СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Домашняя работа учащихся уровня основного общего образования в условиях введения ФГОС.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Домашняя работа учащихся уровня основного общего образования в условиях введения ФГОС.»

Домашняя работа учащихся уровня основного общего образования в условиях введения ФГОС.
  1. Более ста лет длится спор о том, что такое домашнее задание – право или обязанность? Выполнение школьниками домашних заданий – это обязанность учащихся подчиняться принятым правилам или право ученика на работу дома, чтобы повысить качество своего образования и достигнуть результатов определенного уровня? Какова Ваша педагогическая позиция по отношению к домашней работе учащихся? Может ли домашняя работа рассматриваться как дополнительная работа ученика? В этом случае, кому необходима такая работа, а кто может от нее отказаться?


В настоящее время есть разные мнения по поводу домашних заданий (и в нашей школе тоже): если ученик добросовестно выполняет все, что ему было задано, не прибегая к списыванию, у него иногда недостаточно времени даже на сон. Некоторые мои родители предлагают в старшей школе вообще не задавать домашней работы и тем более не учить дома тот материал, который не успели рассмотреть на уроке, так как выпускники (практически все) сразу же после занятий посещают дополнительно курсы подготовки к ЕГЭ, занимаются с репетитором и т.д., да и не все предметы им нужны для поступления (как правило, каждый уже выбрал те, которые ему необходимы и более углубленно их изучает).

Я считаю, что совсем отменить домашнее задание нельзя, так как оно приносит учащемуся следующую пользу: выполняя домашнее задание, он повторяет уроки, пройденные в школе, оно подготавливает ученика к тому, что будет изучено завтра, домашняя работа побуждает ребёнка пользоваться различными источниками информации, при его выполнении происходит закрепление материала, пройденного в школе (ребенок, особенно в начальной школе, забывает 70% того, что он узнал на уроке. Поэтому без домашних заданий каждое занятие придется начинать практически с чистого листа, без самостоятельного повторения школьник не усвоит пройденный материал), домашняя работа служит хорошей мотивацией к учёбе, развивает в ребёнке самодисциплину, приучает работать самостоятельно и применять полученные знания и умения для достижения более высокого уровня, помогает овладеть организационными и учебными навыками. Важно помнить, что высоких результатов в обучении школьников можно достичь лишь при условии, если качество домашних заданий отвечает требованиям сегодняшнего дня, задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, лучший вариант домашней работы – это творческий и дифференцированный ее характер. Стремясь к повышению качества и эффективности урока, следует выполнять основное правило: нет необходимости задавать на дом то, что достигнуто на уроке. Домашнее задание нужно давать тогда, когда его необходимость строго обоснована. Для мотивирования заданной работы, учащимся надо точно знать, какую цель оно преследует. Школьник работает совсем по-другому, когда знает, с какой целью он выполняет домашнее задание. Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности, отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Тренировка и повторение развивают память и автоматизируют навыки. Если при выполнении упражнений школьникам приходится преодолевать трудности, это развивает выдержку, настойчивость и силу воли. Процесс применения знаний может оказывать аналогичное воздействие, а кроме того, повышать гибкость мышления и развивать конструктивно-творческую фантазию, умение аргументировать. Контроль, оценка и самоконтроль формируют чувство долга и ответственности, воспитывают скромность, самокритичность. Объем задания по предмету должен составлять 20-25% процентов от выполненного на уроке (1/4  -  1/5   часть всего времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков). Грамотный подход к объему, дозировке заданий может в какой-то степени сохранить здоровье ребенка, медики справедливо бьют тревогу по этому поводу.

Домашняя работа может рассматриваться как дополнительная работа ученикам, проявляющим повышенный интерес к изучаемому предмету (при подготовке к олимпиаде и т.д.) или испытывающим затруднения при его изучении, с целью ликвидации задолженностей. Задания должны быть подобраны с учетом индивидуальных особенностей и оговорены сроки выполнения, например, до конца учебной недели, через несколько уроков. Отказаться от такой работы может успевающий ученик, но, как правило, такие дети сами находят задания, требующие нестандартных подходов в решении, пытаются решать их самостоятельно и только при неудачи обращаются за помощью. Мои учащиеся активно принимают участие в международной игре по математике «Кенгуру», «Слон», берутся за решение более сложных задач.