибыль | 564391,25 |
Сумма продаж Июль Август Сентябрь | 1 040 000 1 076 400 780 000 |
Уровень прибыльности: Валовая прибыль*100%/сумму продаж | 5,6% |
Уровень рентабельности: Чистая прибыль*100%/ сумму продаж | 1,2% |
Полученный уровень прибыльности и рентабельности выше нормативных и мы можем считать, что наш тур можно считать экономически эффективным.
II.Практическая часть.
Рассчитать стоимость тура и определить его эффективность
В стоимость тура “Археологическое наследие” включено:
- проживание в 2-х гостиницах;
- питание - обед и ужин (завтраки включены в стоимость проживания)
- трансфер;
- транспортное обслуживание по маршруту археологических раскопок;
- экскурсионное обслуживание;
- услуги гида-археолога;
3
- страховка
Затраты по продвижению турпродукта включают все коммерческие расходы, к которым относятся комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и
посредническим организациям, расходы на рекламу, расходы на участие в выставках, ярмарках и других мероприятиях.
Задание оформить в тетрадях для практических работ.
Фото выслать преподавателю на электронный адрес.
4